Влияние идей Просвещения на политическое развитие России и Америки Вторая половина XVIII века.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Внутренняя политика Екатерины II. 1. Особенности внутренней политики Екатерины II 2. Политика «просвещенного абсолютизма» 3. Уложенная комиссия 4. «Золотой.
Advertisements

Урок на тему: «Екатерина Вторая. Внутренняя политика Екатерины Второй» Цели: 1.Познакомить учащихся с личностью Екатерины Второй и её окружением. 2. Охарактеризовать.
Работу выполнил Ученик 7 а класса Тойдеряков Саша.
Россия в 1762 – 1801 гг. Внутренняя политика Екатерины II.
Урок-диалог по истории России для 7 класса на тему: «Внутренняя политика Екатерины II» Подготовила студентка исторического факультета 141 группы Сулина.
Екатерина II Великая. В 33 года Екатерина II заняла российский престол 33 года – возраст Христа. Что это означает?
Великая французская революция и Россия. Екатерина II Великая ( ) Годы правления: гг.
Великие просветители Европы. Просвещение – эпоха (XVIII в.), когда научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, вышло за пределы университетов.
Особенности внутренней политики Екатерины II Противоречивость политики: РеформыЖёсткие меры Просвещенный абсолютизм – государственная политика в XVIII.
Презентация к уроку по истории (7 класс) по теме: XVIII век - эпоха Просвещения. Презентация к уроку новой истории в 7 классе (учебник Юдовской А.Я.)
План-конспект урока по истории (7 класс) по теме: Внутренняя политика Екатерины II
Внутренняя политика Екатерины II. Газизова Дарья «7 Б».
1.«Просвещенный абсолютизм». 2.Уложенная комиссия. 3.«Золотой век» российского дворянства. 4.Внутренняя политика в е гг.
Внутренняя политика Екатерины II. Тест.. 1. В каком году произошел переворот, в результате которого на российский престол была возведена Екатерина II.
«Великая ли я, решать будет потомство».. Екатерина II: эпоха и личность гг.
Век Просвещения. Фёдорова И.А :47. Цель: выяснить основные идеи просветителей, рассмотреть предлагаемые ими модели развития общества. План:
Правление Екатерины II продолжалось более трёх с половиной десятилетий (с 1762 по 1796).Оно наполнено многими событиями во внутренних и внешних делах,
Просвещение 17 в. 1. Английское Просвещение 2. Тори и виги в Англии.
Просвещенный абсолютизм XVIII в. – время господства просветительской идеологии ВольтерМонтескье Дидро Руссо идея естественных прав человека: свободу,
Политическая мысль эпохи просвещения. «Из всех мирских наук самая благородная наука и всем госпожа – это политика, или королевская мудрость. И из всех.
Транксрипт:

Влияние идей Просвещения на политическое развитие России и Америки Вторая половина XVIII века

План урока: 1. Просвещение как идеология Нового времени 2. «Просвещенный абсолютизм» в России. 3. Развитие идей Просвещения в Америке. 4. Влияние идей французских просветителей на развитие России и Америки.

Задание: В какой мере идеи Просвещения повлияли на политическое развитие России и Америки во второй половине XVIII века? В какой мере идеи Просвещения повлияли на политическое развитие России и Америки во второй половине XVIII века? Как национальные особенности каждой из стран преломляли идеи французских просветителей? Как национальные особенности каждой из стран преломляли идеи французских просветителей?

Просвещение зародилось в Англии в конце 17 в. в сочинениях его основателя Дж.Локка ( ) и его последователей были сформулированы основные понятия просветительского учения: "общее благо", "естественный человек", "естественное право", "естественная религия", "общественный договор". В учение о естественном праве, изложенном в Двух трактатах о государственном правлении (1690) Д.Локка, обоснованы основные права человека: свобода, равенство, неприкосновенность личности и собственности, которые являются естественными, вечными и неотъемлемыми. Людям необходимо добровольно заключить общественный договор, на основе которого создается орган (государство), обеспечивающий охрану их прав. Понятие об общественном договоре было одним из основополагающих в учении об обществе, выработанном деятелями раннего английского Просвещения. Просвещение зародилось в Англии в конце 17 в. в сочинениях его основателя Дж.Локка ( ) и его последователей были сформулированы основные понятия просветительского учения: "общее благо", "естественный человек", "естественное право", "естественная религия", "общественный договор". В учение о естественном праве, изложенном в Двух трактатах о государственном правлении (1690) Д.Локка, обоснованы основные права человека: свобода, равенство, неприкосновенность личности и собственности, которые являются естественными, вечными и неотъемлемыми. Людям необходимо добровольно заключить общественный договор, на основе которого создается орган (государство), обеспечивающий охрану их прав. Понятие об общественном договоре было одним из основополагающих в учении об обществе, выработанном деятелями раннего английского Просвещения. John Locke

