Старинные меры Выполнила ученица 5 класса МБОУ «Ярабайкасинская СОШ» Краснова Кристина Руководитель Романова С Г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Внеклассное мероприятие по математике. Учитель: Сбитнева Л.Я. Екатериновская школа.
Advertisements

Единицы измерений в старину. В Древней Руси в качестве единиц измерения длины применялись: - косая сажень (248 см) - расстояние от пальцев левой ноги.
Презентация к уроку (5 класс) по теме: Презентация "Древние меры длины, массы и объема"
Старинные меры. Первые единицы длины как в России, так и в других странах были связаны с размерами частей тела человека.
Древние меры длины, массы и объёма. А BС. В Древней Руси в качестве единиц измерения длины применялись: косая сажень(213 см)-расстояние от левой ноги.
200 лет назад в разных странах, в том числе и в России, применялись различные системы единиц для измерения длины, массы и других величин.
«Старинные русские меры» Представляет: учитель математики ГОУ СОШ 185 Сазонова Татьяна Васильевна.
Исторические факты появления единиц измерений длины.
Тема: «Как измеряли в древности» Работу выполнила: ученица 9 «а» класса МБОУ СОШ 1 г. Шагонара Хомушку Виктория Руководитель: Манды М.М.
Русская мера длины Выполнила Ученица 5 « Б » Фёдорова Екатерина.
Меры длины Меры веса Меры площади Меры объема Денежные единицы Учитель математики МБОУ СОШ 2 п. Гигант Халепа Оксана Анатольевна.
Меры длины Выполнила ученица 5 класса Артемова Ксения.
Содержание Единицы измерения длины в древней Руси. Единицы измерения длины в древней Руси. Единицы измерения массы в древней Руси. Единицы измерения массы.
Работу выполнил Ученик 4 «В» класса МАОУ «Лицей 62» Макарцев Павел Руководитель: Зотова М.В.
200 лет назад в разных странах, в том числе и на Руси, применялись различные системы единиц для измерения длины. Первые единицы длины были связаны с размерами.
Математический кружок Математический кружок За страницами учебника математики.
СТАРИННЫЕ РУССКИЕ МЕРЫ. ГРИВНА КОПЕЙКА ЗОЛОТНИК БЕРКОВЕЦ ПУД.
«Старинные меры » Составила учащаяся 7 класса КРАЦ НАТАЛЬЯ игра.
Единицы измерения длины и массы Шарль Перро «Золушка»
Старинные русские меры. Выполнил Коваленко Владимир, ученик 9класса МОУ «ООШ» с.трубетчино.
Транксрипт:

Старинные меры Выполнила ученица 5 класса МБОУ «Ярабайкасинская СОШ» Краснова Кристина Руководитель Романова С Г

Цель: изучение старинных единиц измерения. Задачи: - осуществить поиск материалов по теме исследования в библиотеке (справочники, энциклопедии, художественная литература), интернете; изучить литературу по теме исследования; собрать старинные задачи.

Старинные деньги 1 рубль=100 копеек 1 алтын=3 копейки 1 полтинник =50 копеек 1 грош=1/2 копейки 1 четвертак=25 копеек 1 полушка=1/2 деньги 1 двугривенник=20 копеек 1 полушка=1/4 копейки 1 гривна=10 копеек 1 деньга=1/2 копейки 1 пятак=5 копеек

Старинные российские меры длины (уточнены в XVIIIв. указом Петра 1) 1 миля = 7 верст = 7км 488 м 1 верста = 500 саженей = 1 км 67 м 1 сажень = 3 аршина =7 футов = 2 м 14см 1 аршин = 16 вершков = 71 см 1 фут = 12 дюймов = 30 см 5 мм 1 дюйм=10 линий = 2 см 5 мм 1 линия = 10 точек

Старинные меры в художественныхпроизведениях Читая книги Ж. Верна, мы не раз встречались с длинами, выраженными в милях. Вот выдержка из книги «Таинственный остров» [3]: 1) «Расстояние между двумя крайними точками, на которые опиралась бухта, составляло около восьми миль. В полумиле от берега был расположен островок, поперечник его в самом широком месте не превышал четверти мили». 2) « Аэростат несся вперед со скоростью девяносто миль в час…. В сутки он пролетел не менее двух тысячи миль…. Около полудни шар находился на высоте лишь двух тысяч футов над водой. 3) « Туземцы были ростом от пяти футов четырех дюймов до пяти футов семи дюймов».

Единицы массы 1 пуд = 40 фунтов = 16 кг. 380г. 1 фунт = 32 лота = 410г. 1 лот = 3 золотника = 13г. 1 золотник = 96 долей = 4г. Для взвешивания дорогих камней применялась старинная единица - карат (которая используется до сих пор), которая равна 0,2г, маскаль=4г.

Старинные задачи: 1) Путник догнав другого спросил его: « Далеко ли до деревни, которая впереди?» другой путник ответил: «Расстояние от деревни: из которой ты идешь: равно трети всего расстояния между деревнями? А если пройдешь еще две версты: будешь ровно посередине между деревнями»? Сколько верст осталось идти первому путнику?[2] 2) Из рассказа А?П? Чехова «Репетитор» читаем: « Купец купил 138 аршин черного и синего сукна за 340 гривней? Спрашивается сколько аршин купил он того и другого если синее стоило 5 гривней?

Единицы измерения площади 1акр=4047кв.м 1 кв. сажень=4,55кв.м. Задача: 1) Магазин Киприянова имел площадь 5кв. саженей. Выразите его размеры в квадратных метрах, если известно, что 1 кв. сажень = 4,55 кв. м. [6]

Единицы измерения объема Единицы измерения объема ведро считалось 12 литров, штоф=1/10 ведра. баррель=150 литров, галлон=4 литра, бушель=36 литров, пинта=568 куб.см..

Чувашские единицы длины 1) й.п – игла. 2) 5 п\рне (5 пальцев) ~ 1 аллаппи (1 ладонь); 3) 2 аллаппи (2 ладони) ~ 1 шит (1 пядь); 4) 5 аллаппи (5 ладоне) ~ 1 чике (1 локоть); 5) 2 чике (2 локтя) ~ 1 хур: утём (1 хур? шаг); 6) 2 утём (2 шага) ~ 1 хёла=: чалёш (расстояние между концами пальцев раскинутых рук* сажень); 7) 10 хёла= (10 саженей) ~ 1 в.рен (1 веревка); 8) 8 в.рен (8 веревка) ~ 1 ана-п\ (длина загона)[1]

Вывод: Работая над этой темой, я узнала много интересного из истории русского и чувашского народа. Я поняла, почему эти старинные меры не сохранились до наших дней. Потому, что все измерения расходились в величине. Не было единого стандарта. Тем не менее, по старой привычке, до сих пор пользуются некоторыми старинными мерами. Моряки расстояние измеряют в милях(1852м.) и кабельтовых (1/10 миля, т.е. 185 м). Скорость – узлом, массу драгоценных камней – каратом (0,2 гр.). Объем нефти измеряют в бареллях(150 литр.).

Литература: 1) Н.И. Мерлина « История математики». Чебоксары ) Г.В. Дорофеев « Математика – 5». Москва «просвещение» ) Ж. Верн « Таинственный остров» Москва ) Ж. Верн « Дети капитана Гранта» Москва ) Н. Я. Виленкин « Математика – 5» Шупашкар ) С.С. Перли « Страницы русской истории на уроках математики» Москва «Педагогика – Пресс» 1994