Словообразовательная морфемика (в контексте выполнения заданий по ГИА и ЕГЭ)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема урока Словообразование Способы словообразования в русском языке Лекция.
Advertisements

В 1. Словообразование. Порядок работы: 1) Разобрать слово по составу: окончание (нет окончания у наречий, деепричастий), корень суффиксы и приставки *(можно.
Русский язык. Содержание Морфемика Морфемика Морфемика Приставка Приставка Приставка Корень Корень Корень Суффикс Суффикс Суффикс Основа Основа Основа.
Морфемика Словообразование. Приставочный способ Приставочный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящему слову приставок.
Способы словообразования. Способ словообразования – Способ словообразования – более крупная, чем словообразовательный тип, единица классификации, объединяющая.
Морфемика – учение о значимых частях слова (морфемах) и морфемной структуре слова.
Словообразование. Словообразование - это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов языка, то есть от чего и с помощью чего образовалось.
Является основным способом словообразования в русском языке. состоит преимущественно в добавлении к известным корням различных аффиксов, придающих словам.
Морфемный состав слова. Морфемный состав слова. Слова состоят ( или могут состоять ) из приставки, корня, суффикса, окончания. приставки корня суффикса.
ТЕМА: СОСТАВ СЛОВА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ПАМЯТКИ-ИНСТРУКЦИИ : 1. Как отличить формы одного и того же слова от однокоренных слов. 2. Как выделить основу слова.
Словообразование Материалы для подготовки к ЕГЭ, задание В1 Презентацию подготовила Гесс Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы КОУ «Тарская.
Презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме: Презентация "Основные способы образования слов в русском языке"
– раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слов.
Словообразование Словообразование. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ - это раздел языкознания, который изучает способы образования новых слов. слова в.
Неморфологический способ образования слов Теория ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
Основные словообразовательные модели в русском, немецком и английском языках.
Основа слова Занятие 16. Основой называется часть слова без флексий (окончаний и формообразовательных суффиксов) часть слова без флексий (окончаний и.
Языковые подсистемы и информатика Повторение изученного материала.
Лекция 6 Грамматическое значение и способы его выражения.
МБОУ «Центр образования» г. Саров Нижегородской области Урок русского языка в 10 классе по теме «Морфемика и словообразование» Учитель Михайлова Оксана.
Транксрипт:

Словообразовательная морфемика (в контексте выполнения заданий по ГИА и ЕГЭ)

Содержание 1. Морфемный анализ: техника проведения 2. Принципы и приемы словообразовательного анализа. 3. Нулевые морфемы: техника выделения. 4. Примерные задания из тестов.

1. Морфемный анализ (МА) МА – это членение слова на морфемы. МА состоит из двух операций: 1. Операция выделения морфем; 2. Операция отождествления морфем (по ср. с другими словами).

Техника проведения морфемного анализа Объект морфемного анализа – непроизводное/ производное слово. Цель анализа – установление морфемной структуры слова.

Этапы морфемного анализа: 1. Определение части речи. 2. Определение границ флексии на фоне грамматических форм слова. 3. Последовательное вычленение служебных словообразовательных морфем на фоне одноструктурных слов. 4. Выделение корневой морфемы путем подбора однокорневых слов.

Образец морфемного анализа 1. Водянистость – имя существительное. 2. Чтобы правильно определить в слове окончание, нужно изменить (просклонять или проспрягать) его. Слово изменяется, поэтому выделяем нулевое окончание, показывающее, что слово стоит в И.п., ед. чл., ж.р. 3. а) После вычленения окончания в слове выделяется суффикс качества –ость, который встречается в словах жилистость, землистость, сухость, сытость, замысловатость.

Продолжение анализа слова б) Вычленяем суффикс – ист– со значением «содержащий то, что названо в производящей основе» (ср. мясистый, болотистый, пятнистый, илистый и др.). в) выделение суффикса – ян– «относящийся к тому, что названо производящей основой» осуществляется на фоне одноструктурных слов ледяной, масляный, кровяной, нефтяной и др. 4. После отделения суффиксов в слове остается часть – вод–. Ее содержат такие однокоренные слова, как вода, водица, водичка, приводниться. Компонент –вод– является носителем общего для всех слов значения – корнем.

2. Словообразовательный анализ (СА) СА – это определение словообразовательной структуры (производящей и производной основ).

Техника проведения словообразовательного анализа Объект словообразовательного анализа – производное слово. Цель анализа – установление словообразовательной структуры и словообразовательного значения производного слова.

