Лидия Федосеева-Шукшина: «Название «Калина красная» придумала я» Автор Маркова Оксана, ученик 8 класса МОУ «Яндобинская СОШ»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Наши ошибки в воспитании детей Родительское собрание в 5 классе Разработал классный руководитель: Иост Лариса Ивановна.
Advertisements

«Мне пришлось быть…». Зинаида Егоровна родилась 11февраля 1948 года в провинциальном городе Новомосковске, в котором провела она и своё детство. Там она.
Родители, которые посещают вашу церковь, имеют двух дочерей. Они живут спокойной жизнью, пока их старшая дочь Маша не придет и скажет маме:«Мама, мой друг.
Р АЗМЫШЛЕНИЕ. А КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ … Где начинается любовь, там логика уходит в подполье. Иногда бывает такой парадокс: нередко любовь и дружба находят.
Наши ошибки в воспитании детей Общешкольное родительское собрание МКОУ «Усть-Волчихинская СШ»
Василий Шукшин. Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки, в крестьянской семье. Его отец Макар Леонтьевич Шукшин ( ) был.
Бродягина О.С., учитель МОУ Улётовская СОШ. Познакомить учащихся с этапами жизни и творчества В.М. Шукшина, отношением читателей и зрителей к его творчеству.
Государственное образовательное учреждение города Москвы детский сад общеразвивающего вида 939 Адаптация ребёнка к условиям ДОУ Рекомендации родителям.
Проект по теме: Граница между добром и злом
Что такое Дружба ? Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности. Cократ.
Анто́н Па́влович Че́хов (1860, Таганрог, 1904, Баденвайлер) русский писатель, автор рассказов, повестей и пьес, признан одним из величайших писателей.
Жанр Жанр Военная драма Военная драма Режиссёр Михаил Калатозов Михаил Калатозов Автор сценария Виктор Розов Виктор Розов Оператор Сергей Урусевский Сергей.
Жизнь Виктора Цоя Виктор Цой родился 21 июня, 1962г, в Петербурге. Мать, преподаватель физкультуры, и отец, инженер, по- видимому, не играли большой роли.
Геометрические сказки Путешествие второе. Пришла Чистюлька утром к Карандашу: -Доброе утро! -Не совсем оно доброе. -Так- так, что-то случилось? -А ты.
В этом году исполняется шестьдесят пять лет со дня Победы советских войск над фашистами Германией в Великой Отечественной войне. Об этом событии мы узнаем.
Работу выполнила Ученица 6 класса МОУ Покровской ООШ Цивильковой Елены.
СЛОВА: Владимира Агатова МУЗЫКА: Никиты Богословского Авторы.
«Тропа Фёдора Абрамова и его героев» (по повести "Пелагея") Задачи: учиться сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения; выявить идейный.
Урок-презентация учителя православной культуры МБОУ «ООШ 6» Гараниной О.М.
Заяц и ёж Художник Клеопа Марина Братья Гримм Однажды, в ясный солнечный денёк, стоял ёж у дверей своего дома, сложив руки на животе, и напевал песенку.
Транксрипт:

Лидия Федосеева-Шукшина: «Название «Калина красная» придумала я» Автор Маркова Оксана, ученик 8 класса МОУ «Яндобинская СОШ»

Картина «Калина красная» стала настоящим потрясением для советского зрителя Фильм получился пронзительным, рвущим сердце... В год выхода, в 1974 году, «Калина красная» стала лидером проката, было продано 62,5 млн. билетов, а кинокритики назвали ее шедевром. О съемках этой ленты, ставшей классикой нашего кино, мы рассказываем сегодня.

