Теория и практика антикризисного управления Лекция 2.. Диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия при антикризисном управлении.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Анализ возможности безубыточной деятельности Предприятия - должника Тема 3.
Advertisements

Формирование и Использование прибыли предприятия Выполнила: Ученица 3 курса группы ИЭ-34 Сетракова Яна.
Доходы и расходы организации, формирование финансового результата и его планирование. Доходы организации как главный источник собственных финансовых ресурсов.
проф. д.э.н. Селезнева Н.Н проф. д.э.н. Селезнева Н.Н.
Анализ использования основных средств предприятия Разработчик З.Г. Антонова.
Hinnakujundus Ценообразование Euroakadeemia 2013.
Основы теории спроса и предложения.. Рынок представляет собой особую систему взаимоотношений между покупателями и продавцами. Состояние рыночной экономики,
ООО « АЙК » 2007 г.. Механизм формирования прибыли ООО «Айк» за гг. Показатели АбсолютноеОтносительное Сумма, тыс. руб. Уд. вес,
БУХГАЛТЕРСКИЙ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ Тема 4: « Система финансовых коэффициентов и показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия» © И.В. Депутатова.
Диагностика состояния неплатежеспособных предприятий.
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
Использование понятия производной в экономике. Рассмотрим функциональную зависимость издержек производства о количества выпускаемой продукции. Обозначим:
Экономика и организация производства Раздел: Производственный потенциал предприятия Тема: Издержки и результаты производства Рассматриваемые вопросы: прибыль.
Финансовый план. Основное содержание Финансовый раздел бизнес-плана рассматривает вопросы финансового обеспечения деятельности фирмы и наиболее эффективного.
«Учет и анализ финансовых результатов (на материалах Комбината кооперативной промышленности Червенского РПО)» Студентка 5 курса, гр.60301с Курдун Наталья.
Точка безубыточности Точка безубыточности определяет, каким должен быть объем продаж для того, чтобы предприятие могло покрыть все свои расходы, не получая.
Цели финансового анализа. Выявление изменений показателей финансового состояния; Выявление факторов, влияющих на финансовое состояние предприятия; Оценка.
Тема 9 Анализ, планирование и прогнозирование денежных потоков.
проф., д.э.н. Селезнева Н.Н проф., д.э.н. Селезнева Н.Н.
Анализ финансовой отчетности предприятия. Платежеспособность предприятия определяется его возможностью и способностью своевременно погашать свои внешние.
Транксрипт:

Теория и практика антикризисного управления Лекция 2.. Диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия при антикризисном управлении

Диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия Политика антикризисного управления представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся в разработке системы методов предварительной диагностики угрозы финансовой дестабилизации (угрозы кризиса) и «включении» механизмов, обеспечивающих выход предприятия к стабильному развитию.

Диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия Здесь необходимо отметить, что все процессы, происходящие в организации, можно разделить на управляемые, неуправляемые. Управляемые - это процессы, которые поддаются изменению в определенном направлении при сознательном воздействии на них со стороны антикризисного управляющего. Неуправляемые - когда антикризисному управляющему по тем или иным причинам их изменить (их направленность и характер) невозможно

Диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия Управляемые процессы при определенных условиях могут стать неуправляемыми и наоборот. К кризису может приводить «невидение» антикризисным управляющим процессов, которыми можно управлять, которые надо направлять. При таком подходе эти процессы превращаются в стихийные.

Диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия Так, потеря контроля над изменениями показателей ликвидности и рентабельности, над согласованностью этих изменений может привести к потере контроля над ситуацией на предприятии вообще и, что неизбежно, к кризису, который может закончиться банкротством предприятия.

Диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия Основные принципы антикризисного управления можно сформулировать следующим образом: кризисы можно предвидеть, ожидать и даже вызывать (наиболее опасными являются неожиданные кризисы); кризисы, в определенной мере, можно ускорять, предварять или отодвигать; к кризисам можно и необходимо готовиться заранее; кризисы и, особенно, их последствия можно смягчать;

Диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и, в какой то мере, искусства; кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми; управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

Диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия Таким образом система антикризисного управления сочетает следующие элементы: «прогнозирование кризиса - профилактика кризиса - непосредственно кризис - вывод предприятия из кризиса». Основным современным инструментом прогнозирования кризисов является мониторинг. Именно качество системы мониторинга кризисных ситуаций является важным фактором, влияющим на эффективность антикризисного управления.

Диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия Система мониторинга кризисных ситуаций представляет собой специально организованные действия по определению вероятности и реальности на­ступления кризиса и необходима для его своевременного обнаружения и распознавания.

Диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия Система мониторинга кризисных ситуаций представляет собой специально организованные действия по определению вероятности и реальности наступления кризиса и необходима для его своевременного обнаружения и распознавания. Реализация этой политики включает в себя осуществление постоянного мониторинга финансового состояния предприятия с целью раннего обнаружения признаков нарушения его стабильной работы.

Диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия В этих целях в системе общего мониторинга финансового состояния предприятия представляется целесообразным выделить особую группу объектов наблюдения: показатели ликвидности и платежеспособности и показатели рентабельности деятельности предприятия.

Диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия Информационное обеспечение финансового анализа

Информация финансового характера, или информационная база, является основой информационного обеспечения системы управления финансами на любом уровне, поскольку всякое обоснованное, неспонтанное решение базируется на некоторых данных.

Информационное обеспечение финансового анализа Все информационные ресурсы можно сгруппировать в пять крупных блоков: 1.сведения регулятивно-правового характера, 2. сведения нормативно-справочного характера, 3. данные системы бухгалтерского учета, 4.статистические данные 5. несистемные данные

Информационное обеспечение финансового анализа Первый блок включает в себя законы, постановления, указы, т.е. документы, определяющие, прежде всего, правовую основу деятельности предприятия.

Информационное обеспечение финансового анализа Во второй блок входят нормативные документы государственных органов (Министерства финансов, Банка России, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и др.), международных организаций и различных институтов, в том числе финансовых, содержащие требования, рекомендации и количественные нормативы в области финансов к участникам рынка.

Информационное обеспечение финансового анализа В третьем блоке обособлены данные системы бухгалтерского учета как единственного систематизированного информационного ресурса Четвертый блок включает статистические данные, которые условно можно подразделить на два массива: централизованно формируемые статистические данные и внутреннюю статистику.

Информационное обеспечение финансового анализа В первый массив входит регулярно публикуемая официальная статистика, имеющая общеэкономическую направленность (индексы цен, динамика общеэкономических показателей в различных разрезах и др.) и финансовая статистика (динамика процентных ставок, данные о рыночных индексах, курсах валют и т.п.).

Информационное обеспечение финансового анализа Во втором массиве накапливается статистические данные по предприятию по основным показателям (выручка от реализации, себестоимость, прибыль, финансовые вложения и т.п.).

Информационное обеспечение финансового анализа В пятом блоке представлены информационные ресурсы, условно названные несистемными. Смысл названия состоит в том, что эти данные, во-первых, жестко не систематизированы по составу, структуре, обновляемости и т.п. и, во- вторых, не являются обязательными, т.е. формирование этого ресурса и его использование является исключительной компетенцией самого предприятия

Информационное обеспечение финансового анализа Основной информационной базой финансового анализа является – ПЕРВИЧНАЯ БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ, именно в которой отражается все движение материальных и финансовых ресурсов предприятия, связанных с осуществление его деятельности.

Информационное обеспечение финансового анализа Прежде всего на основе первичной бухгалтерской отчетности формируется его ФИНАНСОВАЯ и УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ, необходимые для осуществления эффективного управления финансами предприятия

Информационное обеспечение финансового анализа УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ (внутренний) УЧЕТ ДАННЫЕ ПЕРВИЧНОГО БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВЫЙ (внешний) УЧЕТ

Информационное обеспечение финансового анализа ОСНОВНЫЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ: СОБСТВЕННИКИ, ПАРТНЕРЫ, БАНКИ, ГОСУДАРСТВО Баланс ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ ОТЧЕТ О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ОТЧЕТ О ДВИЖЕНИИ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА ФИНАНСОВЫЙ (внешний) УЧЕТ

Информационное обеспечение финансового анализа КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ БЮДЖЕТИРОВА НИЕ ЦЕНТРЫ ФИНАНСОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОСНОВНОЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТ ПРЕДПРИЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ (внутренний) УЧЕТ

Диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия Лекция 3. Анализ доходности

АНАЛИЗ ДОХОДНОСТИ В условиях рыночного производства два основных параметра характеризуют финансовые возможности и положение предприятия: Объем продаж (S) или выручка от реализации (ВР) которая характеризует: социальную полезность продукции предприятия (если она продается, то продукция нужна и соответствует потребностям покупателей); Основной финансовый результат деятельности, то есть объем поступающих финансовых средств, от реализации продукции или услуг предприятия

АНАЛИЗ ДОХОДНОСТИ Прибыль (E) характеризует экономическую эффективность и конечную цель рыночного производства, объемы получаемой прибыли определяющих: На уровне макроэкономики : рост национального дохода; рост экономической, оборонной, политической мощи и процветание государства; На уровне микроэкономики: 1. рост благосостояние владельцев и работников предприятия (направление части прибыли на выплату дивидендов и материальное поощрение персонала). 2. возможность развития предприятия и бизнеса за счет капитализации (инвестирование части прибыли в развитие бизнеса) ;

АНАЛИЗ ДОХОДНОСТИ Первый относительный показатель, характеризующий успешность деятельности предприятия это – КОЭФФИЦИЕНТ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОДАЖ: Rs = E/ ВР ; Финансовый смысл Rs – сколько прибыли мы получаем на 1руб. произведенной и реализованной продукции

Отчет о прибылях и убытках Отчет о прибылях и убытках предприятия характеризует процесс формирования прибыли предприятия и для целей анализа выглядит следующим образом:

Отчет о прибылях и убытках Объем продаж : денежные средства поступающие от основной деятельности предприятия ( - ) Себестоимость произведенной продукции: покупаемое сырье и материалы, комплектующие изделия; заработная плата работников основных и вспомогательных цехов; расходы электро- и тепло энергии на производственные цели; накладные производственные расходы; амортизация основных средств прочие производственные расходы; (=) ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ

Отчет о прибылях и убытках Валовая прибыль предприятия, рассчитываемая как разность между объемами реализации и прямыми расходами, характеризует уровень прибыли, получаемый предприятием при существующем уровне технологии и организации производства.

Отчет о прибылях и убытках ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ - административно-управленческие - коммерческие и сбытовые расходы; (=) (ПРИБЫЛЬ ОТ ПРОДАЖ (ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) (ОПЕРАЦИОННАЯ ПРИБЫЛЬ - EBIT )

Отчет о прибылях и убытках ОПЕРАЦИОННАЯ ПРИБЫЛЬ (ПРИБЫЛЬ ОТ ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) ( EBIT - Выплаченные проценты -(+/-) Дополнительные внереализационные доходы/расходы (=) ПРИБЫЛЬ ДО ВЫПЛАТЫ НАЛОГОВ (EBT)

Отчет о прибылях и убытках Операционная прибыль ( EBIT ) и прибыль до выплаты налогов (ЕВТ) - важнейшие показатели деятельности предприятия. Налоги определяются правительством, их можно не платить, обходить, поэтому этот показатель, по мнению финансистов, служит ТЕРМОМЕТРОМ, отражающим положение предприятия на рынке и эффективность организации его производства.

Отчет о прибылях и убытках Показатель EBIT используется банками для окончательного решения о выдаче кредитов, т.к. характеризует способность предприятия к реинвестированию, если EBIT - уменьшается, это свидетельствует либо о рыночном, либо внутреннем нездоровье предприятия

Отчет о прибылях и убытках ПРИБЫЛЬ ДО ВЫПЛАТЫ НАЛОГОВ (EBT) ( - ) Средства, выделяемые на выплату налогов (=) ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ ПОСЛЕ ВЫПЛАТЫ НАЛОГОВ ( - ) Выплата премий и дивидендов (=) НЕРАСПРЕДЕЛЕННАЯ ПРИБЫЛЬ

Отчет о прибылях и убытках Важным показателем является показатель нераспределенной прибыли - ибо он характеризует средства предприятия, направляемые на ее развитие, а так же, определяет потенциальные инвестиционные возможности предприятия к расширенному воспроизводству

