Наиболее существенными недостатками действующей редакции Бюджетного кодекса является недостаточно четкое разграничение участков исполнения бюджета и полномочий.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Правовые основы кассового обслуживания исполнения бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов 1 БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Advertisements

Принципы бюджетной системы Лекция 2. 1 Принцип единства бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования.
ТЕМА: РОЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ.
Статья 6. Понятия и термины, применяемые в Бюджетном Кодексе В целях настоящего Кодекса применяются следующие понятия и термины: администратор доходов.
КАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ОПЫТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Докладчик: консультант Федерального казначейства Е.В. Мухтиярова.
Лекция III Нестеренко Татьяна Геннадьевна – Руководитель Казначейства России Тема: Предпосылки и основные Направления бюджетной реформы в Российской Федерации.
Кафедра «Финансы и налоги» Преподаватель: Просалова Вероника Сергеевна, к.э.н., доцент «БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ»
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований.
Начальник отдела администрирования доходов федерального бюджета Департамента бюджетной политики Минфина России Т.В. Краснянская Семинар-тренинг «Организация.
Администрация города Челябинска КОМИТЕТ ФИНАНСОВ БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСКЕ.
Организация кассового обслуживания исполнения бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов органами Федерального казначейства Начальник.
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В РФ. План: Понятие бюджетного процесса и его этапы Участники бюджетного процесса и их полномочия Основы составления проектов бюджета.
Тема: Бюджетирование ориентированное на результат (БОР) 1.Нововведения в бюджетный кодекс РФ. Введение новых статей в БК: Статья 158. Бюджетные полномочия.
Концепция формирования информации в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» Заместитель.
Налоговые органы РФ являются постоянно действующим контрольно-проверочным государственным органом исполнительной власти, созданным и наделенным определенными.
Бюджетный процесс в Российской Федерации: участники, стадии, процедуры.
1 ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА В ЧАСТИ КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ.
Глава 28 1 Бюджетный кодекс Российской Федерации Общие положения о бюджетных правонарушениях и применения бюджетных мер принуждения.
Исполнение государственного бюджета по доходам. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных.
1 Открытие, ведение лицевых счетов и организация проведения кассовых выплат казенных, бюджетных и автономных учреждений Муртазина Роза Ильевна, заместитель.
Транксрипт:

Наиболее существенными недостатками действующей редакции Бюджетного кодекса является недостаточно четкое разграничение участков исполнения бюджета и полномочий участников бюджетного процесса. Так, например, полномочиями исполнять бюджет наделены: в соответствии со ст. 7 Кодекса - органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со ст органы исполнительной власти в соответствии со ст Главные распорядители бюджетных средств в соответствии со ст. 142 и др. - Федеральное казначейство и т.д. Поэтому Правительством предлагается разграничить: Организацию исполнения бюджета Ответственность за исполнение бюджета Исполнение бюджета Кассовое обслуживание исполнения бюджета Реализация данного предложения позволит более четко разграничить полномочия участников бюджетного процесса.

В данном законопроекте, прежде всего уточняется система органов, обладающих бюджетными полномочиями. В новой редакции статьи 151 БК РФ «Система органов, обладающих бюджетными полномочиями» Органами, обеспечивающими исполнение бюджетов, являются Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация, разрабатывающие и представляющие соответственно Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательному (представительному) органу субъекта Российской Федерации, представительному органу муниципального образования проект бюджета и отчет о его исполнении. Органом, организующим исполнение бюджета, является финансовый орган. Органом, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, является Федеральное казначейство; При этом устанавливается, что органами, ответственными за исполнение бюджета по расходам, являются главные распорядители средств бюджета. Органом денежно-кредитного регулирования является Центральный банк Российской Федерации. Органами государственного или муниципального финансового контроля являются: Счетная палата Российской Федерации; контрольные и финансовые органы исполнительной власти; контрольные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципального образования, а также др.контрольных органов, создаваемых по решению соответствующих органов власти. Законопроектом предусматривается возможность осуществления отдельных бюджетных полномочий иными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления) в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (уставом муниципального образования). Зачем потребовалось вводить такое положение? Дело в том, что бюджетным законодательством предписывается реализация процедур санкционирования расходов бюджета, предполагающих реализацию предварительного и текущего контроля. И было бы даже более правильным разграничить полномочия органов, выделяющих бюджетные средства на расходы, и органов, осуществляющих процедуры санкционирования расходов бюджета. Такой подход соответствует передовой зарубежной практике и может быть внедрен и в Российской Федерации.

Еще одной новеллой бюджетного законодательства является введения такого участника бюджетного процесса как администратор поступлений (в ст. 152.). А далее, в статьях и даны определения понятий «финансовый орган» и «администратор поступлений в бюджет» Статья Финансовые органы. Финансовым органом является Министерство финансов Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган управления государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, орган управления территориального государственного внебюджетного фонда, орган местного самоуправления или иное уполномоченное им лицо, на которые возлагаются функции по организации исполнения бюджета (включая управление средствами бюджета), составлению отчета об исполнении бюджета и представлению его в орган, обеспечивающий исполнение бюджета, а также другие функции, относящиеся к бюджетному процессу.; Статья Администраторы поступлений в бюджет. –Администраторами поступлений в бюджет являются налоговые органы, иные органы государственной власти, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления, юридические или физические лица, уполномоченные указанными органами государственной власти, а также созданные этими органами государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание, принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) обязательных платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним и иным поступлениям в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Целью внесения данного законопроекта является также более четкое распределение полномочий участников бюджетного процесса, отвечающих за обеспечение, организацию и кассовое обслуживание исполнения бюджетов Так новая редакция статьи 215 БК РФ излагается в следующей редакции. Исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации обеспечивается Правительством Российской Федерации. Исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов обеспечивается высшими исполнительными органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Исполнение местных бюджетов обеспечивается местными администрациями соответствующих муниципальных образований. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Исполнение бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита бюджета осуществляется главными распорядителями средств бюджета и подведомственными им распорядителями и получателями средств бюджета. Кроме того, данной редакции статьи 215 устанавливается, что отдельные полномочия по исполнению бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) могут быть возложены на иные уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления). Этими органами могут быть региональные и местные казначейства. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