Шукшин писал пьесу в больнице На самом деле Василий Макарович Шукшин собирался снимать не «Калину красную», а фильм о Степане Разине. Пробивал сценарий, но безуспешно. Искал поддержку даже в ЦК КПСС, где ответили, мол, сними сначала фильм о современности, а там и «Разина» разрешим. Шукшину пришлось согласиться, но сказалось нервное напряжение - попал с обострением язвы в больницу.Степане Разине - Именно в больнице за короткий срок Вася и написал свою повесть про бывшего уголовника, - рассказала «КП» актриса Лидия Федосеева-Шукшина. - Он дал мне прочитать рукопись - повесть без названия. Я рыдала над ней всю ночь и сейчас ее читать не могу спокойно. Наплакалась и сразу сказала: «Это будет «Калина красная». Именно эту песню я спела Васе во время нашего знакомства. И ее мы хотели спеть в фильме. Но для этого нужно было купить права у автора - композитора Френкеля, а бюджет фильма был минимальный. Так и не спелось... Работа над фильмом шла мучительно. Сначала Шукшин принес сценарий в объединение Чухрая на «Мосфильме», но тот потребовал сделать Егора абсолютно положительным: не уголовник, а законопослушный гражданин. Шукшин отказался. Его поддержал Сергей Бондарчук, пригласив снимать фильм в своем объединении, но за копейки.Сергей Бондарчук Режиссеру досталась устаревшая техника, малопрофессиональная команда. Госкино выделило на картину всего 3 тысячи 600 метров дефицитной тогда пленки «Кодак». А нужно было в шесть раз больше.

О пробах - Вася только меня видел в главной роли, писал на меня. Я, как положено, проходила пробы на Любу, но они были для галочки! - рассказала «КП» Федосеева- Шукшина. Главную мужскую роль Шукшин делал для себя. На роль Петра - брата Любы - худсовет забраковал актера из МХАТа Петра Щербакова (в «Служебном романе» он сыграл Бубликова). Также пробовались актеры Буренков из Малого театра, Горобец из Театра Пушкина, а утвердили в картину Алексея Ванина. МХАТаПетра ЩербаковаАлексея Ванина В роли официанта Шукшин видел Льва Дурова.Льва Дурова - Я прочитал сценарий и стал вежливо отказываться - не «зацепило», - рассказал «КП» Дуров. - Сказал ему об этом по телефону, а он предложил поговорить. Когда мы встретились, Василий Макарович подробно стал рассказывать, о чем этот фильм, какой он многослойный. И только тогда мне открылось, как я был не прав и что участие в этом фильме - просто подарок судьбы. Кадр из фильма «Калина красная»: герой Шукшина Егор после отсидки нашел свою любимую - Любу (ее сыграла Лидия Федосеева- Шукшина), но так и не стал счастливым.

О пробах В самом начале съемок пришла неприятная новость - актриса Вера Марецкая, утвержденная на роль матери главного героя, отказалась сниматься, не желая предстать в образе дряхлой старухи. Звезда просто не приехала на уже начавшиеся съемки! Шукшин был в шоке - фильм был под угрозой. Но быстро нашелся и уговорил местную жительницу выручить. Эпизод снимали прямо в избе Ефимьи Быстровой.Вера Марецкая «Вы про жизнь свою рассказывайте, а на камеру не смотрите», - объяснил Шукшин смущенной старушке. После премьеры случайная сельская «актриса», заменившая звезду Марецкую, проснулась знаменитой... Веру МарецкуюВеру Марецкую (фото справа) утвердили на роль мамы Егора, но сыграла в фильме сельчанка Ефимья Быстрова.

Роль Люсьена На роль Люсьен Шукшин хотел пригласить Людмилу Гурченко, но оператор фильма Анатолий Заболоцкий уговорил режиссера взять на эту роль актрису Татьяну Гаврилову: мол, спивается от безделья актриса, помоги. Шукшин согласился. О чем потом, наверное, неоднократно пожалел - в середине съемок актриса «развязала», из-за чего Шукшину пришлось срочно перекраивать эпизоды с ее участием.Людмилу ГурченкоТатьяну Гаврилову

