Речемыслительная деятельность - -единый процесс порождения мысли и речи (база для общения) Активизация речемыслительной деятельности - процесс, направленный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работа с художественным рядом на уроках. ВидеофрагментыМультимедийные презентации Музыкальные фрагменты Аудиозаписи Литературные источники Изобразительный.
Advertisements

О развитии речевых интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников; об успешном овладении ими рядом общеучебных умений ( в частности.
Развитие и контроль коммуникативной компетенции (умений устной речи) на иностранном языке.
В государственном образовательном стандарте по иностранному языку (ИЯ) предусматривается в качестве цели обучения овладение иноязычным общением как минимум.
формирование компетенций языковой лингвистической коммуникативной культурологической компетентность коммуникативная компетенция это способность и реальная.
Контроль коммуникативных умений в аудировании на начальном этапе обучения английскому языку На примере заданий из УМК Биболетовой М.З. Enjoy English 3.
Ежова И.В., учитель английского языка учитель английского языка МОУ СОШ 67 г.Пензы.
Продуктивное чтение – залог успешного обучения Цель: учим самостоятельно понимать текст.
Потребность ребёнка в общении со взрослыми и со сверстниками Владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения Приемлемое отношение.
Обучение аудированию. Рекомендации по использованию эффективных стратегий аудирования 1. Что делать, если вы услышали новые слова, которые вам не знакомы.
Выполнила: Учитель английского языка Железнова Е.А. Бутурлино, 2013.
РОЛЬ ЧТЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ. Понятие о чтении Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ФГОС.
«Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах» 1. Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников. 2. Формирование.
Александрова Наталья Равхатовна Тема урока: «Крестики –Нолики». Форма урока: урок-конкурс Тип урока: урок применения знаний, умений, навыков. Цели урока:
Английский язык Экзамен в новой форме. По английскому языку Проводится для выпускников IX классов Является экзаменом по выбору.
Программа кружка по английскому языку для 2-го класса общеобразовательных школ «Занимательный английский» Составитель: учитель английского языка Ромахина.
Самоанализ открытого урока учитель английского языка первой квалификационной категории Кошкина Г.Ф.
Структура ГИА.. Экзаменационная работа по русскому языку состоит из 3 частей, которые последовательно выполняются учениками. Время выполнения работы –
Интерактивные методы обучения в технологии современного урока Из опыта работы учителя начальных классов МОУ «Умётская СОШ» Пугаёвой Людмилы Валентиновны.
Транксрипт:

Речемыслительная деятельность - -единый процесс порождения мысли и речи (база для общения) Активизация речемыслительной деятельности - процесс, направленный на достижение специфической мыслительной и речевой активности, осуществляемой при побуждении, руководстве и контроле со стороны учителя и способствующий скорейшему и успешному достижению планируемого результата обучения.

Преимущества использования видео на уроке ИЯ Видеотекст имеет содержательную ценность Видеотекст содержит визуальную информацию о месте события, внешнем виде и невербальном поведении участников общения в конкретной ситуации Огромные возможности для сравнения и сопоставления культурных реалий и особенностей поведения людей в различных ситуациях межкультурного общения Сильное эмоциональное воздействие на обучаемых, т.о. служит стимулом и условием для создания дополнительной мотивации в дальнейшей учебной и творческой деятельности Перспектива просмотра видео – стимул для усиления эффективности работы учащихся («поощрительная премия» )

Возможные проблемы, связанные с использованием видео на уроке и способы их решения Нет видеоаппаратуры 1.совместно с администрацией 2.помощь родителей 3.образовательные/научные гранты

Возможные проблемы, связанные с использованием видео на уроке и способы их решения Не используют видеоаппаратуру (мало времени, нет эффекта) Нужно убедиться в том, что: -содержание соответствует уровню общего и языкового развития; соответствует содержанию серии уроков по теме; -длительность не превышает реальные возможности урока; -ситуации предоставляют интересные возможности для развития языковой, речевой, социокультурной компетенции учащихся; -контекст имеет определенную степень новизны/ неожиданности; -текст видео сопровождается четкой инструкцией, направленной на решение конкретной и реалистичной учебной задачи, понятной ученикам и оправданной всей логикой урока; -видеоаппаратура настроена и проверена заранее, привычна в использовании для учителя; -видеофрагмент известен самому учителю и заранее поставлен на начало просмотра

