АУТИЗМ характеристика, причины, симптоматика, перспективы АУТИЗМ характеристика, причины, симптоматика, перспективы Борисова С.В., Борисова С.В., учитель-

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ранний детский аутизм. Детский аутизм – это искажённое развитие всех психических процессов - Синдром Каннера - Синдром Аспергера - Синдром Ретта.
Advertisements

Речь детей с РДА Горбачева Л.И.. Этапы становления речи детей по А.Н. Леонтьеву 1-й – подготовительный – до 1 года; 2-й – преддошкольный – от 1 года до.
Задержка психического развития – понятие, которое говорит о замедленном темпе психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание,
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И. А. Савченко – к. псх. н., директор.
Синдром гиперактивности с дефицитом внимания. синдрома гиперактивности с дефицитом внимания - состояние, при котором болезненно повышена активность ребёнка,
Дифференциальная диагностика детей с ОНР и другими нарушениями.
Синдром Аспергера. Бельгийский учёный Карл Гилберт (1989) опубликовал диагностические критерии синдрома Аспергера, которые основывались на клиническом.
«Методико – психологический спектр подходов в организации ситуации успеха на уроке в работе с учащимися умеренной степени нарушения интеллекта».
Заикание Заикание – это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
Развитие речи у ребенка на первом году жизни Выполнила Ширякова О.И. 513 группа лечебного факультета.
Бразгун Татьяна Николаевна Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с расстройствами аутистического спектра Научный руководитель: доктор психологических.
Особенности речевого развития детей 4-5 лет. У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает.
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа- детский сад 1» г.Черемхово Психологические.
Историческая справка Термин «аутизм» (от греческого autos – сам) был введен психиатром Е. Блейлером и означает «оторванность ассоциаций от данных опыта,
2 апреля- Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма В ноябре 2007 года Генеральная Ассамблея ООН объявила 2 апреля Всемирным днем распространения.
«Первый раз в детский сад» Составила: Валеева Татьяна Ивановна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад 141 «Лукоморье»
Легкая у мственная о тсталость F -70 Составила учитель трудового обучения Иванова Т.Г.
ПРЕОДОЛЕНИЕ АГРЕССИИ В ПОВЕДЕНИИ УЧЕНИКОВ Принято считать, что подростковая агрессия значительно превосходит агрессию взрослых. Чаще всего это объясняют.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖНТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 11 ГОРОДА НОВОКУЙБЫШЕВСКА ГОРОДСКОГО ОКРУГА.
Транксрипт:

АУТИЗМ характеристика, причины, симптоматика, перспективы АУТИЗМ характеристика, причины, симптоматика, перспективы Борисова С.В., Борисова С.В., учитель- дефектолог Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого и медико -социальной помощи «Центр психолого – медико – социального сопровождения «ДАР»

Аути́зм Аути́зм расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки проявляются в возрасте до трёх лет. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра. o Ранний детский аутизм встречается в 2-4 случаях на населения, а сочетание аутизма с умственной отсталостью – до 20 на Преобладает это расстройство у мальчиков, в соотношении 3-4:1

Причины аутизма Причины аутизма влияние резидуально-органического фактора (последствия патологии беременности, родов, черепно-мозговых травм и инфекций); возникает в результате врожденной дисфункции мозга; как следствие недоразвития нейронных структур, необходимых для переработки информации;

Основоположник учения о детском аутизме американский психиатр Лео Каннер

Самуил Семенович Мнухин ( ) Ганс Аспергер ( ) Ранние варианты синдрома раннего детского аутизма также были описаны независимо друг от друга Аспергером (1944 г.) и В СССР Мнухиным С.С. (1947 г.)

Согласно Международной классификации болезней (МКБ-10) виды аутизма введены в раздел «Общие расстройства развития» раздела «Нарушение психологического развития». Выделяют следующие виды аутизма: Общие расстройства развития. Детский аутизм. Атипичный аутизм. Другие дезинтегративные расстройства детского возраста. Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями. Синдром Аспергера. Неуточненное общее расстройство развития.

Симптоматика аутизма Для определения аутизма, требуется наличие характерной триады симптомов (Лоры Винг ) недостаток социальных взаимодействий; нарушенная взаимная коммуникация; ограниченность интересов и повторяющийся репертуар поведения.

