ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Опытно-экспериментальная работа Учитель истории и обществознания Новичкова Т.В. Г.Саратов, МОУ «МБЛ»
Advertisements

Выполнила : Матвеева С. А. учитель начальных классов ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово 2012 г.
Развитие навыков устной речи учащихся 7-х классов на основе лингвострановедческого материала на уроках английского языка.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
«Научно- исследовательская работа и проектная деятельность обучающихся как метод обучения» Педагогический совет Перегребинская СОШ 2.
Подготовили: учителя МСОШ 2. Создать условия для развития ключевых компетенций учащихся начальных классов посредством применения в образовательном процессе.
Нормативно-правовая база инновационного проекта Инновационный образовательный проект «Использование инновационных технологий на уроках биологии как средство.
Мониторинг результатов диссеминации инновационного педагогического опыта победителей ПНПО на региональном и муниципальном уровнях как условие распространения.
МОУ «Усть-Карская средняя общеобразовательная школа» Автор проекта: Тарасова Е.Л., учитель биологии.
Выпускная квалификационная работа. Выпускная квалификационная работа – это форма учебной работы, которая способствует углублённому усвоению лекционного.
Современные подходы в организации предпрофильной подготовки в процессе реализации программ элективных курсов. Составитель: Марина Ю.А. – педагог дополнительного.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из основных методов интерактивного обучения Никишина Т.А. руководитель творческой группы учителей.
Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ.
Выпускная квалификационная работа на высшую категорию Автор: Дедловская Г.А. учитель английского языка Черкасской СОШ Саракташского района.
ВЕРХОГЛЯД Т.В. заместитель директора по учебной работе МБОУ Остерской средней школы 8 ноября 2013 года «КОМПЕТЕНТНОСТЬ - РЕСУРС КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Карьерный менеджмент как интеграционная основа управления развитием карьеры молодых специалистов СПЭК пленарное заседание Всероссийская научно-практическая.
Средства и технологии формирования навыков самоорганизанизации и самоконтроля в ходе решения лингвистических задач на уроках английского языка.
Формирование ключевых компетентностей через проектно – исследовательскую деятельность Подготовила : учитель начальных классов МКОУ ТСОШ 6 Северова Н. А.
Использование проблемного метода и роль проблемных ситуаций при обучении иностранному языку Магистрант Кафедры английского языкознания Тимофеева Юлия Владимировна.
Проект ОЭР «Школьный Музей Боевой и Трудовой Славы как центр патриотического воспитания учащихся» Автор проекта Козырев А. В., учитель истории СОШ 38,
Транксрипт:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ) выполнила учитель английского языка Алейникова А.Н. 2013

Актуальность исследования. Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания иностранного языка ( ИЯ ). Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения. Социальный заказ общества в области обучения ИЯ выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика. Многочисленными исследованиями было установлено, что проектная деятельность выступает как важный компонент системы продуктивного образования и представляет собой нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов через активные способы действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез), направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода.

Тема исследования: «Проектная методика в системе учебных и внеучебных занятий (на материале английского языка: старшая ступень обучения средней общеобразовательной школы)». Объект исследования: процесс обучения английскому языку на старшей ступени обучения (10 – 11 класс ) средней общеобразовательной школы. Предмет исследования: использование проектной методики в системе учебных и внеучебных занятий. Гипотеза исследования: применение метода проекта повышает уровень положительной мотивации в процессе изучения иностранных языков; учебно- познавательная деятельность учащихся переходит на продуктивно-творческий уровень. Цель работы: теоретически обосновать, разработать и апробировать проектную методику в системе учебных и внеучебных занятий, доказать эффективность её использования при обучении ИЯ на старшей ступени обучения Цель потребовала решения ряда задач: 1. Дать теоретическое обоснование проектной методики обучения ИЯ в её психологическом и дидактическом аспектах. 2. Проанализировать педагогический опыт по данной проблеме. 3. Разработать и апробировать в опытно-экспериментальной работе систему учебных и внеучебных занятий с использованием проектной методики на старшей ступени (10 11 классы) средней общеобразовательной школы.

Методы научного исследования: 1. Изучение и анализ психолого-педагогической и лингвистической научно-теоретической литературы по данной проблеме. 2. Беседа с преподавателями и учащимися. 3. Наблюдения за деятельностью учителей и учащихся в процессе обучения ИЯ на старшей ступени обучения средней общеобразовательной школы. 4. Анкетирование среди учащихся и учителей. 5. Опытно-экспериментальная апробация разработки проектов системы учебных и внеучебных занятий на старшей ступени обучения ИЯ. Практическая значимость: заключается в применении в педагогическом процессе по ИЯ разработанных автором данной дипломной работы методических рекомендаций в системе учебных и внеучебных занятий. Научная новизна исследования состоит: - в рассмотрении проектной методики как новой личностно-ориентированной педагогической технологии в языковом образовании; - в обосновании целесообразности использования проектов для учащихся старшей ступени обучения. Теоретическая база: психолого-педагогические положения П. Я. Гальперина, А.В. Запорожца, А.В Зимней, А.А. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Е.С. Полат. Апробация: проведение разработанных проектов в 11 классе МБОУ СОШ 4 с. Белое Красногвардейский район р. Адыгея. Исследовательская работа структурно представлена двумя главами, выводами по главам, заключением, списком использованной литературы, приложением.