Возможные проблемы, связанные с использованием видео на уроке и способы их решения Учащиеся отвлекаются от урока, плохо себя ведут Учитель должен учитывать реальные интересы и возможности учащихся при выборе видеофрагмента Учитель должен четко объяснить цель задания, как его выполнение будет оцениваться и как оно повлияет на ход дальнейшей работы; Учитель должен уметь продумывать дополнительные опоры для успешного выполнения предложенных заданий для групп слабых/ средних/ сильных учеников; Учитель должен иметь опыт использования видео; Учитель сам должен быть уверенным в необходимости и эффективности такой работы

Какие видеоматериалы может использовать учитель на уроке Учебный видеоматериал к УМК: -удачно расширяют и дополняют учебный материал, представленный в УМК; -видеокассеты идут вместе с книгой для учителя (есть текстовая расшифровка, система упражнений, что экономит время учителя на подготовку) -могут использоваться автономно при условии, что тематика и уровень учебного общения данного УМК совпадает с другим УМК

Какие видеоматериалы может использовать учитель на уроке Художественные и документальные фильмы Мультфильмы Видеозаписи телевизионных новостей и других телепередач Музыкальные видеоклипы Реклама Видеоэкскурсии по различным городам и музеям мира Различные компьютерные программы с видеорядом и т.д.

Где достать? Купить в книжных магазинах, компаниях (учебные видео и компьютерные программы) Записать Привезти из заграничных поездок Коллективно составлять школьную видеотеку

Язык видеоматериалов Может быть как иностранным, так и родным: -Трудный языковой текст нужно компенсировать легким заданием (напр., определить основную идею текста, выбрав из ряда предложенных вариантов наиболее приемлемый) -Легкий языковой текст может стать основой для более сложного в языковом отношении задания (напр., просмотр незамысловатого сюжета мультфильма может стать основой для такого сложного в языковом (да и в социальном, речевом) отношении задания как составление психологической характеристики героя, написание рецензии и.т.д.

Этапы работы с видеотекстами 1.Дотекстовый этап 2.Текстовый этап 3.Послетекстовый этап

1. Дотекстовый этап Цели этапа: 1.Мотивировать учащихся, настроить на выполнение задания. 2.Снять возможные трудности.

Типы заданий: 1.Различные варианты предвосхищения содержания текста: -Обобщение ранее полученных знаний по теме; -Беглый просмотр части фильма без звука; -Список новых слов с переводом или дефинициями, предъявляемый до текста; -Вопросы; -Правильные/ ложные утвреждения

Варианты формулировок заданий: Прочтите заголовок текста и постарайтесь определить, о чем может идти речь в данном тексте Ознакомьтесь с вопросами к тексту и определите основное содержание этого текста, его тематику и проблематику Прочтите приведенные ниже утверждения. До просмотра видео попробуйте определить, какие из них верны, а какие нет Ознакомьтесь с заголовком видеофильма/ вопросами и утверждениями к тексту видео и запишите: а) что вы уже знаете по данной теме; б) что бы вы хотели узнать Посмотрите на список новых слов, которые встретятся в этом видеофильме. Определите по ним тематику сюжета и вспомните уже известные вам слова и выражения, которые могут встретиться в этом тексте

Типы заданий: 2. Краткое изложение учителем основного содержания текста: -Заинтересовать -Предвосхитить трудности языкового, речевого и социокультурного характера -Снятие этих трудностей (объяснение, толкование, перевод, соотнесение с ранее изученным)

Типы заданий: 3. Предварительное исследование или проектная работа. Просмотром можно завершать цикл уроков. Учащиеся предварительно изучают данную проблему: читают тексты, обсуждают проблемы по тематике НО! При просмотре видео необходимо, чтобы сюжет открывал новые перспективы видения данной темы (элемент новизны)

2. Текстовый этап Цель этапа: обеспечить дальнейшее развитие языковой, речевой или социокультурной компетенции учащихся с учетом их реальных возможностей иноязычного общения

Типы заданий: 1.На поиск языковой информации (лексики, грамматики, фонетики). -Просмотрите видеофрагмент и: 1)Подберите английские эквиваленты к следующим русским словам и выражениям; 2)Подберите русские эквиваленты к следующим английским словам и выражениям; 3)Заполните пропуски в предложениях нужными словами и выражениями; 4)Запишите все прилагательные. Которые употреблялись в видеосюжете со словом «дорога» (все глаголы, которые употреблялись с существительным «продукты» и т.д.); 5)Запишите глаголы в той грам.форме, в которой они употреблялись в тексте; 6)С какой интонацией произносилось слово «действительно» в тексте; 7)В приведенном ниже списке синонимичных выражений отметьте те, которые (не) употреблялись в тексте видео

