Учитель – стратегический ресурс развития столичного образования Августовская конференция работников образования Начальник управления образования администрации города Чебоксары С.В. Кудряшов Чебоксары 2010
Переход к новым образовательным стандартам Создание современной школьной инфраструктуры Здоровьесберегающие технологии «Наша новая школа» Развитие кадрового потенциала Развитие системы поддержки талантливых детей Расширение самостоятельности школ Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Количество первоклассников и выпускников 11 классов за период с 2004 по 2009 годы
Количество учителей соответствующие количеству учителей по норме в соотношении к общему количеству учащихся в ОУ: - норма (оптимальная нагрузка педагога, возможность для развития, достаточная конкуренция) – 2 %!!! школ города Чебоксары; - «много учеников» (у педагога большая нагрузка, нет времени на развитие, перегружено расписание для ученика, переполненные классы) – 73,6 % школ. - «много учителей» (у учителя меньше нагрузка, меньше зарплата, для ученика не конкурентная среда, следовательно ниже качество образования) – 13,4 % школ; АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ОУ Динамика показателей оптимизации образования
Образовательные результаты Социальная цена достижения Качество образования времяздоровье Эмоциональные затраты Возможности Оценка цены результата для Ученика, Педагога, Управленца Оценка цены результата для Ученика, Педагога, Управленца
Норматив бюджетного финансирования по городу Чебоксары
Из выступления министра образования и науки А.А. Фурсенко на Всероссийском совещании в Чебоксарах: Смещение центра тяжести образования в сторону школы («… сейчас попасть в хорошую школу сложнее, чем поступить в престижный вуз…»). Учитель – ключевая фигура модернизации образования.
Три группы требований ФГОС, соответствующие критериям опережающего развития: к структуре образовательных программ, к условиям реализации этих образовательных программ к результатам их освоения.
Охват детей системой дополнительного образования города Чебоксары 2009 – 2010 учебный год Наименование учреждения Количество групп Количественный охват детей Городской Дворец детского и юношеского творчества Центр детского творчества Центр развития детей и юношества « Росток » Дом детского творчества Эколого-биологический центр « Караш » Станция юных техников Школа искусств п. Лапсары Итого:
Риски, связанные с введением новых государственных образовательных стандартов !!! !!! Школы не стремятся к достижению установленных требований, а пытаются обосновать причины их не достижения
«Золотая дюжина» лучших школ по результатам ЕГЭ Чувашии
Ниже республиканского показателя Выше среднереспубликанского показателя Результаты ЕГЭ Обязательные предметы
Количество ОУ (по муниципалитетам Чувашии), успешно реализующих программу-минимум по результатам ЕГЭ-2010 в кластере средние (полные) общеобразовательные учреждения
18 География. Средний балл по результатам ЕГЭ в разрезе муниципалитетов
Динамика результатов ЕГЭ по иностранным языкам Английский язык 2008г.2009 г.2010 г. ГородЧРГородЧРГородЧР 77,9671,4866,5861,5160,2158,09 Немецкий язык ,9326,2757,562748,17 Французский язык 58 65,8359,3956,2054,14
Создание системы поддержки талантливых детей Талантливая молодежь 100 именных стипендий Главы города банк лучших учеников города Ежегодный рост качества образования 100 именных стипендий Главы города
Развитие учительского потенциала как условие повышения качества образования в городе Чебоксары
Учителя раз в месяц работают в командах, анализируя и разрабатывая уроки-образцы Япония Учителя должны посещать в качестве наблюдателей как минимум 8 уроков своих коллег каждую четверть. Шанхай, Пекин Расписание учителей составлено таким образом, чтобы у них было не менее 5 часов в неделю времени для совместного планирования. Это время используется для анализа результатов проверки знаний учащихся, в соответствии с которыми учителя вносят коррективы в учебные планы. Сессии проводятся директором или тренером. Бостон, США Профессиональное развитие сфокусировано на происходящем в классе Учителя, которые более активно посещают мероприятия по профессиональному развитию, показывают лучшие результаты образования детей- TALIS, 2009 Учителя, которые обмениваются идеями и информацией и координируют свою деятельность с другими учителями отмечают хорошие взаимоотношения между учителями и учащимися в своих школах - TALIS, 2009 Профессиональные учебные Сообщества, Ассоциация педагогических работников города Чебоксары Доклад МакКинзи: «Уроки анализа лучших образовательных систем мира»