В 18 веке центром просветительского движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш.Л.Монтескье и Вольтер. В 18 веке центром просветительского движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш.Л.Монтескье и Вольтер. Montesquieu (1689 – 1755) Voltaire (1694 – 1778)

В трудах Монтескье получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом государстве. В трактате «О духе законов» был сформулирован принцип разделения властей на: В трудах Монтескье получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом государстве. В трактате «О духе законов» был сформулирован принцип разделения властей на: законодательную законодательную исполнительную исполнительную судебную. судебную. Год издания: 1748

Вольтер придерживался иных политических взглядов. Он был идеологом просвещенного абсолютизма и стремился привить идеи Просвещения монархам Европы (служба у Фридриха II, переписка с Екатериной II). Он выступал против религиозного фанатизма и ханжества, главенства церкви над государством и обществом. Вольтер придерживался иных политических взглядов. Он был идеологом просвещенного абсолютизма и стремился привить идеи Просвещения монархам Европы (служба у Фридриха II, переписка с Екатериной II). Он выступал против религиозного фанатизма и ханжества, главенства церкви над государством и обществом.

Одним из видных деятелей эпохи Просвещения, предложившим свое видение политического устройства общества, был Жан- Жак Руссо. Jean Jacques Rousseau (1712 – 1778)

В трактате «Об общественном договоре, или принципы политического права» (1762) он выдвинул идею народного суверенитета. По ней, правительство получает власть из рук народа в виде поручения, которое оно обязано выполнять в соответствии с народной волей. Если оно эту волю нарушает, то народ может ограничивать, видоизменять или отобрать данную им власть. Одним из средств такого возврата власти может стать насильственное свержение правительства. Идеи Руссо нашли свое дальнейшее развитие в теории и практике идеологов Великой французской революции, деятелей Войны за независимость и создания США. В трактате «Об общественном договоре, или принципы политического права» (1762) он выдвинул идею народного суверенитета. По ней, правительство получает власть из рук народа в виде поручения, которое оно обязано выполнять в соответствии с народной волей. Если оно эту волю нарушает, то народ может ограничивать, видоизменять или отобрать данную им власть. Одним из средств такого возврата власти может стать насильственное свержение правительства. Идеи Руссо нашли свое дальнейшее развитие в теории и практике идеологов Великой французской революции, деятелей Войны за независимость и создания США. «Об общественном договоре, или принципы политического права» политического права» (1762) (1762)

Основные идеи Просвещения: «царство разума», основанное на «естественном равенстве» «царство разума», основанное на «естественном равенстве» политическая свобода и гражданское равенство политическая свобода и гражданское равенство распространение знаний распространение знаний

Просветительское движение, имея общие основные принципы, развивалось в разных странах не одинаково. Просветительское движение, имея общие основные принципы, развивалось в разных странах не одинаково. Становление Просвещения в каждом государстве было связано с его политическими, социальными и экономическими условиями, а также с национальными особенностями. Становление Просвещения в каждом государстве было связано с его политическими, социальными и экономическими условиями, а также с национальными особенностями.

Политика «просвещенного абсолютизма» в России. Правление Екатерины Великой (1762 – 1796).

Екатерина Алексеевна ( до брака принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская) пришла к власти в России в результате очередного дворцового переворота (1762). Екатерина Алексеевна ( до брака принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская) пришла к власти в России в результате очередного дворцового переворота (1762). Екатерина в костюме гвардейцев Преображенского полка Преображенского полка

