Республиканский научно-исследовательский институт интеллектуальной собственности ул. Б.Якиманка, д. 38, г. Москва, 119049 тел./факс: +7 (499) 2384083,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Республиканский научно-исследовательский институт интеллектуальной собственности ул. Б.Якиманка, д. 38, г. Москва, тел./факс: +7 (499) ,
Advertisements

Управление коммерциализацией интеллектуальной собственности Руководитель программы – Лопатин В.Н. заведующий базовой кафедрой «Управление интеллектуальной.
Республиканский научно-исследовательский институт интеллектуальной собственности ул. Б.Якиманка, д. 38, г. Москва, тел./факс: +7 (499) ,
Республиканский научно-исследовательский институт интеллектуальной собственности ул. Б.Якиманка, д. 38, г. Москва, тел./факс: +7 (499) ,
Основные принципы построения Межотраслевого инновационного центра Закрытое акционерное общество ЦЕНТР ПЕРЕДАЧИ ТЕХНОЛОГИЙ Казань, 17 апреля 2009 г.
Тбилиси, апреля 2012 г. МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ СЕМИНАР ПО ВОПРОСАМ ТРАНСФЕРА ТЕХНОЛОГИЙ Тбилиси, апреля 2012 г. Евгений Сесицкий, Беларусь.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
Актуальные вопросы совершенствования правовой базы государственно-частного партнерства ФОРУМ РЕГИОНОВ РОССИИ 28 апреля 2010 года, Москва, ГК «Президент-отель»
Комплексная программа развития международного и межрегионального сотрудничества субъекта РФ Москва, 2008.
КОМИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ТОРГОВЛИ Выполнил: Березовский Д.К. Группа:5221/3.
О реализации государственной научно-технической политики и инновационной деятельности в научно-технической сфере Министр образования и науки Российской.
О разработке программ инновационного развития компаний с государственным участием Выступление заместителя Министра экономического развития Российской Федерации.
Самара, 17 ноября 2011 г. О развитии территориальных кластеров Директор Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Минэкономразвития.
«Реализация программ развития инновационной инфраструктуры федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования» Федеральное государственное.
Кадровый потенциал науки как фактор инновационного развития Крайнего Севера Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры ЯНГИ Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры.
Повысить капитализацию экономики за счет таких нематериальных активов как объекты ИС Укоренить чувство защищенности у правообладателей Создать цивилизованный.
Организация III Чебоксарского экономического форума «Россия : посткризисное управление, развитие структурных изменений экономики» (22-25 июня.
О ФОНДЕ «НОВАЯ ЕВРАЗИЯ» И ПРОГРАММЕ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ АКТИВОВ И ТЕХНОЛОГИЙ Второй дальневосточный международный экономический.
Информационный семинар «Перспективы формирования технологической платформы «Глубокая переработка углеводородных ресурсов»: Технологические платформы:
Б.А. Лёвин, В.М. Круглов, А.М. Давыдов 1. Стратегия развития транспортного университета (инновационный – исследовательский – предпринимательский) Управление.
Транксрипт:

Республиканский научно-исследовательский институт интеллектуальной собственности ул. Б.Якиманка, д. 38, г. Москва, тел./факс: +7 (499) ,

Проблемы и условия формирования и коммерциализации интеллектуальной собственности в сфере биотехнологий Как умному стать богатым?

Проблемы инновационного развития «Для формирования новой экономики, создающей уникальные технологии и инновационные продукты, были приняты лишь отдельные и несистемные решения. Больше медлить с этим нельзя. Мы должны начать модернизацию и технологическое обновление всей производственной сферы. Это вопрос выживания нашей страны в современном мире». (Д.А.Медведев, из Послания Президента РФ ФС РФ, )

Стратегия инновационного развития РФ РФ в наследство от СССР досталось 18 из 54 макротехнологий, определяющих мировой прогресс. РФ в наследство от СССР досталось 18 из 54 макротехнологий, определяющих мировой прогресс. Приоритеты: энергетика, космос- и авиастроение, ядерные технологии, медицина, нано- и биотехнологии (шестая технологическая революция – раздел международного рынка к 2015 г.) Приоритеты: энергетика, космос- и авиастроение, ядерные технологии, медицина, нано- и биотехнологии (шестая технологическая революция – раздел международного рынка к 2015 г.) Россия проиграла пятую технологическую революцию, связанную с информационными технологиями. Россия проиграла пятую технологическую революцию, связанную с информационными технологиями. Место России в международном разделении труда не соответствует ее интеллектуальному потенциалу. Место России в международном разделении труда не соответствует ее интеллектуальному потенциалу. В РФ за 10 лет не созданы: В РФ за 10 лет не созданы: рынок интеллектуальной собственности рынок интеллектуальной собственности инновационная система, инновационная система, инновационное законодательство инновационное законодательство необходимые инновационные кадры. необходимые инновационные кадры.

