«Экологический мониторинг почвы на территории с.Новоромановского и его окрестностей» Автор: Булавина С.В. учитель биологии МОУ СОШ 5 с.Новоромановского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Оценка экологического состояния почвы в с.Новоромановском Ставропольский край Арзгирский район с.Новоромановское.
Advertisements

Определение плодородия почв колледжа различными способами. Выполнил студент ОХТ гр. 711 Шеломенцев Никита. Исследовательский проект Исследовательский проект.
И ССЛЕДОВАНИЕ «Э КОЛОГИЯ Д.Н ОВОСЁЛОВО » Выполнили: учащиеся 9-10 классов МОУ Новосёловская СОШ Киржачского района.
Оценка экологического состояния воздуха в с.Новоромановском Ставропольский край Арзгирский район с.Новоромановское.
Тема проекта «Наш школьный сад» Образец работы 6 класса выполнила Старикова Г. И.
Отчёт по полевой практике. ТЕМА: «Исследование почвенного разреза в районе местности Ташангир» Выполнила: Макарова Ольга ученица 8г класса. Руководитель:
Тема: Морфологические особенности почвы соснового бора в окрестностях острова Тагарский. Цель: выявление морфологических особенностей почв соснового бора.
МОУ средняя общеобразовательная школа 8 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза А.И. Маркова Чеховского муниципального.
Средняя школа 11 Научный проект на тему: «Химический анализ почвы местности выращиваемой сахарной свеклы» Тараз 2010.
Сравнительная характеристика почв пришкольного участка и прибрежной зоны реки Рыча Сравнительная характеристика почв пришкольного участка и прибрежной.
Почва- какое удивительное природное образование лежит у нас под ногами! Буйно зеленеющим нарядом покрывает она землю, давая пищу растениям. Она является.
Министерство образования и молодежной политики ЧР Ядринский районный отдел образования и молодежной политики МОУ «Хочашевская СОШ» Научно-исследовательская.
Агроценозы. Презентацию составила учитель МОУ «Ягринская гимназия» г.Северодвинска Шапошникова Т.С.
Влияние работ по строительству газопровода «Ставрополь – Грозный» на состояние почвенного покрова ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ученицы 11класса МОУ СОШ 20 г. Невинномысска.
1.Образование почв 2.Основные свойства почв 3.Почвенный профиль 4.Разнообразие почв 5.Почвы нашего края.
Изучение почв поселка Громово Авторы: Андрианов Дмитрий Журавлев Максим Кузнецов Николай Руководитель: Цветкова Ольга Георгиевна Областной летний полевой.
« Изучение растительности и почвы в песчаном карьере в Альшеевском районе». Учебно-исследовательская работа по экологии на тему.
И ССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ : «О ПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕННОСТИ ПОЧВ В ПОЙМЕ РЕКИ Б ЫСТРАЯ С ОСНА НА УЧАСТКАХ С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ АНТРОПОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.
Выполнили ученики 11 класса Терентьева Дарья, Клементьева Евгения Руководитель: учитель географии Т.В. Берлюбская МКОУ «Варгашинская средняя школа 1»
Подготовили: Шабаева Л., Хабдоллина М. Подготовили: Шабаева Л., Хабдоллина М.
Транксрипт:

«Экологический мониторинг почвы на территории с.Новоромановского и его окрестностей» Автор: Булавина С.В. учитель биологии МОУ СОШ 5 с.Новоромановского

Актуальность темы: Проблема антропогенного воздействия на окружающую природную среду, в особенности на почвы, очень актуальна. С каждым годом растет количество распаханной территории.В нашем селе распахиваются целинные участки и пастбища, т.е. земля не предназначенная для пашни. Контроль за состоянием почв осуществляется слабо. Нас беспокоит такое невежественное отношение к почве. Возможно через несколько лет такое повсеместное распахивание приведет к опустыниванию территории и деградации ландшафта в моем селе. Проблема антропогенного воздействия на окружающую природную среду, в особенности на почвы, очень актуальна. С каждым годом растет количество распаханной территории.В нашем селе распахиваются целинные участки и пастбища, т.е. земля не предназначенная для пашни. Контроль за состоянием почв осуществляется слабо. Нас беспокоит такое невежественное отношение к почве. Возможно через несколько лет такое повсеместное распахивание приведет к опустыниванию территории и деградации ландшафта в моем селе.

Цель работы: Цель работы: изучить экологическое состояние почв в нашем селе, установить происходящие во времени изменения структуры и плодородия почвы. Задачи исследования: - определить по почвенным разрезам мощность гумусового горизонта; - определить механический состав почв, установить произошедшие изменения; - определить кислотность почв; - определить плодородие почв; - провести сравнительный анализ показателей, полученных в прошлые годы.

Гипотеза Если человек будет правильно применять агротехнические приемы по использованию почвы, то это не приведет к деградации ландшафта.

