Шорцы («шор-кижи» или «тадар-кижи», «кижи» «человек»), малый народ Сибири, живущий в юго- восточной части Западной Сибири, на юге Кемеровской области.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Угрецова Ульяна Александровна МБОУ Гимназия 24, 10 класс Б номинация :Культура Кузбасса руководитель Прокина М.В. Шорцы и телеуты Народные костюмы.
Advertisements

1. Этногенез. * В настоящее время основная масса шорцев занята в сельском хозяйстве (земледелие, животноводство, пчеловодство, а также традиционных промыслах.
Хакасский народ принадлежит к алтайской языковой семье, тюркской группе. «Современные хакасы представлены южно-сибирскими и урало-алтайскими антропологическими.
XXII Зимняя Олимпиада пройдет с 7 по 23 февраля 2014 года. Кстати, Летняя Олимпиада 1980 года в Москве была XXII-й Летней. Главный слоган Олимпийских.
МОУ « СОШ с. Тепловка Новобурасского района Саратовской области » Номинация « История национального костюма » История национального татарского мужского.
Пути развития шорской литературы Надежда Печенина, главный редактор шорского информационного бюллетеня «Темнер» (Времена). г. Кемерово.
Коренные малочисленные народы, проживающие на севере Западной Сибири. Ханты и манси традиционно занимаются охотой, рыболовством и оленеводством. Суровость.
Иван Ярыгин родился 7 ноября 1948 г. в Красноярском крае в в деревне Сизая Шушенского района. После школы он переехал в Абакан, учиться на шофера. Он жил.
Коренные народности севера: история, культура, быт.
В биатлоне, как один из зимних видов спорта, различают такие виды гонок : - Классическая индивидуальная гонка - первая дисциплина биатлона, которая претерпела.
Выполнила презентацию: Азнабаева Н.И. Национальный татарский костюм.
Я, Адылгиреева Аделина, дочь Адылгиреева Имангали, рода Едельбаев. Родилась в месяц Саратана (июня), покоса травы, 18 числа 1996 года, обучающаяся 9 класса.
Хозяйственный уклад у бурят Романенко светы 10 б.
Авторы: Горюшкин Артем, Жиркин Антон, Степанова Мария, Симикина Анна, 7 класс МОУ «СОШ с. Брыковка Духовницкого района Саратовской области» Руководитель.
Национальная мужская одежда была однотипна для всего калмыцкого населения, каких- либо особых различий не отмечалось. Нательное белье мужчины состояло.
«Олимпийские надежды Кубани». Жди нас, Сочи! Жди, Олимпиада! Эти игры заслужили мы! Ты для нас надежда и награда! Мы с тобой на правильном пути!
70-летие Кемеровской области. Презентация Самариной Ани 6 «А» класса.
У КРАШЕНИЯ В КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ С ЕВЕРА. Декоративное творчество с элементами художественного конструирования.
Горнолыжный спорт. Горнолыжный спорт объединяет ныне такие спортивные дисциплины, как слалом, гигантский слалом, супергигантский слалом, скоростной спуск.
Олимпийцы Волгограда Автор: А.Е. Мовчан, учитель физической культуры МОУ СОШ 45 г. Волгограда.
Транксрипт:

Шорцы («шор-кижи» или «тадар-кижи», «кижи» «человек»), малый народ Сибири, живущий в юго- восточной части Западной Сибири, на юге Кемеровской области (в Таштагольском, Новокузнецком, Междуреченском, Мысковском, Осинниковском и др. районах), а также в некоторых районах Республики Хакасия, Республики Алтай, Красноярском и Алтайском крае. Первые письменные свидетельства о степных шорцах («кузнецких татарах») относятся к началу XVII веку, к периоду освоения русскими верховьев реки Томи. Шорцев ранее называли кондомские татары, мрасские татары, томско-кузнецкие татары, кузнецкие татары, черневые татары, шоры.

Предки шорцев занимались металлургией, кузнечеством, охотой, рыболовством, подсобным скотоводством, примитивным ручным земледелием, собирательством. Изделия из железа, сделанные шорскими кузнецами, славились на всю Сибирь. Ими они платили дань (албан) джунгарам и енисейским киргизам. Когда пришли русские казаки, они назвали шорцев кузнецкими татарами. Именно благодаря шорским кузнецам земля, которую они населяли, была названа Землей кузнецкой, а затем Кузбассом.

По своей религии шорцы были шаманистами. Согласно традиционному мировоззрению шорцев мир был разделен на три сферы: небесную землю, где находится высшее божество Ульгень; среднюю землю, где живут люди; и земля злых духов, подземный мир, где властвует Эрлик. Шорцы верили также и в духов - хозяев тайги, гор, рек, озер. Общение с духами и божествами происходило через посредника-шамана - особого избранника божеств. К услугам шаманов прибегали очень часто: при болезнях, во время похорон, перед охотой, при трудных родах, перед сбором урожая. С участием шамана проходили традиционные родовые моления верховному божеству Ульгеню.

