Материал учителя - логопеда высшей категории МОУ СОШ 9 имени ВТ Степанченко г. Ржева Тверской области Татариновой Ирины Анатольевны.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата Речевые нарушения Дизартрии Артикуляторные.
Advertisements

Подкорковая, или экстрапирамидная, дизартрия развивается в результате различных поражений подкорковых ядер головного мозга, а также нервных волокон, осуществляющих.
Наибольшую сложность при проведении дифференциальной диагностики, по общему мнению многих исследователей, представляет разграничение стертой псевдобульбарной.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного типа 26 «Хрусталик» ДИЗАРТРИЯ Морма Марина Витальевна учитель – логопед.
Тема презентации: ДИЗАРТРИЯ. СОДЕРЖАНИЕ 1.Определение дизартрия 2.Формы дизартрии 3.Причины возникновения дизартрии 4.Особенность дизартрии 5.Лечение.
Дислалия и дизартрия. Подготовила: учитель-логопед Хасанова Гульсасак Юмагужовна МДОАУ црр-д/с «Аленький цветочек»
ДИЗАРТРИЯ (лат.) (дис нарушение признака или функции, артрон сочленение) ДИЗАРТРИЯ нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью.
Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП Лихопуд Ирина Владимировна, учитель-дефектолог ГБОУ Центр диагностики и консультирования Краснодарского.
Центральный речевой аппарат Корковые центры Подкорковые узлы Проводящие пути Ядра соответствующих нервов.
Коррекционно- логопедическая работа по формированию звукопроизношения у детей с дизартрией Учитель - логопед МДОУ 38 «Журавленок» Бабанина Н.В. Новокуйбышевск,
Ринолалия в таблицах Турышева А, гр Классификация ринолалии Ринолалия Открытая Закрытая Смешанная- утечка воздуха через нос, при патологически уменьшенном.
Часто нарушаемые звуки речи, их правильное и неправильное произношение. Разработал Учитель - логопед ГБДОУ 42 Степанова Ольга Александровна.
Кружок «Говорунчик» Речевые нарушения у детей дошкольного возраста и их коррекция Подготовила учитель-логопед Ленцова М.В.
В помощь родителям.. Агнозия - нарушение различных видов восприятия, возникающее при различных поражениях мозга. Различают зрительные, слуховые, тактильные.
Ржевская Светлана Ивановна Взаимосвязь логопеда специальной (коррекционной) школы VIII вида и семьи.
Выполнила: Рашкинене Наталья Владимировна. Цель: изучить нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами.
ЛЕКЦИЯ 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.
Т тььььььььььььььь Двигательный дыхательный (центр Брока) голосовой Чувствительный артикуляционный (зона Вернике) Анатомо- физиологическая составляющая.
Выполнила: Гамеза А.Н. 202 фкп. Варианты поражений 1) заднелобный (премоторный) синдром 2) префронтальный синдром 3) базальный лобный синдром 4) синдром.
Юго-западное окружное управление образования Департамента образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы.
Транксрипт:

Материал учителя - логопеда высшей категории МОУ СОШ 9 имени ВТ Степанченко г. Ржева Тверской области Татариновой Ирины Анатольевны

Очаг поражения мозгапатогенез Клинические проявления ( синдромы фонетических расстройств и вторичной системной недостаточности ) Одностороннее (правое или левое,) или двустороннее поражение периферических двигательных нейронов 5, 7, 9, 10, 11 черепно-мозговых нервов шейно- грудного уровня Избирательные вялые (право-, лево-, двусторонние) параличи мышц языка, губ, мягкого нёба, гортани, глотки, дыхательных мышц и поднимающих нижнюю челюсть. Наблюдается их атрофия и атония (язык вылый, дряблый), снижены или отсутствуют глоточный и нижнечеслюстной рефлексы. Отмечаются расстройства непроизвольных движений в соответсвующих группах мышц. Голос слабый, глухой, истощающийся; гласные и звонкие согласные оглушены. Тембр речи изменен по типу открытой гнусавости (б-м, д – н). Артикуляция гласных приближена к нейтральному звуку Э. артикуляция согласных упрощена, смычные и Р заменяются щелевыми (п-ф, т-с). Упрощается характер щели у щелевых, в речи доминируют глухие плоскощелевые звуки. Нередки избирательные расстройства артикуляции в соответствии с избирательным распределением параличей. Речь замедленная, монотонная, нарушена плавность, резко утомляет.

