Тарифное регулирование естественных монополий Лектор: Аскеров Э.Н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Докладчик: Филиппов А. ФЭУТ IV-2 ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ГОРОДА Москва.
Advertisements

О ПЕРЕХОДЕ К РЕГУЛИРОВАНИЮ ТАРИФА НА УСЛУГИ ПО ПЕРЕДАЧЕ МЕТОДОМ ДОХОДНОСТИ ИНВЕСТИРОВАННОГО КАПИТАЛА (RAB) Докладчик: А.В. Сергутин, Директор по экономике.
Некоторые аспекты системы государственного регулирования: Россия 2010 Наталья Волчкова Российская экономическая школа Общественный совет при ФСТ России,
Москва Май 2011 года Возможные договорные отношения между органами власти (регулятором) и унитарными предприятиями в коммунальном секторе.
Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике Докладчик: начальник Департамента О.А. Рыбалко Смоленск, 2008 г.
Аспекты финансирования развития инфраструктуры Сиваев Сергей Борисович Институт экономики города Москва 26 мая 2011г.
Организация финансирования проектов в секторе ЖКХ. Практический опыт ОАО «Евразийский» Пузанов Дмитрий Владимирович Заместитель генерального директора.
Сиваев Сергей Борисович Возможности и ограничения концессии в коммунальном секторе
Министерство регионального развития Российской Федерации1 Программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры (ПКР) Заместитель руководителя Федерального.
Центр по эффективному использованию энергии Тарифообразование в ЖКХ в свете нового законодательства И. Башмаков Центр по эффективному использованию энергии.
Оценка имущества для приватизации. Законы рынка, требования законодательства, сложившаяся практика. Как найти компромисс? Юлия Липпонен, Председатель комитета.
«Основное содержание приказов Министерства регионального развития Российской Федерации 99, 100 и их применение при подготовке инвестиционных программ на.
Председатель Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Р.М.Хазиев.
1 Случаи и критерии установления платы за публичные услуги.
Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные.
Студент 3 курса з/о Группы ЭЗ-31 Мамытов С.А 1. Предпосылки: высокий уровень физического износа коммунальных сетей государственная и муниципальная монополия.
Регулирование тарифов в электросетевом комплексе с использованием метода доходности на инвестированный капитал (RAB)
2006 Повышение эффективности управления долями регионов в акционерных обществах с участием государства.
Реформа коммунального хозяйства с участием частного сектора Александр Баженов, Президент Национальный Центр по Развитию Частно-Государственных Партнерств.
Транксрипт:

Тарифное регулирование естественных монополий Лектор: Аскеров Э.Н.

Основные модели тарифного регулирования 1. США - регулирование рентабельности (rate of return regulation): P = C + K * r, где P - цена, С - издержки, К - капитал, r - норма рентабельности 2. Великобритания - установление потолка цен (price cap): P1 = P0 * (RPI – X), где P1 – цена в регулируемом периоде, P0 – цена в базовом периоде, RPI – индекс цен, X – коэффициент повышения эффективности 3. Участие в прибыли (profit sharing regulation): тарифы устанавливаются исходя из прогноза издержек и корректируются на основе мониторинга издержек и прибыли. 4. Франция: конкуренция за рынок - замена конкуренции на рынке.

Законодательная основа регулирования тарифов в США 1778, Конституция СШАПравительство не имеет права совершать действия отнимающие у человека жизнь, свободу, или собственность без должного процесса закона (Манн против Иллиноиса) Верховный Суд «Если частная собственность требуется для общественного блага, то существует исключение из должного процесса» 1929 (Уильямс против Стандард Ойл) Штаты не имеют права фиксировать цены на товары и услуги, кроме коммунальных.

Подход к регулированию в США 1944 (FPC vs. Natural Gas) …важно чтобы дохода компании было достаточно не только на покрытие операционных издержек, но и на покрытие капитальных затрат. Эти затраты так же включают в себя обслуживание долгов и дивиденды по акциям… Доход владельца акции предприятия, должен соответствовать рискам инвестиций в другие предприятия имеющие соответствующий уровень рисков. Этот доход так же должен быть достаточным чтобы вселить уверенность в финансовой устойчивости предприятия, таким образом позволяя ему обслуживать свой долг и привлекать капитал.

