П роблемно -диалогическое обучение на уроках русского языка и литературы Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ 9 имени М.И. Баркова»»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проблемное обучение как фактор интеллектуального развития школьников на уроках русского языка Из опыта работы Яныкиной И. М., учителя русского языка и.
Advertisements

ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК или Как открывать знания с учениками.
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Теория и практика проблемно- диалогического обучения в ОС «Школа 2100»
Подготовила Ефремова Л.Р. МБОУ СОШ 12, г. Ноябрьск, ЯНАО.
ТЕЗИСЫ «А ДУШУ МОЖНО ЛЬ РАССКАЗАТЬ?» М.Ю.Лермонтов Читатель - это не только человек, который читает книги, но тот, который задумывается над всем что он.
Семинар подготовили учителя 2-х классов. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Проблемное обучение на уроках русского языка. Проблемное обучение на уроках русского языка. Квашина И.В.
«Технология проблемно- диалогического обучения на уроках русского языка» Борозенец Анастасия Юрьевна, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 4 с.Красное.
Проблемно-диалогическая технология в начальной школе Макашова Елена Евгеньевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ 18.
Проблемный урок, ИЛИ Как открывать знания с учениками. Хвоинская В. А., МБОУ СОШ 13, г. Сургут.
Выполнен : учителем начальных классов Яренской МСО школы Прядеиной О. В.
Выполнен : учителем начальных классов Яренской МСО школы Прядеиной О. В.
Современные подходы к организации и анализу урока.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ Мышление начинается с проблемной ситуации. (С.Л.Рубинштейн.)
Системно - деятельностный подход в обучении Джентимирова Халида Айнадиновна учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 9.
Боровикова Екатерина Ивановна учитель математики высшей категории МОУ «СОШ 1 р.п. Новые Бурасы»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Мастер-класс учителя русского языка и литературы.
Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе р.п.Бутурлино учебный год.
Из опыта работы учителя начальных классов МОУ оош 23 г.Бикина Балахонцевой Натальи Александровны по учебнику О.В.Кубасовой, УМК «Гармония» 2010 год Система.
Транксрипт:

П роблемно -диалогическое обучение на уроках русского языка и литературы Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ 9 имени М.И. Баркова»» Козенцовой Елены Георгиевны

«Жить – значит иметь проблемы, а решать их - значит расти интеллектуально» Дж. Гилфорд

ФГОС: каким образом можно получить новый результат ? организовать ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ учеников: СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий (КИМы: вместо проверки знаний - проверка умений ими пользоваться!) способность к самоорганизации в решении учебных задач. прогресс в личностном развитии

Проблемно-диалогическое обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность обучающихся с усвоением ими готовых выводов науки.

Лауреат премии Правительства РФ Кандидат психологических наук Доцент Автор технологии Мельникова Елена Леонидовна

Проблемный диалог Постановка учебной проблемы Побуждающий диалог Подводящий диалог Поиск её решения

«Подводящий диалог»: вспомни, выполни, раздели на группы, сравни, проанализируй, сделай вывод. Ситуация с «затруднением»: противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учениками и невозможностью это сделать без сегодняшнего материала. Мотивирующее пятно: «яркое пятно», интригующий материал в начале урока. Применение полученных знаний в новой ситуации. Столкновение разных точек зрения по одному вопросу. Задачи с недостаточными данными (восстанови определение, словообразовательную цепочку); с избыточными данными (найди лишнее, подчеркни то, что относится к..); с заведомыми ошибками; с ограничением во времени решения. Приемы создания проблемных ситуаций

Учебная ситуацияМотивирующий приём И.А. Бунин «Детство» Л.Н. Толстой «Детство» Рисунок «Детство» Ассоциативный ряд со словом «детство» В.И. Белов «Скворцы» «Мне кажется, что я слышу, как растет на полях трава, я ощущаю каждую травинку». «Тихая моя родина, ты все также врачуешь мою душу своей зеленой тишиной» Вопрос: -Каким представляется вам человек, который мог сказать эти слова (добрый, любит родину, природу, людей, свой дом).