Очаг поражения мозга патогенез Клинические проявления (синдромы фонетических расстройств и вторичной системной недостаточности) Часто наблюдается поражение центральных двигательных кортко- бульбарных и пиармидных нейронов, идущих к передним рогам шейно- грудного уровня. Поражение двустороннее, неравномерно латерализованное. Характерны пирамидные спастические параличи мышц речевого аппарата. Мышечных атрофий нет. Гипертрофия мышц (язык напряжён, отодвинут кзади), глоточный и нижнечелюстной рефлексы усилены. Нередки насильственный смех и плач. Параличи всегда двусторонние, но возможно их преобладание с одной стороны, во-первых, произвольные движения и, во-вторых, самые тонкие движения кончиком языка. Голос слабый, сиплый, хриплый. Тембр речи изменен по типу закрытой гнусавости, особенно гнусавы гласные заднего ряда (у, о) и твердые согласные со сложным артикуляционным укладом (р, л, ш, ж, ц). Артикуляция гласных и слгласных сдвинута назад. Смычные согласные и Р заменяютс на щелевые (п-ф, т- с), щелевые согласные преобразуются в плоскощелевые, страдает артикуляция согласных со сложными укладами (р, л, ш, ж, с, з, ц, ч), артикуляция твердых согласных страдает больше, чем мягких. Человек пытается преодолеть описанные расстройства под контролем слуха, однако его усилия обычно ведут к нарастанию гипертонии мышц и, следовательно, к усилению хриплости, гнусавости, дефектов артикуляции, пропуску согласных при стечении, недоговариванию концов слов, замедлению темпа речи, нарушениям ее плавности и модулированности.

Очаг поражения мозгапатогенез Клинические проявления (синдромы фонетических расстройств и вторичной системной недостаточности) Одностороннее поражение коры доминантного (обычно левого) полушария мозга, а именно нижних отделов постцентральных полей Кинестетическая артикуляторная апраксия Расстройства выбора слогов, реализующих в речи языковые фонематические обобщения, смешения признаков согласных по способу и месту образования; глухости – звонкости, твёрдости – мягкости. Эти расстройства непостоянны, зависят от контекста. В тяжёлых случаях под контролем слуха, зрения и тактильно- кинестетических ощущений ребёнок активно ищет слоги, что приводит к нарушениям плавности речи и к её замедлению.

Очаг поражения мозгапатогенез Клинические проявления (синдромы фонетических расстройств и вторичной системной недостаточности) Одностороннее поражение коры доминантного (обычно левого) полушария мозга, а именно нижних отделов премоторных полей Кинестетическая артикуляторная апраксия Наблюдается распад ритмических слоговых структур слов, возрастают напряженность речи, степень её локализации. Темп речи замедляется, появляются персеверации (перестановки) и замены щелевых согласных в составе слога на смычные, звонких - на глухие, мягких – на твёрдые. Стечения согласных упрощаются за счёт пропусков, аффрикаты расщепляются на составные звуки.

Очаг поражения мозгапатогенез Клинические проявления (синдромы фонетических расстройств и вторичной системной недостаточности) Разнообразные поражения экстрапирамидных ядер и их связей с другими структурами мозга, в частности с корой головного мозга Вопросы патогенеза дизартрии мало разработаны, однако несомненна связь с распадом или с расстройствами использования в акте речи врожденных синергий, что делает речь напряженной и неплавной Расстройства речевой просодики: темпа, плавности, громкости речи, высоты и тембра голоса, акцептуации и мелодики. Диспросодические суперсегментные расстройства взаимосвязаны с расстройствами сегментными, нарушены звуковая сторона речи, внятность и членораздельность. Могут быть выделены ещё недостаточно изученные клинические синдромы.

Очаг поражения мозгапатогенез Клинические проявления (синдромы фонетических расстройств и вторичной системной недостаточности) Поражения мозжечка и его связей с другими структурами мозга. Статическая и динамическая атаксия речевых движений. Речь скандированная, недостаточно внятная, искажаются её нормативные характеристики, часто напоминает речь «пьяного « человека

по степени поражения.

( лёгкая )

Одностороннее поражение доминантного полушария, чаще левого, нижнего отдела передней центральной извилины

1. Возникает избирательный центральный корковый парез мышц артикуляционного аппарата, чаще языка, что приводит к ограничению объема наиболее тонких изолированных движений, особенно затруднен подъем кончика языка вверх. 2. Избирательно повышается мышечный тонус, что чаще всего концентрируется в мышцах кончика языка. 3. В легких случаях нарушается темп и плавность произношения

Нарушаются темп, плавность речи. Произношение замедленное. Какуминальные согласные : Ш, Ж, Р – отсутствуют или заменяются дорсальными С, З, СВ, ЗВ, Т, Д, Н. Часто страдает Л, ЛЬ

( средней тяжести )

