Цель: Познакомить учителей начальных классов с различными видами дисграфических ошибок и методами их устранения РЕКОМЕНДАЦИИ ЛОГОПЕДА ПО ИСПРАВЛЕНИЮ ДИСГРАФИИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Дисграфия – одна из наиболее частых причин неуспеваемости младших школьников Цель: Познакомить учителей начальных классов с различными видами дисграфических.
Advertisements

Значение уровня сформированности речевых навыков детей в школьном обучении Учитель-логопед ГБОУ СОШ 49 дошкольное отделение- структурное подразделение.
Подготовила: Левщанова Е.В., учитель - леогопед ГБОУ РМ Ялгинский детский дом - школа Основные направления работы по профилактике и коррекции оптической.
Количество учащихся начальных классов ГОУ СОШ 438 с различными видами речевых нарушений (по состоянию на январь 2009 года)
Определение Виды дисграфии Пути коррекции и профилактики.
Дисграфия – одна из наиболее частых причин неуспеваемости младших школьников.
Неречевые симптомы Речевые симптомы Симптомы дисграфий Неточность слуховой диф-ции звуков Неправильное произношение звуков Нарушение различных форм языкового.
«Трудности при овладении чтением учащимися и пути их преодоления» Семинар-практикум для родителей.
П РОБЛЕМА НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ.
«Виды, причины и коррекция дисграфии» Центр психолого-педагогического сопровождения детей г.
Р А З В И Т И Е П Р О Ц Е С С О В О Н Е М А Т Ф ИЧ Е С К И Х.
Дисграфия как одна из причин школьной неуспешности по русскому языку. Выступление учителя - логопеда Школы 143 Советского района Добровольской Н.А.
Частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звукослоговой структуры.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ. ВИДЫ ДИСГРАФИЙ. /ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМА НА ШКОЛЬНОМ ЛОГОПУНКТЕ./ /ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ.
Рожнева Л. А Влияние устной речи на усвоение письма и чтения.
Влияние нарушений речи на грамотность письма учащихся младшей школы.
Нарушение письменной речи младших школьников.. Учитель-логопед Лейнгард Оксана Зуфаровна МБОУ СОШ 87.
Письмо – вид речевой деятельности, который предполагает фиксацию собственных мыслей с помощью определенного графического кода. Психофизическая основа.
«Подводные» камни процесса формирования письменной речи. Приёмы и методы по преодолению нарушений письменной речи» Семинар-практикум.
М ЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ЫПОЛНИЛА УЧИТЕЛЬ - ЛОГОПЕД МОУ «К ОРКАТОВСКИЙ ЛИЦЕЙ » А НИСИМОВА.
Транксрипт:

Цель: Познакомить учителей начальных классов с различными видами дисграфических ошибок и методами их устранения РЕКОМЕНДАЦИИ ЛОГОПЕДА ПО ИСПРАВЛЕНИЮ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Дисграфия это частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

Причины дисграфии органическое повреждение корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма, запаздывание созревания этих систем мозга, нарушением их функционирования. длительные соматические заболевания детей в ранний период их развития

неблагоприятные внешние факторы неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка в семье, недостаточность речевых контактов, неблагоприятная семейная обстановка.

Письмо - это многоуровневый процесс. Структура этого процесса зависит от вида письма. диктант списывание изложение и сочинение

Диктант 1. Восприятие слуховое: Услышать фразу Запомнить Повторить 2. Анализ и синтез: Разбить фразу на слова. Последовательно выделять каждый звук Вспомнить букву, обозначающую этот звук. Вспомнить, как пишется слово. Представить «печатный» образ слова.

3. Письмо: Чётко и последовательно диктовать себе по слогам. Писать буквы, используя визуальный и кинестетический контроль. 4. Проверка: Пробежать глазами, проговаривая внутри себя, следить ручкой, чтобы удержать полный контроль над письмом – зрительный, аудиальный, кинестетический.

Списывание 1. Восприятие зрительное: Прочитать фразу, Запомнить Повторить 2. Анализ и синтез: 3.Письмо. (Типичная ошибка – дети «перерисовывают» по одной букве не только не диктуя себе, но даже не прочитывая слово).

Сочинение и изложение 1.Конструирование Внутреннее оформление мысли в слова. Повторение и выделение части этой мысли. Составление предложения. Внешнее проговаривание части предложения. 2. Анализ и синтез. 3.Письмо: 4. Проверка:

Акустическая дисграфия: Замены букв, обозначающих акустически сходные звуки. Причины: Затруднения в слуховой дифференциации звуков речи. Нарушения произношения ( не всегда).

Типичные ошибки Замены звонких согласных парными глухими и наоборот («томик» вместо «домик» или «удюг» вместо «утюг»). Замены мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот («ден» вместо «день» или «клюмба» вместо «клумба»). Разнообразные замены в группах свистящих (С, 3, Ц) и шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ) звуков: «сапка» вместо «шапка»; «зук» вместо «жук»; Разнообразные буквенные замены в группе сонорных согласных (Р, РЬ, Л, ЛЬ): «глачи» вместо «грачи»; «ледиска» вместо «редиска»; Орфографические ошибки (Парные согласные. Смягчение согласных при помощи гласных и мягкого знака)

Искажение звуко-слоговой структуры слов и нарушение границ между словами. Затруднения в анализе речевого потока. Недостаточное овладение навыками языкового анализа и синтеза.

Типичные ошибки пропуски букв в словах («лто» вместо «лето»); вставка лишних букв («стлол» вместо «стол») перестановка букв («вебра» вместо «верба»)» пропуск слогов в словах («гова» вместо «голова»);. вставка лишних слогов («гололова»); перестановка слогов («мотолок» вместо«молоток») слияние нескольких слов в одно слово («детиигралиналугу»); разделение одного слова на части («у тюг», «о кно»).

Приёмы формирования звукового анализа и синтеза различать гласные- согласные, определять твёрдость-мягкость согласных, последовательно называть звуки в слоге, составлять схему слога. Делить слова на слоги, определять количество слогов и их последовательность. Выделять гласные, Определять количество звуков в каждом слоге и общее количество звуков в слове.

Последовательно называть звуки в слове, определять каким по счёту стоит заданный звук. Составлять схему слова. Узнавать слова, предъявленные в виде последовательно произнесенных звуков или слогов. Образовывать новые слова с помощью «наращивания» звуков, слогов ( рот – крот, пол – полка) Образовать новые слова путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук, слог (дом –сом, лом; сок –песок –носок) Письменные задания: вставить пропущенную букву, выбрать нужную букву, найти «опасные буквы».

Упражнения для преодоления замен букв. Писать под диктовку по 3 слога (ша-са-ша, ми-мы-ми) Определить каким по счёту стоит звук в слове, затем написать слово и проверить ( с- 5, ш- 3 – пушистый). Графический диктант - составить схему предложения и подписать буквы С-Ш над теми словами в которых есть эти звуки. Записать диктуемые слова в два столбика под буквой С или Ш. Выбрать или придумать и записать слова с буквой С, а затем с буквой Ш. Выбрать или придумать и записать слова, в которых содержатся сразу оба дифференцируемых звука Вставить вместо точек пропущенные в словах буквы С или Ш (капу-та, ко-ка, -умка)

Оптическая дисграфия Замена букв по принципу оптического сходства и искажённое их написание Ребенок, как бы не видит разницы в начертании оптически сходных букв, что и приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию некоторых букв.

Буквы, состоящие из однотипных элементов. в рукописном шрифте это: г, п, т, р; и, ш ; ц, щ ; б, в, д, у, з буквы отличаются различным количеством совершенно одинаковых элементов (и, ш, ц, щ), разным расположением их в пространстве (ш, т, в, д) кроме одинаковых, есть дополнительные элементы (и, ц; ш, щ).

Типичные ошибки В недописывании элементов букв В добавлении лишних элементов. В написании вместо нужного элемента относительно сходного с ним. В неправильном расположении элементов букв в пространстве по отношению друг к другу. Полные буквенные замены касаются в основном сходных по начертанию букв.

Для различения сходных по начертанию букв можно предложить следующие задания: Сравнить картинки, найди отличия. «Зашумлённые» рисунки – найди птиц среди ветвей. Выбор из всех букв алфавита, сходных по начертанию букв. Называние написанных рядом сходных по начертанию букв (печатных и рукописных). Узнавание недописанных букв.

Узнавание букв, наложенных друг на друга. Конструирование букв из элементов. Найди неправильные буквы. Переделать букву, сделать из одной буквы другую. Письмо под диктовку оптически сходных букв, а также слогов и слов, включающих эти буквы. Расшифруй слово. Найди ошибки.

Расшифруй и запиши слова. 1 = б ! = д по!1оро!ок, 1лю!о, 1у!ильник, !о1ро!ушный. 2 = п 3 = т 2арЗа, 2лоЗник, 2оЗо2, 2лоЗ. || - п ||| - т ||ор|||ной ||ос|||авил за||ла|||ку на ||аль|||о. Исправь ошибки, найди правильное слово. бубина дудина будина бидуна дубина дубна Найди и исправь ошибки Воп таучок тлепёт понкую паупинку. Обнажбы лесоруды свалили дуд.

Расшифруй и запиши слова. Найди лишнее слово стулкресломуха шкаф

Аграмматическая дисграфия Задержка речевого развития Бедный словарный запас и неумение грамматически правильно связывать слова между собой.

Основные направления работы: Уточнение и обогащение словаря. Подобрать синонимы, антонимы. Подобрать глагол, прилагательное к существительному. Образовывать прилагательное от существительного. Образовывать глаголы с различными приставками.

Формирование структуры предложения Составление графической схемы предложения. Изменение порядка слов в предложении. Изменить одно слово в предложении. Дополнить предложение. Увеличивать предложение по одному слову. Считать слова в предложении. Назвать 3, 2, 5 и т.д. слово в предложении. Сократить предложение по одному слову. Составить из слов предложение.

Приёмы направленные на формирование орфографической зоркости. Прочитай, запомни написание. Закрой глаза и повтори орфографически. Прочитай, назови «опасные» буквы и объясни почему надо писать именно эту букву. Проверять от конца к началу предложения.

Подчеркивать дугами слоги - слияния и полоской согласный без гласного. (ка-пу-с-та). Найди правильное слово среди неправильных. Сравни предложения (с ошибками и без ошибок). Найди ошибки. Найди ошибки самостоятельно. Спиши, выделяя «опасные» буквы. Спиши, пропуская «опасные» буквы.