Типы заданий: 2. На развитие рецептивных умений: -Поиск правильных ответов на вопросы (вопросы предлагаются до просмотра) -Определение верных/ неверных утверждений -Выстраивание частей текста в логической последовательности -Установление причинно-следственных связей

Типы заданий: 3. На развитие навыков говорения: Монологическая речь -Отсутствие изображения при сохранении звука. Чаще всего в данном случае просят ОПИСАТЬ (внешность героев, место событий, характер взаимоотношений и т.д.) -Использование кнопки ПАУЗА. В данном случае просят высказать предположение о дальнейшем ходе событий -Воспроизведение увиденного в форме рассказа, сообщения и т.д.

Типы заданий: 3. На развитие навыков говорения Диалогическая речь -Выключение звука при сохранении изображения с последующим воспроизведением предполагаемого текста -На развитие социокультурных умений – установление межкультурных сопоставлений и расхождений (опоры!)

3. Послетекстовый этап Цель этапа: использовать исходный текст в качестве основы и опоры для развития продуктивных умений в устной или письменной речи.

Типы заданий: Проектная работа (подготовка аналогичных видеосюжетов самостоятельно – видеоэкскурсия по городу/селу/школе; рассказ о своей семье; и т.д.) Ролевые игры ( в основе которых – сюжет или ситуации видеофильма)

Использование музыки на занятиях ИЯ Под словом «музыка» будем понимать: -Просто музыка -Пение -Видеоклипы -Вербальная информация из мира музыкальной индустрии (статьи, рецензии, интервью, реклама, фрагменты теле- и радиопередач о мире музыки) -Невербальная информация (фотографии музыкантов, композиторов, ансамблей; муузыкальных инструментов; интерьеров студий и концертных залов и т.д.)

Почему надо использовать музыку на уроках ИЯ Средство расширения гуманитарных знаний, развития эмоционально-чувственного восприятия мира Морально-ценностный ориентир Формирование ощущений, представлений

Использование инструментальной музыки Создать определенное настроение и атмосферу общения Задать темп выполнения задания Снять напряжение Обеспечить эмоциональное переключение с одного вида деятельности на другой Способствовать созданию учебной ситуации с помощью невербальных информационных опор Добавить национальный колорит в ситуацию общения Обеспечить направленную рефлексию, в том числе и дисциплинарного характера Задействовать воображение, эмоции, формировать ощущения и способствовать их вербальному выражению Расширить спектр страноведческих и социокультурных знаний

Использование песен Система работы с песней во многом схожа с системой работы над текстом Препятствием может стать текст, который -примитивен по содержанию -пропагандирует жестокость, насилие, секс и другие нежелательные идеи -содержит жаргонизмы и не соответствует языковым нормам Но есть песни, в которых текст -имеет большой информационный запас о культуре и истории страны/ города -интересен в плане идей и дает почву для дискуссий -лиричен, хорошо ложится на музыку и легко запоминается -является самоценным языковым и речевым произведением, насыщенным интересной лексикой, разнообразными грамматическими структурами, образными выражениями и т.д.

Использование музыкальных видеоклипов Логика использования видеоклипов схожа с логикой использования видеофильмов Обратите внимание на: -использование видео без звука, с заданием на одновременное соотнесение видеоряда с текстом ряда предложенных песен или прогнозирование тематики и содержания -использование быстрой/ обратной перемотки, приема сканирования -использование паузы, с прогнозированием последующего текста Важно правильно выбрать видеоклип!

Использование пословиц на занятиях ИЯ Пословицы – образцы народной мудрости В сжатой и лаконичной форме в них передается коллективный опыт, накопленный несколькими поколениями людей Стилистические приемы, используемые в пословицах: 1.Ритм и размер 2.Повторы, придающие простоту и сбалансированность форме 3.Краткость и лаконичность 4.Метафоричность

Языковые сложности при использовании пословиц Многие пословицы содержат слова и понятия, сложные для запоминания (zeal, wrath, thee, thy) Фонетические особенности прочтения отдельных слов (We write Manchester and read Liverpool) Грамматические особенности (страдательный залог, инверсия, конверсия, использование различных частей речи и в функции подлежащего, и в функции сказуемого, и в функции дополнения или обстоятельства: Dont trouble trouble until trouble troubles you; Every why has a therefore)

