Нейропсихологическая диагностика детей в дошкольном возрасте с ОВЗ Волокитина Татьяна Алексеевна педагог- психолог ДОУ 419.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие и коррекция навыков чтения Л.Н. Лисенкова Программа для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста В.П.Иванова. Ш/с "Родничок".
Advertisements

Нейропсихологические методы обследования речи младших школьников Учитель-логопед прогимназии 40 Авдеева Е.М. Учитель-логопед прогимназии 40 Авдеева Е.М.
Препеляк Ирина Валентиновна учитель- логопед МДОУ Грибановского детского сада 1.
Наши психические функции не даны нам изначально, они преодолевают длительный путь, начиная с внутриутробного периода.
Нейролингвистическая и нейропсихологическая диагностика высших психических функций младших школьников Составитель: учитель-логопед Гроздова И. Н.
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ освоение телесного пространства освоение внешнего пространства пространственные схемы и диктанты конструктирование.
Легкая у мственная о тсталость F -70 Составила учитель трудового обучения Иванова Т.Г.
ТЕМА «Развитие базовых предпосылок формирования слоговой структуры слова» Учитель-логопед Сысуева О.И.
. Основным дидактическим принципом в обучении детей с синдромом Дауна является задействование разных каналов восприятия, то есть разных органов чувств.
Выделяют следующие уровни письма (по Л.С. Цветковой): 1) Сенсомоторный уровень. Обеспечивает технику письма. Психофизиологической основой письма является.
Основные направления и формы работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата Каткова К.И.
Программные требования по развитию моторики у детей старшего дошкольного возраста. Выполнила: старший воспитатель МКДОУ «Детский сад 56» Баландина Ю.П.
Учитель – логопед: Метельская Елена Михайловна МБДОУ 41 «Рябинушка»
«Формирование качеств будущих школьников у детей неготовых к обучению в школе» Педагог-психолог Надежда Владимировна Резникова «Формирование качеств будущих.
Метод замещающего онтогенеза ч.IНейропсихология – область психологии, изучающая структурно-функциональное строение высших психических функций т.е. мозговые.
Определение уровня психологической готовности к школе Педагог-психолог МБОУ «РСОШ 2» Супрун Н. В г.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 23 компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга « Мониторинг динамики.
Аэробика, как одна из нетрадиционных форм организации физической активности детей дошкольного возраста. МБДОУ ДС КВ 21 Будкина Ирина Викторовна инструктор.
ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ РИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА» Подготовила учитель-логопед МБДОУ 23 «Золотой.
Игры с мячом, направленные на развитие мелкой моторики. Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических.
Транксрипт:

Нейропсихологическая диагностика детей в дошкольном возрасте с ОВЗ Волокитина Татьяна Алексеевна педагог- психолог ДОУ 419

Специфика нейропсихологического метода диагностики Диагностируется на слабая психическая функция, а выявляется слабый фактор на мозговом уровне. Диагностируется на слабая психическая функция, а выявляется слабый фактор на мозговом уровне. Способна установить тонкие и парциальные варианты нарушения ВПФ у детей, недоступные для диагностики другими методами. Способна установить тонкие и парциальные варианты нарушения ВПФ у детей, недоступные для диагностики другими методами.

Понятие нейропсихологического фактора Это мозговой механизм, который обеспечивает какое – либо звено в психической деятельности Это мозговой механизм, который обеспечивает какое – либо звено в психической деятельности

Классификация факторов Нейродинамический фактор Нейродинамический фактор Передние факторы (фактор произвольной регуляции психической деятельности и кинетический фактор) Передние факторы (фактор произвольной регуляции психической деятельности и кинетический фактор) Задние факторы (надмодальный фактор - пространственный; модально – специфические факторы - слуховой, кинестетический, зрительный, тактильный, слухоречевой). Задние факторы (надмодальный фактор - пространственный; модально – специфические факторы - слуховой, кинестетический, зрительный, тактильный, слухоречевой). Межполушарные факторы (сукцессивный, симультанный, фактор межполушарного взаимодействия). Межполушарные факторы (сукцессивный, симультанный, фактор межполушарного взаимодействия).

