Авторские программы и требования, предъявляемые к ним. Авторские программы и требования, предъявляемые к ним. Преподаватель Дьякова Т.Я., МОУ школа-интернат.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей Требования к содержанию и оформлению.
Advertisements

Программно-методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования (по материалам, представленным в журналах "Дополнительное образование.
Составление программ дополнительного образования.
ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к программам дополнительного образования детей Нормативно-правовой аспект Содержание дополнительных образовательных программ Цели.
Кузнецова М.Н. Внеурочная деятельность: «Юный художник»
Образовательные программы дополнительного образования детей.
Развивающие приемы на уроках ИЗО М.А. Чеснокова МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры.
- нормативный документ, определяющий цели, задачи, содержание, способы организации образовательной деятельности и предполагаемый результат - модель образовательного.
Районный семинар «Разработка программы дополнительного образования детей»
Подготовка дополнительных образовательных программ в логике ФГТ Н.В. Селедкина, МОУ ДПОС РЦ.
Проектирование рабочей программы по предмету, курсу Основина В.А., зав.кафедрой управления образованием, к.п.н.
«Разработка образовательных программ дополнительного образования детей, в рамках реализации ФГОС» СОСТАВИТЕЛЬ: Методист МОАУ ДОД ЦДТ г. Лабинска Хаустова.
Содержание и структура рабочей программы педагога (Рабочая программа учебного курса) Содержание и структура рабочей программы педагога (Рабочая программа.
Примерные методические рекомендации по составлению рабочей программы педагога учебный год Консультант Комитета образования Солдатова Е.В.
Рабочая программа как основа создания условий для социального саморазвития личности обучающегося. Дементьева Л.Г. методист МБОУ ДОД «ЦРТДЮ Тамбовского.
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ.
Методические рекомендации по разработке раздела образовательной ( воспитательной )программы Выполнила : вед специалист РУО С.С.Русинова 2012 г.
Малышкина О.В., методист ИМЦ МКУ «Управление образования Администрации города Бийска» Подготовка к лицензированию программ дополнительного образования.
Филонова Л.В., зав.кафедрой теории и методики обучения и информатике Амурского областного ИРО.
Планирование внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС – это деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения.
Транксрипт:

Авторские программы и требования, предъявляемые к ним. Авторские программы и требования, предъявляемые к ним. Преподаватель Дьякова Т.Я., МОУ школа-интернат 1, г. Саров.

Цель любого образования – научить любить красоту. Платон.

Как плодоносное поле без возделывания не дает урожая – так и душа. Возделывание души – это и есть философия: она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к принятию посева и вверяет ей – сеет, так сказать, - только те семена, которые, вызрев, приносят обильный урожай. Цицерон.

«…Художник – это только часть художественной культуры народа. Вторая, не менее существенная – Зритель…. Художником, поэтом станет только один из тысячи. Зрителем должен стать каждый. Кто взрастит зрителя? Учитель! Только Учитель!». Б. М. Неменский.

Содержание образовательной области « Искусство»: Изобразительное искусство Музыка Мировая художественная культура Учебный предмет – это средство передачи содержания образования с помощью педагогической инструментовки.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСКУССТВУ: Изучение искусства в основной школе направлено на достижение следующих целей: развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства; воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала; освоение знаний об искусстве, о классическом наследии отечественного и мирового искусства и современном творчестве; ознакомление с выдающимися произведениями русской и зарубежной художественной культуры; овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности; формирование устойчивого интереса к искусству, к художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.

развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности; воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта; формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности; освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; овладение навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); в декоративной и художественно- конструктивной работе; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации. Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать: основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция); выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения; наиболее крупные художественные музеи России и мира;

Уметь: применять художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, художественного конструирования в своем творчестве; определять средства выразительности при восприятии произведений; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства; ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения; объяснять роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для эстетической оценки явлений окружающего мира; при восприятии произведений искусства и высказывании суждений о них; художественные материалы в своем творчестве (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы); средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений, навыков по учебному предмету, а также логику изучения тем и общую дозировку времени на их изучение. Учебная программа-

Учебные программы. Фиксируют содержание и основные формы реализации содержания учебного предмета. При составлении программ используют следующие разделы: Программа и ее особенности концепция и задачи в основе программы основные виды деятельности учебно- методическое обеспечение

Авторские программы, получившие широкую общественную значимость, прошедшие экспертную оценку Министерства образования и науки России и апробацию, получают гриф «Допущено (или рекомендовано) Министерством образования и науки РФ». При выборе такой программы для преподавания предмета «Изобразительное искусство» в школе не требуется дополнительной экспертной оценки. Они приобретают статус программы федерального уровня (например, программы по изобразительному искусству В. И. Кузина, Б. М. Неменского, Т. Я. Шпикаловой и др.).