Расходы на инновации НИОКР – более 300 млрд. руб. (ежегодный госбюджет) «Откат»- до40% Инфраструктура – более 1 трлн. руб.; «откат» + завышение в 2-3 раза расценок на строительство Венчурное инвестирование - РВК – 25 млрд. руб. Роснано – 134 млрд. руб. Отчеты вместо инноваций технопарки, бизнес- инкубаторы, центры трансфера, центры инноваций – сдача в аренду 95% - на депозитах (на ) по итогам проверки Счетной палаты РФ Результат: «Освоение бюджетных денег» вместо национальной инновационной системы в 2009 году прекращено финансирование строительства 5 из 10 федеральных технопарков (Санкт-Петербург, Калуга, Тюмень, Московская область -2).

Проблемы инновационного развития Произошла подмена государственной стратегии инновационного развития и национальных интересов России в 21 веке интересами ведомственными и частными (в том числе иностранных организаций и кампаний), государственная политика была подменена ведомственной. Декларируя стратегию инновационного развития, на деле мы строим «оригинальную» экономику, основанную на экспорте сырья (информации) и импорте технологий, основанных зачастую на наших знаниях « Привычка жить за счёт экспорта по-прежнему тормозит инновационное развитие. Российский бизнес до сих пор предпочитает торговать тем, что создано в других странах, а конкурентоспособность нашей продукции позорно низка». (Д.А.Медведев, из Послания Президента РФ ФС РФ, )

Условия инновационного развития Рынок интеллектуальной собственности Рынок интеллектуальной собственности Национальная инновационная система Национальная инновационная система Инновационное законодательство Инновационное законодательство Инновационные кадры Инновационные кадры Инновационная мотивация Инновационная мотивация Сотрудничество государства и бизнеса Сотрудничество государства и бизнеса

Проблемы: реализация ФЗ-217 Правовые : противоречия с БК РФ и НК РФ, отсутствие подзаконных НПА, неготовность локальных НПА ГУ (уставы), некомпетентность кадров; Правовые : противоречия с БК РФ и НК РФ, отсутствие подзаконных НПА, неготовность локальных НПА ГУ (уставы), некомпетентность кадров; Экономические: баланс интересов частных инвесторов и правообладателей (льготное налогообложение, распределение долей), отсутствие ИС ГУ, «готовой к использованию»; Экономические: баланс интересов частных инвесторов и правообладателей (льготное налогообложение, распределение долей), отсутствие ИС ГУ, «готовой к использованию»; Организационные: процедуры согласования с учредителями; Организационные: процедуры согласования с учредителями; Кадровые: база данных инновационных менеджеров Кадровые: база данных инновационных менеджеров

Приоритетыв модернизации экономики и технологического развития «Отечественная экономика должна наконец переориентироваться именно на реальные потребности людей…Отсюда и наш выбор приоритетов модернизации экономики и технологического развития. Это: развитие медицинской техники, технологий и фармацевтики развитие медицинской техники, технологий и фармацевтики радикальное повышение энергоэффективности, переход к рациональной модели потребления ресурсов (добиваться лидерства во внедрении инноваций – как в традиционной, так и в альтернативной энергетике, разработки с применением эффекта сверхпроводимости); радикальное повышение энергоэффективности, переход к рациональной модели потребления ресурсов (добиваться лидерства во внедрении инноваций – как в традиционной, так и в альтернативной энергетике, разработки с применением эффекта сверхпроводимости); развитие ядерной энергетики (реакторы нового поколения и ядерное топливо, использование термоядерного синтеза) развитие ядерной энергетики (реакторы нового поколения и ядерное топливо, использование термоядерного синтеза) развитие космических технологий (ГЛОНАСС) и телекоммуникаций развитие космических технологий (ГЛОНАСС) и телекоммуникаций развитие стратегических и информационных технологий развитие стратегических и информационных технологий (Д.А.Медведев, из Послания Президента РФ ФС РФ, )

Проблемы инновационного развития «Не только государство, но и наши крупные компании должны участвовать в формировании предварительного заказа на результаты таких исследований. Это их социальная ответственность. При этом значительную часть проектов нужно проводить через международную экспертизу и осуществлять в партнёрстве с зарубежными центрами и компаниями». При этом значительную часть проектов нужно проводить через международную экспертизу и осуществлять в партнёрстве с зарубежными центрами и компаниями». (Д.А.Медведев, из Послания Президента РФ ФС РФ, )

Рекомендации Основным заказчиком прикладных исследований должен стать реальный сектор экономики, прикладная наука должна работать на решение конкретных нужд и проблем реальной экономики; Основным заказчиком прикладных исследований должен стать реальный сектор экономики, прикладная наука должна работать на решение конкретных нужд и проблем реальной экономики; (распределение бюджетных средств на прикладные НИОКР только через и/или при участии предприятий, в т.ч. их соинвестировании); Комплексирование исследований и использования полученных РИД в смежных отраслях науки и экономики (РИД в сфере обороны и безопасности для гражданского сектора экономики; РИД в научно- технической сфере для медицины и сельского хозяйства и т.п.- для биотехнологий ) Комплексирование исследований и использования полученных РИД в смежных отраслях науки и экономики (РИД в сфере обороны и безопасности для гражданского сектора экономики; РИД в научно- технической сфере для медицины и сельского хозяйства и т.п.- для биотехнологий )

Перспективы инновационного развития «Правительству РФ обеспечить расширение грантовой поддержки разработчиков новейших технологий на конкурсной основе. Институты развития должны заниматься поиском и отбором перспективных проектов по всей территории страны, предоставлять финансовое содействие инновационным предприятиям» «Завершить разработку предложений по созданию в России мощного ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО центра исследований и разработок, который был бы сфокусирован на поддержку всех приоритетных направлений. Там будут формироваться условия, привлекательные для работы ведущих учёных, инженеров, конструкторов, программистов, менеджеров и финансистов. И создаваться новые конкурентоспособные на мировом рынке технологии». (Д.А.Медведев, из Послания Президента РФ ФС РФ, )

Рекомендации На федеральном и региональном уровнях предусмотреть создание четырех баз данных (БД): БД результатов интеллектуальной деятельности госкорпораций, госучреждений, госпредприятий, казны (региона и РФ) с учетом проведенных экспертиз по критериям коммерциализации; БД результатов интеллектуальной деятельности госкорпораций, госучреждений, госпредприятий, казны (региона и РФ) с учетом проведенных экспертиз по критериям коммерциализации; БД запросов на инновационные технологии (потребностей для реального сектора экономики), БД запросов на инновационные технологии (потребностей для реального сектора экономики), БД технологических площадок для создания малых инновационных предприятий; БД технологических площадок для создания малых инновационных предприятий; БД специалистов инновационного цикла БД специалистов инновационного цикла ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ центр исследований и разработок в сфере биотехнологий (Чувашия) ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ центр исследований и разработок в сфере биотехнологий (Чувашия)

Объекты инновационного рынка Товары Товары Работы Работы Услуги Услуги Права (ИС) Права (ИС)

Три функции ИС в инновационной экономике «Формирование цивилизованного рынка интеллектуальной собственности – насущная потребность современнной России» / Из приветствия Президента России Д.А.Медведева участникам Международного Форума в МУМ 1. ИС- инструмент создания добавочной стоимости на рынке 1. ИС- инструмент создания добавочной стоимости на рынке 2. ИС- средство капитализации предприятий и организаций через НМА. 2. ИС- средство капитализации предприятий и организаций через НМА. 3. ИС- инвестиционный ресурс 3. ИС- инвестиционный ресурс

Стратегия РНИИИС Помочь сформировать опорные точки будущего рынка интеллектуальной собственности в России и подготовить правила, чтобы этот рынок был цивилизованным

Уникальность РНИИИС Инфраструктура – опорные точки рынка : 8 региональных научно-исследовательских центров (Санкт-Петербург, Ростов- на-Дону, Казань, Челябинск, Иркутск, Владивосток, Орел) Центры интеллектуальной собственности - представительства в ОЭЗ (Липецк, Алабуга, Томск, Дубна, Зеленоград)- в сотрудничестве с РосОЭЗ филиалы за рубежом (Центрально-Европейский, Северо-американский), Центры интеллектуальной собственности и инноваций на базе российских центров науки и культуры Россотрудничества в зарубежных странах учредитель 4 технопарков в РФ и за рубежом учредитель Международного центра трансфера технологий.национальный технический комитет по стандартизации «Интеллектуальные права и инновации» Кафедры интеллектуальной собственности и информационного права (Международный университет в Москве) 4 федеральных журнала «Право интеллектуальной собственности», «Информационное право» Радиопрограмма и Телепрограмма «Интеллектуальное право»

Задачи этапа запуска инновации НИОКР – РИД– инновация Инвентаризация и учет РИД (экспертиза Инвентаризация и учет РИД (экспертиза охраноспособности и конкурентноспообности – отбор коммерчески значимых проектов) Создание базы данных РИД учреждения, Создание базы данных РИД учреждения, предприятия, казны (региона) Распределение прав на РИД (приоритет Исполнитель) Распределение прав на РИД (приоритет Исполнитель) Закрепление прав на РИД (прежде всего, ноу-хау и ПЭВМ) Закрепление прав на РИД (прежде всего, ноу-хау и ПЭВМ) Оценка прав на РИД, Оценка прав на РИД, Определение размера вознаграждения автору РИД; Определение размера вознаграждения автору РИД; Отражение на балансе (при необходимости) и оптимизация налогообложения НМА Отражение на балансе (при необходимости) и оптимизация налогообложения НМА Определение условий передачи нематериальных активов Определение условий передачи нематериальных активов Страхование рисков интеллектуальной собственности Страхование рисков интеллектуальной собственности Защита нарушенных прав Защита нарушенных прав

Уникальность РНИИИС Технология «одного окна запуска инновации»: Технология «одного окна запуска инновации»: для предприятий - «Госкорпорация»; для вузов – УМКД; для регионов – «Технопарк – ОЭЗ- Технополис» Заказчики: МЭРТ России, СП России, ОАО «ЛУКОЙЛ», РАО ЕЭС, холдинги, авиа- и судостроения, университеты и др. Соглашения о долгосрочном сотрудничестве: более 20 органов госвласти в РФ и за рубежом; более 20 органов госвласти в РФ и за рубежом; органы госвласти в 12 субъектах РФ органы госвласти в 12 субъектах РФ более 20 государственных университетов; более 20 государственных университетов; госкорпорации «Роснанотех», «Ростехнологии» госкорпорации «Роснанотех», «Ростехнологии»

Методический комплекс документов Мощный практический инструмент формирования и коммерциализации интеллектуальной собственности

Проблемы: учет и распределение интеллектуальных прав НИОКР - РИД (госсобственность) НИОКР - РИД (госсобственность) Учреждения, Предприятия госкорпорации казна Патенты - до 10% патенты Ноу-хау - около1% ноу-хау -0 Информация (тех.документация) – более 90% ( с г. выведена из гражданского оборота)

Перспективы инновационного развития «Мы должны выйти на такие изменения в законодательстве и в государственном управлении, которые помогут переходу всей нашей экономики на инновационный характер развития». Правительство РФ должно в I квартале 2010 года представить законопроекты, предусматривающие создание благоприятных условий для инновационной деятельности Правительство РФ должно в I квартале 2010 года представить законопроекты, предусматривающие создание благоприятных условий для инновационной деятельности (Д.А.Медведев, из Послания Президента РФ ФС РФ, ) (Д.А.Медведев, из Послания Президента РФ ФС РФ, )

Рекомендации Формирование объекта рынка ИС (правовой режим) «О нематериальных активах»; «О нематериальных активах»; «О внесении изменений в ГК РФ» (ст. 128 – восстановление информации в составе объектов гражданских прав, глава 75 – о ноу-хау и глава 77 – о единой технологии); «О внесении изменений в ГК РФ» (ст. 128 – восстановление информации в составе объектов гражданских прав, глава 75 – о ноу-хау и глава 77 – о единой технологии); «О внесении изменений в ФЗ «О коммерческой тайне»; «О внесении изменений в ФЗ «О коммерческой тайне»; «О внесении изменений в ФЗ «О передаче прав на единые технологии»; «О внесении изменений в ФЗ «О передаче прав на единые технологии»; «Об обороте интеллектуальных прав в сфере технологий военного, специального и двойного назначения»; «Об обороте интеллектуальных прав в сфере технологий военного, специального и двойного назначения»; «О реализации прав государства в сфере интеллектуальной собственности»; «О реализации прав государства в сфере интеллектуальной собственности»;

Рекомендации Формирование национальной инновационной системы «Об инновационной деятельности»; «Об инновационной деятельности»; «Об инновационной инфраструктуре»; «Об инновационной инфраструктуре»; «О венчурном инвестировании инновационной деятельности»; «О венчурном инвестировании инновационной деятельности»; «О внесении изменений в Налоговый Кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ и Бюджетный Кодекс РФ» (в части налогового стимулирования инновационной деятельности и частных инвестиций в НИОКР); «О внесении изменений в Налоговый Кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ и Бюджетный Кодекс РФ» (в части налогового стимулирования инновационной деятельности и частных инвестиций в НИОКР); Законы субъектов РФ «О региональной инновационной системе» Законы субъектов РФ «О региональной инновационной системе»