В своих мемуарах Екатерина так характеризовала состояние России в начале своего царствования : В своих мемуарах Екатерина так характеризовала состояние России в начале своего царствования : Финансы были истощены. Финансы были истощены. Армия не получала жалованья за 3 месяца. Армия не получала жалованья за 3 месяца. Торговля находилась в упадке, ибо многие ее отрасли были отданы в монополию. Торговля находилась в упадке, ибо многие ее отрасли были отданы в монополию. Не было правильной системы в государственном хозяйстве. Не было правильной системы в государственном хозяйстве. Военное ведомство было погружено в долги; морское едва держалось, находясь в крайнем пренебрежении. Военное ведомство было погружено в долги; морское едва держалось, находясь в крайнем пренебрежении. Духовенство было недовольно отнятием у него земель. Духовенство было недовольно отнятием у него земель. Правосудие продавалось с торгу, и законами руководствовались только в тех случаях, когда они благоприятствовали лицу сильному Правосудие продавалось с торгу, и законами руководствовались только в тех случаях, когда они благоприятствовали лицу сильному Карта Российской империи во второй половине 18 века

Уложенная комиссия (июль 1767 г.) В Московском Кремле собралось 564 депутата от разных сословий (дворяне, купцы, казаков, духовенства), привезших 1465 наказов с мест. Основная цель: выяснение народных нужд для проведения всесторонних реформ выяснение народных нужд для проведения всесторонних реформ систематизация законов систематизация законов

Екатерина Великая восприняла большую часть идей просвещенного абсолютизма. Она активно вела переписку с Вольтером, дАламбером. Д.Дидро навещал Санкт – Петербург и даже работал в Санкт – Петербурге над проектом закона об образовании. Екатерина Великая восприняла большую часть идей просвещенного абсолютизма. Она активно вела переписку с Вольтером, дАламбером. Д.Дидро навещал Санкт – Петербург и даже работал в Санкт – Петербурге над проектом закона об образовании.

Екатерина Великая на основе идей французских просветителей разрабатывала «Наказ», в котором изложила свое видение политики «просвещенного абсолютизма». Екатерина Великая на основе идей французских просветителей разрабатывала «Наказ», в котором изложила свое видение политики «просвещенного абсолютизма». Она отвергала идею «естественного права» и «общественного договора» и считала, что в России главным способом самоорганизации общества может быть только власть неограниченного монарха (но не такого, как прежде, а просвещенного, «философа на троне»), который разработает идеальную систему законов. Помощь в управлении государством должны оказывать дворяне. Она отвергала идею «естественного права» и «общественного договора» и считала, что в России главным способом самоорганизации общества может быть только власть неограниченного монарха (но не такого, как прежде, а просвещенного, «философа на троне»), который разработает идеальную систему законов. Помощь в управлении государством должны оказывать дворяне. Экземпляр Наказа Екатерины II Уложенной комиссии 1767 г

Из Наказа Екатерины Великой Уложенной комиссии Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам… Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам… Вольность есть право все то делать, что законы дозволяют… Вольность есть право все то делать, что законы дозволяют… Приложить должно более старания к тому, чтобы вселить узаконениями добрые нравы в граждан, нежели привести дух их в уныние казнями… Приложить должно более старания к тому, чтобы вселить узаконениями добрые нравы в граждан, нежели привести дух их в уныние казнями… Есть различие между содержанием под стражею и заключением в тюрьму. Человек, бывший под стражею и потом оправдавшийся, не должен через то подлежать никакому бесчестию… Есть различие между содержанием под стражею и заключением в тюрьму. Человек, бывший под стражею и потом оправдавшийся, не должен через то подлежать никакому бесчестию… Приговоры судей должны быть народу ведомы, так как и доказательства преступлений, чтобы всяк из граждан мог сказать, что он живет под защитою законов… Приговоры судей должны быть народу ведомы, так как и доказательства преступлений, чтобы всяк из граждан мог сказать, что он живет под защитою законов… Человека можно почитать виноватым прежде приговора судейского, и законы не могут его лишить защиты своей, прежде нежели доказано будет, что он нарушил оные… Человека можно почитать виноватым прежде приговора судейского, и законы не могут его лишить защиты своей, прежде нежели доказано будет, что он нарушил оные… Самое надлежащее обуздание от преступлений есть не строгость наказания, но когда люди подлинно знают, что преступающий законы непременно будет наказан… Самое надлежащее обуздание от преступлений есть не строгость наказания, но когда люди подлинно знают, что преступающий законы непременно будет наказан… Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели наказывать… Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели наказывать… Хотите ли предупредить преступления? Сделайте, чтоб законы меньше благодетельствовали разным между гражданами чинам, нежели всякому особо гражданину. Сделайте, чтоб люди боялись законов и никого бы, кроме их, не боялись. Сделайте, чтоб просвещение распространилось между людьми…» Хотите ли предупредить преступления? Сделайте, чтоб законы меньше благодетельствовали разным между гражданами чинам, нежели всякому особо гражданину. Сделайте, чтоб люди боялись законов и никого бы, кроме их, не боялись. Сделайте, чтоб просвещение распространилось между людьми…»

Задание к документу: Какое отражение нашли идеи Просвещения в содержании Наказа? Какое отражение нашли идеи Просвещения в содержании Наказа? Какие из положений Наказа перекликаются с положениями современного законодательства РФ? Какие из положений Наказа перекликаются с положениями современного законодательства РФ?

