Корниенко Наталья Николаевна, учитель химии высшей квалификационной категории МАОУ СОШ с.Мошенское Урок химии в 11 классе по теме «Роль воды в химических.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: Водородный показатель [H + ] [OH - ] Кд = , [H 2 O]
Advertisements

Молекула воды имеет угловое строение, причем угол Н–О–Н составляет примерно 105 градусов.
Молекула воды состоит из 2 атомов водорода и 1 атома кислорода, которые находятся друг относительно друга под углом 105°
ТАКАЯ НЕОБЫКНОВЕННАЯ ВОДА Воробьева Раиса Михайловна учитель химии гимназия 177.
Автор: учитель химии Данильчук Наталья Леонидовна Томская область, город Колпашево, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная.
Подготовил: Кивва С.В. Научный руководитель: доцент Кузнецова И.В.
Чистая вода. В кружево будто одеты Деревья, кусты, провода, И кажется сказкою, А в сущности просто вода… Безбрежная ширь океана И тихая заводь пруда,
Нейтральная Среда, в которой количество ионов водорода равно количеству гидроксид- ионов. Кислая Среда, в которой количество ионов водорода больше количества.
Тайна воды… Выполнила: студентка 143 группы Сенькина Анна Леонидовна.
Протолиз воды H 2 O = H + + OH - 2H 2 O = H 3 O + + OH - = 1, Из 554 млн. молекул распадается 1.
Безбрежная ширь океана, И тихая заводь пруда, Струя водопада и брызги фонтана.
Тайна воды… Выполнила: студентка 143 группы Сенькина Анна Леонидовна.
Урок-исследование «Научный» руководитель – учитель химии МОУ СОШ 2 г. Мичуринска Тамбовской области Ушакова Ольга Валерьевна.
Агрегатные состояния воды парлед жидкость В жидкой воде молекулы H 2 O могут объединяться в сложные образования - кластеры, по структуре напоминающие.
Проектная работа выполнена ученицами 9а класса ГБОУ СОШ 632 Абдрахмановой Валерией и Бирюковой Дарией «Буферные системы в нашей жизни». 1 Приложение 14.2.
« Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима.
Решите задачи. Концентрация ионов водорода в растворе равна моль/дм 3. Определите рН раствора. Определите концентрацию ионов водорода в растворе,
ВОДА Вода… Ты не имеешь ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать – тобой наслаждаешься, не ведая, что ты такое. Ты не просто необходима для.
Теория электролитической диссоциации Сванте Август Аррениус.
ТЕМА УРОКА: «КИСЛОТЫ». 22 ЦЕЛЬ УРОКА познакомить учащихся с новым классом неорганических соединений - кислоты.
Транксрипт:

Корниенко Наталья Николаевна, учитель химии высшей квалификационной категории МАОУ СОШ с.Мошенское Урок химии в 11 классе по теме «Роль воды в химических реакциях. Среды водных растворов электролитов» 2009 г.

В кружево будто одеты Деревья, кусты, провода. И кажется сказкою это, А в сущности – только вода. Безбрежная ширь океана И тихая заводь пруда, Каскад водопада и брызги фонтана, А всё это – только вода. Высокие гребни вздымая, Бушует морская вода И топит, как будто играя, Большие морские суда Как пухом зимой одевает Снег белый родные поля, Но время придёт, всё растает, И будет простая вода.

1. Вода не является: участником реакции, катализатором реакции, средой для осуществления реакции. 2. Вода …………. электролит. 3. Уравнение диссоциации воды: Н 2 О Н + + ОН - 4. Константа диссоциации (равновесия) воды: [Н + ]·[ОН - ] [Н 2 О] 5. Кислотный характер раствора определяют ионы …. 6. Щелочной характер раствора определяют ионы …… 7. Для нейтральной среды характерно соотношение: [Н + ] [ОН - ] 8. Качественно тип среды водных растворов электролитов определяют с помощью …………………. 9. Лакмус в нейтральной среде имеет ………………… окраску. 10. Фенолфталеин в щелочной среде имеет ……………….. окраску. 11. Метиловый оранжевый в кислой среде имеет …………… окраску. слабый КД =КД = ОН - Н+Н+ индикаторов фиолетовую малиновую розовую Тест ( нет ответа) =

Роль воды в химических реакциях Среды водных растворов электролитов

Вода диссоциирует на ионы: Н 2 О Н + + ОН -, её константа при 25°С равна [Н + ]·[ОН - ] [Н 2 О] При столь малой константе диссоциации концентрация воды остается практически неизменной и равной [Н 2 О] = 55,55 моль/л Отсюда произведение постоянных величин K д [H 2 O] = [H + ] [OH – ] = const. Численную величину произведения ионов, на которые диссоциирует вода, называют ионным произведением воды K Н 2 О, она равна К Н 2 О = [Н + ]·[ОН - ] = К Д ·[Н 2 О] = К Д == 1,8·10 -16

Если в пределах 15–25 °C ионное произведение воды K Н 2 О = 10 –14, то равенство [H + ] и [OH – ] соответствует нейтральной среде [H + ] = [OH – ] = 1 10 –7, при [H + ] > 1 10 –7 – кислой, при [H + ] < 1 10 –7 – щелочной среде.

