Пишем сочинение Вариант 6 Отрывок из повести А. И. Солженицына.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Advertisements

внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
Часть С ЕГЭ Художественный стиль речи. Особенности публицистического и художественного стилей речи Публицистический стиль Художественный стиль Публицистика.
Прочитайте текст. Определите тему идею стиль текста отметьте средства выразительности.
Подготовила: учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 54» г. Курска Позднякова А.В. Позднякова А.В.
Как писать сочинение в жанре эссе по русскому языку? Работа над частью С1 ЕГЭ по русскому языку.
1. Напишите вступление. 2. Сформулируйте основную проблему, поставленную автором. 3. Прокомментируйте ее. 4. Изложите авторскую позицию по рассматриваемой.
Краткие рекомендации к написанию сочинения. Часть «С» ЕГЭ.
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
1. Сколько микротем в данном тексте? 1)1 2)2 3)3 4)4.
Что значит сформулировать авторскую позицию? Это значит самим понять, а потом изложить авторскую идею, авторскую позицию, то есть осознать и сформулировать:
Единый Государственный Экзамен Часть «С» (материал к семинару)
Как писать сочинение- рассуждение в формате ЕГЭ (методические рекомендации)
Задание С Написание сочинения ЕГЭ В помощь выпускнику Автор: Смелова Н.Г., учитель русского языка, литературы и изобразительного искусства МОУ «Борисовская.
Эссе как вид учебной деятельности Эссе (франц. Essai опыт, набросок) Эссе как вид учебной деятельности самостоятельное сочинение-размышление учащегося.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Мастер-класс Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Написание сочинения-рассуждения с использованием речевых клише. Выполнила: учитель русского языка.
План сочинения 1.Вступление. 2.Основная часть: - К1 формулировка проблемы; -К2 комментарий к проблеме текста; -К3 способы отражения авторской позиции;
ЕГЭ Алгоритм работы с текстом (часть С). 1. Внимательно читаем текст и определяем тип и стиль речи. Типы речи : повествование описание рассуждение Стили.
Обучение написанию сочинения- рассуждения (11 класс)
Транксрипт:

Пишем сочинение Вариант 6 Отрывок из повести А. И. Солженицына.

1.Чтобы не ошибиться в понимании текста, нужно - внимательно прочитать и понять текст, - составить его условный план, - - определить главную мысль каждого абзаца, - - выявить стиль и тип текста.

Этап 1 : ( чтение и составление плана) План. 1.Описание впечатления от места, где находится главный герой ( пр.1-19):печальное зрелище разрухи. 2.Воспоминание о былом, когда всё выглядело иначе (20-34):живописная картина старой Москвы. 3.Диалог героев о судьбе старых построек (35-44): «Москва – уходит». 4.Итог воспоминаниям и впечатлениям (45-48): «Совершенно даже не верилось …»

Этап 2. Определите проблематику текста. Какими двумя способами это можно сформулировать проблему? 1.В виде риторического вопроса: Как в наше время меняется исторический облик Москвы? 2.В виде повествовательного предложения: А. И. Солженицын затрагивает проблему разрушения древнего архитектурного облика столицы.

Этап 3.Определение стиля речи и типа текста. 1.Какие стили речи мы знаем, как различаем? ПублицистическийХудожественный Сообщение информации + воздействие Создание образов + воздействие От лица автораОт 3-го лица, от лица героя- рассказчика. Здесь нет знака равенства между автором и героем.

Вывод: Стиль художественный, а значит, позиция автора выявлена нечётко, а через подтекст, художественные образы, портрет, пейзаж, поступки и диалоги героев. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ АВТОРОМ ТИПЫ ТЕКСТА: Задание: Определите типы текста, представленные в отрывке.

