Работа над ударением из раздела программы : «Предупреждение нарушений письменной речи у детей с билингвизмом» Слоговой анализ и синтез.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Учитель-логопед центра ПМСС Каримова Е.А. Нерехта 2012г.
Advertisements

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ Боровкова Людмила Евгеньевна Учитель-логопед Боровкова Людмила Евгеньевна МБОУ СОШ 29.
Для каждой возрастной группы в работе по звуковой культуре речи.
проводится по нескольким направлениям: развитие анализа предложений; развитие анализа предложений; развитие слогового анализа и синтеза; развитие слогового.
Учителя-логопеды Григас Оксана Леонидовна Старченко Юлия Сергеевна.
Неделя педагогического мастерства ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ В ДЕТСКОМ САДУ.
ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (3 уровень речевого развития) Учитель-дефектолог СВЯТОХО НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА.
Развитие речи Тема: «Зима» Цель: Формировать представления детей о признаках зимы; учить детей четко отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать.
Мастер -класс для родителей первоклассников. 1.Развиваем слуховое внимание Простучать, прохлопать, протопать ритмические рисунки, заданные взрослым: !!-
Развитие речевой деятельности на логопедических занятиях. Логопед Лупилова А.Е.
Презентация к уроку по логопедии по теме: Ознакомление старших дошкольников со слоговым составом слова
Формирование навыков звукового анализа и синтеза МКДОУ «Детский сад 11 комбинированного вида» г.Далматово Подготовила учитель-логопед Засыпкина Н.Н
Игровое пособие по автоматизации звуков.
Тема: « Звуки и буквы Л и М. Работа с текстом. Урок вежливости.» Цели: формировать умение определять твердые и мягкие согласные, ударные и безударные гласные,
Играем – звуки закрепляем. Автоматизация звука – это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука.
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ Добрынина Оксана Валентиновна ГБОУ СОШ 960 ДО
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 4 города Буденновска. Урок. Автор: Ионова С.И., учитель начальных классов,
Речевое развитие первоклассников. Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло. Учение в детстве также прочно, как гравировка на камне.
Бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение ХМАО – Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Мобильное, многофункциональное, дидактическое пособие Автор учитель-логопед высшей квалификационной категории Соколова Наталья Викторовна.
Транксрипт:

Работа над ударением из раздела программы : «Предупреждение нарушений письменной речи у детей с билингвизмом» Слоговой анализ и синтез.

Почему важно уделять внимание отработке ударения? В русском языке из всех средств организации фонологической структуры слова ударению принадлежит главная роль: оно подчиняет себе все средства и влияет на спектральный состав не только гласных, но и согласных звуков в безударных слогах.

Особенности русского ударения. ( Трудности усвоения билингвистами.) Русский языкДругие языки 1) 1) Ударный гласный более энергичен и более длителен 1) 1) - Болгарский язык: гласный выделяется в основном интенсивностью - Кавказские языки: ударный гласный неярко выражен 2) 2) Разноместность ударения (признак лексического значения слов) мукА-мУка; дорогОй-дорОгой; замОк-зАмок 2) 2) Стабильность ударения -В абхазско-адыгейские языках практически все слова имеют ударение на предпоследний слог 3) 3) Подвижность ударения (показатель грамматических словоформ) городА-гОрода; доскА-дОску; окнО- Окна - В тюркских языках ударение падает на последний слог

Методические рекомендации длительная систематическая работадлительная систематическая работа смена видов деятельности при участии различных анализаторовсмена видов деятельности при участии различных анализаторов сопоставление произнесения слогов под ударением в родном и русском языкесопоставление произнесения слогов под ударением в родном и русском языке Работа ведется от простого к сложному (начинаем с односложных слов, постепенно увеличивая количество слогов и усложняя звуко-слоговую структуру).Работа ведется от простого к сложному (начинаем с односложных слов, постепенно увеличивая количество слогов и усложняя звуко-слоговую структуру).

