Урок русского языка в 5 классе Буквы Е-И в корнях с чередованием. Евдокимова Анна Игоревна учитель русского языка МОБУ «Пойковская СОШ 2» Нефтеюганский.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Коварные корни. 2. Усвоение новых знаний. Коллективное наблюдение. Определите,чем отличаются 3 группы слов. ` Удивл ` ять ` Кат ` аться `` Предлаг ` ать.
Advertisements

Урок русского языка в 5 «А» классе. Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Кировская СОШ 2» Бочкова Татьяна Анатольевна.
«Правописание гласной в корне» чтобы не ошибиться необходимо: 1)определить, какой это безударный гласный: проверяемый ударением, непроверяемый, чередующийся;
Тема урока Буквы е-и в корнях с чередованием Цели урока Знать: - понятие «чередование звуков»; - условия выбора гласных е-и в корнях с чередованием; Уметь:
Корни с чередованием букв е-и, их правописание И Е.
Буквы Е – И в корнях с чередованием 5 класс. Цели урока Знать: - понятие «чередование звуков»; - условия выбора гласных е-и в корнях с чередованием; Уметь:
Правописание чередующихся гласных в корне слова 5 класс.
Материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Презентация урока русского языка Тема: Чередование гласных в корнях слов Тема: Чередование гласных в корнях слов Цели урока: Цели урока: 1) Объяснение.
Презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему: Словообразование и орфография. Повторение за курс 5 класса
Чередование гласных в корнях слов 5 класс. Корни с безударными гласными 1. Если безударные гласные в корне проверяются ударением, то следует: - определить.
Богданова Алёна Викторовна, учитель МОУ «Средняя общеобразовательная школа 63»
Правописание корней Лаг - (лож) Раст (рос), ращ А Пишется А (перед Ж) Примеры: полагать разлагать предлагать Пишется О (перед Ж) Примеры: положить предложить.
Буквы е-и в корнях с чередованием. Урок в 5 классе. Prezentacii.com.
Дистанционное обучение Трудные вопросы орфографии Занятие 3 Безударные гласные.
Повтори орфографию. Орфография ОРФОГРАММА (греч. «орфо» - правильный, «грамма» ОРФОГРАММА (греч. «орфо» - правильный, «грамма» – буква, знак) – такое.
11 1 Орфографическая зоркость – это способность пишущего видеть орфограммы в читаемом тексте. Чтобы развить в себе орфографическую зоркость при написании.
Добрый день!!!. Берётся, собирались. Вытер, протирать. Запирает, отпереть.
Правописание безударных гласных в корнях слов Чередующиеся гласные.
Гласные в корне. Гласные в корне. проверяемыенепроверяемые чередующиеся.
Транксрипт:

Урок русского языка в 5 классе Буквы Е-И в корнях с чередованием. Евдокимова Анна Игоревна учитель русского языка МОБУ «Пойковская СОШ 2» Нефтеюганский район ХМАО-Югра

Я утверждаю, что Глагол – это часть речи, обозначающая действие предмета. 2. Слово « пение » - это глагол. 3. В слове « не(?)навидеть » не пишется отдельно. 4. Глаголы неопределённой формы не показывают ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. 5. В слове « создать » - нулевое окончание. 6. В неопр. форме глагола после Ч пишется Ь. 7. Брат учит(?)ся. Данный глагол стоит в 3-ем лице и пишется с Ь 8. Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы: Что сделать? Что сделал? Что сделаю? 9. В предложении « Я поклал ручку на парту » есть грамматическая ошибка. 10. Глагол « положить » совершенного вида.

Проверь себя! 1. да 2. нет 3. нет 4. да 5. нет 6. да 7. нет 8. да 9. да 10. да.

Самооценка Нет ошибок – « 5 » 1-2 ошибки – « 4 » 3-4 ошибки- « 3 »

Лист учёта ЗУН Ф.И. учащегося, число, тема Блиц- опрос: «да», «нет» Усвоение новых знаний (наблюде ние и анализ) Попут ное повторе ние Усвоение новых знаний (выведение правила) Закрепле ние Нет ошибок 5

- Определите, что общего у всех 3-ёх групп слов? Удивлять Кататься Предлагать – предложить Расти - росли Вытирать – вытер Замирать - замер

Подсказка 1 Удивлять Кататься Предлагать – предложить Расти - росли Вытирать – вытер Замирать - замер

Подсказка 2 ` Удивл ` ять ` Кат ` аться `` Предлаг ` ать – предлож ` ить `` Раст ` и - росл ` и `` Вытир ` ать – в ` ытер `` Замир ` ать - з ` амер