речевые сложности при использовании пословиц Часто идентичные пословицы имеют незначительные расхождения в выборе слов: Art is long, life is short – Жизнь коротка, искусство вечно Never say die – Никогда не говори никогда Poverty is no sin – бедность не порок Rome was not built in a day – Москва не сразу строилась Расхождение фоновой информации: Birds of feather flock together (отрицательная коннотация) Рыбак рыбака видит издалека (положительная и отрицательная коннотация) Do not put new wine into old bottles – не надо соединять несоединимые вещи

Использование пословиц на уроках ИЯ Развитие языковых навыков: -При формировании лексических навыков -При формировании грамматических навыков Пример задания: -Найдите лишние слова в приведенных пословицах и вычеркните их. -Из списка разрозненных слов восстановите текст пословиц. Отдельные слова могут оказаться лишними. -Найдите пословицы, в которых допущены неточности перевода. Исправьте текст пословиц. Напишите ту же пословицу на другом языке.

использование пословиц на уроках ИЯ Развитие и контроль умений аудировать и чтения: -соедините схожие по смыслу тексты пословиц; -Соедините пословицы в антонимические пары; -Прочтите пословицы. Прослушайте тексты с разъяснением их смысла и значения. Соедините тексты пословиц и соответсвующих им пояснений.

использование пословиц на уроках ИЯ Развитие умений говорения и письма: -Прочтите пословицы. Сократите их текст, выбрав любую из предложенных ниже стратегий: -По возможности уберите определения, местоимения, однородные члены, повторы, служебные слова; -Начните текст с императивного запрета/ совета; -Используйте телеграфный стиль -Прочтите пословицы, расширьте каждую из них, использовав одну из перечисленных стратегий: -Введите однородные члены предложения; -Добавьте уточняющие слова; -Расширьте текст за счет придаточных предложений (в начале или конце)

использование пословиц на уроках ИЯ Развитие умений говорения и письма: - Измените текст пословицы на иной функциональный тип текста: газетный заголовок, рекламный лозунг, стихотворение и т.д. Для этого можно – -Разбить пословицу на несколько отрывков и трансформировать их в лозунг -Добавить вводные предложения перед всей пословицей или перед каждым из выделенных отрывков -Изменить отдельные слова в исходной пословице -Прочтите пословицы. Определите, в каких ситуациях они могут служить предостережением или советом. Опишите данную ситуацию. -Разыграйте диалог с использованием как минимум 3-4 пословиц

Использование диктантов на занятиях ИЯ Традиционные диктанты носят формальный характер (правописание и пунктуация) Их надо сразу проверять Надо организовывать работу над ошибками, а затем снова проверять Ошибки в диктантах не дают реального представления об умениях письменной речи

диктант VS диктовка Диктовка – любые формы записи с голоса, которые не предполагают самостоятельных умственных действий (правильность орфографии и пунктуации!) -Все учащиеся записывают один и тот же текст -Содержанием являются словарные слова, или отдельные предложения, или связные тексты -Исходный текст записывается без изменений, а все остальные задания по тексту выполняются после формальной записи -Текст диктует учитель, используя следующую схему: сначала читается весь текст в нормальном темпе, затем с паузами диктуются отдельные смысловые куски, затем весь текст читается снова целиком для проверки -Проверяет правильность выполнения учитель, редко сами ученики с опорой или без опоры на исходный текст

диктант VS диктовка Диктант – различные формы звучащей речи, в процессе которой учащиеся должны производить те или иные трансформации исходного текста, направленные на его восстановление, реконструкцию, расширение, сужение, видоизменение, что предполагает наличие фоновых и предметных знаний, стимулирует речемыслительную активность и самостоятельность.

диктант VS диктовка Отличительные особенности диктанта: Все учащиеся могут записывать один и тот же текст, но отдельные группы или отдельные учащиеся могут записывать разные фрагменты в соответствии с особым заданием по видоизменению исходного текста Содержанием диктантов могут быть отдельные слова, словосочетания, отдельные предложения и связные тексты, в том числе тексты песен, интервью и т.д. Основное внимание не механическому фиксированию звучащего текста, а выполнению мыслительных операций (записыванию верной, неверной, запрашиваемой информации и т.д.) В роли составителей текстов могут выступать разные люди, в том числе и сами учащиеся Трансформации могут производится как в процессе записи, так и после фиксации текста Текст может звучать как в исполнении учителя, авторов, так и самих учащихся, а аудиозаписи Проверять может учитель, но чаще это делают сами учащиеся в режиме парной, групповой или фронтальной работы