Регулирование рентабельности

Регулирование рентабельности: pro et contra Преимущества: –безубыточность предприятия; –возможность привлечения инвестиций; –возможность «начать с нуля». Недостатки: –нехватка информации у регулирующего органа; –активное вмешательство регулирующего органа в бизнес; –дороговизна процедуры регулирования; –временной лаг (частичное решение - pass through); –отсутствие стимулов к повышению эффективности; –субъективизм в определении нормы рентабельности.

Регулирование Потолка цен

Регулирование «потолка цен»: pro et contra Преимущества: –упрощение и удешевление процедуры регулирования; –появление стимулов к росту эффективности бизнеса; –рост хозяйственной самостоятельности предприятия. Недостатки: –возможность накопления груза прошлых ошибок; –субъективизм в установлении X, RPI; –возможность искажения графика капиталовложений; –повышение требований к уровню менеджмента; –рост рискованности бизнеса в глазах инвесторов.

Некоторые последствия либерализации регулирования в Великобритании Снижение издержек и цен: с 1992 по 1997 г. операционные издержки в электроснабжении снизились на 17%, количество занятых уменьшилось на 26%, цены на газ для потребителей сократились на 14%. Рост рискованности бизнеса: коэффициент бетау коммунальных предприятий в Великобритании, где преобладает регулирование потолка цен, составляет около 0.9, тогда как в США, где превалирует регулирование рентабельности, – лишь 0.5. (ист. – McKinsey Quarterly 1999, No 1.).

Существующие проблемы тарифного регулирования в России Несовершенные процедуры либо их отсутствие (политизированность) Затратный принцип формирования тарифов («издержки +») Проблемы методического плана (приемлемые затраты) Сохраняется перекрестное субсидирование

Проблемы федерального законодательства Нечеткое разграничение компетенции разных уровней власти; Отсутствие связи процесса тарифообразования и бюджетного процесса; Несогласованность регулирования на разных уровнях власти; Отсутствие единой методической базы формирования тарифов.

Принципы совершенствования федерального законодательства Уровень регулирования должен соответствовать масштабу деятельности коммунального предприятия; Регулирование должно осуществляться «сверху вниз» и по согласованному графику; Привязка процесса образования тарифов и бюджетного процесса; Единая методическая база формирования тарифов.

Процедура изменения тарифов Тарифы естественных монополий регионального масштаба (АО-энерго и т.д.) Тарифы естественных монополий муниципального масштаба (предприятия ЖКХ) Тарифы естественных монополий федерального масштаба (ОАО Газпром, Транснефть, МПС и т.д.)

Мероприятия на муниципальном уровне власти Определение целей муниципалитета по отношению к муниципальным коммунальным предприятиям Создание условий (тарифное регулирование) Система мониторинга

Фонд "Институт экономики города" (095) Определение и формализация целей муниципалитета Иметь возможность обеспечивать население коммунальными услугами сейчас и в будущем. (1) Обеспечить воспроизводство муниципального имущества коммунальных предприятий таким образом, чтобы достичь цели (1)

Постановка целей Договор на управление (максимум): –Формализация целей муниципалитета; –Обязанности сторон (тарифная политика, стандарты качества услуг, инвестиционная программа); Производственная и инвестиционная программы (минимум).

Определение финансовых потребностей Оценка стоимости реализации производственной и инвестиционной программ в очередном периоде регулирования; Целевое использование прибыли и амортизационных отчислений.

Тарифная политика принципы Оптимизация интересов всех заинтересованных сторон (муниципалитета, потребителей, предприятия, инвестора); Полное возмещение затрат; Прозрачность процедуры регулирования;

Тарифная политика процедуры Создание регулирующего органа на муниципальном уровне; Привлечение к регулированию всех заинтересованных сторон; Открытость процедуры регулирования

Тарифная политика процедуры Установление тарифа на определенный срок (с возможностью индексации по упрощенной схеме); Определение причин для пересмотра тарифа в течение регулируемого периода; Период регулирования 1-3 года