Амосова Ирина Юрьевна, учитель начальных классов СОШ 18 города Сочи Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках и во внеурочной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Как запомнить написание словарных слов (рекомендации для родителей и учащихся начальной школы)
Advertisements

«Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах» 1. Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников. 2. Формирование.
Характеристика самостоятельного учения Ученик знает и понимает цели обучения; умеет самостоятельно мыслить; способен ориентироваться в новой ситуации;
Выполнила : ученица МБОУ Лебяженской школы 10 класса Колпакова Валерия Руководитель : Никитина И. А., учитель иностранного языка « Память и методы запоминания.
«Чтоб ошибок избежать, зоркость надо развивать!».
Развитие орфографической зоркости учащихся в началиной школе на уроках русского языка как важнейший фактор формирования навыков грамотного письма. Учитель.
Обучающие памятки. Делая выбор темы своего мастер-класса мне хотелось бы затронуть такую форму работы, которая бы была близка не только мне, как учителю.
Тема проекта «Безударные гласные в корне слова» Учитель начальных классов: Петрова О.А. г. Энгельс МОУ «СОШ 21»
Русский язык Программа для общеобразовательных учебных заведений 1-4 класс Ведущей целью начального курса русского языка является формирование и развитие.
Рабочие тетради для систематического списывания.(1,2,3,4 кл.) Цель: сформировать у младших школьников орфографический навык методом непроизвольного запоминания.
«Фонематический подход при формировании орфографической зоркости у учащихся» Автор работы: Лапаева В.Н.
Непроверяемые безударные гласные в корне слова Автор: учитель начальных классов Кневицкой средней школы А.П. Стройкина.
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка по развивающей системе Л.В.Занкова.
Обучение младших школьников работе со словарями синонимов и антонимов на уроках написания изложения и сочинения.
Как развить свою память. Даниил Хармс: Память – это вообще явление странное, как трудно бывает что-нибудь запомнить и как легко забыть! А то и так бывает:
Использование эффективных методов и приёмов, способствующих развитию орфографической зоркости учащихся со сложной структурой дефекта.
«Чтоб ошибок избежать, зоркость надо развивать!» О развитии орфографической зоркости у младших школьников.
Память
Педагогический проект Проектный метод как методический прием при обучении орфографии «трудных» слов Автор: Греченко Наталья Вячеславовна, учитель начальных.
«Скажи мне, и я забуду; Покажи мне, и я может быть, запомню; Вовлеки меня, и я пойму.» Конфуций (450г. до н.э.)
Транксрипт:

Амосова Ирина Юрьевна, учитель начальных классов СОШ 18 города Сочи Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности на примере изучения словарных слов.

Хорошая память – это не способность, а искусство, система навыков и умений. Даже одаренные музыканты каждый день играют гаммы. Практика и еще раз практика! Даниэль Лапп Важнейшей задачей современной системы образования является обеспечение школьникам умения учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию. А одним из принципов организации этого процесса заключается в том, что учащиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала. Главная же задача и обязанность учителя – помочь ребенку принять и выполнить принятое им решение. Для решения поставленных задач и достижения максимального результата эффективно использование творческих приемов. Ярким примером может послужить работа по изучению словарных слов младшими школьниками.

Минутка «Вообразилия»

Вопрос: «Почему одна информация запоминается лучше, а другая – хуже?» Образная информация запоминается хорошо, т.к. она наиболее всего приближена к функционированию нашего мозга. Всем известно, что мозг «настроен» на образы, оперирует образами и запоминает образы «автоматически». Речевая (текстовая) информация запоминается хуже, чем образная, т.к. далеко не все слова переводятся мозгом в образы. Во-первых в речи и тексте содержится меньше слов – образов, чем в окружающем мире; во-вторых, образы, создаваемые на основе слов «слабее» образов, воспринимаемых зрительно.

Слуховая память Зрительная память Тактильная память («память тела») Эмоциональная память Типы памяти по используемым органам чувств Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. У каждого человека свой тип памяти, это врожденный параметр, который не меняется. Человек может весьма эффективно обучаться, работать и добиваться прекрасных результатов, если он умеет пользоваться своим типом памяти. Почему же так важен этот параметр? Дело в том, что от типа памяти зависит способ восприятия мира, способ обучения, поощрения и наказания.

