1899 -1922 В памяти нашей живет поэт с красивым именем первоцвета, развернувшего свои лепестки среди снега и льда. «Сеспель» в переводе с чувашского –

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Михаил Сеспель ( ). Михаил Сеспель – Михаил Сеспель – классик и осново - положник новой чувашской поэзии, государственный и общественный деятель.
Advertisements

Михаил Сеспель. После образования Чувашской автономной области в 1920 году его, работника Чувашского обкома РКСМ, избирают председателем ревтрибунала.
«Сеспель – Подснежник поэзии» Живет на Полесье красивом Чувашское имя, как песня. В нем – нежность и мужество сына, Весенний цветок в нем -
Урок-презентация по литературе в 9 классе. Учитель: Мукучаева С.Р. Тема: М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Два поэтических мира (Лермонтов и Пушкин).
Урок литературы Тема: М.Ю. Лермонтов «Я поэт, и этим уже интересен» Учитель русского языка и литературы: Шаповалова Валентина Николаевна МОУ СОШ 47 г.
Урок-презентация по литературе в 9 «б» классе. Учитель: Балмаева Г.И. Тема: М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Два поэтических мира (Лермонтов и.
Хастарлă, хыт утăмлă пулăр, Ç ĕ ршывăн хастар ачисем, Вут кайăклăн в ĕ ç ĕ р, ан юлăр, Ан юлăр кун-çул уттинчен.
«Жалей того, кто с идеалом Столкнется здесь лицом к лицу. Его душа крылом усталым Вспорхнёт и улетит к Творцу». Владимир Палей.
Для тебя Родная Я хочу с тобой жизнь прожить Я хочу тебя просто любить Говорить тебе эти слова Что люблю я, Родная, тебя! Хочу быть я с тобою всегда!
Посвящается жизни и творчеству поэта - фронтовика Э.А. Асадова.
Пока я жив – я с тобой Письма юности и любви гг. Левитан фильм.
САМАЯ ПРЕКРАСНАЯ ИЗ ЖЕНЩИН - ЖЕНЩИНА С РЕБЁНКОМ НА РУКАХ!
110 лет со дня рождения Михаил Кузьмич Кузьмин Чёваш ч.лхи пур чух Тёван поэт ятне В.ри: кёвар чунсем савма Пёрахас =ук??? Пока язык наш жив, Горячие.
Изучить биографию К.В.Иванова Ознакомиться с поэмой «Нарспи» Дать характеристику главных героев поэмы Показать диаграммой отношение читателей к героям.
Константин Васильевич Иванов.
Стихи о Великой Отечественной войне. Песни, созданные на стихи поэтов и их популярность в годы войны и после неё.
А.Т.Твардовский «Я убит подо Ржевом» (анализ стихотворения) Автор работы: Зверева Т.Г., учитель русского языка и литературы ГОУ гимназия 148 имени Сервантеса.
Слайд шоу предоставил ученик 4 класса средней школы 16 Нагиев Аслан.
Поэзия Есенина... Чудесный, прекрасный, неповторимый мир' Мир, который близок и понятен всем. Есенин - истинный поэт России; поэт, который к вершинам.
Сергеев Николай Михайлович, МБОУ «СОШ 8», 1 А класс Руководитель: Сергеева Венера Викторовна.
Транксрипт:

В памяти нашей живет поэт с красивым именем первоцвета, развернувшего свои лепестки среди снега и льда. «Сеспель» в переводе с чувашского – «подснежник, фиалка».

Отчий дом Кузьмин Михаил Кузьмич родился 4 (16) ноября 1899 года в деревне Казакасы, ныне Сеспель Канашского района Чувашской Республики, в семье крестьян Кузьмы Федорова и Агафьи Николоаевой.

Шихазановская второклассная школа Осенью 1907 года отец отвел сына в начальную школу при Шихазановской второклассной учительской школе. В 1914 году Михаил Сеспель подает прошение в Совет Шихазановской второклассной учительской школы о приеме в число воспитанников школы и приступает к занятиям в ней.

Шихазанский период (до августа 1917года) Поэт активно усваивал традиции русской поэзии XIX в., писал стихи в нормах чувашской народной эстетики, а частично и поэтики. Появились стихи: «Скоро» (1916) «Судьба солдата» (1916)

Раннететюшский период (сентябрь 1917 – лето 1919) Стал приобщаться к мировой культуре, овладел художественными приемами русских символистов. Были написаны: «Грядущее» (1918) «Обездоленных свет» (1918) «Век минувший» (1918) «В Красном море» (1919)

Раннететюшский период (сентябрь 1917 – лето 1919) Стал приобщаться к мировой культуре, овладел художественными приемами русских символистов. Были написаны: «Грядущее» «Обездоленных свет» «Век минувший» «В Красном море» В Красном море Уж берег мрака далеко, С ним скрылся в прошлом безвозвратно Век униженья, век раба, Чья жизнь была так безотрадна… Сердца отвагою полны! Корабль летит, бушует море, но берег счастья не далек, Уж виден отблеск красных зорей. Там жизнь светла, там жизнь прекрасна…