Авторские учебные программы с учетом требований примерной программы могут следовать иной логике построения учебного предмета, отражать собственные подходы автора к рассмотрению тех или иных теорий, выражать авторскую точку зрения относительно изучаемых явлений и процессов. Такие программы должны иметь рецензии ученых в данной предметной области, педагогов, психологов, методистов. Важно учесть концепцию и задачи образовательного учреждения, в котором будут реализовываться выбранная программа, желания и возможности детей, а также материально-технические условия реализации программы. При наличии рецензий программы утверждаются педагогическим советом школы. Авторские программы

Критерии, которым должна отвечать авторская программа: Научность Доступность Учебно-методический аппарат

Научность. Научность содержания: изложение научных основ учебной дисциплины; корректность введения научных понятий; строгость приводимых доказательств соблюдение общепринятой научной терминологии и символики; раскрытие научных понятий в соответствии с достижениями современной науки; учет исторических аспектов возникновения и развития базовой для учебной дисциплины науки наличие мировоззренческих обобщений, направленных на формирование научной картины мира прикладная направленность предлагаемого материала.

Доступность содержания: соответствие учебного материал примерной программе, посильность учебного материала учащимся данного возраста, учет их психолого-педагогических особенностей; соответствие учебного материала предшествующей подготовке и уровню развития учащихся; дифференцированность теоретического и практического материала для достижения лучших результатов обучения; четкость формулировок определений, задач и т. д.; -ясность, точность и лаконизм изложения. Доступность.

Учебно-методический аппарат: систематичность, логичность и последовательность изложения материала соблюдение преемственности, уровневая и профильная дифференциация; использование передового опыта; воспитательный и образовательный характер учебного курса; направленность учебного материала на развитие творческих способностей учащихся и навыков самообразования; формирование интереса учащихся к предмету и его практическому применению; межпредметные связи; методическая ценность иллюстративного, справочного материала и других средств обучения; наличие средств организации самостоятельной учебной деятельности учащихся (структурирование учебного материала: обязательный, дополнительный и т. д.; вопросы для самоконтроля; указания по работе с книгой и т. д.

Содержание программ по предмету «Изобразительное искусство» должно строится с учетом психолого-физиологических возрастных особенностей учащихся, которые нужно учитывать на разных периодах обучения, при решении воспитательных и образовательных задач. Важно учесть концепцию и задачи образовательного учреждения, в котором будут реализовываться выбранная программа, желания и возможности детей, а также материально-технические условия реализации программы.

Требования к содержанию и оформлению образовательных программ утверждены на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Министерства образования России 3 июня 2003 года и изложены в письме Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г ^84/16.

Содержание образовательных программ должно соответствовать: достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно- национальным особенностям регионов; определенному уровню образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого- биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной и др.); современным образовательным технологиям, которые отражены в: принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся).

Содержание образовательных программ должно быть направлено на: создание условий для развития личности ребенка; развитие мотивации личности к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; профилактику асоциального поведения; создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур; интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка; укрепление психического и физического здоровья; взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Цели и задачи образовательных программ должны обеспечивать обучение, воспитание, развитие детей. Образовательная программа должна включать следующие структурные элементы: Титульный лист. Пояснительную записку. Учебно-тематический план. Содержание изучаемого курса. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. Список литературы.

Титульный лист включает: наименование образовательного учреждения, согласно Устава МОУ; где, когда и кем утверждена образовательная программа; (утверждается педсоветом или метод советом за подписью и печатью директора школы) название образовательной программы; возраст детей, на которых рассчитана программа; срок реализации программы; Ф.И.О., должность автора (авторов) образовательной программы; название города, населенного пункта; год разработки дополнительной образовательной программы.

2.Пояснительная записка раскрывает: новизну, актуальность, педагогическую целесообразность; цель и задачи образовательной программы; отличительные особенности данной программы от уже существующих; возраст детей, направленность образовательной программы; участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы; сроки реализации образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы); формы и режим занятий; ожидаемые результаты и способы их проверки; формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).

3.Учебно-тематический план образовательной программы включает: перечень разделов, тем; количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

4.Содержание: Содержание образовательной программы раскрывается через краткое описание тем (теория и практика).

5.Методическое обеспечение: Методическое обеспечение программы включает в себя описание: форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.); приемов и методов организации учебно- воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий; форм подведения итогов по каждой теме или разделу.

6.Список литературы. 7. Об авторе.

Стремительно летит время, одни ценности приходят на смену другим, и все это находит отражение как в изобразительном искусстве, так и в восприятии этого искусства детьми. Только творчество педагога, его постоянное стремление совершенствовать учебный процесс сориентирует его в выборе программ и методической системы. «Профессиональная пригодность к педагогической деятельности – это прежде всего желание к постижению ее мудростей, это готовность к постоянному совершенствованию этой деятельности». В. А. Сластенин. Заключение.