Одностороннее поражение доминантного полушария, чаще левого, в нижних постцентральных отделах коры головного мозга

1. Недостаточность кинетического праксиса. 2. Поиск нужного артикуляционного уклада, что замедляет темп, затрудняет плавность. 3. Испытывает трудности в ощущении и воспроизведении отдельных артикуляционных укладов. 4. Недостаточность лицевого гнозиса, особенно в области артикуляционного аппарата. Ребёнок затрудняется в четкой локализации точечного прикосновения к определённым участкам лица, что является отличным симптомом для диагностики

Темп речи замедлен, из - за поиска артикуляционного уклада страдает плавность. Нарушение звукопроизношения неоднозначны, непостоянны. Наиболее часто страдают Ш, Ж, Щ и аффрикаты Ч, Ц. Автоматизируются звуки с трудом. Речь долго остается нечеткой, смазанной.

( тяжелая )

При односторонних поражениях в нижних отделах премоторных областей коры головного мозга

1. Отмечаются трудности в воспроизведении серии последовательных движений. 2. Недостаточность кинетического динамического праксиса, в результате дети испытывают большие трудности в автоматизации поставленных фонем, особенно слов со стечением согласных.

Речь напряженная из - за трудностей при воспроизведении серии последовательных движений. Аффрикаты распадаются на части : Ц = ТС, Ч = ТЬШ. Щелевые звуки заменяются на смычные : С = Т, З = Д При стечении согласных звуки опускаются. Возможна избирательность оглушения звонких согласных, преимущественно смычных.

3, 4, 6 пара ч. м. н. – глазо - двигательный, блоковый, отводящий

Грубых параличей нет. Возможен односторонний вариант косоглазия или слабость отводящего нерва. Причина – парез.

Косоглазие, возможно двустороннее. Слабая аккомодация. Незначительный птоз ( опущение века ). Причина – парез.

Наблюдается двустороннее сходящееся косоглазие. Зрачковая реакция недостаточная. Явный птоз. Причины паралич.

5 пара ч. м. н. – троичный нерв обеспечивает активность жевательной мускулатуры

Акт жевания затруднен, замедлен. Пищу ребенок отправляет за щеку и длительно сосет.

Акт жевания, глотания затруднен настолько, что пища скапливается во рту. Ребенок может подавиться.

Акт жевания практически невозможен. Ребенок может употреблять только протертую пищу.

7 пара ч. м. н. – лицевой, обеспечивает иннервацию мимики лица, мускулатуру губ, щек, шеи

Точные движения языка затруднены, смазаны. Возможна незначительная назализация, дисфония. Голосоподача мягкая.

Голосоподача жёсткая, голос затухающий. Часто наблюдается дисфония. Слабый небноглоточный затвор, в результате назализация. Отмечается девиация языка, легкие гиперкинезы

Голос слабый, прерывистый, до полного исчезновения или резкий. Причина – неравномерность смыкания голосовых связок. Язык колообразный, стойкая асимметрия, возможна полная или частичная атрофия

12 пара ч. м. н. – подъязычный нерв обеспечивает тонкие, дифференцированные движения языка

Язык по средней линии симметричен. Кончик языка сформирован, ярко выражен, но дифференцированные движения затруднены. Из - за пареза повышена утомляемость, отмечается слабость мышц. Цианичность языка.

Язык широкий, недостаточно подвижен, кончик плохо выражен. Отмечается дивиация. Отсутствует точность движений. Наблюдается частичный боковой парез, что провоцирует боковой сигматизм, парез кончика языка – призубный, а сочетание пареза языка и губ приводит к межзубному сигматизму

Язык массивный, толстый, колообразный ; подвижность затруднена, ребенок « еле ворочает » языком, « говорит будто каша во рту » Возможна атрофия языка, стойкая асимметрия, цианичность. Иногда гиперкинезы настолько сильный, что делают речь невозможной

Дизартрия 3 степени, стертая форма Выразительная симметричная. Наблюдается полный контроль за мимикой, управляемость ее Дизартрия 2 степени, средней тяжести Маловыразительная. Незначительная асимметрия лица. Недостаточный контроль за положением губ : в покое рот приоткрыт Дизартрия 1 степени, тяжелая форма Стойкая гипомимия, тяжелые случаи – амимия лица, асимметрия. Произвольные мимические движения затруднены, наблюдаются синкенезии. Рот постоянно открыт, язык выходит за пределы рта.