27,8% Дифференциация заработной платы учителей (включая стимулирующий фонд)
Информированность о НСОТ (март - апрель 2010 года) Да, знаю детально Да, знаю в общих чертах Не могу понять Ничего не знаю Не указали
В Сингапуре создана система оплаты труда учителей по результатам их работы Учителя оцениваются на основе существующего руководства Вносятся соответствующие изменения в начисление зарплат Плохо работающие учителя уходят Определяются компетенции Учителя, чья работа оценена на А, получают бонус в размере до 3.25 месячной зарплаты (бонусный пул меняется каждый год) Учителя, чья работа оценена на C, в среднем получают бонус, равный их зарплате за 1,5 месяца 3 Учителя, чья работа оценена на Е, проходят повторную аттестацию через 6-9 месяцев (возможно увольнение) 4 Руководство по оцениванию – позволяет провести градацию учителей по уровням успешности их работы. 2 Компетенции определены – четко обозначены требуемые навыки и знания. Приведены детальные описания компетенций и предложения по улучшению качества работы. 1 ИСТОЧНИКИ: Team Analysis; NIE Эффективность этой системы зависит от надежности системы оценивания и высокой компетентности директоров школ
Распределение педагогов по педагогическому стажу (%)
Аттестация педагогических работников
ИСТОЧНИКИ: Pay-Hike Plan for Teachers in D.C. Entails Probation, Washington Post, В Вашингтоне планируется перейти на систему оплаты труда по результатам работы (учителям предоставляется право выбора) Суть идеи: Привлекать высококлассных учителей для работы в школах города Поддерживать и поощрять хороших учителей «Отсеивать» слабых учителей Перейти от старой системы (по контракту найма) к новой (по результатам работы) Выбор учителя Опция с высоким риском Существу- ющее положение вещей Базовая зарплата Бонусы Право на пребывание в должности в течение определенного срока + 20% по через 5 лет До $20,000Нет Средняя опция + 28% через 5 лет Нет ПрежняяНетДа
ребенок Мониторинг достижений (входящий, промежуточный, итоговый контроль) Портфолио Государственная аттестация Медико-психолого-педагогические исследования учитель Система исследования индивидуальных достижений Портфолио Мониторинговые исследования достижений класса Социологические исследования Система исследования деятельности учителя (аттестация) Повышение квалификации Экономические стимулы Общеобразовательное учреждение Лицензирование Образовательная статистика Социологические исследования Контрольно-надзорные функции Система оценки деятельности ОУ Аккредитация Индивидуальная траектория Аттестация руководителя Общественно-государственная экспертиза Публичный доклад
Новая школа Поставка оборудования, полностью соответствующего ГОСТам, СанПиНам, имеющего все сертификаты и оптимальное соотношение «цена-качество» Организация показа использования в учебном процессе комплексных решений на основе высокотехнологично го оборудования
Сетевое взаимодействия педагогов – один из механизмов развития учительского потенциала Сервисы Интернет, поддерживающие сетевое взаимодействие Форумы Форумы Блоги Блоги Чаты Чаты Сетевые сообщества Сетевые сообщества Сетевая программа - Skype Сетевая программа - Skype
Эффективное руководство школой принципиально для образовательных достижений учащихся Школьные достижения учащихся Руководство школой Выдающийся директор Эффективно работающий директор Обычный директор Замена в «обычной» школе «обычного» директора на «выдающегося» может привести к улучшению образовательных достижений учащихся на более, чем 20 пунктов процентиля Эффективное руководство школой предполагает реализацию трех функций Учебной: нацелена на улучшение существующих образовательных практик Инновационной: нацелена на изменение образовательных практик и поддерживающих их систем Административной: нацелена на поддержку порядка в школе, ведение бюджета и осуществление сопутствующих функций
«Качество системы образования не может быть выше уровня работающих в ней учителей» «…. умение привлечь к учительской профессии подходящие кадры является решающим условием повышения качества образования» Доклад МакКинзи: «Уроки анализа лучших образовательных систем мира»
Спасибо за внимание! С ДНЕМ ЗНАНИЙ!!!