Этапы словообразовательного анализа: 1. Определение части речи. 2. Нахождение производящей основы путем поиска однокоренных слов. 3. Установление словообразовательного(ых) форманта(ов) путем подбора одноструктурных слов, входящих в один словообразовательный тип. 4. Определение способа словообразования.

Примечание Производящее слово должно иметь минимальные формальные и семантические отличия от производного слова, т.е. находиться в отношениях последовательной мотивации в словообразовательной цепи: {Вод}а –> {вод}ный –> при{водн}ить –> {приводн}ениj[э].

Образец словообразовательного анализа 1. Перехвалить – глагол. 2. Производящим является глагол хвалить, из которого слово выводится по форме (в глаголе материально представлена основа хвалить) и по содержанию (значение глагола: «действие хвалить, осуществляемое свыше нормы»). 3. Подбираем одноструктурные слова: перекормить, переплатить, переусердствовать, пересолить и др. Все глаголы относятся к одному СТ «основа глагола + формант –пере–» со значением «совершить действие, названное мотивирующим глаголом, с нежелательно большой длительностью и интенсивностью». 4. Способ образования слова– аффиксальный, префиксация.

Примечание Словообразовательный анализ должен предшествовать морфемному, а МА должен опираться на результаты СА.

Способ словообразования – способ изменения производящего слова или словосочетания (его морфемного строения, звукового состава, лексического значения), в результате которого образуется (возникает) новая лексическая единица.

Определение способа образования В качестве мотивирующей базы – слово, словосочетание, словоформа Словообразовательный формант – конкретное средство образования нового слова, выразитель его СЗ. По типу СФ квалифицируется способ образования ПС (для МСС).

Основание классификаций способов словообразования В зависимости от принадлежности словообразовательных средств языка к морфемным (морфологическим) или неморфемным выделяют 2 группы способов словообразования: Морфемные (морфологические) Неморфемные (неморфологические)

Неморфологические способы словообразования – способы образования производных слов, не сопровождающиеся изменением внешнего облика производящей единицы: Лексико-семантический Лексико-синтаксический Морфолого-синтаксический

1. Лексико-семантический способ словообразования – способ образования производных слов в результате распада многозначности. Показатель производности слова – новое лексическое значение. Дикарь – «дикий человек»; «отдыхающий без путевки» Дворники – «люди, убирающие двор»; «щетки-очистители на лобовом стекле автомобиля»

2. Лексико-синтаксический способ словообразования (сращение) – способ образования производных слов на базе словосочетаний. Показатели производности: а) закрепленный порядок следования в ПС компонентов бывшего словосочетания; б) единое ударение; в) сохранение бывшим опорным компонентом словосочетания своей словоизменительной парадигмы. Упомянутый выше –> вышеупомянутый; растворимый быстро –> быстрорастворимый; изложенный выше –> вышеизложенный

3. Морфолого- синтаксический способ словообразования – способ образования ПС путем перехода слов и словоформ из одной части речи в другую. Показатели производности – изменение в ПС: А) грамматического значения; Б) морфологических свойств; В) синтаксической функции.

Разновидности МСС А) субстантивация (вкусное заливное) Б) адъективация (следующий шаг) В) адвербиализация (доверху) Г) прономинализация (один человек)

Морфологические способы словообразования способы образования производных слов, сопровождающиеся изменением внешнего облика производящей единицы. В МСС в качестве средств деривации используют словообразовательные морфемы (форманты).

1. Аффиксация А) суффиксальный (ушастый) Б) нулевая суффиксация (бегØ ) В) постфиксальный (учиться, кто- нибудь) Г) префиксальный (перелистать) Д) конфиксальный (подосиновик)

2. Сложение А) чистое сложение (хлебозавод) Б) осново- и словосложение (водогрязелечебница) В) комбинированные способы образования сложных слов

Комбинированные способы образования сложных слов А) сложение и суффиксация (головоломка) Б) сложение и нулевая суффиксация (снегопадØ ) В) сложение и префиксация (умиротворить) Г) сложение и конфиксация (вполоборота)

3. Аббревиация - образование сложносокращенных слов. В отличие от сложения при аббревиации усечение частей слов является произвольным.

