Семейное образование: права и роль родителей в обучении детей Всемирный Конгресс Семей – самое представительное международное объединение сторонников семейных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Права семьи и родителей в сфере образования: почему они важны? Всемирный Конгресс Семей – самое представительное международное объединение сторонников.
Advertisements

Семейное образование и экстернат: проблемы нормативного регулирования Парфентьев Павел Александрович, председатель МОО «За права семьи»
Управление исследованиями и разработками в сфере тьюторства Т.М.Ковалева.
Правовые основы организации школьного ученического самоуправления.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
Система образования в России: структура и управление 1. Основные нормативные документы в области образования. 2. Структура и особенности современной системы.
Ф едеральный закон от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации.
Игрушкина Татьяна, специальный педагог, руководитель отдела по работе с семьями СПб ИРАВ Современные подходы к построению программ раннего вмешательства.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г. Подписан Президентом РФ В. В. Путиным 29 декабря 2012 г. Утвержден.
ЧАСТЬ 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
Изучаем ФГОС дошкольного образования. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – совокупность обязательных требований.
Детские и молодежные общественные организации как партнеры ученического самоуправления.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
1. Всеобщая декларация прав человека; 2. Конвенция о правах ребенка; 3. Конституция Российской Федерации; 4. Закон РФ "Об образовании"; 5. Закон РФ "Об.
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Ленинградский областной институт развития образования Секция 2014 год.
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 10 класс Урок 19.
«Обучение должно приносить радость познания, радость общения. Любой ребёнок – личность, каждому нужно почувствовать радость успеха. А радость обязательно.
« Ваши права, дети!». Что такое право? ПРАВО (из словаря Ожегова) – есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил,
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
Транксрипт:

Семейное образование: права и роль родителей в обучении детей Всемирный Конгресс Семей – самое представительное международное объединение сторонников семейных ценностей, включающее сотни организаций из 80 стран мира. WorldCongress.org Фонд поддержки семьи и демографии во имя свв. Петра и Февронии представляет ВКС в РФ/СНГ. Учредители Фонда: прот. Димитрий Смирнов, прот. Максим Обухов, Комов А.Ю. WorldCongress.ru Межрегиональная общественная организация «За права семьи» - защищает российские семьи с 2010 года. Председатель – Павел Парфентьев ProFamilia.ru Наша миссия: содействие укреплению естественной семьи и приоритета традиционных семейных ценностей в области российского и международного права. Учредители центра: 2013 Парфентьев Павел Александрович: Генеральный директор АЦ «Семейная политика.РФ» Председатель МОО «За права семьи» Советник Всемирного Конгресса Семей по международному праву прав человека

Семья – в центре образования Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей Всеобщая декларация прав человека, ст Мы подтверждаем право родителей воспитывать и обучать своих детей на их благо, без вмешательства со стороны государства. Мадридская декларация VI Всемирного Конгресса Семей (2012) Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства» Всеобщая декларация прав человека, ст Межд. пакт о гражданских и политических правах, ст. 23.1

Новый закон «Об образовании в РФ» «Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами» (ст. 44 ч. 1)

Всемирная Конференция по домашнему образованию 2012 Оргкомитет GHEC 2012 – представители всех континентов

Всемирная Конференция по домашнему образованию 2012 Все континенты, 26 стран, более 200 участников

«Берлинская декларация» о праве на домашнее образование «Мы, подписавшие эту декларацию, представленную 3 ноября 2012 года на первой Всемирной Конференции по домашнему образованию в Берлине, Германия: Напоминаем всем нациям о том, что множество международных договоров и декларация признают существенную, незаменимую и основополагающую роль родителей и семьи в области образования и воспитания детей как естественное право, которое должно уважаться и защищаться всеми правительствами; Поддерживаем семейное образование (домашнее образование) как практику, при которой родители и дети сами осуществляют образовательную деятельность, обеспечивая обучение, отвечающее нуждам семьи и детей; Отмечаем, что статья 26 часть 3 Всеобщей декларации прав человека 1948 года, гласящая, что «родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей», указывает на высокое достоинство и превосходство прав родителей и семьи по отношению к государству;»