Анализ доходности предприятия на основе отчета о прибылях и убытках При анализе деятельности предприятия за ряд лет применяются три основных фундаментальных аналитических подхода. 1.ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ анализ - сравнение показателей в динамике по годам. Чаще всего для оценки деятельности предприятия выбирается ретроспективный период в пять лет. Основная идея данного подхода состоит в том, что применительно ко многим предприятиям, анализ результатов деятельности за последние пять лет вполне достаточен для определения некоторой устойчивой тенденции развития; вместе с тем этот период не настолько продолжителен, чтобы ретроспективные данные не соответствовали сегодняшним условиям функционирования предприятия. В основе данного метода лежит расчет темповых показателей роста или снижения отдельных показателей Отчета о доходах и определения имеющейся тенденций (тренда ) увеличения или уменьшения прибыльности.

Анализ доходности предприятия на основе отчета о прибылях и убытках 2.Суть ВЕРТИКАЛЬНОГО или СТРУКТУРНОГО анализа заключается в определении удельного или процентного веса определенных показателей в структуре базового показателя, например удельный себестоимости продукции в объемах реализованной продукции. 3.Сопоставление (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ анализ) финансовых показателей со среднеотраслевыми показателями или показателями аналогичных предприятий могут дать информацию об эффективности производства с точки зрения его технологии; организации или управления финансами.

Анализ доходности предприятия на основе отчета о прибылях и убытках НА практике, как правило, используется сравнительный горизонтально-вертикальный (структурно-временной) анализ, при котором определяются, как складывающиеся тенденции изменения структуры и динамики показателей деятельности предприятия, так и сопоставление их с общими тенденциями, складывающимися в данной отрасли деятельности

Управление рисками и затратами в условиях кризиса

В основе методов анализа безубыточности лежит разделение всех расходов предприятия на две группы: 1 условно-переменные затраты, непосредственно, прямо пропорционально зависящие от изменения объемов производства реализации продукции (например сырье и материалы), и 2 условно-постоянные затраты не связанные прямо с изменением объемов производства продукции, то есть данные затраты растут ступенчато, по мере изменения объемов производства и реализации (например складские и управленческие расходы).

Управление рисками и затратами в условиях кризиса На основе проведенного разделения, прежде всего проводится определение Точки безубыточности Точка безубыточности - это такой объем производства и реализации товаров в натуральном или стоимостном измерении, при которой предприятие полностью возмещает все расходы связанные с его деятельностью.

Управление рисками и затратами в условиях кризиса Пример: Определить точку безубыточности производства стульев, если известно: - планируемая продажная цена за стул (Ц) - 90 руб., - условно-переменные затраты (З) - 50 руб., - условно-постоянные затраты (ПЗ) (аренда площадей, оборудования, заработная плата бухгалтера, сторожа, директора и т.п.) – руб. в месяц.

Управление рисками и затратами в условиях кризиса Решение: Если принять искомый объем производства стульев за - Х, то задача может быть решена следующим образом: 90руб.* Х = 50руб.*Х руб. Х = руб/(90руб-50руб.) = 1000 стульев;

Управление рисками и затратами в условиях кризиса Отсюда можно вывести общие формулы для определения точки безубыточности ( Тб/у): если мы хотим определить точка безубыточности в натуральном измерении то: Тб/у нат.=ПЗ/(Ц-З)= /(90-50) =1000 ст.

Управление рисками и затратами в условиях кризиса Если мы хотим определить точку безубыточности в стоимостном измерении Тб/у руб. то.: Тб/у руб.= ПЗ/(Ц-З)/Ц= 40000/(90-50)/ 90= руб

Управление рисками и затратами в условиях кризиса Разница между достигнутым фактическим объемом реализации и точкой безубыточности составляет запас финансовой прочности. Запас финансовой прочности (Кфин.пр) измеряется в процентах: ВР - Тб/у Кфин.пр.= > 0,1 (10%) ВР

Управление рисками и затратами в условиях кризиса Если выручка от реализации (ВР) опускается ниже точки безубыточности, то финансовое состояние предприятия ухудшается, образуется дефицит ликвидных средств и дальнейшее ухудшение конъектуры рынка может привести к банкротству предприятия. i

Управление рисками и затратами в условиях кризиса Определение точки безубыточности в стоимостном выражении отдельных видов продукции многономенклатурного производства осуществляется по следующей формуле: П З* ВРi/ ВР Тб/у i = (ВРi- Зi)/ ВРi где: Тб/у i - точка безубыточности производства i-ой продукции в стоимостном измерении; ЗП - объем условно –постоянных затрат предприятия; ВРi - объем реализации i-ой продукции предприятия; ВР - общий объем реализации продукции предприятия Зi - объем условно-переменных (прямых) затрат на производство i-ой продукции предприятия.