Для определения кислотно-основных свойств раствора пользуются водородным показателем pH (пэ-аш, р – начальная буква слова potenz – математи- ческая степень, буква Н – химический знак водорода). pH - это отрицательный десятичный логарифм концентрации водородных ионов: pH = –lg [H + ] Например, если [Н + ] = моль/л, то [ОН - ] = моль/л, а pH = –lg [H + ] = –lg = 4 - среда раствора кислая, и т.п.

Нейтральная среда [Н + ] = [ОН - ] = моль/л рН = 7 Лакмус Фенолфталеин Метиловый оранжевый

Кислотная среда [Н + ] > [ОН - ] > моль/л рН < 7 Лакмус Фенолфталеин Метиловый оранжевый

Щелочная среда [Н + ] < [ОН - ] < моль/л рН > 7 Лакмус Фенолфталеин Метиловый оранжевый

рН28 [Н+][Н+] [ОН - ] Тип среды Заполните таблицу: кислая щелоч- ная ней- траль- ная щелоч- ная кислая щелоч- ная

рН некоторых жидкостей Соляная кислота промышленная -1,1 разбавленная 0,0 Аккумуляторная кислота (серная) 0,15 Желудочный сок 1,4Лимонный сок 2,1

Столовый уксус 6%-ный 2,4 9%-ный 2,3 Яблочный сок «Антоновка» 2,5 «Коричное» 3,7 Сок щавеля 3,7Апельсиновый сок 4,2

Насыщенный раствор оксида углерода (IV)при давлении 1 атм («углекислота» или «газировка») 3,7 Зерно 6,1 Молоко 6,4Дистиллированная вода 6,95

Слёзы 7,0 Сыворотка крови 7,4 Кишечный сок 8,3Известковая вода 12,9

Работа в группах Аналитики Экологи Теоретики

Томатный сок Чай Экспериментально определите примерное значение рН и концентрацию ионов водорода следующих жидкостей: КофеВиноградный сок

Раствор хозяйственного мыла Раствор стирального порошка Раствор туалетного мылаРаствор шампуня

Найдите в учебнике, справочной литературе, в Интернете информацию о роли рН в жизнедеятельности организмов.

Тест 1. При скисании молока значение его рН уменьшается с 7 до 3. При этом концентрация Н + возрастает в: а) 10 раз; б) 4 раза; в) 100 раз; г) раз; д) 1000 раз 2. Картофель может расти на закисленных почвах при рН5. В почвенном растворе картофель выдерживает концентрации Н + (в моль/л): а) 1·10 5 ; б) 1·10 -5 ; в) 5; г) 5 10 ; д) 1· Плангтон может жить в морской воде в интервале кон- центраций Н + от 1·10 -5 до 1·10 -8 моль/л. Это соответствует интервалу рН: а) 15-18; б) 1-5; в) ; г) 1- 8; д) В зависимости от вида пищи рН слюны человека меняется в пределах 6-8. при этом концентрация Н + изменяется в: а) 2 раза; б) 20 раз; в) 100 раз; г) 2 10 раза; 1000 раз 5. Клевер лучше всего растёт на почвах с рН=8. Наиболее благоприятная для клевера концентрация Н + (в моль/л) в почвах: а) 8; б) 8 10 ; в) 1·10 8 ; г) 1·10 -8 ; д) рН подзолистых почв колеблется от 4 до 6. В этих почвах концентрация Н + (в моль/л) меняется в пределах: а) 4-6; б) 1· ·10 6 ; в) – ; г) 14-16; д) 1· · Заметное растворение раковин речных моллюсков начинается при рН

Ответы: 1 – г 2 – б 3 – д 4 – в 5 – г 6 – д 7 – г 8 – б

Домашнее задание 1. Подготовить сообщения: о роли рН в практической деятельности человека, биохимических процессах гидросферы; о значении величин рН физиологических жидкостей организма человека (крови, слюны, мочи и т.п.) 2. Решить задачу: Определить содержание ионов Н + в слезе ребёнка (0,03 мл, рН = 7,3).