Семантические и формальные особенности аббревиатур А) значение АР всегда равно производящему словосочетанию Б) АР имеет фиксированное ударение В) возможна утрата АР внутренней формы (мотивированности) (лавсан) Г) склоняемые АР проявляют грамматическую независимость от производящей основы (вуз)

Модели аббревиации А) инициальная Б) слоговая В) инициально-слоговая Г) слог + слово

Инициальная аббревиатура Звуковая (запись актов гражданского состояния –> загс); Буквенная (Российская Федерация –> РФ); Буквенно-звуковая (центральный спортивный клуб армии –> ЦСКА).

Слоговая аббревиатура Биология + электроника –> бионика Профсоюзный комитет –> профком

Инициально-слоговая аббревиатура Кемеровский государственный университет –> КемГУ Уральский государственный педагогический университет –> УрГПУ

Cлог + слово стенная газета –> стенгазета заведующий кафедрой –> завкафедрой

4. Усечение - сокращение основы производящего слова без учета морфемных границ. Специалист –> спец Заместитель –> зам В отличие от аббревиации, где производящая база – словосочетание, при усечении в качестве производящей базы выступает одно слово.

5. Семантическое включение - СО слова на базе словосочетания, при котором в составе ПС формально представлен только один из компонентов производящей базы, а второй имплицитно включается в содержание деривата Зачетка, остановка, сгущенка, тушенка

Определить способ образования Быстропроходящий Вольнослушатель Отбивная Подвал («статья в газете на нижней полосе») Вверх Сумасшедший Птицеферма Вполнакала Госдума

3. Нулевые морфемы Грамматический нуль – это значимое отсутствие к.-б. единицы, т.е. обычно выраженный в языке при помощи деривационных аффиксов.

Техника выделения нулевых морфем Деривационные нулевые аффиксы выделяются при наличии двух обязательных условий: 1) выражение в системе языка деривационного значения, приписываемого нулевому аффиксу, с помощью материально-выраженных словообразовательных средств; 2) существование однокоренного слова, более простого по смыслу, которое могло быть производящим для анализируемого слова, если бы его деривационное значение выражалось ненулевым аффиксом.

Образец анализа слова В слове супруга выделяем нулевой аффикс, т.к.: 1) анализируемое слово входит в ряд дериватов со значением жена лица, названного мотивирующим словом, выражаемым при помощи аффиксов (генерал генеральша, дьякон дьячиха, купец купчиха); 2) у слова есть производящее, обозначающее лицо мужского пола {супруг}. Слово супруга является производным и выделяет в своей структуре нулевой показатель словообразовательного значения: супругØа.

Нулевые морфемы и частеречная принадлежность слова 1. В словообразовании имен существительных: А) значение отвлеченного действия (бегØ, перелетØ, вывозØ, приходØ ) Б) лицо по действию (заикØ [а], подлизØ [а], лесорубØ, скалолазØ ); В) отвлеченный признак (мутØ, синØ, гладØ ). 2. В образовании сложных прилагательных: В первой части сложения выступает прил., числ., нареч.: синеглазØый, одноухØий, многоголосØый. 3. В формообразовании глаголов: А) в форме пр. вр., ед. чл., м.р.: везØ, несØ (ср. думал, катил); Б) в форме повелит. накл., ед. чл.: кинØ, вын (ср. лети, высуши)

Определите, являются слова производными/ непроизводными. Выделите нулевые морфемы. Гам, промыв, разрыв, строитель, задира, жена, рябь, нес, сушь, обгон, плата, зелень, скрип, замерз.

4. Задания из тестов ЕГЭ 1. В каком слове нет суффикса -К-? 1) шубка 2) юбка 3) вырубка 4) улыбка

2. Из предложения 5 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса). (5) К созданию будущего Словаря, и этому есть много свидетельств, В.И. Даля подтолкнул А.С. Пушкин, дружба с которым у него сохранится до последнего вздоха поэта.

3. Назовите способ образования слова НЕИЗМЕННО из предложения 1. (1) Помнится, в мои школьные годы патриотическое воспитание неизменно писалось через дефис с «военно» и предполагало довольно ограниченный набор мероприятий: походы по местам боёв, посещение музеев боевой славы, встречи с ветеранами.

4. Из предложения 21 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса). (21)Если это так, то в XXI веке человечеству предстоит мучительный отказ от фиктивных ценностей материальной жизни и трудное обретение ценностей Духа.

5. Из предложений 3 – 5 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса). (3)У меня был трудно болен сын, и мы сбились с ног в поисках одного редкого лекарства. (4)Его нигде не было. (5)Гайдар подошёл к телефону и позвонил к себе домой.