Управление рисками и затратами в условиях кризиса Пример: Анализа безубыточности продукции предприятия

Управление рисками и затратами в условиях кризиса ПоказателиАБИтого Объем реализации (У.Е..)5000 (1,0)6000 (1,0)11000 (1,0) Удельный вес видов продукции в общем объеме реализации (0,4545)(0,5455)(1,0) - условно- переменные затраты (У.Е.) 4500 (0,9)4800 (0,8)9300 (0,8455) = Маржинальная прибыль (У.Е..) 500 (0,1)1200 (0,2)1700 (0,1545) -условно – постоянные затраты (У.Е..) 1500 = Операционная прибыль (У.Е..) 200

Управление рисками и затратами в условиях кризиса Доля постоянных затрат, которая должна компенсироваться за счет реализации каждого из видов продукции составит: Продукции А * 0,4545 = 681,8 Продукции Б * 0,5455 = 818,2

Управление рисками и затратами в условиях кризиса Отсюда точка безубыточности по изделиям должен составлять по: Изделию А = 681,8 : 500/5000 = 6818у.е. Изделию Б = 812,2 : 1200/6000 = 4091у.е

Управление рисками и затратами в условиях кризиса ВЫВОДЫ: 1. Объемы производства Изделия А не достигли точки безубыточности, в результате чего образовался убыток в размере: = -181

Управление рисками и затратами в условиях кризиса 2. Объемы производства продукции Б превысили точку безубыточности, в результате чего была получена прибыль в размере: ,2 = 381,8.

Управление рисками и затратами в условиях кризиса 3. Производство продукции Б, обладающей более низкой точкой безубыточности (быстрее окупаются затраты!) представляется более предпочтительным, чем производство продукции А. Но полный отказ от производства товара А означал бы необходимость покрывать всю сумму постоянных затрат предприятия (1500 тыс. руб.) за счет выручки от одного лишь товара Б. точка безубыточности товара Б тогда должна тогда составить: 1500 тыс. руб. : 0,2 = 7500 тыс. руб., т.е. необходимо увеличение реализации товара Б, на: 7500 ( ) * 100% = 25% 6000

Управление рисками и затратами в условиях кризиса Вместе с тем, оба товара в результате дают выручку, перекрывающую точка безубыточности предприятия (1500/1700 * = 9705,8 тыс. руб.), но обеспечивающую только 11.8% "запас финансовой прочности" - ( ,8)/ 11000) и любое ухудшение конъектуры рынка может привести к неплатежеспособности предприятия

Управление рисками и затратами в условиях кризиса В связи с этим, руководству предприятия необходимо решать вопросы о совместном наращивании производства и продаж изделий А и Б, возможному снижению переменных затрат по изделию А, а если невозможно ни наращивание объемов продаж или снижение издержек по изделию А, переходить на производство нового более рентабельного изделия. Убытки от освоения нового товара будут покрываться за счет прибыли от товара Б.

Управление рисками и затратами в условиях кризиса Анализ безубыточности продукции, является одним из способов классификации портфеля бизнес линий и отдельных видов продукции с точки зрения ее доходности и перспектив развития производства. Классификация продукции может быть проведена с учетом трех оценочных параметров: Тб/у - показателей точки безубыточности отдельных видов продукции; V - реальных объемов производства продукции; ВР - объемов продаж произведенной продукции.

Управление рисками и затратами в условиях кризиса Группа 1. Тб/у < V = ВР продукция реализуется легко, продукция является рентабельной и перспективной для предприятия. Задача маркетинга: проверка емкости рынка: увеличение объемов производства; анализ эластичности рынка с целью выбора рациональной ценовой политики

Управление рисками и затратами в условиях кризиса Группа 2. Тб/у ВР - имеются трудности реализации: Тб/у ВР значительные Задача маркетинга: анализ жизненного цикла изделий, выявление устаревших изделий, производство которых бесперспективно для предприятия; анализ емкости рынка - нахождение новых рыночных ниш; определение возможностей модернизации продукции; выработка с учетом спроса и уровня конкуренции гибкой ценовой политики.