Опытно-экспериментальная работа и ее основные результаты. Эксперимент состоял из 3 этапов. 1. Констатирующий. 2. Формирующий. 3. Контрольный.

1 Этап. Констатирующий. Цель – выявление причин снижения качественной успеваемости учащихся на уроках английского языка. В ходе констатирующего этапа мы изучили успеваемость учащихся 11 класса за период с 8 по 10 класс. Результаты зафиксировали в виде таблицы. Качественная успеваемость учащихся за период с 2010 по 2013 уч. гг. четверт и уч. год (8 класс) уч. год (9 класс) уч. год (10 класс) 1100 %90 %72 % 2100%92%76% 393 %81 % 493 %82%81%

С целью выявления уровня мотивационной сферы учащихся, в начале учебного года с ребятами была проведена анкета. Анкета «Уровень познавательной мотивации при изучении английского языка» 1.На уроки английского языка хожу с интересом. 2. Мне нравится отвечать на вопросы по теме. 3. Домашние задания выполняю с интересом. 4. Мне нравится обсуждать проблемы на уроках английского языка. 5. Узнаю много нового на уроке английского языка. 6. Выполнять проекты для меня интересно. 7. Чувствую поддержку участников группы. 8. Учу английский так как мне легко учить его. 9. При защите проекта могу показать свои знания. 10. Проблемы, обсуждаемые на уроках английского языка мне интересны их хочется обсудить. 11. Стараюсь высказывать свою точку зрения по обсуждаемой проблеме. 12. Выполняя проект хочу, чтобы наш проект был самым лучшим 13. Участвуя в дискуссии задаю вопросы собеседникам. 14. В проекте могу предложить свой выход по данной проблеме. 15. Считаю, что умение создавать проекты пригодится мне в дальнейшей учебной деятельности. 16. Нравится добывать новые знания самостоятельно. 17. Чувствую желание общаться на английском языке. 18. На уроках английского языка чувствую уверенность в своих знаниях. 19. Мне нравятся уроки обсуждения разных проблем. 20 Знание английского важно для меня. 21. Высказываю свою точку зрения даже если она отличается от мнения других. Уровни: (положительные ответы) 1-7 – низкий 8-15 – средний высокий

Анкета состоит из 21 вопроса и трех блоков. Первый блок содержит вопросы об интересе к изучению английского языка, второй – об языковой активности, третий – о методе проектов. Ребятам нужно было ответить на вопросы «да» или «нет». Критерии оценки мотивации: 1-7 положительных ответов – низкий уровень мотивации 8-16 положительных ответов – средний уровень положительных ответов – высокий уровень. Результаты анкеты показали следующее: низкий уровень – 5 учащихся – 39 %,средний уровень- 7 учащихся – 54 %, высокий уровень -1 учащийся – 7 % Данные зафиксировали в виде диаграммы

2 Этап. Формирующий. Цель - апробация выбранных проектных заданий и разработанных упражнений при обучении говорению. Проведение группового краткосрочного монопроекта « A Job for Life». Проведение группового долгосрочного проекта « Funny English».

3 Этап. Контрольный. Цель – проверка эффективности апробации метода проектов как способа повышения мотивации при обучении говорению, анализ и интерпретация результатов. Анкета на выявление уровня мотивации была проведена повторно и результаты были вновь зафиксированы. Они показали, что 0% учащихся имели низкий уровень мотивационной сферы, 39% - средний уровень, 61 % - высокий. Сравнение результатов позволяет утверждать, что применение проектной методики повышает уровень мотивации учащихся на уроках английского языка. Данные двух проведенных анкет проанализированы и зафиксированы в виде диаграммы.

I четвертьII четвертьIIIчетвертьIVчетверть 72%76 %81% На этом этапе была рассмотрена качественная успеваемость учащихся за прошедший учебный год по четвертям: 1 четверть – 72%; 2четверть -76%; 3 четверть – 81%; 4 четверть – 81%. Мы зафиксировали способность проектной методики к повышению качества знаний учащихся и поддержанию уровня качественной успеваемости.