Последовательность работы 1) Подготовительный этап 1) Подготовительный этап отработка умения воспроизводить ряд гласных (А-О-У-Ы-Э)и т.д. воспроизведение гласных с заданным ударением (А-О-У-Ы-Э)->(А-О-У-Ы-Э) и т.д. умение воспроизводить ряд открытых слогов (ТА-ТО-ТУ-ТЫ-ТЭ) с ударением (ТА-ТО-ТУ-ТЫ- ТЭ) (ТА-ТО-ТУ-ТЫ-ТЭ) и т.д. умение воспроизводить ряд слогов со стечением согласных (СТА-СТО-СТУ-СТЫ-СТЭ) с ударением (СТА-СТО-СТУ-СТЫ-СТЭ) (СТА- СТО-СТУ-СТЫ-СТЭ) и т.д.

2) Основной этап. Работа над ритмом различение неречевых ритмов различение ритмов в слогосочетаниях а) равномерное отстукивание в) отстукивание с акцентом перенос ритма на слова (произнесение слов с отстукиванием: ударный слог 2-мя руками и более длительно, безударный – одной) показ графической модели слов отстукивание и подбор графической модели к словам с опорой на картинки отстукивание и подбор графической модели к словам без опоры на картинки ритмический рисунок предложений (отстукивание и подбор графических моделей) ритмический рисунок стихотворных строк расстановка ударения в словах без опоры на наглядность и схемы (на уровне предложений и текстов) отработка умения выделять ударный слог на слух без опоры на наглядность и схемы

3. Ударение как показатель грамматических форм отработка грамматических конструкций с переносом ударения а) единственное/множественное число(доскА-дОски, дОм-домА) в) склонение (доскА-дОску, городА- нет гОрода) 4. Ударение как различитель лексического значения слов 4. Ударение как различитель лексического значения слов

Виды работ Различение неречевых ритмов. - Взрослый отбивает ритм, ребенок отхлопывает его в ладоши. - С использованием музыкальных игрушек (взрослый отбивает ритм на барабанах, ребенок – на дудочке).

Различение ритмов в слогосочетаниях Различение ритмов в слогосочетаниях (та; та-та; та-та-та; та-та- та-та). o- Начинать следует с моделей без акцентов: произнесение с равномерным отстукиванием (та; та-та; та-та-та; та-та- та-та). Дети выполняют, подражая взрослому. o- Затем простукивание моделей слогосочетаний с фиксацией разницы между ударными и безударными слогами oВыделяют 9 базовых типов моделей: та-ТА - рука ТА-та - ноги та-та-ТА - красота ТА-та-та – облако та-ТА-та - котёнок та-ТА-та-та - занятия та-та-ТА-та – черепаха та-та-та-ТА - передавать ТА-та-та-та - парусники

Произнесение слогосочетаний с ускорением –па ка пО –пА ка пА ка пА ка пО –па ка пО –пА ка пА ка пА ка пО

Показ графической модели слогосочетаний, где ударный слог обозначен большим крестиком, безударный – маленьким Например: ТА-та Хх; та-ТА хХ и т.д. 4. Перенос ритма на слова. слова тоже подчинены ритму и звучат по-разному Следует показать, что слова тоже подчинены ритму и звучат по-разному, начинаем работу с односложных слов, затем усложняем по моделям слогосочетаний. (та-ТА – доскА, рука; ТА-та – кнИга, мОре; та-та- ТА – ученИк и т.д.)

Произнесение слов с отстукиванием

Подбор графической модели к словам с помощью картинок :

Ритмический рисунок предложений Даны слогоритмы. Учитель и ученики читают их, отстукивают. Затем подбирают к ним предложения. татА татА татАта тА тАтата тататА татА татА Мы видели журавлей. Лиса живёт в глухом лесу. Плывёт, плывёт кораблик.

Верно ли подобрана графическая схема к предложениям? хХ хХ хХ хХ Змея шуршит в сухой траве. Барсук уснул в сыром лесу. Медведь сосёт свою лапу.

Ритмический рисунок стихотворных строк Слогоритм Ритмический рисунок стихотворных строк Слогоритм Учитель отхлопывает и проговаривает ритм, выделяя ударный слог тАта тАта тАта тАта та татА тАта тАта тАта тАта тататА Туча небо кроет, Солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит.

Графические схемы и «рассыпанные» строчки стихотворения x xX xX xX (давно, на, дворе, апрель) X xX xX (уже, забыт, снег) x xXx x xX (сегодня, а, за, окном) Xx xxX (моросит, дождик) На дворе апрель давно, Снег уже забыт. А сегодня за окном Дождик моросит.

X xXx x xX (такое, что, окном, за) Хх Хх ххХх (доме, в, сразу, посветлело) Xx X xX xX (снег, это, лежит, ковром) Xx Xx Xx Xx (первый, самый, белый, самый) Что такое за окном? Сразу в доме посветлело! Это снег лежит ковром, Самый первый, самый белый!

Собери стихотворение ххХх Хх Хх Что сделали? Что? С чего? Х Х Ххх хХ Что? От чего? Что делает? Что? От чего? Что делает? Х хХх Х хХх На чём? У чего? ххХ хХ хХ Какой? Что? Что делает? Какой? Что? Что делает? (листья, с клёна, облетели, дрожит, клён, холода, от, дорожке, у, балкона, на, лежит, ковёр, золотой)

Хвит Х на Хна Хки, А по Хше без конХ БараХнят молоХки Хжи Хнут у крыльХ. (дождь, ста, точ, кры, ок, ца, точ, ба, зяб, лу, ца)

Расстановка ударения в словах при слуховом воспроизведении. Расстановка ударения в словах при слуховом воспроизведении.

Выделение ударных слогов из названий картинок Выделение ударных слогов из названий картинок Составление словСоставление слов

Составление предложений

Из выделенных ударных слогов получились предложения: Из выделенных ударных слогов получились предложения: У реки камыши. На поле маки. У Вали роза.

Придумывание слогов на заданный ударный слог ПА => парус, паника, парень Составление шуточных предложений с ударным слогом РАРАРА РАно РАдуется РАма. РАРАРА РАки РАнили РАдугу. БИБИБИ РяБИна влюБИлась в БИсер.

Выделение ударных слогов из слов и a)составление слов Выделение ударных слогов из слов и a)составление слов Запишите ударные слоги следующих слов: колет, ловит, молодец. Какое слово у вас получилось? (колодец) Каша, мурена, тащит. (карета) Молот, роза, тазы. (морозы) б) предложений Веник, терем, урок, сатиновый, похожий, напористый, каменный, точи, провал, верный, мышиный, кабаны, топот, пони, лейка (Ветерок тихо покачивал вершины тополей.)

Перенос ударения в различных грамматических конструкциях Перенос ударения в различных грамматических конструкциях

Запомни! бАнт – бАнты, шАрф – шАрфы, тОрт – тОрты, пОрт-пОрты Размечтались мы о тОрте, Захотелось сразу мне Съесть хотя б кусочек тОрта, И возникли в голове ТОрты, тОрты, тОрты, тОрты… То как замки, то как пОрты! Мы их ели, ели, ели, Съели. ТОртов больше нет. Только жаль, что в самом деле Нет ни тОртов, ни конфет!

Предложения для отработки 1) Дом учИтеля. 2) УчителЯ приехали. 3) Нет твоего Адреса. 4) Это их адресА. 5) Право гОлоса. 6) ГолосА птиц. 7) Далеко от бЕрега. 8) БерегА красивы. 9) Он не подал рукИ. 10) Помой рУки! 11) Часть стенЫ закрыта.12) СтЕны белые.

Ударение как различитель лексического значения слов ЗамОк ЗАмок

СтрЕлки СтрелкИ СтрЕлки СтрелкИ

Атлас АтлАс Атлас АтлАс

Вот старинный красивый зАмок. – Надо заменить старый замОк. Язык – Орган речи. – ОргАн – музыкальный инструмент. Для костюма нужен белый атлАс. – В кабинете отца лежал Атлас. ПолкИ ряды свои сомкнули, в кустах рассыпались стрелкИ. (А.С. Пушкин.) -Это новые пОлки для книг. СтрЕлки часов подходят к семи. Спорить с ней была мУка. – МукА была белая, рассыпчатая.

Использование слогоритмов в качестве физкультминуток тА та тУ тА та тАм тАта тАта! та та тАм ЖАба тУт ЖАба тАм Дети! По домАм! (руки на поясе, прыжок на обе ноги) (прыжок на обе ноги в сторону) (волнообразное движение правой, затем левой рукой) (указательное движение рукой вправо)

Благодарю за внимание ! презентация подготовлена Швецовой Н.Г ППМС центр Приморского района г. Санкт-Петербург