Управление рисками и затратами в условиях кризиса Группа 3. Тб/у > V > ВР - ситуация характерная, как правило, при освоении новой продукции. Основные задачи маркетинга для данной группы: ускорение сроков выхода на рентабельные объемы производства; проведение активной рекламной и маркетинговой работы по подготовке рынков сбыта новой продукции.

Управление рисками и затратами в условиях кризиса Группа 4. Тб/у

Управление рисками и затратами в условиях кризиса Эффект операционного левериджа Операционный леверидж характеризует операционный или деловой риск деятельности предприятия и показывает насколько показатели прибыли от основной деятельности зависят от изменения рыночной ситуации, то есть объемов продаж, при существующей структуре переменных и постоянных затрат предприятия.

Управление рисками и затратами в условиях кризиса Показатели (у.е.)Предшествующий год (t-1) Отчетный годИзменения Выручка от реализации % Условно-переменные затраты % Условно-постоянные затраты constant Прибыль от продаж (EBIT) % !!!

Управление рисками и затратами в условиях кризиса Оценка операционного риска является обязательным элементом при решении о выдаче банковских кредитов и оценке бизнеса (рыночной стоимости акций) предприятия, при этом используется следующий,, метод расчета показателя операционного левериджа (операционного или делового) риска:

Управление рисками и затратами в условиях кризиса

Определение эффекта финансового левериджа (финансового рычага) Очень часто предприятие сталкивается с нехваткой денежных средств для реализации своих объемов производства. Привлечение заемных средств для увеличения объемов производства повышает чистую рентабельность собственных средств, если средняя рентабельность суммарных инвестиций вложенных в производство больше "цены кредита". Эффект финансового рычага - это увеличение рентабельности собственных средств, полученное благодаря использованию заемных средств.

Управление рисками и затратами в условиях кризиса Пример: У предприятия имеется в наличии оборотных средств на сумму -100 тыс.руб. Этой суммы достаточно для выпуска двух комплиментарных (взаимно дополняющих) изделий пользующихся спросом на рынке. Затраты на производство изделий одинаковы, но при этом сумма прибыли по изделию А - 20 тыс. руб., изделию Б 15 тыс.руб. Предприятие имеет возможность удвоить объем производства и реализации изделий и с этой целью берет кредит в размере 100 тыс.руб. под 10% годовых

Управление рисками и затратами в условиях кризиса Тогда показатели деятельности предприятия до и после привлечения заемных средств будут выглядеть следующим образом:

Управление рисками и затратами в условиях кризиса Проект Суммарные затраты тыс. руб. Годовая прибыль Тыс. руб. Рентабель- ность % Банков- ский % Прибыль проекта Рентабельность собственных средств % А50+50= Б50+50= Итого

Управление рисками и затратами в условиях кризиса Как видно из приведенных выше данных, изменение рентабельности собственных средств выглядит следующим образом: 1. При использовании только собственных средств - 35:100=35% 2. При использовании заемных средств - 60:100=60% При этом необходимо отметить, что речь идет именно о собственных средствах, так как тело кредита погашается за счет себестоимости произведенной продукции, а проценты за счет полученной прибыли.

Управление рисками и затратами в условиях кризиса Выводы: 1. Предприятие, использующее только собственные оборотные средства, ограничивает их рентабельность. 2. Предприятие, использующее кредит, увеличивает либо уменьшает рентабельность собственных средств в зависимости от соотношения собственных и заемных средств в пассиве и от величин фактической рентабельности продукции и выплачиваемой процентной ставки.

Управление рисками и затратами в условиях кризиса Эффект финансового левериджа (рычага) определяется по следующей формуле: Эффект финансового левериджа = D*P= (35% - 10%)*1=25% где : дифференциал рычага, D = (Рентабельность собственных средств - Процентная ставка) D = (35% - 10%) = 25% Р - плечо рычага - соотношение между заемными и собственными средствами: заемные средства 100 Р = = = 1,0 собственные средства 100

Управление рисками и затратами в условиях кризиса Финансовый РЫЧАГ - очень эффективный, но и опасный рыночный инструмент. Если в результате ухудшения сбыта или роста затрат на производство продукции, дифференциал станет меньше 0, то финансовый леверидж будет действовать только во вред предприятию.