Методика нейропсихологического обследования детей, автор Т.В.Ахутина Адаптирована к детям дошкольного возраста Адаптирована к детям дошкольного возраста Стандартизирована (можно отследить все базовые мозговые механизмы) Стандартизирована (можно отследить все базовые мозговые механизмы) Используется качественная и количественная оценка результатов Используется качественная и количественная оценка результатов

Содержание диагностики 1 этап – установление эмоционального контакта с ребёнком и диагностика особенностей речевого развития (связность, логичность, последовательность, развёрнутость речи, словарный запас, переключаемость и т.д.). Метод: диалог взрослого и ребёнка Метод: диалог взрослого и ребёнка

Диалог 1. Как тебя зовут? (Ф.И.О.) 2. Сколько тебе лет? 3. Когда твой день рождения? 4. Как зовут твою маму? 5. Кем и где она работает? 6. Где ты живешь? (адрес, телефон) 7. Какое сегодня число? ( ) день недели? ( ) месяц? ( ) время года? ( ) 8. Чем ты любишь заниматься? 9. Во что ты любишь играть?

2 этап (основной) – нейропсихологическая диагностика ребёнка с ОВЗ (включает 15 проб). Нейродинамический фактор – обеспечивает баланс возбуждения и торможения, это активационный фон, на котором разыгрываются все психические процессы. Нейродинамический фактор – обеспечивает баланс возбуждения и торможения, это активационный фон, на котором разыгрываются все психические процессы. Метод: наблюдение за поведение, активностью, когнитивными процессами (внимание, память) на протяжении всего обследования. Метод: наблюдение за поведение, активностью, когнитивными процессами (внимание, память) на протяжении всего обследования.

Передние факторы Передние факторы Фактор произвольной регуляции поведения – обеспечивает постановку цели, программирование и контроль деятельности Фактор произвольной регуляции поведения – обеспечивает постановку цели, программирование и контроль деятельности Проба: «Реакция выбора»

Кинетический фактор – обеспечивает возможность перехода от одного элемента (мысли, картинки, движения) к другому при выполнении действий. Проба: динамический праксис «Кулак-ребро-ладонь». Кинетический фактор – обеспечивает возможность перехода от одного элемента (мысли, картинки, движения) к другому при выполнении действий. Проба: динамический праксис «Кулак-ребро-ладонь».

Графическая проба - «Заборчик»

Задние факторы Задние факторы Кинестетический фактор - обеспечивает организацию движений (телесных и речевых). Пробы: праксис позы пальцев рук (со зрительным контролем и без него), оральный праксис.

Зрительный фактор – обеспечивает восприятие, переработку и хранение информации в зрительной модальности. Пробы: зрительный гнозис (опознание реалистических, перечёркнутых, химерных изображений, наложенных друг на друга и недорисованных картинок, составление рассказа по картинке); зрительная память на предметы и/или геометрические фигуры;

Слухоречевой фактор – обеспечивает запоминание информации в слухоречевой модальности Проба: повторение и запоминание двух групп слов; Проба: повторение и запоминание двух групп слов; воспроизведение слов после воспроизведение слов после интерференции счёта. интерференции счёта. Слуховой фактор – Слуховой фактор – обеспечивает возможность слухомоторной координации Проба: игра в «Разведчиков» - Проба: игра в «Разведчиков» - оценка ритмических структур; оценка ритмических структур; выполнение ритмов по образцу. выполнение ритмов по образцу.

Пространственный фактор –обеспечивает возможность ориентировки в пространстве Проба Хэда (оценка пространства собственного тела) – зеркальное выполнение зеркальное выполнение

Проба Хэда (оценка пространства собственного тела) Перешифровка Двуручные пробы

Проба: конструктивный праксис «Перевёртыши» (оценка в графической деятельности)

Проба: «Рисунок стола» (самостоятельный рисунок; рисунок по памяти; копирование образца)

Межполушарные факторы Межполушарные факторы Симультанный (правополушарный) фактор – обеспечивает переработку информации целостно, одномоментно, синтетически Сукцессивный (левополушарный) фактор – обеспечивает восприятие информации по частям, последовательно, аналитически

Фактор межполушарного взаимодействия – обеспечивает взаимодействие правой и левой стратегии обработки информации Проба: «Лягушка»