«Золотой век» российского дворянства Жалованная грамота дворянству(1785): дворянство освобождалось от подушной подати дворянство освобождалось от подушной подати от расквартирования войсковых частей и команд от расквартирования войсковых частей и команд от телесных наказаний от телесных наказаний от обязательной службы от обязательной службы подтверждено право неограниченного распоряжения имением подтверждено право неограниченного распоряжения имением право владеть домами в городах право владеть домами в городах право заводить в имениях предприятия и заниматься торговлей право заводить в имениях предприятия и заниматься торговлей право собственности на недра земли право собственности на недра земли право иметь свои сословные учреждения право иметь свои сословные учреждения изменилось наименование 1-ого сословия: не "дворянство", а "благородное дворянство". изменилось наименование 1-ого сословия: не "дворянство", а "благородное дворянство". запрещалось производить конфискацию имений дворян за уголовные преступления; имения надлежало передавать законным наследникам. запрещалось производить конфискацию имений дворян за уголовные преступления; имения надлежало передавать законным наследникам. дворяне имеют исключительное право собственности на землю, но в "Грамоте" не говорится ни слова о монопольном праве иметь крепостных. дворяне имеют исключительное право собственности на землю, но в "Грамоте" не говорится ни слова о монопольном праве иметь крепостных. украинская старшина была уравнена с русскими дворянами. украинская старшина была уравнена с русскими дворянами. дворянин, не имевший офицерского чина, лишался избирательного права. дворянин, не имевший офицерского чина, лишался избирательного права. занимать выборные должности могли только дворяне, чей доход от имений превышает 100 руб. занимать выборные должности могли только дворяне, чей доход от имений превышает 100 руб.

Основные мероприятия Екатерины Великой в русле политики «просвещенного абсолютизма» политики «просвещенного абсолютизма» Законодательная деятельность Просвещение народа, распространение научных знаний в обществе Учреждение дворянского Вольного экономического экономического общества (1765) общества (1765) Упорядочение крестьянских крестьянских повинностей в западных губерниях Введение права на открытие предприятий без разрешения правительства (1775) Разрешение всем желающим заниматься промыслами (1767) Секуляризация церковных земель (1764) Запрещение публичной продажи крепостных крестьян за долги (1771) Разрешение создания вольных типографий (1783) Начало проведения школьной реформы (1786)

Восстание Пугачева Крестьянско-казацкое выступление под предводительством Е. Пугачева стало ответной мерой на усиление власти и произвола помещиков. Крестьянско-казацкое выступление под предводительством Е. Пугачева стало ответной мерой на усиление власти и произвола помещиков.

Екатерина II сформулировала собственные «правила управления» «… Если государственный человек ошибается, если он рассуждает плохо, или принимает ошибочные меры, целый народ испытывает пагубные следствия этого. «… Если государственный человек ошибается, если он рассуждает плохо, или принимает ошибочные меры, целый народ испытывает пагубные следствия этого. Нужно часто себя спрашивать: справедливо ли это начинание ? – полезно ли ? Нужно часто себя спрашивать: справедливо ли это начинание ? – полезно ли ? Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. Нужно вести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы. Нужно вести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение к соседям. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение к соседям. Каждый гражданин должен быть воспитан в сознании долга своего перед государством. Каждый гражданин должен быть воспитан в сознании долга своего перед государством.

Американское Просвещение Война за независимость. Создание США. ( )

Движение американских просветителей тесно связано с борьбой английских колоний в Северной Америке за независимость, завершившейся созданием Соединенных Штатов Америки. Разработками социально-политических программ, подготовивших теоретическую базу для построения независимого государства, занимались Т.Пейн ( ), Т.Джефферсон ( ) и Б.Франклин ( ). Их теоретические программы легли в основу главных законодательных актов нового государства: Декларации независимости 1776 и Конституции Движение американских просветителей тесно связано с борьбой английских колоний в Северной Америке за независимость, завершившейся созданием Соединенных Штатов Америки. Разработками социально-политических программ, подготовивших теоретическую базу для построения независимого государства, занимались Т.Пейн ( ), Т.Джефферсон ( ) и Б.Франклин ( ). Их теоретические программы легли в основу главных законодательных актов нового государства: Декларации независимости 1776 и Конституции Т. ПейнТ.Джефферсон Б.Франклин

The American Revolutionary War ( ), also known as the American War of Independence, began as a war between the Kingdom of Great Britain and thirteen British colonies on the North American continent.