ПовествованиеОписаниеРассуждение предложений 1,2,3,17,19-31, ,12,23-24, Приёмы, используемые автором, художественные средства выразительности «взбирался» «забрёл» «стоял с девушкой» «шли переулками» «посмотрел на колоколенку» «пустырь» (эмоциональная окраска) «покосившийся сарайчик» «оставшийся забор…неначатое строительство» «вокруг церквушки узенькая дорожка» «просторная открытая даль» «пять червонно-золотых куполов» «золотое сияние» «совершенно даже не верилось» «солнечный вечер и декабрьский рассвет» (контекстуальный антоним)

Вывод: в отрывке-воспоминании преимущественно используется описание, создавая антитезу «ранее- сегодня» преимущественно используется описание. Авторская позиция выявляется через оценочную лексику : Ранее: «осенний вечер», «маленькая церковь», «узкая дорожка», «осеняли купол», «поток заката», «просторная открытая даль» и др. Сейчас: «пустырь», «покосившийся сарайчик», «заваленное щебнем», «разрушили колоколенку», «разворотили лестницу» и др.

Позиция автора: В наше время неразумно и варварски уничтожаются памятники архитектуры древней Москвы, утрачивается своеобразие неповторимых уголков старого города.

Этап 4. Записываем 1-3 части сочинения, уточняя содержание комментария: 1.К какому типу проблем относится выявленная нами? -острая нравственная, философская. 2.На каком материале раскрывается? -на примере отрывка из произведения А. Солженицына, в котором главный герой возвращается в уголок Москвы, где не был более 20-ти лет, и не узнаёт его. Тот пейзаж, который так радовал когда-то душу, с которым были связаны нежные воспоминания, безвозвратно исчез. Вместо изящной церквушки, хранившей память о поколениях, проходивших мимо её ограды людей, был пустырь, заваленный хламом, а рядом заброшенная стройка. Автор показывает чувство растерянности от увиденного и сожаления об утраченном, передавая внутренний монолог героя: «Совершенно даже не верилось, что тот солнечный вечер ( когда автор впервые побывал здесь) и этот декабрьский рассвет ( нынешние впечатления героя) происходили на одних и тех же квадратных метрах московской земли.»

Подводим промежуточный итог нашей подготовке к написанию сочинения (задания части С) 1.Проблема сформулирована : К1 2.Её прокомментировали : К2 3.Позицию автора выявили: К3

Этап 5.Выразить своё согласие или несогласие с позицией автора.

. ЭТАП 6: а) концовка-вывод (сжатый, в несколько строк итог всего сочинения), например: Проанализировав содержание текста и его языковые особенности, можно сделать вывод о том, что … Автор учит нас тому, что… б) концовка-ответ (энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения), например: Так зачем же люди…? Хотя …, но именно. в) концовка-афоризм (краткое выразительное изречение, содержащее обобщающий вывод и ставящее в сочинении, некую смысловую точку), например: Прочитав этот текст, понимаешь, что … Недаром говорят: … г) концовка-цитата (яркое изречение, высказывание какого-либо выдающегося человека,), например: Справедливо высказывание… «…», писал известный русский поэт и писатель …

ПРИМЕРНАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ СВОЕГО МНЕНИЯ : Нельзя не согласиться с тем, что зачастую памятники архитектуры – свидетели жизни наших предков – бездумно уничтожаются. Об этом же размышляет Д. С. Лихачёв в «Письмах о добром и прекрасном», приводя примеры подобного отношения к культурно-историческому наследию в Санкт-Петербурге. Больно сознавать, что можно никогда не увидеть здания и памятники, которые в своих произведениях описывали классики русской литературы. Примером тому может служить описание А. С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин» Петровского замка, который видит из окна кареты Татьяна Ларина, для неё он символ древней столицы. Отрадно сознавать, что и сейчас он радует своей строгой красотой жителей Москвы, как многие другие чудом сохранившиеся свидетели исторического прошлого нашей Родины. Небольшой отрывок из повести А. Солженицына звучит как предостережение нам и заставляет задуматься над тем, а что увидим мы через двадцать лет: свидетельства культурной жизни предков или каменные однообразные джунгли с грудой мусора вокруг. И верится в хорошее, потому что с надеждой звучат последние слова автора, несмотря на печальный пейзаж вокруг, герой всё-таки видит «..далёкий обзор с холма,..извивы реки, повторённые последними фонарями».

Заключительный этап: Сколько абзацев получилось в сочинении? Какие состоят из одного предложения? Достаточно ли этого? Каким элементом можно его дополнить? (вступлением)

Домашнее задание: Написать сочинение, используя материал урока