Влияние участия родителей на результаты обучения Данные исследований: Дети, семьи которых включены в процесс обучения, получают более высокие оценки, посещают больше факультативных занятий, чаще получают высшее образование; Дети лучше чувствуют себя в процессе учебы, более мотивированы учиться и лучше себя ведут, когда их семье действительно интересно то, чему и как они учатся; Дети, чьи родители в первые годы обучения активно участвуют в их учебе, чаще успешно заканчивают школу с хорошими оценками. Старшеклассники, родители которых активно участвуют в их учебе и ожидают от них более серьезных успехов, чаще начинают углубленно изучать те или иные предметы. Дети, отцы которых включены в их обучение, показывают более высокие академические достижения. Активное включение родителей в обучение детей (родители ставят образовательные цели и поддерживают на пути к ним) более существенно улучшает результаты обучения, чем пассивное (контроль и надзор). См. напр.: A New Wave of Evidence: The Impact of School, Family, and Community Connections on Student Achievement (Annual Synthesis 2002), National Center for Family and Community Connections with Schools; Parental Involvement and Childrens Academic Success ( et al.

Включенность семьи в обучение - критически значимый фактор успеха в учебе Данные многочисленных исследований надежно и убедительно свидетельствуют, что влияние семьи - один из главных факторов успеха в обучении ребенка. Недавнее масштабное исследование 1 указывает даже на то, что участие семьи в обучении более значимо для учебных успехов, чем качество работы школы. 1 Mikaela J. Dufur, Toby L. Parcel, Kelly P. Troutman Does Capital at Home Matter More than Capital at School?: Social Capital Effects on Academic Achievement, Research in Social Stratification and Mobility, Available online 5 September 2012

Пример: академические успехи семейного образования Прим.: здесь и далее данные об академической успеваемости основаны на обширном исследовании из США: Dr. Brian Ray (NHERI) Homeschool Progress Report 2009: Academic Achievement and Demographics Академические достижения детей, обучающихся дома, превышают успехи школьников (США)

Пример: независимость успехов СО от дополнительных факторов (1) Уровень педагогической подготовки родителей не влияет на результаты домашнего обучения (США) Степень государственного контроля над домашним обучением не влияет на его результаты (США)

Пример: независимость успехов СО от дополнительных факторов (2) Уровень образования родителей практически не влияет на успехи домашнего обучения

Влияние денежных затрат на обучение на результаты семейного образования

Социализация и домашнее обучение Прим.: по данным американских исследований Дети, учащиеся дома: Более, чем у половины более устойчивое самоуважение, чем у школьников (Taylor) Значительно менее зависимы от дурного влияния сверстников (Delahooke, 1986) Имеют меньше поведенческих проблем, чем школьники (Shyers, 1992) Лучше социализированы, чем школьники, по общему показателю психологической зрелости превосходят школьников на 57% (Smedley, 1992)

Домашнее образование: ретроспективная оценка выпускниками Выпускники «домашних школ»: 95% - счастливы, что получили именно семейное образование 82% - планируют учить детей в семье 74% - уже обучают детей в семье Прим.: американские данные масштабного (выборка выпускников) исследования: Dr. Brian Ray, «Socialization? No problem!», 2003 Использована иллюстрация с сайта:

Социальные успехи семейного образования Прим.: американские данные масштабного (выборка выпускников) исследования: Dr. Brian Ray, «Socialization? No problem!», 2003

Причины, по которым родители выбирают домашнее образование для своих детей: более качественное образованиеболее здоровое и качественное социальное развитие возможность воспитывать ребенка в согласии со своими убеждениями возможность более целостного формирования личности ребенка возможность ослабить негативное влияние среды на детей более гибкое и индивидуальное обучениевозможность выбора подходов и учебных материалов возможность лучше учесть личные особенности и особенности здоровья ребенка