Все виды памяти можно условно разделить на три группы: Что запоминает человек: предметы и явления, мысли, движения, чувства Как человек запоминает: случайно или преднамеренно Как долго сохраняется запомненное: Двигательная Произвольная Кратковременная Словесно- логическая Непроизвольная Долговременная Образная Оперативная

Законы памяти Закон памятиПрактические приёмы реализации Закон интересаИнтересное запоминается легче. Закон осмысления Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится. Закон установки Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче. Закон действия Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше. Закон контекста При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше. Закон края Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце. Закон повторения Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз.повторили несколько раз Памятка для учителя:

Методы, используемые для запоминания словарных слов Орфографическое проговаривание слова, написание его в воздухе кончиком носа, при этом слово нужно написать на потолке или противоположной стене. Например: «Закрой глаза, представь - это слово, написанным в книге». Назови его по буквам. Заставь помигать «опасную» букву. Прочти медленно, как будешь писать. Запиши это слово 5 раз, каждый раз проговаривай вслух то, что пишешь. Запоминание слова по сетке. Написать слово крупными печатными буквами. Подчеркнуть каждую букву. А Л Л Е Я. Через некоторое время стереть буквы. Задача ребенка назвать буквы, можно вразброс. Метод Цицерона. После того, как ребенок напишет слова в тетрадке и прочитает их орфографически (проговаривая каждую букву), предложите расставить слова по комнате. «Устный кроссворд». Вы называете определение, а ребенок называет слово и записывает его. При выполнении этого упражнения актуализируется значение слова и закрепляется связь значения с акустическим образом слова. Метод ассоциативного запоминания слов.

Алгоритм для учащихся по запоминанию словарных слов на основе ассоциаций 1.Проговорить слово по слогам. 2. Объяснить значение слова. 3. Поставить ударение. 4. Найти безударную гласную. 5.Подобрать ассоциации к букве, которую нельзя проверить. 6. Составить предложение со словом. 7. Подчеркнуть безударную гласную в слове (найти «опасное место»). 8. Записать слова в «веселый словарик». 9. В начале следующего урока повторить записанное слово.

1.Проговариваем слово по слогам: О-вал 2.Объясняем значение слова: слово произошло от лат. ovum яйцо А как нарисовать овал? На помощь брата я позвал. Брат взял фломастер и искусно Мне овал нарисовал: Ты слегка окружность сплюсни, Получается ОВАЛ. Сколько раз его видал, В ванной зеркало - овал! Овал - окружность удлинённая И рожица в ней удивлённая 3. Ставим ударение («зовем слово») - овАл (ударение падает на гласную «а») 4. Безударная гласная «а» 5. Какую букву нельзя проверить? Это буква «О». Попробуйте, используя имеющиеся у вас знания, подобрать ассоциации к проверяемой букве. 6. Придумайте предложение с изученным словом: «Я нарисовал большой овал». 7. Подчеркните безударную гласную в словарном слове: «Я нарисовал большой овал». 8. Запишите слово в «веселый словарик».

Чтобы запомнить информацию как можно лучше, надо обязательно ставить цель – не только воспринять материал, но и действительно его запомнить, уметь самостоятельно использовать полученные знания. Приемы запоминания информации метод записывания или переписывания метод повторения интеллектуальная работа с материалом

Метод ассоциативного запоминания слов. Суть метода. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму. Проблема: дети допускают ошибки в написании словарных слов. Решение: надо помочь учащимся запоминать слова, не заучивая их наизусть.

Суть этого метода заключается в том, что трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного слова, помогая правильно написать орфограмму. Таким образом, это – метод ярких ассоциаций. Ассоциативный образ подбирается так, чтобы он был связан со словарным словом каким-то общим признаком: цветом, формой, действием, материалом, количеством, звучанием, назначением, местом расположения и т.д.

Не навязывайте ребенку своей ассоциации! Ценность – наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма. гАзета - бумАга, кОнцерт – Оркестр – нОта зАвод - трубА, лАдонь - пАльцы, кАпуста - салАт вОсток – кОмпас

Выражение информации в легкой и интересной ассоциативной форме дает ребенку понять, что он и сам способен создавать ассоциативные информационные блоки, способен самостоятельно (пусть интуитивно) пользоваться теми приемами, о которых я вам рассказала, сам способен превратить трудный материал в доступный для себя и других. "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это делать самому, и это станет моим навсегда". Именно так гласит древняя мудрость.

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс

Ассоциации по форме

Ассоциации по эмоциональному состоянию Ассоциации по вкусовым качествам

Победитель Всероссийского конкурса « Рисуем словарные слова » 1 место – Татулян Анна ( « Дельфин » ) СОШ 18 г. Сочи, 2013 г

Предлагаемый вашему вниманию весёлый оригинальный обучающий орфографический словарик иллюстрирует замечательный метод запоминания написания трудных слов – метод ярких ассоциаций. Читайте, пробуйте, положительные результаты обязательно будут! Пусть мои рекомендации будут маленькой ступенькой к достижению поставленной цели: формированию функционально грамотной личности.