Психологическая диагностика и коррекция аддиктивного поведения у подростков (из опыта работы психолога наркологического отделения). Машкова Е. Ю. Машкова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Молодежь выбирает жизнь! Решай! Решай! Ищи! Ищи! Твори! Твори! Мечтай! Мечтай! Педагог-психолог Плахова О.Е.
Advertisements

АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. План: Понятие зависимого поведения; Причины; Механизмы формирования; Методики для определения зависимости; Направления профилактической.
Педагог-психолог МОУ «СОШ 93» Рыжкина С.Н.. Научно - теоретические исследования в области профилактики наркоманий проводятся во всем мире. Одна из теорий,
Первичная профилактика Комплекс превентивных мероприятий, направленных на предупреждение формирования негативных ценностей и мотивов употребления ПАВ,
Системный подход в работе с учащимися, склонными к девиантному поведению.
Профилактическая работа с девиантными детьми Педагог-психолог О.В.Троицкая г.
Мотивация учения и адаптация ребёнка в школе. Поступление в школу переломный момент в жизни каждого ребёнка! Поступление в школу переломный момент в жизни.
Консультирование групповая работа нейропсихологическая диагностика и коррекция психопросвещение и психопрофилактика экспертная деятельность Основные направления.
Школа Родительской Любви ЛАНГЕПАС 2010 г.. Программа профилактической деятельности общественной организации по формированию уважительного отношения к.
Комплексный подход в организации профилактики потребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних.
«ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ» ОБЩЕШКОЛЬНОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ МБОУ Наро - Фоминская сош 6 с углубленным изучением отдельных.
Профилактика аддиктивного поведения, правовые и этические аспекты О.Ю.Камакина, к.пс.н., зам.директора МОУ ГЦПМСС, ст.преподаватель ЦССиУЗ.
Погосян Г. В.. Химическая зависимость - вид нарушения адаптации, который характеризуется злоупотреблением одним или несколькими психоактивными веществами,
«Работа социального педагога с различными видами девиаций в поведении детей». Социального педагога МАОУ СОШ 1 г. Р.п.Красные Баки Жолобовой В.В.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР НАРКОЛОГИИ» МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ ПРОФИЛАКТИКА БОЛЕЗНЕЙ ЗАВИСИМОСТИ Корчагина.
Об организации работы по профилактике потребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних.
Павлова Анна Сергеевна научный сотрудник Лаборатории специального и инклюзивного образования НИИСО ГБОУ ВПО МГПУ.
Изучение аспектов влияния Интернет- зависимости на личность школьников МБОУ СОШ 8 Чеховского муниципального района Московской области Выполнил Путь Сергей,
Профилактика алкоголизма. Профилактика алкоголизма складывается из двух стратегий 1. Снижение факторов риска приводящих к алкоголизму; 2. Усиление факторов,
Перспективы применения технологий социальной работы с естественным социальным окружением клиента.
Транксрипт:

Психологическая диагностика и коррекция аддиктивного поведения у подростков (из опыта работы психолога наркологического отделения). Машкова Е. Ю. Машкова Е. Ю. Психолог ПБ 31, г. Екатеринбург Психолог ПБ 31, г. Екатеринбург

Медицинская психология в наркологии изучает: психологические, предпосылки аддитивного поведения, психологические, предпосылки аддитивного поведения, роль мотивационных механизмов формирования и течения аддитивного поведения, роль мотивационных механизмов формирования и течения аддитивного поведения, изменения психической деятельности на различных этапах болезни, изменения психической деятельности на различных этапах болезни, занимается разработкой путей и средств психологической коррекции и реабилитации. занимается разработкой путей и средств психологической коррекции и реабилитации.

Формы аддиктивного поведения: Эпизодическое или регулярное употребление каких-либо веществ; Эпизодическое или регулярное употребление каких-либо веществ; Компьютерные и азартные игры; Компьютерные и азартные игры; Занятия экстремальными видами спорта; Занятия экстремальными видами спорта; Трудоголизм и т. д. Трудоголизм и т. д.

Цель аддиктивного поведения: Бегство от обыденности, скуки, одиночества, эмоциональных и межличностных проблем; Бегство от обыденности, скуки, одиночества, эмоциональных и межличностных проблем; Снятие напряжения; Снятие напряжения; Переживание интенсивных эмоций. Переживание интенсивных эмоций.