Нейропсихологическое обследование (пример) Ф.И.ребёнка: Иванов Сергей. Возраст: 5 лет 11 месяцев. Ф.И.ребёнка: Иванов Сергей. Возраст: 5 лет 11 месяцев. Латеральный профиль – правый. Латеральный профиль – правый. Ориентация во времени и пространстве соответствует возрасту. Ориентация во времени и пространстве соответствует возрасту. Сфера регуляции и контроля Сфера регуляции и контроля Развитие произвольной регуляции и контроля соответствует возрастным нормативам. Развитие произвольной регуляции и контроля соответствует возрастным нормативам. Переключаемость в двигательной сфере имеет средний для данного возраста уровень развития. Переключаемость в двигательной сфере имеет средний для данного возраста уровень развития. Произвольное внимание сохранно. Произвольное внимание сохранно. Когнитивное развитие Когнитивное развитие Гнозис и память Гнозис и память Зрительный гнозис имеет высокий уровень развития. Слуховой гнозис соответствуют возрастной норме. Наблюдается нормативное развитие кинестетического гнозиса, что создает хорошую основу для развития тонкой моторики руки. Графические навыки соответствуют возрасту. Зрительный гнозис имеет высокий уровень развития. Слуховой гнозис соответствуют возрастной норме. Наблюдается нормативное развитие кинестетического гнозиса, что создает хорошую основу для развития тонкой моторики руки. Графические навыки соответствуют возрасту. Наблюдается незначительно отставание в развитии слухоречевой памяти. Обнаружено быстрое стирание следов слухоречевой памяти в условиях гомогенной интерференции. Зрительная память соответствуют возрастной норме. Наблюдается незначительно отставание в развитии слухоречевой памяти. Обнаружено быстрое стирание следов слухоречевой памяти в условиях гомогенной интерференции. Зрительная память соответствуют возрастной норме. Наблюдается опережение в развитии зрительно-пространственных функций (как в графической деятельности, так и в сфере ориентации в схеме собственного тела). Наблюдается опережение в развитии зрительно-пространственных функций (как в графической деятельности, так и в сфере ориентации в схеме собственного тела).

Речевая сфера Речевая сфера Не обнаружено нарушений в развитии фонематического слуха. Оральный праксис сохранен, уровень развития артикуляции соответствует возрастным нормативам. Словарный запас соответствует норме. Ребенок способен к ограниченному разворачиванию речевого высказывания. Понимание логико- грамматических конструкций языка соответствует возрастным нормативам. Не обнаружено нарушений в развитии фонематического слуха. Оральный праксис сохранен, уровень развития артикуляции соответствует возрастным нормативам. Словарный запас соответствует норме. Ребенок способен к ограниченному разворачиванию речевого высказывания. Понимание логико- грамматических конструкций языка соответствует возрастным нормативам. Арифметические способности соответствуют возрастной норме. Арифметические способности соответствуют возрастной норме. Интегративные факторы Интегративные факторы Наблюдается опережение в развитии межполушарного взаимодействия в двигательной сфере. Уровень развития аналитических и синтетических стратегий обработки информации соответствует норме. Наблюдается опережение в развитии межполушарного взаимодействия в двигательной сфере. Уровень развития аналитических и синтетических стратегий обработки информации соответствует норме. Поведенческие особенности Поведенческие особенности Темп психической деятельности замедленный. Темп психической деятельности замедленный. Наблюдается умеренное истощение в условиях длительной психической деятельности. Наблюдается умеренное истощение в условиях длительной психической деятельности.Заключение В целом, наблюдается нормативное развитие базовых механизмов мозговой деятельности, лежащих в основе когнитивных процессов, с умеренным отставанием в развитии слухоречевой памяти и опережающим развитием зрительно-пространственных функций и межполушарного взаимодействия. В целом, наблюдается нормативное развитие базовых механизмов мозговой деятельности, лежащих в основе когнитивных процессов, с умеренным отставанием в развитии слухоречевой памяти и опережающим развитием зрительно-пространственных функций и межполушарного взаимодействия.Рекомендации Рекомендуются упражнения, направленные на развитие слухоречевой памяти. Рекомендуются упражнения, направленные на развитие слухоречевой памяти.

Исследование латерализации Какой рукой пишет? Какой рукой пишет? Какой рукой рисует? Какой рукой рисует? Какой рукой показывает картинки? Какой рукой показывает картинки? Покажи, какой рукой ты держишь ложку? Покажи, какой рукой ты держишь ложку? Покажи, какой рукой ты чистишь зубы? Покажи, какой рукой ты чистишь зубы? Покажи, какой рукой ты причесываешься? Покажи, какой рукой ты причесываешься? Покажи, какой рукой ты бросаешь мяч? Покажи, какой рукой ты бросаешь мяч? Попрыгай на одной ноге. Попрыгай на одной ноге. Ударь ногой по мячу. Ударь ногой по мячу.