Социальные нарушения В младенческом возрасте стоит обратить внимание на такие симптомы: искажение реакции на дискомфорт; чрезмерно бурные реакции испуга и плача в ответ на слабые звуковые раздражители и незначительные изменения окружающей среды; отмечается ослабление реакции на позу кормления, незначительным является выражение удовольствия после кормления; лепетаискажаются реакции «комплекса оживления», характеризующиеся аффективной готовностью к общению со взрослыми. позднее возникновение лепета; необычная жестикуляция; слабая реакция на попытки общения, разнобой при обмене звуками со взрослым; лепечут словарный запас на второй и третий годы жизни дети-аутисты реже и меньше лепечут, в их речи меньше согласных звуков, ниже словарный запас; реже комбинируют слова, их жесты реже сопровождаются словами; эхолалииреже обращаются с просьбами и делятся своими переживаниями, склонны к эхолалии

Социальные нарушения Отсутствие или нарушение подражания (например, не машет рукой в ответ на прощальный жест взрослого; не подражает действиям матери, работающей по дому; механическая имитация действий других вне контекста) Отсутствие или нарушение игры с партнерами (например, ребенок избегает участия в простых играх; предпочитает играть в одиночестве; привлекает других детей к игре только в качестве «механических средств»). Выраженное нарушение способности устанавливать дружеские связи (т. е. отсутствует интерес к установлению дружеских связей; несмотря на заинтересованность в установлении дружеских связей, ребенок демонстрирует недостаточное понимание норм социального взаимодействия, например читает другому ребенку телефонную книгу).

Нарушения вербальной и невербальной коммуникации, а также воображения, что проявляется следующим образом: Отсутствие таких форм коммуникации, как лепет, жестикуляция, мимика, речевое общение. Значительные нарушения невербальных аспектов коммуникации, таких как зрительный контакт, мимическая экспрессия, поза, жесты, служащие для установления социального взаимодействия и изменения его стиля (например, избегает прикосновений, напрягается, застывает, когда его обнимают или берут на руки, не смотрит на партнера, не улыбается при взаимодействии с людьми, не здоровается с родителями и гостями, смотрит в одну точку в ситуациях социального взаимодействия). Отсутствие воображения, например изображения в игре взрослых, сказочных персонажей или животных; слабость интереса к рассказам о вымышленных событиях. Выраженные речевые нарушения, затрагивающие громкость речи, высоту, употребление ударений, частоту, ритм и интонацию (например, монотонность, вопросительный тон речи, «писклявый» голос). Выраженные нарушения формы и содержания речи, включая стереотипии и повторы (например, непосредственные эхолалии или механическое повторение телевизионной рекламы); использование местоимения «ты» вместо «я» (например, «Ты хочешь печенье?» означает «Я хочу печенье»); особое использование слов и выражений (например, «Иди на зеленые карусели» означает «Я хочу пойти покачаться»); частые неуместные замечания (например, ребенок начинает говорить о расписании движения поездов во время разговора о спорте). Значительные нарушения способности вступать в беседу и поддерживать разговор с другими людьми, несмотря на наличие нормальной речи (например, ребенок произносит бесконечные монологи на какую-либо тему, не замечая реплик окружающих).

Ограниченные и повторяющиеся действия и интересы: Стереотипия бесцельные движения (взмахи руками, вращение головы, раскачивание туловища). Компульсивное поведение намеренное соблюдение неких правил, например, расположение объектов определенным образом Потребность в однообразии, сопротивление переменам; пример сопротивление перемещениям мебели, отказ отвлекаться на чужое вмешательство Ритуальное поведение выполнение повседневных занятий в одном порядке и в то же время, например, соблюдение неизменной диеты или ритуала облачения в одежду. Эта черта тесно связана с предыдущей потребностью в однообразии, и в ходе одного независимого исследования по валидации опросника RBS-R было предложено объединить эти два фактора. Ограниченное поведение узкосфокусированное, при котором интерес человека или его активность, например, направлены на единственную телепрограмму или игрушку. Аутоагрессия активность, приводящая или способная привести к ранениям самого человека, например, укусы самого себя. Исследование 2007 года говорит о том, что около 30 % детей с расстройствами аутистического спектра в течение своей жизни причиняли себе повреждения.