1.When did the Boston Tea Party take place? 2.What did the colonists do? 3.What is Paul Revere best known for? 4.Who wrote the poem about Paul Reveres famous ride?

1__Boston was one of the key cities in the years before and during the Revolutionary War. __In 1773, to protest a new set of taxes on tea, a group of Americans dressed up like Indians, climbed aboard a ship full of tea and threw it all overboard into Boston Harbor. __ In 1775, British soldiers marched from Boston to the towns of Lexington and Concord to investigate rumors of guns being stored there. __In 1770, the Boston Massacre occurred in which British soldiers shot and killed 5 American demonstrators on Boston Common. __This was known as the Boston Tea Party. __The Americans were ready because a well-known silversmith, named Paul Revere, rode on horseback ahead of the British warning the local militia, known as Minutemen that The British were coming.

Boston was one of the key cities in the years before and during the Revolutionary War. In 1770, the Boston Massacre occurred in which British soldiers shot and killed 5 American demonstrators on the Boston Common. In 1773, to protest a new set of taxes on tea, a group of Americans dressed up like Indians, climbed aboard a ship full of tea and threw it all overboard into Boston Harbor. This was known as the Boston Tea Party. In 1775, British soldiers marched from Boston to the towns of Lexington and Concord to investigate rumors of guns being stored there. The Americans were ready because a well-known silversmith, named Paul Revere, rode on horseback ahead of the British warning the local militia, known as Minutemen, that "The British were coming ".

Philadelphia 1. William Penn 2. In 1752 the words Proclaim Liberty throughout all the land unto all the habitants thereof 3. The 1st Continental Congress met 4. The Declaration of Independence 5. Independence Hall witnessed 6. Philadelphia's Independence National Historical Park is a. the signing of the Declaration of Independence and the drafting of the Constitution. b. was written by Thomas Jefferson. c. founded the city of brotherly love. d. at Carpenters' Hall. e. were engraved on the Liberty Bell. f. America's most historic square mile.

Philadelphia. 1.William Penn founded the city of brotherly love. 2.In 1752 the words Proclaim Liberty throughout all the land unto all the habitants thereof were engraved on the Liberty Bell. 3.The 1st Continental Congress met at Carpenters' Hall. 4.Independence Hall witnessed the signing of the Declaration of Independence and the drafting of the Constitution. of Independence and the drafting of the Constitution. 5.The Declaration of Independence was written by Thomas Jefferson. 6. Philadelphia's Independence National Historical Park is America's most historic square mile.

"We hold these truths to be self-evident: that all men are created equal, that they are endowed by their Creator with certain inalienable rights. among these are life, liberty, and the pursuit of happiness." Declaration of Independence

The Constitution the Federal Government the Legislative Branch the Executive Branch the Executive Branch the Judicial Branch the Judicial Branch The U.S. Constitution (1787) Three main principles form the basis of the Constitution: the separation of powers of the three branches of government the separation of powers of the three branches of government government of, for, and by the people government of, for, and by the people basic human rights (individual freedom, equality, and justice) basic human rights (individual freedom, equality, and justice)

Задание: В какой мере идеи Просвещения повлияли на политическое развитие России и Америки во второй половине XVIII века? В какой мере идеи Просвещения повлияли на политическое развитие России и Америки во второй половине XVIII века? Как национальные особенности каждой из стран преломляли идеи французских просветителей? Как национальные особенности каждой из стран преломляли идеи французских просветителей?

Напишите синквейн: Россия, Америка (второй половины 18 века),Екатерина Великая, Джефферсон, конституция, права человека … Правила написания синквейна: 1. 1 строчка – одно слово (название стихотворения, тема, обычно существительное) строчка – два слова (описание темы, прилагательные или причастия) строчка – три слова (действие темы, глаголы) строчка – четыре слова – предложение (фраза, которая показывает отношение автора к теме, заявленной в первой строчке) строчка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот).

Домашнее задание: Напишите эссе: «В чем счастье страны?»