Съемки. Болел на съемках Лидия Федосеева-Шукшина рассказала «КП»: - Съемки проходили тяжело, Шукшин не играл, а проживал за героя всю его судьбу. От нервных перегрузок участились приступы язвы - эта болезнь появилась у него после службы на флоте и при стрессах обострялась. А то, КАК он снимал, - мало кто так снимал. У него на площадке не могло быть такого: «Сейчас я поиграю, а потом отойду в сторонку, анекдот расскажу». Полная самоотдача, предельная дисциплина. - Говорили, характер у Василия Макаровича был сложный? - Нелегкий характер, конечно. Нагрузка большая - он и режиссер, и автор, и актер. Да и роль какая трагическая! Сцена смерти - самый экстремальный момент. Вся группа плакала, когда он умирал. Казалось, по-настоящему от нас уходит! Гримеры и художники, которые делали кровь ему на рубашку, все рыдали, было страшно! И я боялась, что вот сейчас у него дыхание остановится. Когда озвучивала потом, у меня гипертонический криз произошел именно на этой сцене. Он ТАК работал, ТАК жил. Господь дал ему такой талант.Гримеры - А вам от него на съемках попадало? - Нет. За что?! Я очень дисциплинированная актриса. Мы с ним все дома отрабатывали. Бывало, обсуждали всю ночь, не спали. Но на съемочную площадку я приходила как клюква: нажми - и сок со всех сторон! - Я слышала, что Шукшин актерам разрешал текст не учить, любил импровизации. - Как это не учить текст? Такого не было. Просто если что-то свое вырывалось, он спокойно к этому относился в отличие от некоторых режиссеров. Если импровизация входила в строй картины - ради бога! - Василий Макарович мог выпить во время работы? - Он до этого почти восемь лет не пил. Когда был свободен - пил, а потом дал мне слово, и все закончилось! - Почему Шукшин не захотел оставить своего героя в живых? - Потому что за все в жизни надо платить! Конечно, зрителю хотелось, чтобы Егор выжил. Но он предал свою землю, поддался легкой жизни - и пошло-поехало. Оторвался от земли, и вот - заплатил жизнью!

О съемках Одним дублем сняли 4-минутный эпизод «В сенях», когда Егор говорит Любе, что уезжает в город и не знает, вернется ли. Эту сложную сцену - в одном кадре, без монтажа и переозвучки - Василий и Лида разыграли как живой разговор, но, увлекшись, отошли от размеченных точек, и в кадр попали рельсы, по которым ездила кинокамера. Когда оператор сказал Шукшину, что нужно переснять, тот опустил глаза и ответил: «Больше так не сыграть, пусть остается».

Шаг до трагедии Самый сложный эпизод фильма - таран грузовиком «Волги» - чуть не обернулся для всех трагедией. Эпизод задумывался так: на узкой насыпи причала должно было стоять такси, на середине реки - паром с людьми, невольными свидетелями тарана. Самосвал должен был на бешеной скорости врезаться в багажник «Волги» и вместе с ней свалиться в реку. Обе машины идут ко дну, а в живых остается лишь один мститель за Егора Петр Байкалов, который, вынырнув из воды, взбирался на крышу торчавшего из воды самосвала. Съемка началась. Но каскадер за рулем самосвала то ли слишком осторожничал, то ли трусил - эффектного тарана не получалось. Так промучились весь день. Расстроенный Шукшин уговорил руководство дать ему еще один день. Но вместо неопытного каскадера взял местного сельского гонщика-любителя, бывшего таксиста, который пообещал эффектно протаранить «Волгу». Гонщик предложил снять дверь в кабине самосвала со стороны водителя, чтобы выпрыгнуть до удара на мешки с соломой. Скорость до удара должна была быть 40 километров, руль перед прыжком надо было закрепить скобой. Сделали все, как предложил бывший таксист. И вот началась съемка. Оператор позже вспоминал: мол, вижу, летит машина, чую по пылище, на большой скорости. Радуюсь. Вижу, выпал водитель (это вырежется)... А дальше самосвал стремительно начинает цеплять ограничительные бетонные столбики и, не дойдя до такси, падает в воду в самой близи от парома с людьми - массовкой! Если бы он угодил на паром, пострадали бы сотни людей! Только утихли крики ужаса, все увидели, что самосвал чуть виден из воды. К «Скорой помощи» понесли трюкача с переломом ног. Он гнал, чтобы оправдать доверие, со скоростью 80 километров; проскочил мешки, прыгал уже на насыпь. Зрелища опять не получилось. «Сняли мы по-горячему актера Лешу Ванина (Петр), выныривающего из кабины самосвала, и это был самый убедительный кадр из всего материала катастрофы, - вспоминал оператор. - Только после возвращения в гостиницу осознали весь кошмар, который ожидал нас, не попадись на пути самосвала бетонные столбики. Провидение спасло нас от чудовищной катастрофы».