Позднететюшский период (лето –август 1920) Полностью овладел русской стихотворной культурой, восходящей к традициям поэтов - суриковцев Волжская песня Вниз по волге бежит, Белой пеной шипит, Торопясь к Шупашкару, волна; Бьет о берег крутой, Кличет громко на бой За свободу, за счастье она. 1919

Чебоксарский период (сентябрь –май 1921) Сеспель освоил поэтику многих жанров литературы, разработал теоретические вопросы поэзии, экспериментировал в стиле разных школ, при этом оставаясь верным своему эстетическому принципу – подчинение символов, образов и стихотворной речи основной идее произведения. В создании образов часто прибегал к христианской мифологии. Появился ряд стихов: «Как умру…» «Чувашский язык» (1920) «Сыну чувашскому» (1920) «Чувашке» (1920) «Тяжелые думы» (1921) Разработал «Стихосложение и правила ударения » Чувашке Хватит жить рабыней, стыдно Быть прислугой мужней! За великую свободу Встаньте, смело дружно. И детей своих учите, Пусть растут свободно; Пусть Чувашию полюбят Крепко благородно; Пусть за свой язык готовы Будут заступиться: Пусть никто, как встарь, над ними Больше не глумиться

Крымский период (июнь –август 1921г.) Добился полной гармонии индивидуального и коллективного сознания. К этому времени сумел разгадать тайну волшебного слова, сочинил шесть классических стихотворений: «Морю» (12 июля 1921) «Пашня нового дня»(7 июля 1921) «Чуваш, чуваш» (5 июля 1921) «Гаснет день»(16 июня 1921)

Море Море, море Черное, Вечно непокорное! Ты волнами, пеной белой Oб утесы бейся смело, Рвись, мечись остервенело, Я душою огнекрылой, Сердцем жарким что зовет В обновленную страну, Лишь борьбу могучей силы Славлю выше всех красот. Море, море, рвись вперед, За волною мчи волну, Бездной темной, грозным адом- То свинцом, до дна налитым, То огня сплошным каскадом На валы бросай валы ты. Вечным голосом борьбы Оглушай и потрясай Небосвод былой судбьбы, Бей волнами разбивай Каменистый берег свой, Вызывай его на бой.

Киевский период (сентябрь1921 – февраль 1922г.) Поэт интуитивно ощутил необходимость отхода от четкого ритма силлабо-тоники к верлибру. Появились стихи: «Стальная вера» (сентябрь 1921) «Голодный псалом» (октябрь 1921) «Проложите мост» (октябрь 1921)

Остерский период (март –июнь 1922г.) В поэтику Сеспеля входят трагические образы. Его лирический герой груб, самоуничтожителен, он глубоко переживает разлуку с чувашским краем, голодную весну 1922г. Были написаны: «Красные маки» (март 1922) «Отныне» (апрель 1922)

Страдания Сеспеля Разлука с отцом; Болезнь; Разрушение идеала верной жены матерью; Расхождение его идеала коммунистической нравственности с нравственностью окружающих его людей; Неудачная любовь;

Об отце …Когда еще и еще одним роковым ударом судьбы в самое сердце, саму сущность моей жизни я был придавлен ужаснейшими минутами страданий, получив известие о том, что мой отец, в встрече с которым был смысл всей моей жизни, надеждой о встрече с которым был смысл всей моей жизни, надеждой о встрече с которым я только и дышал, скончался вдали от меня – покинутый всеми, одинокий, разбитый жизнью …

Воспоминания матери

Болезнь Из дневника поэта... Какое невыразимое, скверное самочувствие! Я весь раздраженное и бессмысленное существо. Невольно разбираю, какие условия окружают мою материальную жизнь. Десятилетняя болезнь вконец разрушает мой организм. Скоро я буду накануне смерти….. Какая космическая трагедия сознавать, когда хочется, чтобы сердце звучало звучало миллионами вечноблаженных мелодий великого восторженного счастья строительства, борьбы, счастья от любимой женщины, – сознавать что тело твое разлагается, как у трупа, и нечем его остановить.

