Урок - аналитическая беседа «Кто виноват в судьбе Матрены?» (по рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор») Мельшиан Наталия Эдуардовна, учитель русского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
АЛЕКСАНДР СОЛЖЕНИЦЫН «МАТРЕНИН ДВОР» «Не стоит село без праведника» Подготовила учитель литературы МОУ «Гимназия 2» Маврина Наталья Александровна.
Advertisements

« Противостояние А.И.Солженицына государственной власти» Автор – Дороганова Галина Викторовна, учитель литературы МОУ СОШ 2 города Карасука.
«Хороший, чистый, большой талант. Ни капли фальши…» А.Твардовский Жизнь и творчество Александра Солженицына Александра Солженицына.
А. И. Солженицын. О Солженицыне. vaynah.su представляет.
Творчество А. И. Солженицына В ЕГЭ по литературе merelenko-su.uCoz.ru.
Александр Исаевич Солженицын - писатель, публицист, поэт и общественный деятель, академик Российской академии наук, лауреат Нобелевской премии в области.
« Как жить на земле ?» ( по рассказам А. И. Солженицына « Матрёнин двор » и Н. С. Лескова « Очарованный странник ») Выполнила ученица 10 « А » класса МОУ.
Жизнь и творчество Александра Исаевича Солженицына Такой сосредоточенности на одном авторе, может быть, никакая литература не знала и не узнает никогда.
Александр Исаевич Солженицын Писатель. Общественный деятель. Личность. Александр Исаевич Солженицын Писатель. Общественный деятель. Личность.
Комплексный анализ текста. ЦЕЛЬ УРОКА: Повторить языковые явления, расширить представление о тексте, его структуре, развивать и совершенствовать логические.
Повесть Б.Васильева "А зори здесь тихие..." Презентация по литературе ученицы 8 «А» класса Матюхиной Валерии.
Тема урока: Подвиг солдата (по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека» и повести М.П. Девятаева «Побег из ада»).
Презентацию подготовил учени к 9 класса МОУ СОШ с. Сосновоборское Терёхин Александр Руководитель : Магрицкая Е.А.
Исторический портрет Александра Исаевича Солженицына Автор: Зайцева Марина Владимировна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ 3 г. Урюпинска.
Иван Сергеевич Тургенев Судьба и личность писателя учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 44 г. Саратова Кузьмина Наталья Николаевна.
Век Лермонтова в романе «Герой нашего времени» Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г. Белгорода Захаровой.
Маша Миронова- нравственный идеал А.С.Пушкина Честь- хорошая, незапятнанная репутация. Репутация- общественная оценка. Нравственность – правила, определяющие.
Стаж работы – 12 лет Категория – высшая. Открытый урок литературы «Нравственное значение рассказа А.Солженицына «Матренин двор» в 11 классе.
Учитель русского языка и литературы МКОУ «Ягоднинская ООШ» Клепинина Наталья Александровна.
Транксрипт:

Урок - аналитическая беседа «Кто виноват в судьбе Матрены?» (по рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор») Мельшиан Наталия Эдуардовна, учитель русского языка и литературы МБОУСОШ 17 г.Тулы

Аннотация Презентация «Урок – аналитическая беседа «Кто виноват в судьбе Матрены?»(по рассказу А.Солженицына «Матренин двор») выполнена учителем русского языка и литературы Мельшиан Н.Э. МОУ – СОШ 17. Презентация «Урок – аналитическая беседа «Кто виноват в судьбе Матрены?»(по рассказу А.Солженицына «Матренин двор») выполнена учителем русского языка и литературы Мельшиан Н.Э. МОУ – СОШ 17. В данной работе представлены основные фрагменты урока, предназначенные для ввода на монитор каждого учащегося. В данной работе представлены основные фрагменты урока, предназначенные для ввода на монитор каждого учащегося. При создании этой работы использовались данные из Интернета, сканирование, обработка материала, программа Microsoft PowerPoint. При создании этой работы использовались данные из Интернета, сканирование, обработка материала, программа Microsoft PowerPoint. Материал предназначен для 11 класса по литературе. Данная работа может использоваться на уроках с целью изучения нового материала. Материал предназначен для 11 класса по литературе. Данная работа может использоваться на уроках с целью изучения нового материала. Объем работы 12 листов,12,5КБ. Объем работы 12 листов,12,5КБ.

Цели и задачи: пробудить интерес к личности и творчеству писателя; пробудить интерес к личности и творчеству писателя; познакомить с историей создания рассказа, познакомить с историей создания рассказа, помочь понять и оценить поведение героев, помочь понять и оценить поведение героев, проследить «вслед за автором» за судьбой русской женщины; проследить «вслед за автором» за судьбой русской женщины; раскрыть непростые взаимоотношения власти и человека; раскрыть непростые взаимоотношения власти и человека; подвести учащихся к осмыслению трагической судьбы простого человека в тоталитарном государстве. подвести учащихся к осмыслению трагической судьбы простого человека в тоталитарном государстве.