диктант VS диктовка Диктовка достаточно популярна среди учителей и учащихся – эффективное средство развития, контроля и самоконтроля языковых и речевых навыков и умений Диктовки обеспечивают высокую активность всех учащихся Диктовки позволяют слабого или молодого учителя чувствовать себя увереннее Диктанты служат не только для развития и контроля собственно лингвистических, но и более сложных речемыслительных способностей, основанных на рефлексии, на комплексном использовании рецептивных и продуктивных навыков и умений устной и письменной речи Диктанты – стимул к осмысленному интерактивному общению

Использование изобразительной наглядности Принцип наглядности – один из базовых в методике Использование изобразительной наглядности может: -Дать необходимую фоновую информацию -Привнести в учебный процесс элемент другой реальности -Создать аутентичную ситуацию для общения (отгадать, что изображено; восстановить изображение; выявить общее и отличное в схожих изображениях) -Обеспечить развитие языковой догадки -Дать содержательно-смысловую основу для общения -Спровоцировать столкновение мнений -Мотивировать учащихся к активному использованию ранее полученной информации

В каком случае использование наглядности на уроке ИЯ оправданно? 1.Простота подготовки, организации и проведения задания -Все материалы имеются в наличии в УМК или картотеке, их можно легко достать или сделать -В учебном заведении есть копировальная техника или учитель может сам размножить нужное количество копий для эффективного выполнения задания на уроке -Учитель владеет приемами поддержания дисциплины в процессе проектной/ творческой/ парной/ групповой работы на уроке

В каком случае использование наглядности на уроке ИЯ оправданно? 2. Смысловая значимость задания. -Задание с использованием наглядности интересно самому учителю -Интересно учащимся -Задание выходит за рамки тривиальной механической отработки языкового или речевого материала -Задание связано с реальным контекстом использования языка в жизни -Задание развивает не только языковые навыки и речевые умения, но и мыслительные способности -Задание имеет эффект неожиданности и новизны -Задание служит для восполнения недостающей информации

В каком случае использование наглядности на уроке ИЯ оправданно? 3. Учебная оправданность задания. -Предлагаемые задания адекватны уровню языковой, речевой и социальной компетенции учащихся -Необходимо учитывать тематику общения.

Типы изобразительной наглядности Различные виды живописи Фотографии Иллюстрации из газет и журналов Рисунки Коллажи Плакаты Схемы Постеры Видеоматериалы Компьютерная графика

Систематизация и побор изобразительных материалов Тематический принцип По типу изображений (изображения отдельных людей, предметов, сказочных персонажей и животных; бытовые и жанровые сценки; пейзажи без зданий и людей, изображения отдельных мест, сложные изображения, перегруженные информационными деталями; карты. Схемы, знаки-символы; абстрактные изображения) По формату бумаги

Задания на развитие иноязычной коммуникативной компетенции с использованием изобразительной наглядности 1.Формирование языковых навыков: -Аудирование со зрительной опорой на наглядность (семантизация новых слов и грамматических структур) -Игры на отгадывание с использованием одной картинки (отработка новых слов и грамматических структур) -Зрительные диктанты, т.е. запоминание с последующим называнием или записыванием увиденного (отработка новых слов и грамматических структур)

Задания на развитие иноязычной коммуникативной компетенции с использованием изобразительной наглядности 2. Формирование рецептивных речевых умений с использованием наглядности: -Определение лишнего изображения в ряду -Аудирование/чтение, задание на установление множественного соответствия (multiple matching) -Аудирование/ чтение, задание на выстраивание информации в логической последовательности (sequencing)

Задания на развитие иноязычной коммуникативной компетенции с использованием изобразительной наглядности 3. Формирование продуктивных речевых умений с использованием наглядности: -Монолог-рассуждение -Письменный текст-описание или устный монолог- описание с одновременным аудированем -Диалог-расспрос -Монолог-сравнение -Мозговой штурм, монолог-убеждение -рассказ

Задания на развитие иноязычной коммуникативной компетенции с использованием изобразительной наглядности 4. Формирование социокультурных и гуманитарно-филологических знаний и умений с использованием изобразительной наглядности: -Соотнесение портретов известных людей с их именами -Группировка изображений по историческому принципу -Группировка по страноведческому принципу -Проведение заочных экскурсий -Комментирование художественных полотен с представлением краткой информации о художнике -Составление статей и очерков