Школьные трудности. Причины, диагностика, коррекция Безруких Марьяна Михайловна д.б.н., профессор, академик РАО директор Института возрастной физиологии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Дамоклов меч или Школьные трудности : проблемы, психологическая помощь. д.б.н., профессор,академик РАО М.М. Безруких 26 июня – 1 июля 2010 г., г. Сочи.
Advertisements

Здоровье детей. Факторы риска Безруких Марьяна Михайловна д.б.н., профессор, академик РАО директор Института возрастной физиологии РАО г. Москва, ФИРО.
Здоровье и развитие ребенка. Факторы риска дома и в школе Центр развития межличностных коммуникаций (Москва, г.) Безруких М.М. Д.б.н., профессор,
Здоровье и развитие детей. Факторы риска Безруких Марьяна Михайловна д.б.н., профессор, академик РАО директор Института возрастной физиологии РАО Научно-практическая.
Здоровье и развитие ребенка. Факторы риска дома и в школе Общешкольное родительское собрание (круглый стол) г.
Здоровье школьников. Проблемы, пути решения Безруких Марьяна Михайловна д.б.н., профессор, академик РАО директор Института возрастной физиологии РАО Научно-практическая.
Дислексия – одна из причин школьных трудностей. Диагностика и комплексная помощь. Центр развития межличностных коммуникаций ( г.) Татьяна Андреевна.
Актуальные проблемы современного образования и здоровье детей РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Институт возрастной физиологии Russian Academy of Education.
Родительское собрание МОУ «СОШ 3» Педагог-психолог Малышева О. М.
Новые риски здоровья современных детей г.Сочи, 28 июня 2013 г. Безруких Марьяна Михайловна д.б.н., профессор, академик РАО директор Института возрастной.
Татьяна Владимировна Сафонова заместитель директора ГОУ ЦПМСС «Ново-Переделкино» Психологические риски участников образовательного процесса при переходе.
«Особенности деятельности психологической службы образования образовательного учреждения, направленной на профилактику правонарушений несовершеннолетнпих»
Психологическое сопровождение образовательного процесса.
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОФИЗИОЛОГИИ КАК ОСНОВА ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ М.М. Безруких Д.б.н., профессор, академик РАО Директор ИВФ РАО.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ. Урок с позиции технологии здоровьесбережения. Выполнила: Л.И. Семенова, учитель начальных классов МОУ СОШ 4 г.Полярные.
Психологическое сопровождение образовательного процесса Педагог-психолог 1 кв.категории Маркина Н.В.
Психолого-педагогические условия, способствующие успешной адаптации и снижению уровня дезадаптации школьников.
«Мыслей у детей не меньше, и они не беднее и не хуже, чем у взрослых, только они другие.… Поэтому нам так трудно найти с детьми общий язык, поэтому нет.
ЛОСЕВА О.П., ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ ЛОСЕВА О.П., ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ.
Система коррекционной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности Мануйлова Н.А. – учитель начальных классов МОУ СОШ 13.
Транксрипт:

Школьные трудности. Причины, диагностика, коррекция Безруких Марьяна Михайловна д.б.н., профессор, академик РАО директор Института возрастной физиологии РАО семинар 05 марта 2011 г.

ТЕРМИНОЛОГИЯ В ПРОБЛЕМЕ ШКОЛЬНЫХ ТРУДНОСТЕЙ Школьные трудности - комплекс проблем, возникающий у ребенка при систематическом обучении и приводящих к нарушению состояния физического и психического здоровья, срыву социально-психологической адаптации и снижению успешности обучения (неуспеваемости). Learning difficulties- затруднение в овладении чтением, письмом, счетом, не связанные с умственной отсталостью и глубокими нарушениями функционального развития. Learning disabilities Poor viriting Poor reading Dyslexia (дислексия) - visual dyslexia - Visual-motor dyslexia - Developmental dyslexia - Verbal dyslexia - Дислексия, дисграфия, - дискалькалькулия - - глубокие (выраженные) нарушения процессов чтения, счета. - Легастения – комплексные школьные трудности - Алексия, аграфия, акалькулия - Неуспеваемость Dysgraphia (дисграфия) Dysgraphia (дисграфия) - visual dysgraphia - Visual-motor dysgraphia - motor dysgraphia Dyscalculia (дискалькулия) Dyscalculia (дискалькулия) - Visual-motor dyscalculia - Verbal dyscalculia - Developmental dyscalculia - Dysgraphic form

Причины школьных трудностей Школьные трудности Экзогенные факторы Эндогенные факторы Смешанные факторы Экология пре-перинатальная патология нарушения нейросенсорного развития ОСОБЫЕ ГРУППЫ РИСКА: -ЧАСТО БОЛЕЮЩИЕ ДЕТИ -МЕДЛИТЕЛЬНЫЕ ДЕТИ -ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ -ЛЕВОРУКИЕ ДЕТИ Социокультурные условия жизни и развития (социальная депривация, неадекватность требований) Экологические Педагогические (ШФР) Генетические Пре-перинатальная патология Отклонения в физическом и психическом здоровье Нарушения нейросенсор- ного развития Несформированность мозга (коры и регулятор- ных структур) Возрастная несформиро- ванность школьно- значимых познавательных функций

Школьные факторы риска (ШФР), оказывающие негативное влияния на развитие и здоровье ребенка неадекватные требования и методики дошкольной подготовки; стрессовая тактика педагогических воздействий (эффект насилия, неадекватные требования, грубость, унижение, речевые атаки и т.д.); несоответствие методик и технологий обучения; нерациональная организация учебного процесса; конфликты с педагогами; конфликты со сверстниками; отсутствие системы психологического и педагогического сопровождения Усиливают и осложняют ШФР: низкая квалификация педагогов; недостаточная квалификация специалистов (психологи, логопеды, медицинские работники); ограничение или недоступность консультативной помощи; неэффективного взаимодействия педагогов с родителями.

Факторы семейного риска (ФСР), оказывающие негативное влияния на развитие и здоровье ребенка нарушение психического здоровья родителей (депрессии, повышенная тревожность, конфликтность); антисоциальное поведение родителей (наркомания, алкоголизм); конфликты между родителями; проблемы детско-родительских отношений (жестокость, грубость, насилие, агрессия и др.); неадекватные требования, неэффективные меры воспитания, перегрузки ( физические, эмоциональные ); неэффективное взаимодействие с педагогами; Усиливают и осложняют ФСР: низкий уровень знаний родителей о возрастных и индивидуальных особенностях развития детей; ограничение или недоступность консультативной помощи специалистов (невролога, психолога, логопеда и т.п.); неэффективное взаимодействие родителей с педагогами; отсутствие системы широкого просвещения.

Школьные трудности как фактор риска нарушений здоровья Школьные трудности -снижение академической успешности обучения; -нарушение поведения; - невыполнение требований Нарушение физического развития и состояния здоровья нарушение физического развития; психосоматические заболевания; обострение и возникновение хронических заболеваний. Нарушение психического здоровья неврозоподобные расстройства; неврозы; депрессивные состояния; синдром хронической усталости. ШФР Нарушение социально- психологической адаптации трудности контактов; конфликты со сверстниками и взрослыми; агрессивность, вспыльчивость; замкнутость, депрессия; снижение учебной мотивации, отказ от учебы. ФСР

Благодарю за внимание! Институт возрастной физиологии РАО г. Москва, ул. Погодинская, д.8 корп.2 Тел/факс (499) Сайт: