Семестр1. Тема2. Лекция1-3. Становление категориального строя психологии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Семестр1. Тема2. Лекции2-3. Становление категориального строя психологии.
Advertisements

Психология как отрасль научного знания и практической деятельности Семестр 1. Тема 1. Лекция 1.
Философия нового времени. Ф.Бэкон Р.Декарт. Б.Спиноза. Дж. Локк. Г.В.Лейбниц.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ Проблема познаваемости мира Антонина Сергеевна Матвиенко.
Введение в психологию. Психология сознания. ПСИХОЛОГИЯ ( от греч. psyche душа + logos учение, наука ) наука о закономерностях развития и функционирования.
Гносеология Лекция 5 Черепанова М.В. ассистент кафедры философии.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Часть 1 1. Продукт общественно- трудовой и мыслительной деятельности людей, представляющий идеально воспроизведение в языковой форме объективных закономерных.
Введение в психологию Проблемы, изучаемые психологией; предмет и объект психологии; основные этапы развития психологии; специфика психических явлений;
ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА. План. 1.Бытие и познание. 2.Познаваемость мира как философская проблема. 3.Познание как деятельность. 4.Чувственное познание.
Лекция 1 « Общая характеристика психологии как науки »
Философия Нового времени. 1. Специфика философии Нового времени. 2. Эмпиризм и рационализм. 3. Характеристика философии эпохи Просвещения. 4. Немецкая.
Аристотель ( г.г. до н.э.) Великий греческий философ, естествоиспытатель, основатель естествознания, ученый-энциклопедист. Ученик Платона. С 343.
М-0. ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ» I. Объект, предмет и задачи психологии II. Основные методы психологии III. Сознание как высшая форма отражения.
Человек Человек - разумное существо, поэтому он отвечает за судьбу всей природы и человечества, от него зависит, какой будет наша планета Земля!
СЕНСУАЛИЗМ и РАЦИОНАЛИЗМ НОВОГО ВРЕМЕНИ 1. Философия европейского сенсуализма XVI-XVIII вв. 2. Европейский рационализм XVII-XVIII вв. ГУМЕР.
Общее определение Основные свойства образов восприятия Теории восприятия ВОСПРИЯТИЕ.
ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ.
Раздел «онтология и теория познания» Лекция 2. Онтология как философское учение о бытии. Бесплатные презентации.
Транксрипт:

Семестр1. Тема2. Лекция1-3. Становление категориального строя психологии

Термины Категории – наиболее общие, ни к чему более не сводимые понятия. Аристотель Категории описывают мир, но и задают то, что мы в нем видим

Ю.Б. Гиппенрейтер

Зачем учить общую психологию? 1.Интересно провести время, обогатить круг ассоциаций 2.Это основа профессии психолога – множество систем координат 3.Каждая профессия формирует свою ментальность – свой способ видеть и понимать окружающее

Злоключения здравого смысла в психологии 1.Хороший парень – не профессия! 2.Различать иллюзию и реальность! -Температурная иллюзия Узнадзе -Имеет ли окружающий мир цвет? -Невозможные изображения

Как работает зрительная система

Константность восприятия

Зрительный контраст

Невозможные изображения

М.К. Эшер

О душе Душа и тело Мифологии Метафоры понимания души

Платон и Аристотель

Вопросы к Платону и Аристотелю 1.Что такое душа? 2.Что такое познание? 3.Как устроено человеческое познание? Как мы знаем, что это дверь? Как мы отличаем столы от стульев?

Ответы Платона ( гг. до н.э.) Понятие идеи Мир вещей и мир идей Душа и тело

Ответы Аристотеля ( до н.э.) Душа Сущность (тела) же есть энтелехия; стало быть, душа есть энтелехия такого тела.

«Свойства» души «Растительная» душа - питание, упадок и рост «Животная» душа – ощущение, движение пространстве «Человеческая» душа – мышление

Р. Декарт (Картезиус) ( )

Декарт Cogito ergo sum (Мыслю, следовательно, существую) Две субстанции – мыслящая и протяженная Познавать душу проще, чем тело

Дж. Локк ( )

Локк Два источника знания – ощущение и рефлексия. Рефлексия – мышление о своем мышлении

Психология сознания Возникновение научной психологии – 1879 г. Психология – наука о сознании Сознание – непосредственный опыт. Структурная психология

В. Вундт ( )

Психология сознания. Структурная психология Схема сознания В. Вундта Поле сознания (Перцепция) Фокус внимания (Апперцепция)

Психология сознания. Структурная психология Совокупность ощущений Аналитическая интроспекция. Свойства сознания (ритмичность, структура, составной характер) Ощущение Свойства: качество, интенсивность, длительность, пространственная протяженность

Психология сознания. Функциональная психология У. Джемс: Поток сознания Свойства сознания (оно длится и изменяется, непрерывно, имеет личный характер, целостно)

Метод интроспекции и проблема самонаблюдения Как изучать психику (сознание)? Плюсы интроспекции – непосредственная данность фактов сознания, закрытость от внешнего наблюдения, чистые факты сознания – усмотрение каузальных связей, при самых строгих условиях предъявления

Метод интроспекции и проблема самонаблюдения Проблемы и ограничения интроспекции: Удвоение сознания Опытные испытуемые + специальное обучение Недоступность несловесного опыта Ошибка стимула Невозможность повторить результаты исследований