Роль междисциплинарного подхода в исследовании проблем рационализации финансового поведения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 1.1. Предмет и задачи курса Экономика предприятия Понятие, предмет и метод экономики организации.
Advertisements

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕРСОНАЛА КАК ИНСТРУМЕНТ БИЗНЕС-СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ Дашин Е.В.
«СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ» ««Социальная адаптация – процесс приспособления, освоения, как правило активного, личностью или группой новых для нее социальных.
Диагностика профессионализма учителя. Ярко выражено Имеет место Понимание целей и задач, места учебного предмета в системе обучения, воспитания и развития.
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
Горемыко Мария Губина Ольга Иосилевич Екатерина Лекомцева Мария Швецова Ольга.
Экологическое воспитание знания эмоциональный опыт фундамент убеждений Почему? -- Привычное поведение, отношение к природе невозможно преодолеть чисто.
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ СТ. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КАФЕДРЫ «БИЗНЕСА» БОГОРОДСКАЯ ОКСАНА ГРИГОРЬЕВНА.
Тема 1. «Сущность и особенности развития международного менеджмента» 1. Понятие и проблемы международного менеджмента. 2.Национальные различия международного.
Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ МЕТОД УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ.
А ЛЯМКИНА О ЛЬГА А ЛЕКСАНДРОВНА ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ ДЕТСКОГО САДА 44.
Направление « Менеджмент » Профиль « Финансовый менеджмент »
Формирование базовых компетентностей обучающихся – одна из ключевых задач модели школьного образования.
Навыки эффективного проведения презентаций «РАЗБОР ПОЛЕТОВ»
Семинар 1 Образование как социокультурный феномен Сиренко С.Н.
Маркетинг в здравоохранении. Формирование рыночных отношений в здравоохранении. А. Б. Лутцев.
Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
Моделирование финансово- хозяйственной деятельности организации с использованием пакета Project Expert Holding.
Работа по устранению негативных ДРО Ильинова Н.А. - педагог-психолог МКУ «Информационно-методический отдел»
Транксрипт:

Роль междисциплинарного подхода в исследовании проблем рационализации финансового поведения

ЦЕЛЬ: «формирование разумного финансового поведения» Знания, умения, навыки Грамотные финансовые решения Разумное финансовое поведение Финансово грамотный человек ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ВОЗРАСТАНИЕ ФИНАНСОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ «Финансовое образование – это изменение поведения, а не обмен информацией» ( Девиз совместной конференции МФЦ ЕМЦ )

Междисциплинарный подход к анализу взаимосвязи финансовой грамотности и финансового поведения Философия делает акцент на общемировоззренческом взгляде на предназначение человека и его деяний, биология – на физиологические особенности человеческого поведения психология – на специфике работы человеческого сознания и психолого-эмоциональных свойствах личности генетика – на наследственные паттерны поведения экономика – на рациональность экономического поведения. социология – на влияние социальной среды и культуры на поведение

Базовая модель рационального финансового поведения рыночного типа (с точки зрения классической экономической теории) Формирование человеческого капитала как условие достижения высокого уровня материального благосостояния Стремление к увеличению доходов и диверсификации их источников Разумное привлечение заемных ресурсов Оптимизация структуры пот- ребление/сбе- режение Аккумулирование сбере- жений на непредвиден- ный случай Страхование жизни и формирование пен- сионных накоплений Формирование инвестиционного портфеля доходных активов Максимизация личного благосостояния в долгосрочной перспективе Стремление к финансовой грамотности, как способу проявления рациональности и метода, позволяющего улучшать конечный результат Риск-менедж- мент инвести- ционных вло- жений Методологическая основа модели – «экономическая рациональность» Накопление знаний по основам менеджмента личных финансов и принципов достижения экономических успехов в условиях рынка

Экономическая рациональность Экономическая рациональность особенно ярко проявляет себя в отношении денег. Деньги - превосходный калькулятор для подсчета прибылей и убытков, помогающий принять оптимально выгодное финансовое решение Каждый здравомыслящий человек, отдающий себе отчет, что деньги призваны удовлетворять практически любые потребности, будет стремиться освоить ту модель финансового поведения, которая позволит максимизировать благосостояние

Психологи сосредоточили внимание на экспериментальной проверке рациональности функционирования сознания человека в момент финансового выбора Главной причиной нерациональности финансового поведения являются деньги. Будучи универсальной ценностью, они участвуют в формировании психики людей и воспринимаются не столько логически, сколько чувственно, эмоционально. Другой причиной нерациональности финансового поведения выступают условия неопределенности и риска, в которых принимаются все финансовые решения, т. е. объективной нелинейности взаимосвязи цели и конечного результата.

Социально ориентированные науки считают, что финансовое поведение может быть понято лишь в историко-культурной, личностно-возрастной перспективе. Деньги, по их мнению встроены в личностную систему ценностей Социальная среда, ценности культуры и усилия самой личности по развитию самосознания оказывают решающее влияние на реально наблюдаемое финансовое поведение. Взгляд на рациональность финансового поведения с точки зрения социальных психологов и социологов Социальные психологи задумались над вопросом: «Насколько оправдана рационализация жизни домохозяйств на основе принципов бухгалтерского учета? Реальная бухгалтерия домохозяйств строится не столько на подсчете денежных доходов и издержек, сколько на учете издержек социальных, включая одобрение и неодобрение со стороны окружающих, чувство гордости и стыда, самоуважения и вины.

Знаменитая формула Даниэля Канемана, определяющая успешность финансовых решений (УФР): УФР = ЗНАНИЯ + ИНТУИЦИЯ – ЭМОЦИИ Финансовое поведение – высшая форма проявления волевой деятельности человека. Формула указывает на высокую роль интуиции и наличия жизненного опыта для разумного принятия финансового решения. Обладание самоконтролем при этом выступает залогом рационализации финансового поведения. Выводы психологов указывают на необходимость обучать действием. Отдавать предпочтение играм, позволяющим овладевать финансовым поведением, развивать рефлексию.

Исследования социальных психологов и социологов позволяет сделать вывод, что для учащихся школ и особенно студентов важнее не фрагментарные знания о финансовых продуктах, а углубленное понимание того, как правильно «вписать» финансовые решения в разумное управление собственной судьбой. Для молодых людей наиболее продуктивной выглядит модель, построенная на гипотезе жизненного цикла, предложенной Г.Шефриным и Р.Талером. Ее главное преимущество- цельное представление о ретроспективе логической взаимосвязи объективных целей планирования жизни, стоящих перед каждым человеком, с продуктами финансовой сферы, которые удовлетворяют их наиболее эффективным образом.

Иррациональное отношение к деньгам подразумевает их восприятие как цели и смысла жизни Рациональное отношение к деньгам подразумевает их восприятие как формального средства расчета и платежа СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!