Устный счет на уроках математики в 5 – 6 классах Работа учителя математики МОУ «СОШ 21» г. Балаково Горбачевой Татьяны Александровны
Валентин Берестов Устный счёт Ну-ка в сторону карандаши! Ни костяшек. Ни ручек. Ни мела. Устный счёт! Мы творим это дело Только силой ума и души. Числа сходятся где-то во тьме, И глаза начинают светиться, И кругом только умные лица, Потому что считаем в уме. 2
Важность и необходимость устных упражнений доказывать не приходиться. Значение их велико в формировании вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации, и в развитии личностных качеств ребёнка. Создание определённой системы повторения ранее изученного материала дает учащимся возможность усвоения знаний на уровне автоматического навыка. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер. Зайцева О.П. «Роль устного счета в формировании вычислительных навыков и развития личности ребенка» 3
Задачи устного счета: Воспроизводство и корректировка определённых ЗУН учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя. Контроль учителя за состоянием знаний учащихся. Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала. 4
8 х х : : х – 4800 Нахождение значений математических выражений. 5
Уменьшаемое1,214,60,17 Вычитаемое1,110,1 Разность10,60,5 6
35*35 45*45 55*55 65*65 75*75 85*85 95*95 7
35*35 = *4=12 45*45 = *5=20 55*55 = *6=30 65*65 = *7=42 75*75 = *8=56 85*85 = *9=72 95*95 = *10=90 8
85*45 = (8*4+(8+4)/2)сотен+5*5 = 38*100+25= *55=(3*5+(3+5)/2)сотен+5*5= =19*100+25=1925 9
: 3 ? - 10 : 5 х 8 10
Какую координату имеет каждая из точек А,В, С и Д на рисунке? 0 ОAВ ЕС D 11
1) 24 < 37 < 58 2)127 < 248 < 250 3) 1000 < 1054 < ) 2341 < 3675 <
Найдите неизвестные компоненты х = 700 у × 22 = 110 а – 169 = 21 в : 7 = – р = : с =5 13
Какое направление движения соответствует решению? 14 км/ч + 12 км/ч = 26 км/ч Навстречу… В противоположных… В одном … 14
Какое направление движения соответствует решению? 14 км/ч - 12 км/ч = 2 км/ч Навстречу… В противоположных… В одном … 15
1. В одном мешке было х кг картофеля, а в другом в 2раза больше. Сколько килограммов картофеля было в двух мешках? а) х; б) 2 х; в) 3 х; г) 4 х. 16
2. Саша решил а задач, а Дима – на 4 задачи больше. Сколько задач решили Саша и Дима вместе? а) 4а; б) 6а; в) 2а; г) 2а
3. Скорость пешехода 5км/ч, а скорость велосипедиста 20 км/ч. Во сколько раз скорость велосипедиста больше скорости пешехода? а) в 2 раза; б) в 3 раза; в) в 4 раза; г) на 15 км/ч. 18
Формы восприятия устного счета Беглый слуховой (читается учителем, учеником). Зрительный (таблицы, плакаты, записи на доске). Комбинированный. 19