Место и материал исследования: Исследования проводились в селе Новоромановском Арзгирского района и окрестностях села. Пробы почвы были взяты на четырех участках: 1) на участке нераспаханной земли, где ведется интенсивный выпас скота, 2) на участке распаханной земли, 3) на пришкольном участке, 4) на участке, расположенном в пойме пересыхающей реки Курунты. Применяемая в работе методика описана в "Практикуме по экологии", авторы Алексеев СВ., Груздева Н. В., Муравьев А. Г.

Методика изучения почв Строение почвы изучали в специально вырытых ямах шириной 0.7 м и глубиной от 0.5 до 1 метра. Передняя стенка делается отвесной, располагается она так, чтобы ее освещало солнце. Напротив передней стенки делаются ступени, чтобы удобно было копать. Почвенные горизонты отличаются по окраске, плотности, структуре и другим признакам. Строение почвы изучали в специально вырытых ямах шириной 0.7 м и глубиной от 0.5 до 1 метра. Передняя стенка делается отвесной, располагается она так, чтобы ее освещало солнце. Напротив передней стенки делаются ступени, чтобы удобно было копать. Почвенные горизонты отличаются по окраске, плотности, структуре и другим признакам. Яма для изучения строения почвы

Вначале ножом отмечаем резкий или постепенный переход одного горизонта в другой, цвет и особенности их структуры. Вначале ножом отмечаем резкий или постепенный переход одного горизонта в другой, цвет и особенности их структуры. Измеряем мощность почвенных горизонтов по изменению цвета. В описании указываем цвет, и цветовые переходы от слоя к слою. Измеряем мощность почвенных горизонтов по изменению цвета. В описании указываем цвет, и цветовые переходы от слоя к слою. Почвенные горизонты Методика изучения почв

Методика изучения кислотных свойств почвы Для того чтобы определить кислотность почвы брали 10 г сухой почвы и помещали в колбу. Затем добавляли 50 мл 1М KCl, получившуюся смесь встряхивали и оставляли на 12 ч. После чего опускали лакмусовую бумажку. Бумажка принимала оттенки от светло-розового до сиреневого цвета. Значит кислотность почв от слабо- кислых до нейтральных. Для того чтобы определить кислотность почвы брали 10 г сухой почвы и помещали в колбу. Затем добавляли 50 мл 1М KCl, получившуюся смесь встряхивали и оставляли на 12 ч. После чего опускали лакмусовую бумажку. Бумажка принимала оттенки от светло-розового до сиреневого цвета. Значит кислотность почв от слабо- кислых до нейтральных.

Определение кислотных свойств почвы Образец почвы Пришкольный участок Распаханный участок степи Участок в пойме реки Курунты Нераспахан- ный участок кислотностьслабо-кислая нейтральная

Определение свойств почвы с помощью фитоиндикации Определяемый показатель Растения- индикаторы Пришкольный участок 1.Высокое содержание питательных веществ. 2.Слабо-кислая (pH менее 7) 3.Пониженное содержание магния Крапива, белена черная, паслен сладко- горький, малина. Горец, живокость, мокрица, марь белая Пожелтение кончиков хвоинок сосны. Распаханный участок степи 1. Слабо-кислая реакция (pH менее7) Пырей, марь белая, молочай, живокость Нераспаханный участок (целинный участок степи) 1.Низкое содержание питательных веществ. 1.Низкое содержание питательных веществ. 2.Повышенное содержание железа. 2.Повышенное содержание железа. 3. Реакция нейтральная 3. Реакция нейтральная Щавель малый Листья полыни горькой становятся ярко-желтыми Аистник, пастушья сумка, люцерна малая, тимофеевка,

Определение свойств почвы с помощью фитоиндикации Определяемый показатель Растения- индикаторы Участок в пойме реки Курунты 1.Высокое содержание питательных веществ. 2. Нейтральная реакция (pH = 7) 3.Повышенное содержание железа Белена черная, паслен сладко- горький, пырей. Аистник, пастушья сумка, вьюнок, марь белая. Пожелтение кончиков листьв полыни.

Оценка экологического состояния образцов почвы. про бы про бы Место отбора пробы Структура почвы Состав почвы Мощность горизонтов А.В А.В Экологическо е состояние почвы Распаханная степь Мелкозернистая, диаметр частиц 5-6мм Неоднородный, преобладают частицы глины А= 16 см А= 16 см В= 20 см В= 20 см Неблагополучное Пришкольный участок Мелкокомковатая, рыхлая Неоднородный, преобладают частицы глины, немного растительных остатков, насекомых А= 25см А= 25см В= 40см В= 40см Благополучное Нераспаханный участок степи Пойма реки Курунты Мелкокомковатая, слегка уплотненная Зернистая, слегка уплотненная, диаметр частиц 5-6 мм Большое кол-во насекомых и растительных остатков Большоеколичество насекомых и растительньгхостатков А= 25см А= 25см В=28см В=28см А=27 см В=30см УдовлетворительноеБлагополучное

Исследование плодородия почв Плодородие почв исследовали методом биотестов: проращивание семян овса в различных почвах. Плодородие почв исследовали методом биотестов: проращивание семян овса в различных почвах. Вывод: наибольшим плодородием отличаются почвы в пойме реки Курунты и на нераспаханном участке степи, на этих почвах наблюдали наибольшее развитие вегетативных органов растений и наибольшую массу проростков. Вывод: наибольшим плодородием отличаются почвы в пойме реки Курунты и на нераспаханном участке степи, на этих почвах наблюдали наибольшее развитие вегетативных органов растений и наибольшую массу проростков.

СРАВНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ ЗА ПЕРИОД С 2009 по 2011 г.г. При сравнении результатов наблюдений и исследований почвы в нашем селе с 2009г по 2011г. можно сделать следующие выводы: -количество распаханной территории увеличилось; -количество распаханной территории увеличилось; -почва на нераспаханных участках степи и в пойме реки Курунты имеет высокое содержание питательных веществ, поэтому на протяжении последних двух лет количество травостоя и других видов растительности постепенно увеличивается. Это способствует восстановлению видов лекарственных растений( тысячелистник, цикорий обыкновенный, грибы), увеличению количества дикорастущих деревьев (вяз мелколистный, акация). -почва на нераспаханных участках степи и в пойме реки Курунты имеет высокое содержание питательных веществ, поэтому на протяжении последних двух лет количество травостоя и других видов растительности постепенно увеличивается. Это способствует восстановлению видов лекарственных растений( тысячелистник, цикорий обыкновенный, грибы), увеличению количества дикорастущих деревьев (вяз мелколистный, акация). -состояние почвы на распаханном участке нашего хозяйства остается неудовлетворительным. По всем оценкам и показателям почва очень истощена, имеет неблагополучную структуру и низкое плодородие. -состояние почвы на распаханном участке нашего хозяйства остается неудовлетворительным. По всем оценкам и показателям почва очень истощена, имеет неблагополучную структуру и низкое плодородие.

Выводы 1.Наиболее мощный плодородный слой на участке в пойме реки Курунты и нераспаханном участке степи, мощность плодородного слоя распаханного участка снизилась. 1.Наиболее мощный плодородный слой на участке в пойме реки Курунты и нераспаханном участке степи, мощность плодородного слоя распаханного участка снизилась. 2. Экологическое состояние почвы распаханных участков степи неблагополучное, т.к. нарушена структура и механический состав почвы. 2. Экологическое состояние почвы распаханных участков степи неблагополучное, т.к. нарушена структура и механический состав почвы. 3.Экологическое состояние нераспаханных участков можно назвать удовлетворительным, но имеются некоторые нарушения структуры почвы, водного и воздушного режима почвы. 3.Экологическое состояние нераспаханных участков можно назвать удовлетворительным, но имеются некоторые нарушения структуры почвы, водного и воздушного режима почвы.

Выводы 4.На нераспаханном участке и в пойме реки Курунты почва нейтральная, на пришкольной территории и распаханном участке почва слабо-кислая. 4.На нераспаханном участке и в пойме реки Курунты почва нейтральная, на пришкольной территории и распаханном участке почва слабо-кислая. 5. По методу биотестов наибольшим плодородием обладают почвы в пойме реки Курунты и на нераспаханном участке степи, на этих почвах наиболее развиты вегетативные органы растений и наибольшая масса проростков. 5. По методу биотестов наибольшим плодородием обладают почвы в пойме реки Курунты и на нераспаханном участке степи, на этих почвах наиболее развиты вегетативные органы растений и наибольшая масса проростков. 6. Сравнительный анализ почвы показал: количество распаханной территории увеличилось; состояние почвы на распаханном участке нашего хозяйства остается неудовлетворительным. По всем оценкам и показателям почва очень истощена, имеет неблагополучную структуру и низкое плодородие. Это ведет к дальнейшей ее деградации, а значит к снижению урожайности сельхозкультур. 6. Сравнительный анализ почвы показал: количество распаханной территории увеличилось; состояние почвы на распаханном участке нашего хозяйства остается неудовлетворительным. По всем оценкам и показателям почва очень истощена, имеет неблагополучную структуру и низкое плодородие. Это ведет к дальнейшей ее деградации, а значит к снижению урожайности сельхозкультур.

Возможные пути решения проблемы Уменьшение площади распахиваемой земли, за счет повышения эффективности обработки. Уменьшение площади распахиваемой земли, за счет повышения эффективности обработки. Проведение минимального числа обработок почвы с использованием удобрений. Проведение минимального числа обработок почвы с использованием удобрений. Применение биологических методов борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур. Применение биологических методов борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур. Оканавливание свалок бытового мусора. Оканавливание свалок бытового мусора. Регулярное использование компоста на приусадебных участках. Регулярное использование компоста на приусадебных участках.