Дизартрия 3 степени, стертая форма Тип дыхания смешанный : грудобрюшной. Обе половины работают равномерно Дизартрия 2 степени, средней тяжести Дыхание поверхностное, ключичное, возможна аритмия Дизартрия 1 степени, тяжелая форма Дыхание слабое, поверхностное, аритмичное. Выдох ослаблен, затруднено задувание спички

Дизартрия 3 степени, стертая форма Голосоподача мягкая. Голосовыдыхательная струя в полном объёме, длительная Дизартрия 2 степени, средней тяжести Голосоподача жесткая, голос затухающий. Голосовые связки полностью не смыкаются ( парез ) Дизартрия 1 степени, тяжелая форма Голос слабый, прерывистый, затухающий, до полного исчезновения. Возможна афония. Смыкание голосовых связок неравномерно, что отражается на голосе ( от тихого, до резких выкриков )

Дизартрия 3 степени, стертая форма В полном объеме, достаточном темпе ( жевание, облизывание губ ) Дизартрия 2 степени, средней тяжести Объем и темп несколько ограничены, отмечается истощаемость речевых функций Дизартрия 1 степени, тяжелая форма Стойкие ограничения движений, объема, темпа ( пожуй, оближи варенье )

Дизартрия 3 степени, стертая форма По средней линии. Кончик ярко выражен. Дизартрия 2 степени, средней тяжести Широкий кончик не сформирован, девиации языка ( отклоняется в здоровую сторону ) Дизартрия 1 степени, тяжелая форма Стойкая асимметрия, колообразный или патетичный с односторонней атрофией

Дизартрия 3 степени, стертая форма Без труда под счет до 10 и более. Цианичность отсутствует. Незначительная саливация. Дизартрия 2 степени, средней тяжести Удерживается до 10, но наблюдаются элементы беспокойства, тремора, цианичности, саливации Дизартрия 1 степени, тяжелая форма Удерживается до 5 с трудом. При спастической и гиперкинетической формах дизартрии – ярко выражен тремор, возбуждение. При паретичной – язык выходит за пределы рта.

Дизартрия 3 степени, стертая форма Все движения в полном объеме и темне, незначительные нарушения дифференцированных артикуляционных движений Дизартрия 2 степени, средней тяжести Легкая асимметрия. Темп замедлен. Затруднена смена артикуляционных движений. Отмечается истощаемость речевых функций Дизартрия 1 степени, тяжелая форма Стойкая асимметрия языка. Переход от одного артикуляционного уклада к другому затруднен настолько, что речь становится малопонятной, « говорит будто каша во рту »

Дизартрия 3 степени, стертая форма Расположено по средней линии. При кашле, на твердой атаке активно сокращается Дизартрия 2 степени, средней тяжести Асимметрично, паретично. В результате возможна лёгкая назальность Дизартрия 1 степени, тяжелая форма Мягкое небо паретично настолько, что небноглоточный затвор не образуется, ртмечается утечка воздуха, в результате сильная назальность

Дизартрия 3 степени, стертая форма Симметричны, осуществляются в полном объеме и темпе. Возможны движения с сопротивлением Дизартрия 2 степени, средней тяжести Асимметричны в здоровую сторону, движения выполняются в замедленном темпе. Движения с сопротивлением затруднены Дизартрия 1 степени, тяжелая форма Асимметрия. Темп значительно замедлен. Объем резко ограничен. Сопротивление отсутствует.

Дизартрия 3 степени, стертая форма Отсутствуют Дизартрия 2 степени, средней тяжести Непостоянны Дизартрия 1 степени, тяжелая форма. Постоянные, затрудняют речь

Дизартрия 3 степени, стертая форма Отсутствуют Дизартрия 2 степени, средней тяжести Непостоянны, слабовыражены Дизартрия 1 степени, тяжелая форма Постоянны, при попытке к речи усиливаются, затрудняют общение

Дизартрия 3 степени, стертая форма Изолированные звуки в норме, но в спонтанной речи отмечается смазанность во всех фонетических группах. Дизартрия 2 степени, средней тяжести Возможно правильное, но отмечается неразборчивость, страдают определенные группы звуков Дизартрия 1 степени, тяжелая форма Чаще наблюдаются искажения ( межзубный, боковой сигматизм ), голос приобретает назальный оттенок, страдает просодика : темп, тембр, интонация, выразительность.

ДИСЛАЛИЯ ДИЗАРТРИЯ У соматически ослабленных детей. Органики нет. Неврологическая симптоматика отсутствует Двигательная сфера без патологии, сухожильные рефлексы живые, равномерные Страдает только звукопроизношение. Прогноз благоприятный Связана с поражением центральной нервной системы Ярко выражена асимметрия лица, языка, мягкого неба ; рот в покое приоткрыт из - за пареза губ, отличается сглаженность носогубных складок. Страдает общая, мелкая и артикуляционная моторика.