ПроизведениеВопросВысказывания И. А. Куприн «Гранатовый браслет», Какой должна быть любовь? Чувства Желткова -это большая любовь или слепой восторг? В. Львов Рогачевский. «Куприн говорит о любви, но не о той... любви, которую свели к воробьиным ухаживаниям, к раздеванию и подглядыванию... Гранатовый браслет Куприна это подарок новому поколению, это призыв к большой любви». Д. С. Лихачев. «Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям» Предъявление противоречивых точек зрения

Старушка волновалась о сестре, дочери. О сестре – существительное, женский род, окончание – е. О дочери – существительное, женский род, окончание – и. Что вас удивило? Почему у существительных разные окончания? Пример проблемной ситуации

Образуйте настоящее и будущее время от данных глаголов: Встречать - встречаю, ….. Встретить - …., встречу Записать - …., запишу Записывать – записываю, ….. Что вызвало затруднение? Как это можно объяснить? Пример проблемной ситуации

ПримерРазряд местоимения ДА (+) НЕТ(- ) Моя книгапритяжательное Её авторличное Расскажу о нейличное Название этой книгиуказательное Читаю про себя личное Никто не остался равнодушнымотрицательное Кому- то из персонажейнеопределённое Друг принёс книгу, которую учитель рекомендовал прочитать. относительное Все иллюстрациипритяжательное Сколько глав в книге?вопросительное

ПримерРазряд местоименияДА (+) НЕТ(- ) Моя книгапритяжательное + Её авторличное(притяж.) - Расскажу о нейличное + Название этой книгиуказательное + Читаю про себя возвратное - Никто не остался равнодушнымотрицательное + Кому- то из персонажейнеопределённое + Друг принёс книгу, которую учитель рекомендовал прочитать. относительное + Все иллюстрации? - Сколько глав в книге?вопросительное +

Проблемное обучение на уроках русской литературы при изучении эпических произведений 1) Проблемный анализ Проблемный анализ воспитывает в учащихся умение защищать выбранную точку зрения, логически аргументировать читательские впечатления и выводы разбора, а также помогает внимательно вчитываться в текст произведения и способствует не только прочности знаний, но переходу их в убеждения. 2) Приём сравнения В целях активизации познавательной деятельности весьма эффективно использование приёма сравнения, который повышает активность мысли учащихся, качество их знаний. Если в среднем звене школы на уроках литературы практикую такую форму работы, как дать сравнительную характеристику персонажей одного художественного произведения, то в старшем звене предлагаю выделить сходства и различия героев разных художественных произведений. 3) Уроки-инсценировки «Всякое знание превращать в деяние», считаю, что эти слова удачны в работе при проведении уроков-инсценировок. Это развивает память и сосредотачивает обращение к старому багажу при получении новых знаний, в проведении литературных игр, литературных салонов, гостиных они могут быть разной степени трудности.

4) Творческие задания Средством активизации познавательной активности школьников является и использование разнообразных творческих заданий. Я стараюсь в практике своей работы прибегать как к традиционным (сочинения на свободную тему, сочинение собственной сказки, загадки, былины и т.д.), так и нетрадиционным творческим заданиям, потому что понимаю: делать из урока в урок одно и то же не очень интересно. Нестандартные творческие задания вовсе не ставят в тупик школьников, наоборот, будят их воображение, активизируют мыслительную деятельность. Интерес у учеников вызывают такие задания: внимательно ознакомиться с главами о помещиках и на основании детального их анализа создать герб каждого из героев, нарисовать портреты помещиков. При такой работе каждый ученик вносит что-то свое, личное, звучит живая речь, мысли ребят, а не пересказ материала учебников. Проблемное обучение на уроках русской литературы при изучении лирических произведений Сопоставление разных стихотворений одного поэта Сопоставление разных стихотворений одного поэта помогает обнаружить общие, присущие именно ему черты видения жизни и художественной манеры. Самостоятельное разрешение проблемной ситуации учениками возможно при сравнении стихотворений Есенина, когда мы пытаемся раскрыть общие основы его творчества. Незначительное количество часов, отведенных на изучение лирики Есенина не позволяют ставить вопрос об эволюции поэта. Поэтому проблемный вопрос направлен на осознание общей тональности его лирики: в чем трагедия Есенина и почему она разрешается в лирике не отчаянием, а светлой грустью?