Воспоминания Гурия Кузьмина

... Мать была для нас и кормилицей, и защитницей, и наставницей. Сколько ее помню, она всегда работала и нас приучала к работе. Но даже в то тяжелое время родители не оставляли мысли дать нам хоть какое-то образование, сделать грамотными. Вспоминая те годы, я всегда поражаюсь мудрости матери. В нужде, под тяжестью бед и невзгод, озабоченная добыванием для детей куска хлеба насущного, она сумела поддержать тягу сына к знаниям. Появись в семье лишний рубль, на что он тратился? Конечно же, на хозяйственные нужды до книг ли когда одежда в заплатках и на стол подать нечего? Однако в нашей избе книги были всегда. Как радовался Миша каждой новой книге…

Письмо П.И.Бекшанскому …Целые дни шум, гам, кругом грубые бесчеловечные солдаты. Чувствую себя ужасно одиноким. Вши. Холод. Голод изо дня в день. Федя, упал я духом. Не выдержал испытания. Найди слово, которое водворило бы во мне надежду на светлое будущее. Конца моему ужасному существованию не видно. Семья сегодня завтра перемрет с голоду. Коммунизм скрылся с горизонта будущего. На десятилетия воцарился в стране советский капитализм. Опять нищета одних и богатство других. Где луч света, который осветил бы мои мрачные кошмарные дни... 7 декабря 1921г.

А.П.Червякова Грустью овеяна, нежно- печальная, В грустных мечтах утонувшая, Вы так прекрасны, как греза минувшая, Как звездочка ясная, ясная, дальняя. М.Сеспель

Письма… …Живу плохо. Можете конечно понять, каково изо дня в день молчать, не иметь никого перемолвиться словом из души. И это изо дня в день… …Пусть пишется одно и то же, пусть я повторяюсь, - я хочу, я хочу писать Вам, бесценный, бесконечно обожаемый друг. Как вы ушли, стало так пусто, угрюмо и чуждо кругом. Мне кажется вы ушли далеко, далеко, словно золотой луч веселого солнца скрылся куда-то, и мне захотелось до боли написать Вам, чтобы хоть через записки чувствовать вас, золотую лазурную Даль моих стремлений, моих желаний…

Тест 1.Годы жизни Михаила Сеспеля А) Б) В) Настоящая фамилия поэта А) Федоров Б) Хузанкай В) Кузьмин 3. Какая болезнь беспокоила М.Сеспеля? А) рак Б) туберкулез костей В) минингит 4. Большая любовь поэта А) Н.Н.Рубис Б) З.И.Сусмет В) А.П.Червякова 5. По какому обвинению был заключен в тюрьму? А) в национализме Б) в поджоге Г) хищение коммунистической собственности 6. Где похоронен? А) г.Чебоксары Б) Канашский район В) г.Остер 7. Стихотворение Сеспеля А) «Пашня нового дна» Б) « Как умру…» В) « Дед Кельбук» 8. Главный пафос его стихотворений А) победа справедливости Б) светлое чувашское будущее В) торжество коммунизма 9) Из какого стихотворения? … Костлявая рука дней старых, злых К кресту мой край родимый пригвоздила. Сухими, мертвыми зубами голод Страну мою грызет… А) «Проложите мост» Б) «Последний ломоть, последний…» В) «Голодный псалом» 10. Созданное Сеспелем правило стихосложения и ударения. А) силлабика Б) силлабо-тоника В) верлибр 11. Большинство произведений поэта перевел А) П.Хузангай Б) Ю. Айдаш В) Н..Данилов 12. Прототип лирического героя в стихах поэта А) брат Гурий Б) друг В) сам поэт

Ответы теста 1.Годы жизни Михаила Сеспеля А) Настоящая фамилия поэта В) Кузьмин 3. Какая болезнь беспокоила М.Сеспеля? Б) туберкулез костей 4. Большая любовь поэта В) А.П.Червякова 5. По какому обвинению был заключен в тюрьму? Б) в поджоге 6. Где похоронен? В) г.Остер 7. Стихотворение Сеспеля А) «Пашня нового дна» Б) « Как умру…» 8. Главный пафос его стихотворений Б) светлое чувашское будущее 9. Из какого стихотворения? … Костлявая рука дней старых, злых К кресту мой край родимый пригвоздила. Сухими, мертвыми зубами голод Страну мою грызет… В) «Голодный псалом» 10. Созданное Сеспелем правило стихосложения и ударения. Б) силлабо-тоника 11. Большинство произведений поэта перевел А) П.Хузангай 12. Прототип лирического героя в стихах поэта В) сам поэт

Выводы 1.Основал в чувашской поэзии новое направление: Соответствие формы стиха содержанию, интонации и пафосу произведения; Создание метафорических образов. Разработал особую светосимволику образов и и разгадал тайну магического воздействия, «озвучивания» описываемых действий. 2.Несовпадение идеала с действительностью привело большого поэта к личной трагедии

В заключении Произведения Михаила Сеспеля, подобно высоковольтному аккумулятору, заряжены его национальным духом и темпераментом. И каждый раз, читая их, мы ощущаем прилив свежей энергии. Эта энергия – дух нации переплавленный Сеспелем в художественное слово. Жар – птицею край мой воспрянет, Свободой и солнцем дыша. Кто скажет «неправда» -обманет: В нем чахлая тлеет душа!

Спасибо за внимание!