Управление рисками и затратами в условиях кризиса Таким образом, наличие банковских кредитов, даже больших, не является ни благом, ни злом. Задолженность - это акселератор развития предприятия и акселератор риска. Многие западные экономисты считают, что оптимальное привлечение заемных средств тогда, когда эффект финансового рычага равен половине - двум третям уровня доходности продукции, тогда эффект рычага способен как бы компенсировать налоговые изъятия и обеспечить наиболее полное использование собственных средств

Управление рисками и затратами в условиях кризиса Финансовый леверидж отражает ТАКЖЕ финансовый риск связанный с привлечение заемных средств, и оценивается с точки зрения того: как уровень постоянных финансовых издержек (выплата процентов по кредитам и займам) скажется на величине чистой прибыли получаемой акционерами предприятия.

Управление рисками и затратами в условиях кризиса Показатель финансового левериджа сходен с показателем операционного левериджа в том, что постоянные финансовые издержки по своему характеру тождественны условно-постоянными расходам, и при их значительной величине колебания прибыли, получаемой акционерами, будут больше, чем колебания операционной прибыли. Финансовый рычаг ( FL ) рассчитывается как отношение изменений в доходах, получаемых держателями обычных акций, к изменениям операционной прибыли:

Управление рисками и затратами в условиях кризиса

Произведение показателей операционного и финансового левериджа носит название – ИНТЕГРАЛЬНОГО ЛЕВЕРИДЖА ( IL), который характеризует зависимость изменения ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ от изменения ВЫРУЧКИ при существующей СТРУКТУРЕ ЗАТРАТ и обязательствах предприятия по ОБСЛУЖИВАНИЮ ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ IL = OL *FL

Управление рисками и затратами в условиях кризиса Использование методов анализа безубыточности для принятия управленческих решений Использование в экономических обоснованиях только показателей себестоимости продукции, рассчитанной на основе калькулирования суммарных затрат по изделиям, приводит в ряде случаев к искажению оценки эффективности принимаемых управленческих решений. Рассмотрим два примера, в которых решение может приниматься на основе данных, полученных при учете: а) себестоимости рассчитанной на основе определения суммарных затрат, б) выделения условно-переменных и условно-постоянных затрат.

Управление рисками и затратами в условиях кризиса ПРИМЕР Предприятием получено от заказчика предложение дополнительно произвести 1000 ед. изделий и реализовать их по цене 7,5 руб. за штуку. Транспортные расходы покрывает заказчик. Требуется оценить выгодность этого предложения

Управление рисками и затратами в условиях кризиса Годовая производительность предприятия (производственная мощность) изделий. Объем производства и реализации ед. изделий. Цена изделия - 10 руб. за штуку. Затраты предприятия таковы:

Управление рисками и затратами в условиях кризиса 1. При использовании метода калькулирования суммарных затрат : прямые и косвенные затраты: Всего: На ед. производства ,0 транспорта , 5,0 издержки по сбыту ,0 Полная Себестоимость ,5 При использовании метода разделения затрат А)переменные затраты: всего ед. Производства ,0 Транспорта ,5 Всего ,5 В) постоянные затраты: Производства сбыта Всего Всего затраты

Управление рисками и затратами в условиях кризиса А. РЕШЕНИЕ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ О СУММАРНЫХ ЗАТРАТАХ Дополнительны доход = 1000 * 7,5 = 7500 Затраты = 1000 * (9,5-0,5) = 9000 Операционная прибыль (EBIT) = -1500!!

Управление рисками и затратами в условиях кризиса Б. РЕШЕНИЕ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ О ПЕРЕМЕННЫХ И ПОСТОЯННЫХ ЗАТРАТАХ Прирост дохода (12.5%) = 1000 * 7,5 = 7500 Прирост переменных затрат на производство = 1000 * 5,0 = 5000 Прирост маржинальной прибыли 2500 Прирост постоянных затрат 0 Прирост операционной прибыли (EBIT) 2500!!