- Определите, чем отличаются все 3 группы слов? ` Удивл ` ять ` Кат ` аться `` Предлаг ` ать – предлож ` ить `` Раст ` и - росл ` и `` Вытир ` ать – в ` ытер `` Замир ` ать - з ` амер Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением Чередующиеся гласные а//о Чередующиеся гласные и//е

Лист учёта ЗУН (на каждый урок) Ф.И. учащегося, число, тема Блиц- опрос: «да», «нет» Усвоение новых знаний (наблюде ние и анализ) Попутно е повторен ие Усвоение новых знаний (выведение правила) Закреплен ие Нет ошибок 5 Без подска зок 5

-Что мы называем чередованием звуков? - В каких позициях могут находиться эти гласные? замена одного звука другим В сильной под ударением, в слабой в безударном положении.

- Знаете ли вы ученых-лингвистов, занимавшихся изучением данной проблемы? Д.Н. Ушаков ( ), большой ученый, который посвятил всю жизнь русскому языку, прекрасно знал его и бесконечно любил. Он написал несколько работ о возникновении традиционного чередования в корнях слов. Д. Н. Ушаков автор многих учебников, один из составителей «Орфографического словаря», который выдержал более 40 изданий. Он является автором и главным редактором четырехтомного «Толкового словаря русского языка». Р.И. Аванесов - ученик Д. Н. Ушакова, у него тоже есть работы, посвящённые чередованию звуков.

Коварные корни Буквы Е-И в корнях с чередованием.

- Что мы должны узнать на уроке и чему научиться? Знать: способ действия при выборе орфограммы Е-И. Уметь: применять правило о чередовании гласных Е-И в корне.

Буквы о а в корне -лаг- -лож- Предлагать предложить слагаемое сложение прилагать приложить Когда в корне –лаг - лож- надо писать а и когда о?

ЕСЛИ А СТОИТ ЗА КОРНЕМ, В КОРНЕ ПИШЕМ ТОЖЕ А.

Буквы о а в корне -раст-ращ- -рос- Растение рос Вырасти вырос Приращение - заросли Когда в корне –раст - рос- надо писать а и когда о? а и когда о?

Перед СТ и Щ в корне пишем А всегда

Исключения из правила: Ростовщик в Ростове жил, Ростиславом звали. Он росток себе купил прямо на базаре. (+ отрасль)

- Что нужно помнить о чередующихся гласных? чередующиеся гласные проверять ударением нельзя!

Лист учёта ЗУН (на каждый урок) Ф.И. учащегося, число, тема Блиц- опрос: «да», «нет» Усвоение новых знаний (наблюде ние) Повторен ие пройденн ого Усвоение новых знаний (выведение правила) Закреплен ие Нет ошибок 5 Без подска зок 5 Вспомнил сам 5

`` Вытир ` ать – в ` ытер `` Замир ` ать - з ` амер

Если А стоит за корнем, в корне пишем И всегда.

Лист учёта ЗУН (на каждый урок) Ф.И. учащегося, число, тема Блиц- опрос: «да», «нет» Усвоение новых знаний (наблюде ние) Повторен ие пройденн ого Усвоение новых знаний (выведение правила) Закрепление (индивид. сам. работа ) Нет ошибок 5 Без подска зок 5 Вспомнил сам 5 Вывел сам 5

Записать видовые пары глаголов, обозначив корни с чередованием. несов. в. Вытирать Избирать Запирать Раздирать Замирать Расстилать Блистать Выжигать сов. в. вытер Изберу Запер Раздеру Замер Расстелю Блеснуть выжег

- тира тер- - бира- - - бер- - пира- - - пер- - дира- - -дер- - мира- - -мер- - стила- - -стел- - блиста- - -блест- -жига- - -жег-

Правописание чередующихся гласных в корне слова. Чередующиеся гласные: и//е Выучить корни, чтобы «узнавать» их Применять условия выбора гласной Пишется и, если за корнем –а- вытирать – вытер

Индивидуальная самостоятельная работа. – Кто готов с данной орфограммой работать самостоятельно? на основе упр. 654 (часть 1) распределительный диктант (в два столбика в словосочетаниях, с обозначением условия выбора орфограммы) Самопроверка и самооценка

Проверь себя ! запереть дверь растереть краски пол блестит постелить ковёр протереть окно опираться на перила натирать паркет прибирать комнату выжигать рисунок

Коллективная работа. на основе упр. 654 (2 часть) зрительный комментированный диктант (образец рассуждения на стр. 245) Оценка учителя

Лист учёта ЗУН (на каждый урок) Ф.И. учащегося, число, тема Блиц- опрос: «да», «нет» Усвоение новых знаний (наблюдени е) Повторение пройденно го Усвоение новых знаний (выведение правила) Закрепление (индивид. сам. работа ) Коллективная работа Нет ошибок 5 Без подска зок 5 Вспомнил сам 5 Вывел сам 5 Работал сам 5 (Усвоил на ?)