Развитие аддиктивного поведения: Пробование (экспериментирование) Эпизодическое употребление (злоупотребление) Психическая зависимость Тотальная зависимость

Механизм формирования аддиктивного поведения: Потребность – Внутренние или внешние причины, - Объект-потребности Потребность – Внутренние или внешние причины, - Объект-потребности приводящие к невозможности приводящие к невозможности достичь объект влечения достичь объект влечения Сильное внутреннее напряжение Сильное внутреннее напряжение Механизмы совладания со стрессом Механизмы психологической защиты (смещение) (смещение) замещающий, суррогатный объект замещающий, суррогатный объект Улучшение адаптации (средство аддикции) Улучшение адаптации (средство аддикции) Личностный рост Временное облегчение Личностный рост Временное облегчение Нарушение адаптации Нарушение адаптации

Устойчивый паттерн поведения: Жизненные трудности Переживание дискомфорта Прибегание к средствам аддикции

Психологическая основа аддиктивного поведения – стремление к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния, сопровождающееся изменением стиля жизни на самодеструктивный.

Факторы, способствующие формированию аддиктивного поведения: Личностные (низкая сомооценка, недостаточное развитие навыков общения, низкий интеллектуальный уровень и т. д.) Личностные (низкая сомооценка, недостаточное развитие навыков общения, низкий интеллектуальный уровень и т. д.) Социальные: семья, школа, сверстники) Социальные: семья, школа, сверстники) Факторы, связанные со средствами зависимости (состав, дозировки, длительность потребления) Факторы, связанные со средствами зависимости (состав, дозировки, длительность потребления) Общественные условия (нестабильность общества, культурные традиции, связанные с употреблением ПАВ, реклама и т. д.) Общественные условия (нестабильность общества, культурные традиции, связанные с употреблением ПАВ, реклама и т. д.)

Детско-подростковая наркологическая служба МУ ПБ 31 г.Екатеринбурга Диспансерное отделение Наркологические койки в круглосуточном стационаре

Состав многопрофильной бригады: Психиатр Психиатр Психотерапевт Психотерапевт Нарколог Нарколог Психолог Психолог Социальный работник Социальный работник

Задачи психолога в наркологической службе: 1. Психологическая диагностика подростков с аддиктивным поведением. 2. Вторичная и третичная профилактика зависимостей у детей и подростков.

Наркологическая патология сочетается с: акцентуациями характера или признаками формирования психопатий, акцентуациями характера или признаками формирования психопатий, различными типами неполноценности нервной системы, в основном резидуально – органического характера, различными типами неполноценности нервной системы, в основном резидуально – органического характера, другими формами нарушений поведения. другими формами нарушений поведения.

По Личко ранние проявления аддиктивного поведения особенно характерны для представителей: неустойчивого типа(45%), неустойчивого типа(45%), эпилептоидного (35%), эпилептоидного (35%), истероидного и истероидно- неустойчивого (28%) истероидного и истероидно- неустойчивого (28%) гипертимного и гипертимно- неустойчивого(25%). гипертимного и гипертимно- неустойчивого(25%).

Личность подростков, склонных к аддиктивному поведению: крайне беден круг интересов, крайне беден круг интересов, отсутствует направленность на учебу, работу, отсутствует направленность на учебу, работу, не строят жизненных планов, не строят жизненных планов, характеризуются крайне низким уровнем осознания себя, своих эмоций, характеризуются крайне низким уровнем осознания себя, своих эмоций, высоким принятием себя, высоким принятием себя, нежеланием меняться, развиваться. нежеланием меняться, развиваться.

Концептуальная модель профилактики наркоманий и токсикоманий у подростков, предложенная в 1994 году Н.А.Сирота и В.М.Ялтонским. несформированность активного адаптивного функционального копинг – поведения у подростков несформированность активного адаптивного функционального копинг – поведения у подростков неспособность подростка справляться с жизненными трудностями неспособность подростка справляться с жизненными трудностями формирование ранней наркотизации подростков формирование ранней наркотизации подростков к социальной дезадаптации и дезинтеграции личности. к социальной дезадаптации и дезинтеграции личности.