Фильм не нужен? - Меня поразило неуважительное отношение к Шукшину киночиновников, - рассказывает Лев Дуров.- Они замучили его придирками. Василий Макарович попросил меня помочь перевезти аппаратуру и пленку со съемок в Москву. В Москве меня никто не встретил, и я весь груз на себе пер. Неделю дома у меня лежал отснятый материал фильма. Но никто за ним не приезжал. Никому, кроме режиссера и актеров, не было дела до этого колоссального труда. И все же вопреки всем трудностям и сложностям фильм вышел. На премьере я понял: это триумф. Больше никогда таких оваций нигде не слышал!

Замечания цензуры На Главной сценарно-редакционной коллегии Госкино фильм просто разобрали по косточкам. Было приказано полностью убрать «сцену разврата» с участием Егора Прокудина (5 минут экранного времени); внести исправления в рассказ его матери - в частности, вырезать ее жалобы на скудную пенсию в 17 рублей, слова про плохую работу сельсовета, убрать песню «Это многих славный путь...» в эпизоде застолья, поломанные доски карусели и другие детали. Когда Шукшин прочитал гигантский список исправлений, ему стало плохо. И его опять госпитализировали с обострившейся язвой желудка. Как только почувствовал себя лучше, взялся за поправки.язвой желудка Киновед В. Фомин вспоминает: «Я видел, как буквально умирал, таял на глазах Шукшин, сбежавший из больницы, чтобы исполнить навязанные «исправления» и тем самым спасти картину от худшего. Он боялся оставить фильм в «разобранном» виде, чтобы самому как-то «зализать» нанесенные раны. Смены в тонстудии казались нескончаемыми - по двенадцать и более часов в сутки. Но через каждые два-три часа у Василия Макаровича начинался очередной приступ терзавшей его болезни. Он становился бледным, а потом и белым как полотно, сжимался в комок и ложился вниз лицом прямо на стулья. И так лежал неподвижно и страшно, пока боль не отступала. Он стеснялся показать свою слабость, и его помощники, зная это, обычно уходили из павильона, оставляя его одного. Сидели в курилке молча. Проходило минут двадцать - тридцать. Из павильона выходил Шукшин. Все еще бледный как смерть. Пошатываясь. Как-то виновато улыбаясь. Тоже курил вместе со всеми. Пытался даже шутить, чтобы как-то поднять настроение. Потом все шли в павильон. И снова приступ...» Шукшин вырезал из текста слова матери: «Поживи-ка ты сам на 17 рублей пенсии», и еще какие-то «мелочи»... но категорически отказался убирать любовные сцены своего героя и песню. Рисковал нарваться на скандал, но тут критическим состоянием здоровья мэтра заинтересовался глава Совета Министров СССР Алексей Косыгин.Алексей Косыгин В Госкино испугались - не дай бог Шукшин умрет из-за волнений, - и сняли придирки к фильму. «Калину красную» отвезли Брежневу на дачу для вечернего просмотра. Генсек посмотрел до конца, расплакался и велел дать полотну высшую категорию.Брежневу Так судьба многострадальной картины была спасена.

В ролях Жанр драма, комедия драмакомедия Режиссёр Василий Шукшин Автор сценария Василий Шукшин Василий Шукшин Егор Прокудин Василий Шукшин Лидия Федосеева-Шукшина Люба Лидия Федосеева-Шукшина Георгий Бурков «Губошлёп» Георгий Бурков Иван Рыжов отец Любы Иван Рыжов Ия Арепина Сестра Егора Ия Арепина Мария Скворцова мать Любы Мария Скворцова Алексей Ванин Пётр Байкалов, брат Любы Алексей Ванин Лев Дуров официант в ресторане Лев Дуров Наталья Крачковская Жанна Прохоренко Наталья Гвоздикова телефонистка Наталья Гвоздикова Артур Макаров вор в законе Артур Макаров Мария Виноградова жена Петра Мария Виноградова Олег Корчиков Шурка Олег Корчиков Татьяна Гаврилова Люсьен, член «воровской малины Татьяна Гаврилова В главных ролях Василий Шукшин Лидия Федосеева- Шукшина Георгий Бурков Иван Рыжов Оператор Анатолий Заболоцкий Композитор Павел Чекалов Кинокомпания «Мосфильм»Мосфильм Длительность 101 мин. Страна СССР Год 1973 IMDb ID