Анализ результатов диагностических карт учащихся показал благоприятную тенденцию роста умений и навыков иноязычного общения. Диагностическая карта учащегося _____класса _____________ Оценка Знаю слова по теме Употребляю клише Отвечаю на вопросы по теме Могу высказать свое мнение Принимаю участие в дискуссии Самооценка учителя Оценка Знаю слова по теме Употребляю клише Отвечаю на вопросы по теме Могу высказать свое мнение Принимаю участие в дискуссии Самооценка Учителя

Результаты по диагностическим картам. Диагностическая карта учащихся 11 класса. Коммуникативная активность Знаю слова по теме Употребляю клише Отвечаю на вопросы по теме Могу высказать свое мнение Принимаю участие в дискуссии Кол-во учащихся Коммуникативная активность Знаю слова по теме Употребляю клише Отвечаю на вопросы по теме Могу высказать свое мнение Принимаю участие в дискуссии Кол-во учащихся Коммуникативная активность Знаю слова по теме Употребляю клише Отвечаю на вопросы по теме Могу высказать свое мнение Принимаю участие в дискуссии Кол-во учащихся Коммуникативная активность Активно участвую в переписке Создаю фотоальбомы на заданные темы Cоздаю тему и участвую в обсуждении Могу высказать свое мнение Принимаю участие в конкурсах группы Кол-во учащихся

Сравнение уровня коммуникативной мотивации после выполнения первого и последнего проекта говорит о том, что количество учащихся с низким уровнем уменьшилось с 46 % до 8%; со средним уровнем – увеличилось от 46% до 66%; количество учащихся с высоким уровнем – увеличилось от 8% до 31%. Уровень коммуникативной мотивации.

Результаты по диагностическим картам Оценка Знаю слова по теме Употребляю клише Отвечаю на вопросы по теме Могу высказать свое мнение Принимаю участие в дискуссии Самооценка учителя Диагностическая карта учащегося _____класса ______________ Проект 1 A Job For Life (урок 1)

Выводы: Все вышеизложенные результаты позволяют сделать вывод о том, что применение проектной методики способствует повышению мотивации учения, повышению и поддержанию качественной успеваемости на достигнутом уровне, активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка. Гипотеза исследования подтвердилась: применение метода проекта повышает уровень положительной мотивации в процессе изучения иностранных языков; учебно-познавательная деятельность учащихся переходит на продуктивно-творческий уровень. По большинству показателей проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая обеспечивает: -значительное повышение уровня владения языковым материалом и говорением как одним из видов речевой деятельности; -повышение уровня внутренней мотивации учащихся; -повышение уровня самостоятельности учащихся, уровня сплоченности коллектива; -повышение общего интеллектуального развития учащихся. В целом, проектная работа, проведенная по теме способствовала развитию языковой и речевой базы учащихся, обогащению их словарного запаса, развитию коммуникативных умений и межкультурной компетенции в целом.

Заключение В результате проведенного исследования по проблеме использования проектной методики в системе учебных и внеучебных занятий на старшей ступени обучения автором были сделаны следующие выводы: проектная методика является новой педагогической технологией обучения и представляет собой возможную альтернативу традиционной классно-урочной системе. В процессе целенаправленного анализа теоретической научно-методической литературы по проблеме был сделан вывод, что проектная методика, являясь инновационной технологией, соотносится с основными задачами современного школьного образования: - сделать преподавание более проблемно-ориентированным; - шире использовать рефлексивный подход в обучении (анализ, синтез идей); - стимулировать у обучаемых умение формулировать собственные суждения; - усилить степень автономии учащихся; Таким образом, актуальность темы исследования, ее практическая и теоретическая значимость в современной системе образования способствовали решению ряда задач, поставленных в начале исследования: 1. Нами было дано теоретическое обоснование проектной методики в ее психолого-педагогическом аспекте с учетом специфики иностранного языка как учебного предмета на старшей ступени обучения. 2. Была исследована и обоснована технология использования проектной методики при обучении ИЯ. 3. Была разработана и апробирована в опытно-экспериментальной работе система учебных и внеучебных занятий с использованием проектной методики. Проведенное исследование показало следующие результаты: в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень владения языковым материалом, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников и сплоченность коллектива, а также общее интеллектуальное развитие учащихся. Таким образом, можно считать правомерным и результативным решение цели, задач и адекватность формулировки гипотезы данного научного исследования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Асеев В.Г. Возрастная психология: Учеб. пособие / В.Г. Асеев. – Иркутск: ИГПИ, – 190 с. 2. Васильев В. Проектно-исследователькая технология: развитие мотивации /В.Васильев // Народное образование. – – 9. – С Джонс Дж. К. Методы проектирования / Дж. К. Джонс: Пер. с англ. – 2-е изд. доп. – М.: Мир, – 326 с. 4. Мильруд Р.П. Методология и развитие методики обучения иностранным языкам / Р.П. Мильруд // Иностр. языки в школе. – – 5. – С Мишина Г.С. Из опыта работы с международными проектами / Г.С. Мишина // Иностр. языки в школе. – – 4. – С Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностр. языки в школе. – – 3. – С Сибирская Н.П. Проектирование педагогических технологий / Н.П. Сибирская // Энциклопедия профессионального образования в 3 т. – М., – Т.2. – С Соловова Е.М. Подготовка учителя иностранного языка с учетом современных тенденций обновления содержания образования / Е.М. Соловова // Иностр. языки в школе. – – 4. – С Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов / И. Чечель // Директор школы. – – 4. – С