Обычная одежда шорца рубаха (кунек) из кендыря (название халата - кендыр, произошло от растения, из волокон которого делали холст), или из покупной ткани, с прямым или косым воротом, иногда обшитым цветной материей, застегиваемым на пуговицы, и штаны (чембар, штан) с поясом-веревкой из кендыря. Верхняя одежда халат (шабур), короткий, застегивающийся вверху на одну пуговицу и запахивающийся слева направо, подпоясываемый кушаком. Воротник у халата стойка, рукав с расширенной манжетой. Стан халата был туникообразного покроя: одно или два полотнища холста перекидывали через плечи, в бока вшивались два широких треугольных клина; рукава были прямые. Ворот, грудь, иногда и нижняя часть пол обшивались тесьмой. Часто в таком халате из самотканного конопляного холста шорец бродил по тайге в дожди и холода, только зимой надевая еще второй, дополнительный.

Женская одежда, за исключением рубахи- платья, почти одинакова с мужской, отличалась лишь украшением. Длинная, почти до земли, рубаха служила одновременно и платьем и шилась с разрезом на груди. Штаны (гитан) короче мужских, без разреза. Верхний халат шили из кендыря или покупного манчестера (у зажиточных) и плиса (темного цвета). Грудь халата украшалась вышивкой цветными нитками или раковинами каури, полы и обшлага тоже украшались примитивной вышивкой. Зимой шорки носили тот же халат, но для тепла часто надевали два таких халата один поверх другого. Носили и рукавицы из овечьей шерсти, на юго- западе шерстяные чулки и кушаки, приобретаемые от соседей кумандинцев.

В прошлом шорцы формально считались православными, фактически же у них сохранялись шаманизм и анимизм (культ предков, промысловые культы и др. верования). Согласно традиционному мировоззрению шорцев, всё мироздание разделено на три сферы, на «землю Ульгена» (Ульген чер), нашу землю и «землю злых духов», или подземный мир. Во владениях Ульгена имеется 9 небес; на седьмом небе находятся луна и звезды, на восьмом солнце, а на девятом живёт сам Ульген доброе верховное божество. Наш мир и человека сотворили, по представлению древних шорцев, Ульген вместе со своим братом Эрликом (олицетворением злого начала). Шорский фольклор составляют героические поэмы (алыптыг ныбактар сказания о богатырях), исполняемые «каем» (горловым пением) или речитативом, сказки, рассказы и легенды, загадки, пословицы и поговорки, охотничьи, свадебные, любовные, хвалебные, исторические и др. песни. Шорские героические поэмы и песни относятся к музыкально- поэтическому творчеству. Исполнялись они под аккомпанемент щипкового двухструнного инструмента «комус», который делался из ствола ивы, кедра. Жанры шорского фольклора по содержанию и идеям отражают, в основном, охотничий образ жизни; из всех жанров наиболее развитым был героический эпос.

Чыл пажи Новый год, отмечается марта в день весеннего равноденствия. Мултык праздник всех шорцев, в этот день принято есть пельмени, со спрятанными в них мелкими знаковыми предметами (топор, монета и т.д. и т.п.), отмечается 18 января. Каждая вещь олицетворяет какое-либо событие, которое должно произойти в нынешнем году. Шор-Пайрам - праздник посвященный скотоводству и сельскому хозяйству, отмечается точно также как и у остальных тюрко-язычных народов, исключая некоторые небольшие нововведения (пример: конкурс красоты, конкурс на самую длинну косу)

Сегодня наблюдается постепенное исчезновение традиционной шорской культуры. Происходит это в силу всё большего нарастания урбанистической культуры. Вместе с тем начиная с 1985 г. возобновляются традиционные праздники шорцев праздник прародителя Ольгудека, весенне-летний праздник Пайрам и др., сопровождающиеся исполнением эпоса и песен, а также спортивными состязаниями. В настоящее время основная масса шорцев занята в работах в шахте, старые ценности такие как охота, рыболовство и сельское хозяйство постепенно ушли на второй план. Лишь в Шерегеше сохраняется старый образ жизни - охота, которая является основным промыслом для населения. Важнейшей проблемой для современных шорцев является отсутствие рабочих мест и структуры сельского образования в сельских территориях Таштагольского района. Многие шорцы заняты в городах (Таштаголе, Шерегеше, Новокузнецке), некоторые из них работают на обслуживании туристской сферы на горнолыжном курорте Шерегеш. Шорцы, живущие на селе, официально считаются безработными, несмотря на то, что большинство этих «безработных» заняты в сельском хозяйстве и традиционными для шорцев промыслами.