Съёмочная группа и призы Съёмочная группа Автор сценария: Василий ШукшинВасилий Шукшин Режиссёр: Василий ШукшинВасилий Шукшин Оператор: Анатолий Заболоцкий Призы Главный приз на Всесоюзном кинофестивале в Баку (1974)Баку1974 Приз польских кинокритиков «Варшавская сирена» за лучший иностранный фильм 1973 года, показанный в Польше. Польше Афиша фильма «Калина красная»

Сюжет Выйдя из тюрьмы, Егор Прокудин решает податься в деревню, где живёт синеглазая незнакомка Люба, с которой он переписывался ведь надо немного переждать и осмотреться. Но жизнь в деревне рушит все планы Егора, и он решает навсегда порвать с прошлым. Теперь у него есть друзья, работа. Он любит Любу. Однако дружки Егора не собираются мириться с его успокоенностью...

Гонорары артистов за съемки в «Калине красной»: В. Шукшин руб. (за режиссуру) и 4912 руб. (за роль); И. Рыжов руб.; Л. Федосеева- Шукшина руб.; А. Ванин руб. 50 коп.; Г. Бурков руб. Роль брата главной героини сыграл Алексей Ванин, а пробовались: фото 1 - Юрий Горобец, фото 2 - Евгений Буренков, фото 3 - Петр Щербаков. Алексей Ванин Юрий ГоробецПетр Щербаков

Лев Дуров «КАЛИНА КРАСНАЯ», СССР, МОСФИЛЬМ, 1973 Эта картина Василия Шукшина крайне редкое жанровое исключение в советском искусстве, где все трагедии должны были быть непременно «оптимистическими». Это рассказ о человеческой душе, о том, «как не устроена она в жизни, как мается и ищет своего места». Ибо в «Калине красной» угадан сквозной, хотя чаще всего скрытый мотив советского кино «свой среди чужих, чужой среди своих», который решался преимущественно в социальной плоскости, когда чуть ли не вся нация принадлежала, если не к прошедшим лагеря или к родственникам тех, кто сидел, так обязательно к разнообразным «перемещенным лицам», завербованным, мигрантам и «лимитчикам». Почти все переезжали вынужденно или по зову сердца с места на места по большой, необъятной стране, оказывались в положении перекати-поля, пытающихся приспособиться, прижиться в чужой среде. До «Калины красной» творчество Шукшина в литературе и кино нередко понимали с точки зрения навязчивого противопоставления города и села, урбанистической безликости, бездуховности, оторванности от корней и деревенской естественности, человеческой индивидуальности, глубинной связи с родной землей. И только в «Калине красной» этот конфликт понят на трагическом общенациональном, «всесоюзном уровне» дело отнюдь не в том, что несостоявшийся крестьянин стал вором-рецидивистом, покинув свой дом, предав мать, существуя без семьи, один-одинешенек, гол как сокол. Словно вся страна, составлявшая тогда шестую часть Земли, оказалась в ситуации «вечного неприкаянного странника», не зная, где прибиться, с кем породниться, как найти успокоение своей мятущейся души, которая вряд ли хочет только лишь загула, «забега в ширину», но в большей степени страждет припасть к утраченным основам бытия. «Калина красная», поставленная режиссером в возрасте 44 лет, самый исповедальный и художнически автобиографичный фильм Шукшина, никак не вписывающийся в рамки удушающего застоя. Не случайно картина начинается со сцены выступления тюремной самодеятельности хор заключенных задумчиво и сосредоточенно выводит песню о том, как «много дум наводит» вечерний звон. Легче всего посчитать, что бывший уголовник Егор Прокудин, выйдя из тюрьмы, хочет замолить прежние грехи и начать новую жизнь в «краю родном», прикипев душой к хорошей женщине Любе Байкаловой, с которой познакомился по переписке, а вот прежние дружки упорно не отпускают его и назло устраивают бандитскую поножовщину. Но ведь это не «криминальная драма» и даже не мелодрама, сдобренная неожиданно комическими сценами. Лидер проката (1974, 2 место) 62.5 млн. зрителей