Эпиграф Есть такие прирожденные ангелы – они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая … Есть такие прирожденные ангелы – они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая …А.И.Солженицын

Жизнь и творчество писателя (основные даты) 1918 г. - родился в Кисловодске 1918 г. - родился в Кисловодске 1941 г. - мобилизован на фронт простым солдатом, за проявленное мужество награжден орденом Отечественной войны 2 степени 1941 г. - мобилизован на фронт простым солдатом, за проявленное мужество награжден орденом Отечественной войны 2 степени Арест и 8 «кругов тюремного ада» Арест и 8 «кругов тюремного ада» Освобождение, Рязанская область - работа учителем Освобождение, Рязанская область - работа учителем 1959 г. – рассказ «Матренин двор» 1959 г. – рассказ «Матренин двор» 1962 г. – повесть «Один день Ивана Денисовича» 1962 г. – повесть «Один день Ивана Денисовича» 1970г. – Нобелевская премия в области литературы 1970г. – Нобелевская премия в области литературы 1974г.- жизнь за границей, «Красное колесо» 1974г.- жизнь за границей, «Красное колесо» 1994г.- возвращение на родину 1994г.- возвращение на родину

Словарная работа Тоталитарный режим – политический строй, при котором государственная власть сосредоточена в руках какой-либо группы, политической партии, уничтожившей в стране демократические свободы. Праведник - 2. Человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности.

План рассказа 1. Повествование о Матрене Васильевне (в восприятии рассказчика Игнатича). 2. Суровые испытания, выпавшие на долю героини (рассказ Матрены о себе). 3. Кто виноват в гибели Матрены?

Аналитическая беседа Матрена Васильевна Григорьева – жительница села Тальново. Расскажите, что узнал Игнатич о героине? Почему у нее так много обид? Матрена Васильевна Григорьева – жительница села Тальново. Расскажите, что узнал Игнатич о героине? Почему у нее так много обид? Что заставило такую добрую, бескорыстную Матрену воровать? Что заставило такую добрую, бескорыстную Матрену воровать? В чем смысл жизни героини? В чем смысл жизни героини? Автор глубоко и выразительно «прорисовывает»образ Матрены. В каких эпизодах раскрываются лучшие стороны характера и поведения Матрены и ее постояльца? Что общего у них? Автор глубоко и выразительно «прорисовывает»образ Матрены. В каких эпизодах раскрываются лучшие стороны характера и поведения Матрены и ее постояльца? Что общего у них?

Задание Проанализируйте 2 и 3 части рассказа. О чем поведала Матрена? Как характеризует героиню ее манера рассказывать о событиях своей жизни? Проанализируйте 2 и 3 части рассказа. О чем поведала Матрена? Как характеризует героиню ее манера рассказывать о событиях своей жизни? Прокомментируйте конец 2 части рассказа. Каковы причины гибели героини? Кто виноват в ее смерти? Прокомментируйте конец 2 части рассказа. Каковы причины гибели героини? Кто виноват в ее смерти?

1. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого… не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша» (А. Солженицын). 2. Совершенное бескорыстие, согласие с судьбой, гармония с миром, даже если он жесток или равнодушен, природная неспособность попенять на судьбу, на людей, незлобивость – это и есть характер праведника, как его понимает автор, русский характер. 3. Гибель героини – предупреждение писателя об опасности уничтожения нравственных понятий. Вывод

Домашнее задание Темы сочинения по выбору: 1. Сочинение – размышление над прочитанным произведением А. Солженицына «Матренин двор». 2. Кто виноват в судьбе Матрены? Она, власть или люди? 3. Что общего у Матрены и ее квартиранта?

Литература А.И. Солженицын. Рассказы. М.: «СОВРЕМЕННИК», 1990 А.И. Солженицын. Рассказы. М.: «СОВРЕМЕННИК», 1990 Русская литература. Очерки, портреты, эссе: Учебное пособие для учащихся 11 кл. // Под ред. Ф.Ф. Кузнецова. М.: «Просвещение», 1996 Русская литература. Очерки, портреты, эссе: Учебное пособие для учащихся 11 кл. // Под ред. Ф.Ф. Кузнецова. М.: «Просвещение», 1996 В. Чалмаев. А.Солженицын: Жизнь и творчество. М., 1994 В. Чалмаев. А.Солженицын: Жизнь и творчество. М., 1994