Самостоятельная работа с тестом 15 (по вариантам) «Третий лишний» самопроверка и самооценка

Проверь себя ! вариант 1 а) запереть б) задирать в) блистательный г) выберу д) предположение вариант 2 а) выжечь б) умирать в) постелить г) замер д) излагать

Лист учёта ЗУН Блиц- опрос: «да», «нет» Усвоение новых знаний (наблюдени е) Повторение пройденно го Усвоение новых знаний (выведение правила) Закрепление (индивид. сам. работа ) Коллективная работа Нет ошибок 5 Без подска зок 5 Вспомнил сам 5 Вывел сам 5 1) Работал сам 5 2) Работал сам с тестом 5

Проверь себя ! Сердце замирает от восторга при виде чудесной картины природы. За селом расстилается гладкое зеркало большого озера, и низко от него над лугами стелется туман. Трудно пробираться сквозь густые заросли кустов. Но вот скоро заблестит солнце на небе, исчезнет туман.

Лист учёта ЗУН Блиц- опрос: «да», «нет» Усвоение новых знаний (наблюде ние) Повторен ие пройденн ого Усвоение новых знаний (выведе ние пра вила) Закрепление 1) Работа с учебником индивид. сам. работа (коллективная работа) - 5 2) Сам. работа с тестом - 5 3) Работа с текстом – 5 Нет ошибок 5 Без подска зок 5 Вспом нил сам 5 Вывел сам 5

Самостоятельная работа с текстом 1.Объяснить слова с изученной орфограммой. 2.Схематически объяснить знаки препинания. 3.Доказать, что это текст. 4.Определить стиль текста, тип речи. 5.Расстилается (морфемный разбор). 6.Расстилается (морфологический разбор).

Проверь себя ! 2. Замирает, расстилается, стелется, пробираться, заросли, заблестит. 3. [ ], и [ ]. (ССП) [ ], [ ]. (СБП) 4. Предложения связаны по смыслу и грамматически. 5. Стиль текста – художественный, описание. 6. Расстилается 7. Расстилается - – глагол, н.ф. расстилаться, несов. в., 1 спр., ед.ч. наст. вр., 3 л., сказ.

Лист учёта ЗУН Блиц- опрос: «да», «нет» Усвоение новых знаний (наблюде ние) Повторен ие пройденн ого Усвоение новых знаний (выведе ние пра вила) Закрепление 1) Работа с учебником индивид. сам. работа (коллективная работа) - 5 2) Сам. работа с тестом - 5 3) Работа с текстом – 5 Нет ошибок 5 Без подска зок 5 Вспом нил сам 5 Вывел сам 5 4) Выполнение граммат. заданий – 5 Самооценка за урок - 5

Укажите неправильные написания слов. блестать красотой начинать работу блистеть на солнце замереть от счастья замирать от страха соберательный образ блестящий оратор изберательная кампания предлагать помощь выростить цветы

Проверь ! блистать красотой начинать работу блестеть на солнце замереть от счастья замирать от страха собирательный образ блестящий оратор избирательная кампания предлагать помощь вырастить цветы

Лист учёта ЗУН Блиц- опрос: «да», «нет» Усвоение новых знаний (наблюде ние) Повторен ие пройденн ого Усвоение новых знаний (выведе ние пра вила) Закрепление 1) Работа с учебником индивид. сам. работа (коллективная работа) - 5 2) Сам. работа с тестом - 5 3) Работа с текстом – 5 Нет ошибок 5 Без подска зок 5 Вспом нил сам 5 Вывел сам 5 4) Выполнение граммат. заданий – 5 5) Работа над орфографи ческой зоркостью - 5 Самооценка за урок - 5

Лист учёта ЗУН Блиц- опрос: «да», «нет» Усвоение новых знаний (наблюде ние) Повторен ие пройденн ого Усвоение новых знаний (выведе ние пра вила) Закрепление 1) Работа с учебником индивид. сам. работа (коллективная работа) - 5 2) Сам. работа с тестом - 5 3) Работа с текстом – 5 Нет ошибок 5 Без подска зок 5 Вспом нил сам 5 Вывел сам 5 4) Выполнение граммат. заданий – 5 5) Работа над орфографи ческой зоркостью - 5 Самооценка за урок - 5

Д/з 1) Обязательное для всех (составление таблицы (кластера) по теме) 2) на выбор - упр. из учебника - составление теста из 10 заданий на тему «Чередующиеся гласные в корне слова» - составление текста с использованием слов на тему «Чередующиеся гласные в корне слова»