Дифференциальная диагностика детского аутизма Аутизм нужно отличать от других расстройств: 1.Умственная отсталость. Снижение интеллекта у умственно отсталых детей носит равномерный, тотальный и качественно иной характер. Они дети в большей степени используют значения слов, они, особенно при синдроме Дауна, способны и стремятся к установлению эмоциональных отношений с окружающими. 2. Шизофрения. Дети с аутизмом, как правило, не проявляют расстройств мышления с бредом и галлюцинациями. Детская шизофрения обычно начинается после периода относительно нормального развития. Также имеется наследственная отягощенность шизофренией. 3. Дезинтегративные расстройства. Синдром Ретта. В этом случае имеется период кажущегося нормального развитии до месяцев, за чем следует потеря целенаправленных движений руками, быстро нарастает интеллектуальный дефект, появляются неврологические симптомы. Синдром Геллера. Начало этого расстройства относится к 3-4 годам, когда у ребенка, до этого нормально развивавшегося, появляются отчетливые поведенческие нарушения в виде непослушания, раздражительности, быстро теряется речь, двигательные навыки, нарастает интеллектуальное снижение. 4. Депривационные расстройства. В данном случает аутистических проявления возникают в результате психосоциальной депривации, например, при помещении ребенка в Дом ребенка. Изменение ситуации, обеспечение соответствующей стимуляции (до определенного возраста) приводит к улучшению коммуникативного поведения.

Перспективы людей, имеющих ранний детский аутизм Постепенно ребенок может развить, иногда достаточно глубокие и прочные связи с родителями, братьями и сестрами. Многие дети в дошкольный период заметно меняются, улучшается их социальная адаптация, они могут не выглядеть детьми, имеющими тяжелые нарушения. Ребенок может лучше воспринимать обращенную речь и устанавливать контакты, но отсутствие взаимности в отношениях сохраняется. У некоторых детей социальное развитие улучшается в течение подросткового и взрослого периодов жизни. Небольшое количество детей делают значительный шаг вперед в течение подросткового периода и функционируют значительно лучше по сравнению с ранними годами жизни. Но у 40% людей именно в подростковом возрасте наблюдается ухудшение состояния, нарастание симптоматики, иногда отмечается регресс до уровня социального развития дошкольного возраста с замкнутостью, отвержением других людей. Возможно небольшое усиление гиперактивности, самоагрессии, стереотипности движений. Ко взрослому возрасту формируются своеобразные модели поведения и взаимодействия. У одних возможно преобладание замкнутости, избегания контактов с другими людьми. Другие, напротив, стремятся к контакту, но делают это особым образом, например, стараются привлечь к себе внимание совершенно неприемлемыми способами, их активное обращение часто не понимается. Третьи пассивно принимают общество других людей, однако в случае перемены распорядка их жизни, необходимости увеличения социальной активности возможен возврат к симптомам аутизма. Прогноз зависит от тяжести собственно аутистических проявлений, наличия или отсутствия выраженных органических поражений, темпа развития интеллекта и речи и времени начала лечения. Известно, что при отсутствии лечебно-коррекционной помощи до 70% детей с аутизмом становятся глубокими инвалидами и нуждаются в постоянной помощи посторонних лиц.

2 апреля Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма установлен Генеральной Ассамблеей ООН в 2007 году и призван привлечь внимание общественности к критической ситуации, сложившейся с аутизмом в мире, повсеместно распространить знания об аутизме и предоставить информацию о важности раннего диагностирования и раннего вмешательства. Своеобразным символом помощи аутистам становятся подсветка известных архитектурных строений синим цветом – так аутист выделяется среди других людей. В этот день в странах, присоединившихся к акции, большинство зданий подсвечивают синими прожекторами. За три года проведения акции в ней задействовали сотни достопримечательностей в десятках стран по всему миру от Великих пирамид в Гизе до здания Empire State Building в Нью-Йорке.

В 2013 году акция Light It Up Blue впервые прошла в России и «Наш Солнечный Мир» принял в ней участие В Москве в акции участвовали медиагруппа РИА Новости, Еврейский музей и центр толерантности, центр реабилитации инвалидов детства "Наш солнечный мир" в парке Сокольники и бизнес центры "Ле Форт", "Лайтхаус", "Серебряный город" инвестиционной компании O1 Properties Бориса Минца. В Воронеже, где Фонд "Выход" и АНО "Центр проблем аутизма" реализуют комплексную Программу "Аутизм излечим" под патронатом Правительства области, несколько значимых общественных зданий также были подсвечены синим цветом в знак международного дня распространения информации о проблеме аутизма.