«Не жалею, не зову, не плачу...» 1. Почему Есенин не оплакивает свою юность, хотя она ушла, и поэт влюблено пишет о ней? В чем ее волшебство для Есенина? 2. Почему цветенье яблонь Есенин называет дымом, а конь предстает ему розовым? 3. В чем сходны начало и конец стихотворения? Какая новая мысль звучит в финале? 4. В чем похожи и различны строки «Увяданья золотом охваченный» и «Тихо льется с кленов листьев медь»? Какая из них звучит более грустно и горько? 5. Как мотив осени звучит в построении стихотворения? Как соотносятся первые и вторые двустишия второй, третьей и четвертой строф? «Письмо к женщине» 1. Как поэт объясняет неизбежность разрыва с любимой? В чем влияние социальной жизни на личные отношения людей? 2. Почему буря революции была для Есенина «роком событий»? 3. Как изменились мысли и чувства поэта? Почему ему «сказать приятно»: За знамя вольности И светлого труда Готов идти хоть до Ламанша?

Самостоятельная лабораторная работа Этот вид деятельности даёт редкую возможность учителю литературы, во- первых, задействовать весь класс; во-вторых, сэкономить время; и, в-третьих, осуществить одновременно контроль и обучение. Школьник выступает в качестве исследователя, интерпретатора художественного текста. Так, например, на уроке литературы в 6 классе по теме «Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века», анализируя стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро», предлагаю ученикам заполнить таблицу: Выполненная работа поможет шестиклассникам дать исчерпывающий ответ на вопрос «Какую роль играют изобразительно – выразительные средства в этом стихотворении?», увидеть удивительную картину, нарисованную поэтом. «Ассоциативный кроссворд» ЭпитетыМетафорыОлицетворения

1. Формы работы: микроисследования, самоанализ, взаимоанализ. 2. Рубрики: «Исследуем слово», «Неизвестное в известном», «Разгадываем загадку текста», «Не ошибитесь», «Экспериментируем», «Учимся превращать чувства в слова», «Давайте поразмышляем»

«Чтение с остановками» Примерные вопросы: 1.Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? 2.Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли? 3.Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным? 4.Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как бы вы его закончили? «Составление кластера»

1.Отчего на площади ни души? В каком смысле - ни души? 2.Есть ли души, то есть Люди, в рассказе Чехова «Хамелеон»? 3.Есть ли души в чеховском рассказе? 4.Где же находится эта странная Хамелеония, где все меняют кожу в зависимости от условий? и т.д. Анализ литературного произведения Этическая проблема

1. Кластер «Пейзажная лирика» 2. С какими чувствами ассоциируются разные времена года в поэзии. Сравнительный анализ живописного и поэтического произведения. Рефлексия. Подбор эпиграфа к уроку. (Объясните, почему именно этот эпиграф наиболее подходит к уроку). Написать стихотворение об осени по предложенным рифмам. Стихотворения о родной природе (6 класс)

Два отрывка: экспозиция и эпилог романа - кто был, и кто остался из главных героев романа Было: Осталось: Акбара, Ташчайнар, их выводок, Кок Турсун, Гришан Гулюмжан, Авдий, Бостон, Базабай, кок Турсун, Коля, Петруха, Махач, Гришан, Ленька. Вопросы: 1.Почему так случилось? 2.Что лежит между тем, кто был и кто остался? 3.Куда подевались люди, звери? 4.Как теперь жить? Кто виноват? Исследуем роман Ч. Айтматова «Плаха»

1. Группы учащихся создают свои варианты судьбы героев, отличных от горьковского. 2. К каким современным сложным ситуациям подошли бы их варианты выживания (на основе цитат). «Правда» какого персонажа окажется более действенной, способной исправить ситуацию? Какое место сегодня занимает спор о правде, понимание правды и отношение к правде? Пьеса «На дне»

1. Вопрос-ответ. 2. Поиск «лишнего» варианта. 3. Определение общего для нескольких языковых явлений. 4. Установление правильной последовательности действий. Например: Упорядочить героев произведения в порядке их появления Установить правильную последовательность литературных течений Расположить писателей в хронологическом порядке Расположить значения слова в соответствии со словарной статьей. Тесты-задания

Суббота Проверь себя

Хоккей Проверь себя

1.Сегодня я узнал… 2.Было интересно… 3.Было трудно… 4.Теперь я могу… 5.Меня удивило… 6.Урок дал мне для жизни… 7.Мне захотелось… Рефлексия

« Когда вы слушаете, вы забываете, Когда вы видите, вы понимаете, Когда вы действуете, вы научаетесь»