Новой редакцией статьи 215 бюджетного кодекса также устанавливается, что отдельные полномочия по исполнению бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета могут быть возложены на иные уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления). Это означает, что созданные во многих регионах казначейские органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований могут, наряду с прочими участниками бюджетного процесса, могут осуществлять предписанные бюджетным законодательством процедуры, например, санкционирования расходов бюджетов. Или, по их желанию, делегировать эти полномочия (или часть полномочий) органам исполнительной власти федерального уровня, в частности Федеральному казначейству.

В предлагаемых поправках к Бюджетному кодексу дается определение понятия «кассового обслуживания исполнения бюджетов». Под кассовым обслуживанием понимается проведение и учет операций по кассовым поступлениям и кассовым выплатам из бюджета.

Таким образом, одним из основополагающих моментов является понимание того, что такое кассовое обслуживание исполнения бюджетов. Кассовое обслуживание - является расчетно-платежным процессом, посредством которого осуществляются кассовые операции бюджетов, то есть не является этапом исполнения бюджета и фактически находится за его рамками.

Предлагается новая редакция Статья 219 «Основные этапы исполнения бюджетов по расходам» Основными этапами санкционирования при исполнении бюджетов по расходам являются: составление и утверждение бюджетной росписи; утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей средств бюджета, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям и получателям средств бюджета; утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей средств бюджета; подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств. Перечень и формы документов, необходимых для подтверждения денежных обязательств, утверждаются правовым актом органа, организующего исполнение бюджета. Процедура подтверждения исполнения денежных обязательств осуществляется путем совершения разрешительной надписи на право оплаты на платежных документах не позднее трех дней с момента их представления. Новой редакцией статьи Статья 227 (с новым названием «Осуществление кассовых выплат по расходам бюджета») устанавливается, что кассовые выплаты по расходам бюджета осуществляются путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного денежного обязательства в пользу физических и юридических лиц в пределах фактического наличия средств на едином счете бюджета. Таким образом, при кассовом обслуживании исполнения бюджетов, как уже было сказано, 1) осуществляются кассовые операции и 2) учитываются кассовые поступления и платежи

В этих условиях важное место должно уделяться разработке вариантов взаимодействия органов Федерального казначейства с финансовыми органами регионального и местного уровня, а также с теми уполномоченными органами, о которых говорилось ранее. Варианты взаимодействия могут быть различными. Во-первых … (описание слева) Во-вторых …. (описание справа)

К настоящему времени во многих регионах проходит апробация различных схем взаимодействия финансовых органов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления с органами Федерального казначейства.

Тюменскую область - где с 1 июня 2004 года начат эксперимент, в соответствии с которым Федеральное казначейство осуществляет обслуживание единого счета бюджета субъекта РФ. Финансовыми органами Тюменской области совместно с УФК по Тюменской области был разработан регламент взаимодействия, доработано Соглашение о кассовом обслуживании исполнения бюджета субъекта РФ и т.д. По результатам эксперимента мы проведем его анализ на основе которого будут доработаны Правила кассового обслуживания исполнения бюджетов, с тем, чтобы установить в них возможность вариативного подхода к механизму взаимодействия органов Федерального казначейства и финансовых (или уполномоченных) органов субъектов Российской Федерации в процессе кассового обслуживания исполнения бюджетов.

Важность же разграничения этих секторов - это фундаментальная вещь в построении финансов любого государства – отделение государственных финансов от частных. Статьей 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что кредитные организации могут обслуживать счета бюджетов только при отсутствии на данной территории учреждений Банка России. Аккумулирование средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в Банке России, предусмотренное Бюджетным кодексом, ослабляет зависимость негосударственного сектора экономики от финансового состояния сектора государственного управления. Выведение части финансовых потоков бюджетной системы из Банка России в коммерческие банки, что сейчас и происходит в отдельных регионах, приведет к следующему: - существенно снизится качество, оперативность и полнота информации не только о финансовых потоках, но и об остатках средств в бюджетной системе Российской Федерации, необходимой для принятия эффективных управленческих решений в области денежно-кредитной политики Правительством Российской Федерации и Банком России; - у Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации значительно ослабятся рычаги регулирования денежно-кредитной политики, так как значительные средства бюджетов будут использованы коммерческими банками в хозяйственном обороте по их усмотрению. При этом создается реальная мотивация для использования государственных средств не в интересах государства, снижается эффективность принимаемых мер по управлению денежной массой в России, будут созданы дополнительные препятствия по выводу государственного капитала из коммерческих банков в целях создания здоровой конкурентной среды; - значительно возрастут риски потери средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в случае банкротства коммерческих банков, а также в случае возникновения непредвиденных финансовых кризисов. И в настоящее время только Федеральной казначейство может обеспечить качественное кассовое обслуживание исполнение бюджета не выводя средства бюджетов в коммерческие банки.

Кроме того, имеются и много других преимуществ возложения функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы на ораны Федерального казначейства.