Игровые технологии в воспитании самостоятельности младших школьников Игровые технологии в воспитании самостоятельности младших школьников Сюжетно-ролевые игры и игры- путешествия
Пути решения поставленной задачи воспитания Создание благоприятных условий воспитания самостоятельности Оптимальный выбор технологии процесса воспитания Выделение логически связанных звеньев воспитания Поэтапное планирование внеклассной работы
Принципы построения воспитательной работы : Привлекательность будущего дела Деятельностный подход Свобода участия Открытость Сотворчество Успешность Принцип обратной связи
Планирование деятельности учителя и коллектива родителей: Самодиагностика и анализ предыдущей деятельности с целью корректировки Изучение положительного опыта коллег Планирование работы в соответствии с условными ступенями Выбор формы организации работы по воспитанию самостоятельности (долгосрочная сюжетно – ролевая игра или игра – путешествие)
Условные ступени формирования самостоятельности учащихся: 1 ступень – действия по образцу с помощью учителя, вожатых, родителей 2 ступень – выполнение поручений, ступень частичной самостоятельности 3 ступень – выполнение работы в повторяющихся ситуациях, в любимых, наиболее знакомых видах деятельности 4 ступень – «сами с усами» : этап обучения самоуправлению в классе и этап обучения самоуправлению в рамках лицейской игры «Цивилизация»
Принципы организации игры: Равенство всех участников игры Объём самостоятельности соответствует условным ступеням Отсутствие соревнования, соперничества между участниками игры Обязательная педагогическая поддержка, стимулирование и поощрение Чередование коллективной, групповой, индивидуальной самостоятельной работы Самостоятельность учащихся в выборе вида деятельности Ориентация не только на результат, но и на процесс творческого поиска Нравственная ответственность каждого участника игры за свой выбор, процесс и результат самостоятельной деятельности
Функции диагностики в ходе игр: Информационная – выявление уровня развития ребёнка, уровня состояния педагогического взаимодействия Прогнозирующая – выявление потенциальных возможностей учащихся Оценочная – определение эффективности использования средств воспитательной работы Развивающая – использование диагностических методик для демонстрации ученикам их возможностей и положительной динамики
Золотые правила диагностики: Диагностика должна носить информативный характер и создавать возможности для исследовательской деятельности учителя Результаты диагностики служат не во вред, а во благо учащимся и родителям По результатам диагностики проводится систематическая коррекционная работа Необходимость диагностики должна разъясняться родителям и участникам игры
Диагностические средства: Беседа, наблюдение и вопросник Анкетирование учащихся и родителей Проективные тесты Графические и рисуночные тесты Деятельность в процессе игры Постановка ребят в ситуацию «вынужденности» (временное исключение взрослого из игры)
Особые требования к учителю Системный подход в организации игры Тесное сотрудничество с родителями, учащимися и коллегами Отличные знания возрастной и общей психологии Владение методиками организации КТД Знание методики развития коммуникативной культуры учащихся Творчество учителя, желание работать не для проверяющих, а для детей В игре быть другом и помощником детей, а не начальником
Путешествуем по космическим просторам (игра для 3 класса) Оформление: карта звёздного неба, стенд «А у нас, на Земле…», журнал путешествий, баки с запасом горючего, регулярно выпускаемые газеты 6 спускаемых аппаратов с экипажами, командир корабля, штурман Словарь космических терминов Название планет и созвездий Маршрутные листы Сроки проведения полётов ( планирование)
Название планет и созвездий: Планета Добрых традиций Созвездие Творчества и талантов Планета сильных, ловких и смелых Созвездие Экологических открытий Планета Экономики Созвездие Умников и Умниц Созвездие Героев Планета Праздников и развлечений Планета Инициативных и самостоятельных Планета Альтруистов Созвездие Доброты, заботы и взаимопонимания
Законы путешественников : Закон поднятой руки Каждый имеет право на ошибку Не унижать, не оскорблять, не обижать Признавать свою неправоту Учиться быть настоящими друзьями Не стыдись помощи и помогай сам не за похвалу, а от сердца Будь терпеливым и настойчивым, иди к цели Учись быть самостоятельным и активным Заботься о родных и близких, неси в семью добро и радость Помни: один за всех, и все за одного
Образцы для оформления :
В бак заливается топливо, если: Начатое дело доведено до конца За инициативу и творчество За добросовестное дежурство За сотрудничество с другими классами За самостоятельность в делах За вклад родителей в дела класса За успехи в учреждениях дополнительного образования За успехи в игре «Цивилизация» За личные успехи в учёбе, спорте, трудовых делах По предложению учащихся