Цель профилактической работы: оказание подросткам помощи в осознании механизмов формирования их собственного поведения; оказание подросткам помощи в осознании механизмов формирования их собственного поведения; развитие ресурсов подростков: развитие ресурсов подростков: - формирование у них адекватного представления о себе, - формирование у них адекватного представления о себе, - социальной компетентности, - социальной компетентности, - умения принимать на себя ответственность за свою жизнь, - умения принимать на себя ответственность за свою жизнь, - умения общаться с окружающими, сопереживать им; и т.д. - умения общаться с окружающими, сопереживать им; и т.д. формирование стрессоустойчивой и успешной личности. формирование стрессоустойчивой и успешной личности.

Задачи психолога: 1.Изменение уже сложившихся у подростков дезадаптационных форм поведения. 2. Позитивное развитие личности. 3.Формирование желания вести здоровый образ жизни.

При первой встрече с подростками первоочередная задача работы психолога: установление продуктивного контакта, установление продуктивного контакта, попытка замотивировать подростка на повторную встречу, попытка замотивировать подростка на повторную встречу, преодоление ложных убеждений о безопасности «умеренного» употребления ПАВ. преодоление ложных убеждений о безопасности «умеренного» употребления ПАВ.

Цель третичной профилактики: замедление развития наркоманий как заболеваний, замедление развития наркоманий как заболеваний, снижение вероятности рецидива болезни, снижение вероятности рецидива болезни, предупреждение перехода заболевания в его более тяжелую стадию, предупреждение перехода заболевания в его более тяжелую стадию, развитие социальной реадаптации больных. развитие социальной реадаптации больных.

Особенность третичной профилактики: необходимость обучения больного базовым стратегиям преодоления жизненных трудностей, необходимость обучения больного базовым стратегиям преодоления жизненных трудностей, обучения больного совладанию с появляющимися во время болезни специфическими формами поведения (преодоление искушения употребления алкоголя, наркотиков, снятие болевых ощущений и т.д.). обучения больного совладанию с появляющимися во время болезни специфическими формами поведения (преодоление искушения употребления алкоголя, наркотиков, снятие болевых ощущений и т.д.).

Формы работы психолога по коррекции аддиктивного поведения у подростков : индивидуальное, индивидуальное, групповое, групповое, семейное психологическое консультирование. семейное психологическое консультирование.

Групповые занятия помогают подросткам: лучше осознать себя, свои эмоциональные личностные проблемы, лучше осознать себя, свои эмоциональные личностные проблемы, расширить свой поведенческий репертуар, расширить свой поведенческий репертуар, научиться преодолевать стрессовые воздействия. научиться преодолевать стрессовые воздействия.

Аддиктивное поведение у подростков в большинстве случаев - индикатор состояния всей семейной системы.

Стили воспитания, способствующие формированию аддиктивного поведения: гипоопекающий (попустительский стиль), гипоопекающий (попустительский стиль), гиперопекающий, ориентированный на «маленького, зависимого и безответственного ребенка», гиперопекающий, ориентированный на «маленького, зависимого и безответственного ребенка», авторитарный, когда к ребенку относятся жестоко, ущемляют его права. авторитарный, когда к ребенку относятся жестоко, ущемляют его права.

Основные сложности в работе психолога в подростковой наркологической службе: Слабая мотивация подростков на работу с психологом или ее отсутствие. Слабая мотивация подростков на работу с психологом или ее отсутствие. Сложность привлечения родителей к работе. Сложность привлечения родителей к работе.

Основные сложности в работе психолога в подростковой наркологической службе (продолжение): Ориентация подростков и многих родителей на поиск «легких» путей излечения, быстрой и чудодейственной помощи (например, кодирование). Ориентация подростков и многих родителей на поиск «легких» путей излечения, быстрой и чудодейственной помощи (например, кодирование). Массивная реклама алкоголя в СМИ, адресованная тем личностным структурам, которые являются наиболее уязвимыми в подростковом возрасте (эталон мужского поведение, общение с друзьями, организация отдыха и т.д.) Массивная реклама алкоголя в СМИ, адресованная тем личностным структурам, которые являются наиболее уязвимыми в подростковом возрасте (эталон мужского поведение, общение с друзьями, организация отдыха и т.д.)

Перспективные направления в работе психолога в наркологии: более активное привлечение к работе родителей подростков; более активное привлечение к работе родителей подростков; создание постоянно действующей амбулаторной группы для подростков с зависимостями; создание постоянно действующей амбулаторной группы для подростков с зависимостями; разработка новых путей и средств психологической коррекции и реабилитации. разработка новых путей и средств психологической коррекции и реабилитации.