Кемеровская область: город Таштагол 1528 город Междуреченск 1523 город Новокузнецк 1508 город Мыски 1495 пгт Шерегеш 1109 посёлок Ключевой 232 посёлок Усть-Кабырза 231 посёлок Ортон 196 посёлок Чувашка 164 город Осинники 150 пгт Спасск 133 посёлок Бородино 130 посёлок Малиновка 128 город Кемерово 115 посёлок Усть-Анзас 115 Республика Хакасия: город Абакан 263 село Балыкса 160 пгт Бискамжа 1

Фёдор Степанович Чиспияков ( ) Шорский писатель, поэт и просветитель, один из основоположников шорской литературы, фамилия происходит от шорского слова «чиспияк» «маленький господин тайги», от нарицательных чыс «тайга, лес» и пияк «маленький господин». Фёдор Степанович Чиспияков родился в 1906 году в улусе Косой Порог (ныне в черте города Междуреченска Кемеровской области). Учился в церковно-приходской школе. После Октябрьской революции работал учителем в Горной Шории. В годах учился в ленинградском Институте народов Севера. Стал первым шорцем, получившим высшее образование. Потом обучался в аспирантуре в Москве. По возвращении на родину стал работать в органах просвещения Горношорского района. Первая книга Чиспиякова (сборник стихов «Шолбан») вышла в 1934 году. В 1940-е годы написал повесть «В долинах Мрас-су», рассказы «Чулеш», «Таныш» и другие произведения. Перевёл на шорский язык ряд произведений русской литературы (например «Капитанская дочка» А. С. Пушкина). Является автором ряда школьных учебников.

Юрий Арбачаков (22 октября 1966) Родился Усть-Кезес Кемеровской области в семье шорцев. Начал заниматься боксом в возрасте 13 лет под руководством Юрия Айларова. В 1989 году выиграл чемпионат СССР, был включён в состав сборной СССР и стал чемпионом Европы и чемпионом мира. Всего на любительском уровне провёл 186 боёв, в 165 из них победил. В 1990 году Юрий Арбачаков заключил контракт с японским клубом «Киоэй-боксинг» и перешёл в профессионалы. В июне 1992 года в бою с тайцем Муангчаем Киттикейземом завоевал титул чемпиона мира в наилегчайшем весе по версии Всемирного боксёрского совета (ВБС, WBC). Таким образом он вошёл в историю как первый российский боксёр, ставший чемпионом мира среди профессионалов по версии этой организации. В 1997 году после девяти успешных защит уступил титул чемпиона тайцу Чатчаю Сасакулу. После завершения спортивной карьеры вернулся в Россию. В 2011 году избран президентом Профессиональной боксёрской ассоциации России. С 1993 года в Кемерове проводится Всероссийский боксёрский турнир на призы Юрия Арбачакова.

Серге́й Влади́мирович Майтаков ( 7 января 1990) Родился в Междуреченске, Кемеровская область, СССР) российский горнолыжник, бронзовый призёр чемпионата мира среди юниоров 2010 года в слаломе, двукратный чемпион России. Наиболее успешно выступает в слаломе и гигантском слаломе. Студент Новосибирского гуманитарного института. Тренируется у Александра Кондратенко и Александра Назарова. На чемпионате мира 2009 года занял 28-е место в гигантском слаломе, проиграв победителю более 7 секунд. Медаль, выигранная Майтаковым на юниорском чемпионате мира 2010 года, стала первой для россиян за последние 7 лет. Вошёл в сборную России на Олимпийских играх 2010 года в Ванкувере. На Олимпиаде занял 40-е место в гигантском слаломе, а всупергиганте и слаломе не сумел добраться до финиша. В марте-апреле 2010 года на чемпионате России в Терсколе выиграл 4 награды в 5 дисциплинах: золото в супергиганте и гигантском слаломе, серебро в суперкомбинации и бронзу в скоростном спуске. В гигантском слаломе выиграл у серебряного призёра Степана Зуева более 1,5 сек. В январе 2011 года получил травму, из-за которой вернулся на трассы лишь осенью 2011 года. В январе 2012 года на этапе Кубка Европы в Ленцерхайде одержал победу в гигантском слаломе. На следующий день там же занял второе место в слаломе, уступив 0,31 сек только итальянцу Роберто Нани. 9 марта 2013 года впервые в карьере попал в 30-ку лучших на этапах Кубка мира, заняв 26-е место в гигантском слаломе на этапе в Краньской- Горе.

1. интернет-ресурс: 2. интернет-ресурс: интернет-ресурс: 4.интернет-ресурс: 5. интернет-ресурс: 6.интернет-ресурс: