Методика организации научно- исследовательской деятельности учащихся.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
А. Петровский Готовность к самостоятельному познанию – ключ к успешности как отдельной личности, так и общества в целом.
Advertisements

Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся.
«Организация исследовательской деятельности учащихся». МОУ ГИМЦ г.Брянска лаборатория управления.
МБОУ Хлопуновская СОШ Организация исследовательской деятельности учащихся Зам.директора по УВР: Е.Н.Молодых.
Методы обучения являются инструментом развития учащихся, если: Способствуют приобретению школьниками прочных ЗУН, также умений переносить их в новые ситуации;
Научно-практическая конференция в МОУ СОШ 3 г. Черепаново Учебно-исследовательская работа учащихся Учитель иностранного языка Попова Елена Харисовна.
НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ « ПРОЛОГ » «О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг…» (А.С.Пушкин)
О научно- исследовательской деятельности учащихся по предмету.
Правила оформления Правила оформления исследовательской работы Подготовила : Таранова О.С.
Научно-исследовательская работа учащихся. Методика написания, правила оформления и защиты Косовцова И.В., учитель истории МОУ-СОШ 31 г. Белгорода.
Определение объектной области, объекта и предмета исследования Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности Изучение научной литературы.
Исследовательская работа в школе.. Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УШАКОВ А.А.
Методическая разработка по естествознанию по теме: Как правильно написать и оформить исследовательскую работу.
Организация исследовательской деятельности школьников.
С. Джонсон Знание бывает двух видов. Мы сами знаем предмет – или же знаем, где найти о нем сведения.
Организация творческой исследовательской деятельности.
Организация исследовательской деятельности на средней и старшей ступени общего образования.
Научно-исследовательская деятельность школьников.
Транксрипт:

Методика организации научно- исследовательской деятельности учащихся

Определение научно- исследовательской деятельности Работа научного характера, связанная с научным поиском, проведением исследований, экспериментов в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, проявляющихся в природе и в обществе, научных обобщений, научного обоснования проектов. При организации научно-исследовательской деятельности кардинально меняется функция педагога: он перестает быть основным источником информации для учеников и становится организатором их собственно познавательной деятельности.

Специфика научно- исследовательской деятельности Главная цель НИД – самореализация личности ученика на основе полученных исследовательских навыков. Под руководством научного руководителя (учителя) происходит развитие личности ученика в 3 направлениях: В ходе научно-исследовательской деятельности приобретаются и развиваются следующие качества ученика: - навык самостоятельной исследовательской деятельности; - навык работы с научно-познавательной литературой; - инициатива и творчество; - использование, расширение и углубление школьных знаний; - навык совместной работы со специалистами; - самоутверждение учащихся в данной предметной области и т.д. Ученик самосовершенствованиесамопознаниесамовоспитание

Виды научно- исследовательских работ учащихся Информационно-реферативные Экспериментально-творческие Натуралистические и описательные Исследовательско-творческие Проблемно - реферативные

Виды работ учащихся Информационно-реферативные Это творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения какой - либо проблемы Проблемно-реферативные Это творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы /элементы исследовательской работы/. Экспериментально-творческие Это работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий. Натуралистические и описательные Это творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого - либо явления, могут иметь элемент научной новизны. Отсутствие количественной методики исследования /общественно - экологическая направленность, социология и демография, психология и социальная среда и т. д.

Правила работы учителя с учениками при проведении исследовании Известный специалист в области «исследовательского обучения» Д. Треффингер рекомендует педагогам, занимающимся выработкой у детей исследовательских наклонностей, соблюдать следующие правила. 1.He занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься. 2. Не делайте скоропалительных выводов; на основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями. 3. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно. 4. Научитесь не торопиться с вынесением суждения. 5. Научите детей прослеживать межпредметные связи. 6. Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации. 7. Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач 8. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний. 9. Подходите ко всему творчески.

Тема – это визитная карточка исследования. Формулировка темы в начале работы носит предварительный характер (например, «Что такое облака?», «Пиктография - это язык прошлого или будущего?» и т.д.) Требованиях к формулировке темы: 1.Тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, а используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны. 2. Тема должна быть понятна не только учителю, но и ученику. 3. Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и ещё не исследованного, т.е. процесс развития научного познания. Формулировка темы

Оформление научно-исследовательской работы Титульный лист Оглавление Введение Основная (содержательная часть) а) Обзор литературы (теоретическая часть); б) Исследовательская часть Заключение Библиографического список Приложение

Главные правила: 1. Тема исследования выбирается с учетом ее актуальности в современной науке. 2. Главную помощь при выборе оказывает научный руководитель. 3. Показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования. 4. Освещение актуальности не должно быть многословным - одна страница. Обоснование актуальности темы

Цель и задачи исследования Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Формулировку цели исследования можно начинать с традиционно-принятых слов: выявить…; установить….; обосновать…; уточнить…; объяснить; доказать; разработать…. Задачи исследования – это выбор путей и средств, для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач.

Сфера научно- исследовательской деятельности Научно- исследовательская деятельность Объект исследования Предмет исследования Объектная область исследования Это определенный процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию. Это своеобразный носитель проблемы– то, на что направлена исследовательская деятельность Это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом могут быть: -явления в целом, -отдельные их стороны, -отношения между отдельными сторонами, Именно предмет определяет тему работы. («Что такое радуга?») Это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. В школьной практике она соответствует учебной дисциплине (математике, физике, биологии)

Определение гипотезы Гипотеза (древне греч.) - это «основание, предположение». В современной научной практике гипотеза определяется как научно обоснованное предположение об условиях решения проблемы. Гипотеза должна соответствовать ряду требований: - быть проверяемой; - содержать предположение; - быть логически непротиворечивой; - соответствовать фактам. При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции вида: «если…, то….»; «так…, как..»; «при условии, что…».

Методы исследования Методы исследования теоретическиеэмпирическиематематические Моделирование Абстрагирование Анализ и синтез От простого к сложному Наблюдение Сравнение Эксперимент Тестирование Интервьюирование Статистические Сетевое моделиров. Программирование Визуализация Метод – это способ достижения цели исследования

Обязательные признаки НИР Научная новизна характеризуется получением новых знаний о человеке, природе, технике, историческом событии, расширением и углублений этих знаний, оригинальностью способов исследования и обоснования известных положений характеризуется получением новых знаний о человеке, природе, технике, историческом событии, расширением и углублений этих знаний, оригинальностью способов исследования и обоснования известных положений

Практическая значимость Практическая значимость Исследовательский характер НИР определяется применением при их выполнении общенаучных (логико- математических, системно-структурных, вероятностно-статических) и специальных лабораторных, полевых, натурных, социологических и других методов исследования в зависимости от видов и особенностей НИР и направлен на всестороннее развитие личности и выявления ее творческих возможностей Исследовательский характер НИР определяется применением при их выполнении общенаучных (логико- математических, системно-структурных, вероятностно-статических) и специальных лабораторных, полевых, натурных, социологических и других методов исследования в зависимости от видов и особенностей НИР и направлен на всестороннее развитие личности и выявления ее творческих возможностей

Защита результатов исследования Подготовка доклада: Первая часть по сути кратко повторяет введение исследовательской работы. Здесь обосновывается - актуальность выбранной темы, - описывается научная проблема, - формулируются задачи исследования и - указываются его основные методы Во второй части, самой большой по объему, нужно представить содержание глав. Особое внимание комиссия обращает на итоги проведенного исследования, на личный вклад в него автора. В третьей части целесообразно кратко изложить основные выводы по результатам исследования, не повторяя тех выводов, которые уже были сделаны в ходе изложения содержания по главам.

Содержание научно-исследовательской деятельности Традиционное обучение Традиционное обучение Исследовательское обучение Исследовательское обучение 1.Учитель излагает основные представления и понятия, заложенные в содержании учебного предмета и отраженные в изучаемой теме 1. Учащийся самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их в готовом виде от учителя 2. Учащиеся узнают жизненно важные идеи и понятия благодаря их прямому изложению учителем 2. При преподавании предметов надо создавать такие си-туации, которые предоставляют учащимся возможность знакомиться с представлениями, понятиями и в то же время стимулируют у них желание самостоятельно устанавливать, обнаруживать эти понятия на предлагаемых примерах 3. Предметы преподаются как целостный и законченный свод авторитетной и непротиворечивой информации, не подлжащей сомнению 3. Знакомство с представлениями должно включать альтернативные точки зрения, недостатки имеющихся объяснений, сомнения в достоверности выводов 4. Учебное познание строится на четкой логической основе, оптимальной для изложения и усвоения 4. Учащимся принадлежит ведущая роль в принятии решений о выборе способа работы с изучаемым мате- риалом 5, Основная цель лабораторных работ формирование практических манипулятивных навыков, а также способности следовать указаниям, направленным на достижение запланированных результатов 5. Материалы лабораторных работ побуждают учащихся выдвигать идеи, альтернативные темы, которые они изучают в классе 6. Изучение материала в ходе лабораторных работ следует установленным указаниям и определяется методикой, направленной на иллюстрацию изученных в классе понятий и представлений 6. Учащиеся сталкиваются с новыми явлениями, пред­ ставлениями, идеями в лабораторных опытах, прежде чем они будут изложены и изучены на уроке

Традиционное обучение Исследовательское обучение 7. Лабораторные опыты должны быть спланированы учителем так, чтобы правильные ответы, результаты достигались лишь теми учащимися, которые четко придерживаются инструкций к лабораторной работе 7. В лабораторных опытах учащиеся предоставляется возможность самостоятельно планировать свое исследование, определять его аспекты, предполагать возможные результаты 8. В ходе лабораторной работы ученики используют указания о том, что необходимо наблюдать, измерять, фиксировать, чтобы получить искомый правильный результат 8. Каждый учащийся состоятельно изучает, описывает и интерпретирует сведения и наблюдения, которые он наравне со всеми получает в ходе исследования 9. Сущность знаний следует иллюстрировать материалом об их применении 9. Для изучения npa вила (закона) учащихся следует познакомить с примерами, из которых это правило (закон) можно вывести самостоятельно, без его изложения учителем 10. Для настоящего понимания изучаемого содержания ученикам следует усвоить свод связанной с этим содержанием информации фактологического характера 10. Учащиеся подвергают сомнению принятые представления, идеи, правила, включают в поиск альтернативные интерпретации, которые они самостоятельно формулируют, обосновывают и выражают в ясной форме Содержание научно-исследовательской деятельности