Перспективы инновационного развития « Правительству РФ в двухмесячный срок подготовить предложения по введению нового порядка согласования разрешительной документации для начала инвестиционных проектов (срок должен быть 3–4 месяца). Полномочия и ответственность за координацию этой работы целесообразно возложить на руководителей регионов» (Д.А.Медведев, из Послания Президента РФ ФС РФ, ) (Д.А.Медведев, из Послания Президента РФ ФС РФ, )

Рекомендации Национальная /региональная СИСТЕМА должна работать по единым, понятным и прозрачным правилам инновационной мотивации всех участников и иметь единый центр координации; Национальная /региональная СИСТЕМА должна работать по единым, понятным и прозрачным правилам инновационной мотивации всех участников и иметь единый центр координации; Разработать методики аудита в сфере ИС и инноваций Разработать методики аудита в сфере ИС и инноваций Провести обучающие семинары с участием сотрудников контрольных, правоохранительных и судебных органов Провести обучающие семинары с участием сотрудников контрольных, правоохранительных и судебных органов Добиться снижения уровня коррупции при распределении средств на НИОКР, Добиться снижения уровня коррупции при распределении средств на НИОКР, Обеспечить эффективную госзащиту патентообладателей и правообладателей (ноу-хау) Обеспечить эффективную госзащиту патентообладателей и правообладателей (ноу-хау)

Перспективы инновационного развития «На особом контроле должна быть дипломатическая работа в интересах экономики страны. Её результаты должны выражаться не только в конкретной помощи российским компаниям за рубежом, не только в усилиях по продвижению брендов отечественных товаров и услуг, но и в объёмах привлечённых зарубежных инвестиций, а главное – в притоке в страну новейших технологий. Правительству РФ до конца 2009 года разработать чёткие критерии оценки результатов внешнеполитической деятельности для решения задач модернизации и технологического прорыва.» Правительству РФ до конца 2009 года разработать чёткие критерии оценки результатов внешнеполитической деятельности для решения задач модернизации и технологического прорыва.» (Д.А.Медведев, из Послания Президента РФ ФС РФ, ) Рекомендации: разработать и ввести в практику единые критерии и индикаторы показателей формирования и управления нематериальными активами при оценке инновационной активности и эффективности экономики госкорпораций, предприятий, научных центров, вузов, организаций, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

Рекомендации Использовать для продвижения российских биотехнологий потенциал центров интеллектуальной собственности и инноваций на базе Центров науки и культуры России за рубежом (Россотрудничество) с участием РНИИИС (октябрь 2009г. – Болгария, в 2010г. – Германия, Франция, Индия, Китай, Япония, Бразилия, США); Использовать для продвижения российских биотехнологий потенциал центров интеллектуальной собственности и инноваций на базе Центров науки и культуры России за рубежом (Россотрудничество) с участием РНИИИС (октябрь 2009г. – Болгария, в 2010г. – Германия, Франция, Индия, Китай, Япония, Бразилия, США); Передвижные выставки в ЕС, Индии, Китае, США «Инновации России» Передвижные выставки в ЕС, Индии, Китае, США «Инновации России» Международные технопарки с участием России за рубежом: в области станкостроения (МТП -Габрово), в области энергетики (МТП –София), в области ВТС (МТП «Конверсия»-Индия) Международные технопарки с участием России за рубежом: в области станкостроения (МТП -Габрово), в области энергетики (МТП –София), в области ВТС (МТП «Конверсия»-Индия) Международный ежегодный форум «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности» (23-25 апреля) Международный ежегодный форум «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности» (23-25 апреля)

Председатель Наблюдательного Совета РНИИИС: Алдошин Сергей Михайович- вице-президент РАН, академик РАН. Председатель Наблюдательного Совета РНИИИС: Алдошин Сергей Михайович- вице-президент РАН, академик РАН. Директор: Лопатин Владимир Николаевич, доктор юридических наук. Директор: Лопатин Владимир Николаевич, доктор юридических наук. Адрес: ул. Б.Якиманка, д. 38, г. Москва, Адрес: ул. Б.Якиманка, д. 38, г. Москва, тел./факс: +7 (499) , тел./факс: +7 (499) , С подробной информацией можно ознакомиться на WWW-сайте Института: WWW rniiis.ru С подробной информацией можно ознакомиться на WWW-сайте Института: WWW rniiis.ru Приглашаем к сотрудничеству!