6. Из предложений 5 – 6 выпишите слово, образованное приставочным способом. (5) Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6) Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

7. Из предложения 23 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (23) Как только этот механизм разваливается, человек теряет веру в свои знания, в правду, в жизнь и становится беспомощным…

Примечание Приставочно-суффиксальный способ состоит в одновременном присоединении префикса и суффикса к производящей основе.

8. Из предложений 6 – 7 выпишите слово, которое образовано приставочным способом. (6)Телевизор вырабатывает пассивность! – горячился фермер. – (7)Вы только подумайте, мои дочери, вместо того чтобы упражняться на скрипке или фортепиано, вместо того чтобы читать и развивать своё воображение, вместо того чтобы коллекционировать бабочек или лекарственные травы, вместо того чтобы вышивать, сидят целыми вечерами, уставившись в это серое пятно.

9. Назовите способ образования слова ПРИПОДНЯТОСТЬ. (7) Душевный подъём не выражается в театральной позе и приподнятости.

10. Из предложений 7 – 8 выпишите слова, образованные приставочным способом. (7) Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. (8) Тот же самый орёл, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет.

11. Из предложений 4 – 5 выпишите слово, образованное приставочным способом. (4) Тем более необходимо в наше время – время высочайшего развития науки и техники – разобраться, под каким знаком культуры этот уровень достигнут теми или иными людьми. (5) Что они представляют – культуру или антикультуру?

12. Из предложений 18 – 23 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (18) Формы духовной жизни, как и формы творчества, бесконечно разнообразны. (19) Духовная жизнь – это общение с людьми, искусством, осенним лесом и с самим собой. (20) Мы духовны, когда беседуем о чём-то дорогом с товарищем, доверяя его уму и сердцу. (21) Мы духовны, когда улыбаемся человеку, чувствуя, что он одинок, и когда наслаждаемся тишиной вечерних полей. (22) Мы высоко духовны, когда чувствуем бесценность жизни и хотим оставить в мире скромный отпечаток собственной личности… (23) И мы духовны, когда, перечитывая любимый том, понимаем его по-новому.

13. Назовите способ образования слова ВЫНУЖДАЮТ (предложение 17). (15) Конечно, бандиты воруют, грабят, постреливают, порой даже убивают, но ведь не со зла же! (16) Просто как-то так получается… (17) В общем, вынуждают их.

14. Из предложений 16 – 19 выпишите слово, которое образовано приставочным способом. (16)На автобусной остановке мне под ноги попалась кошёлка с овощами. (17)Я с ходу пнул её ногой, и по асфальту весело заскакали зелёные огурцы, жёлтые яблоки и красные помидоры. (18)«Бандит!..» – раздалось мне вдогонку. (19)Но я не удостоил хозяйку кошёлки даже взглядом, все мои мысли были о Наденьке.

15. Из предложений 26 – 29 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (26)Сейчас, конечно, не художественная литература формирует наш языковой вкус. (27)Тон задают теперь в первую очередь телевидение и радио. (28)Это касается и произношения звуков, и ударения, и интонации. (29)А современным дикторам нравится американская интонация.

16. Из предложений 22 – 24 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (22)Пожилая женщина, пряча лицо от ветра, искоса глядела на это ликующее семейство и укоризненно качала головой: (23) – Ну разве так можно?!(24)А я смотрел на них и завидовал.

17. Из предложений 1 – 2 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (1)В современном обществе целый океан проблем. (2)Они обступают нас всюду, и по какой дорожке ни пойдёшь, возникают новые.

18. Укажите способ образования слова ПРИЗЫВ (предложение 1). (1)«Отправь голову в отпуск!» – такой призыв сплошь и рядом украшает сегодня столичное метро и пригородные электрички, страницы самых популярных газет и журналов и улицы крупнейших городов страны, звучит по радио и на ТВ…

Учебники 1. Русский язык: Учебник для 6-го класса сред. школы / Л.Н. Булатова, Н.Е. Ильина, Е.В. Красильникова, С.М. Кузьмина и др. М., (раздел «Словообразование») 2. Русский язык: Учебник для 8-го класса сред. школы / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко и др. М., (раздел «Состав слова и словообразование», Приложение) 3. Русский язык. Теория: Учебник для 5-9 классов общ. учрежд. / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. М., (раздел «Морфемика»). 4. Русский язык: Учебник для 5-го класса общ. учрежд. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М., (разделы «Строение слова», «Лексика. Словообразование. Правописание»). 5. Русский язык: Учебник для 9-го класса общ. учрежд. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М., (раздел «Лексика. Морфемика. Словообразование»; повторение изученного).