Управление рисками и затратами в условиях кризиса Различная оценка прибыльности предложения связана с тем, что в учете полных затрат заложено ошибочное положение о пропорциональном от изменения объемов роста производства увеличения объемов постоянных затрат, которое и приводит к неоправданному завышению расходов.

Управление рисками и затратами в условиях кризиса Использование варианта учета по суммарным издержкам на единицу изделия может привести к ошибочным выводам не только в вопросе о расширении производства за счет вовлечения свободных производственных мощностей, но и при оценке выгодности изменения цен. Проиллюстрируем это на примере.

Управление рисками и затратами в условиях кризиса ПРИМЕР. Предприятие производит и продает ед. изделий в год. Его собственные затраты по производству и реализации (без специальных затрат по реализации) составляют 10 млн. руб. Комиссионные затраты по реализации - 10% продажной цены. Постоянные затраты предприятия равны 6 млн. руб. В настоящий момент принята продажная цена изделия, равная 1540 руб.

Управление рисками и затратами в условиях кризиса Обследование рынка, проведенное торговым посредником, показало, что снижение цены изделия на 110 руб. приведет к увеличению реализации на 20%, то есть с до ед. Расширение производства возможно, поскольку существуют свободные производственные мощности. Требуется оценить, что выгоднее: а) сохранить существующие объемы производства и старую цену (альтернатива 1); б) расширить производство и снизить цены (альтернатива 2).

Управление рисками и затратами в условиях кризиса А. РЕШЕНИЕ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ О СУММАРНЫХ ЗАТРАТАХ Полные затраты производства одного 10 млн. руб. изделия = = ед. Альтернатива 1: Цена реализации 1540 руб. (-) 10% специальные издержки по реализации 154 руб.. (-) собственные затраты 1000 руб Прибыль на единицу продукции 386 руб.

Управление рисками и затратами в условиях кризиса Альтернатива 2: Цена реализации 1430 руб. (-) 10% специальные издержки по реализации 143 руб. (-) собственные затраты 1000 руб Прибыль на единицу товара 287 руб.

Управление рисками и затратами в условиях кризиса Сравнение суммы прибыли альтернатива 1: * 386 = руб. альтернатива 2: * 287 = руб. Убыток руб.

Управление рисками и затратами в условиях кризиса Б. РЕШЕНИЕ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ О ПЕРЕМЕННЫХ и ПОСТОЯННЫХ ЗАТРАТАХ Условно - переменные затраты производства изделий: 10 млн. руб. - 6 млн. руб = 400 руб Расчет объемов валовой прибыли: Альтернатива 1: цена реализации 1540 руб. (-) 10% специальные издержки по реализации 154 руб цена 1386 руб. (-) переменные затраты 400 руб Маржинальная прибыль на единицу продукции 986 руб.

Управление рисками и затратами в условиях кризиса Альтернатива 2: цена реализации 1430 руб. (-) 10% специальные издержки по реализации 143 руб. цена 1287 руб (-) переменные затраты 400 руб Маржинальная прибыль на единицу продукции 887 руб.

Управление рисками и затратами в условиях кризиса Суммарный объем маржинальной прибыли предприятия: альтернатива 1: ед. * 986 руб. = руб. альтернатива 2: ед. * 887 руб. = руб. Прирост маржинальной прибыли руб.!!

Управление рисками и затратами в условиях кризиса Прирост объемов производства на 20%, скорее всего потребует определенного увеличения условно-постоянных расходов, но очевидно, не на 20%, как это происходит при использовании метода расчета суммарных затрат, поэтому Альтернатива 2 является предпочтительной.

Управление рисками и затратами в условиях кризиса Анализ порога рентабельности является удобным инструментом краткосрочных расчетов эффективности (рентабельности). Однако следует помнить, что он основан на следующих упрощающих предпосылках:. - изменение затрат, так же как и изменение прибыли, находится в прямолинейной зависимости от объема реализации (производства); - все издержки должны быть разделены на постоянные и переменные; - в рассматриваемом диапазоне изменений объемов производства переменные затраты являются предельными, а сумма постоянных затрат не меняется;.

Управление рисками и затратами в условиях кризиса - потребление факторов производства на единицу продукции принимается постоянным; - изменения производительности труда не учитываются; - структура производства предполагается стабильной; - запасы готовой продукции и объем незавершенного производства считаются постоянными или равными нулю