Уроки для системы образования Естественные связи с родителями, семейное окружение и связь со значимыми взрослыми в обучении – важнейший фактор успешного обучения любого ребенка. Необходимы: Школа (учебная среда), дружественная к семье Признание семьи как важнейшего субъекта образовательного процесса Естественное (не вынужденное!) вовлечение семьи в ход обучения Приоритетное внимание образовательным потребностям, мотивам и решениям семьи

Истоки современного кризиса Искусственное отделение школьной среды обучения от семьи как центрального естественного субъекта образовательной деятельности – одна из главных причин кризиса современного школьного образования. Путь к решению проблемы – возвращение семьи в центр образования и созидание школы, дружественной к семье Умаление роли семьи в образовании Избыточная, деструктивная ориентация на сверстников Умаление авторитета педагога и значимых взрослых Исчезновение интереса к учебе Снижение обучаемости Потеря межличностной природы обучения

Школа (среда), дружественная к семье Базовые принципы: Признание семьи и родителей ведущим партнером в обучении детей Полное признание и соблюдение естественных и признаваемых законом прав семьи и родителей (в том числе в области образования) Индивидуальный подход, учитывающий образовательные потребности, приоритеты и решения семьи Широкое участие родителей в управлении школой (в том числе при принятии решений по содержанию обучения) Обучение педагогов и персонала дружелюбным, корректным и уважительным формам взаимодействия с родителями Построение активной и дружественной по отношению к семье коммуникации на общем и персональном уровнях Создание в школе внешней среды, дружественной по отношению к семье (посещение школы должно радовать) Взаимодействие (социальное партнерство) с семейными и родительскими объединениями

Семейное образование в новом законе «Об образовании в РФ» Семейное образование – самостоятельная форма обучения, осуществляемого вне образовательной организации. Родители имеют приоритетное право на воспитание и обучение своих детей. Школы действуют в помощь родителям. Право на выбор для своих детей семейного образования есть у всех родителей (независимо от уровня образования, педагогической подготовки и иных обстоятельств). Чье-либо согласие или разрешение (школы, органов управления образованием) для выбора семейного образования не требуется. При семейном образовании дети проходят промежуточную и итоговую аттестацию в образовательной организации экстерном. Экстернат в новом законе – не отдельная форма обучения, а форма аттестации.

Школьный уровень: продуктивный подход к семейному образованию Когда семьи, использующие СО, должны взаимодействовать с государственной системой образования, фокус этого взаимодействия приходится на школу, где дети проходят аттестации. В большинстве случаев в российских школах такие аттестации проводятся ежегодно (иногда чаще в случае начальной школы). Позитивный подход к СО на школьном уровне не может недооцениваться в таких случаях. Именно ситуация в школе позволяет свободно использовать все преимущества СО или превращает жить семьи, использующей эту форму образования в кошмар и катастрофу. Важнейшие компоненты продуктивного подхода к СО на школьном уровне в России таковы: Локальные акты школы, касающиеся СО, должны (а) полностью соответствовать закону, (б) принимать во внимание специфику СО и (в) избегать наложения избыточных тягот на детей и родителей, использующих СО. В этом могут помочь консультации с экспертами из профильных НКО. Персонал школы должен быть осведомлен о специфике СО и подготовлен к взаимодействию с ситуацией СО. Хорошей практикой является проведение профильными НКО тренингов для учителей, что помогает устранить ложные предрассудки. Хорошей практикой является также наличие подготовленного тьютора или педагога, имеющего опыт/прошедшего подготовку в области взаимодействия с ситуацией СО. Позитивное отношение к родителям и семье в школе имеет громадное значение. Школы, где создана дружественная по отношению к семье атмосфера, обычно более продуктивно используют СО. В таких школах, дружественных к семье, семья и родители рассматриваются как «попечители» и ведущие партнеры, а не как подчиненные или потенциальная проблема. Партнерство с родительскими/семейными организациями будет хорошей практикой в данном отношении.

Пример позитивного подхода: Школа 277 в Санкт-Петербурге Государственная школа, имеющая большой и уникальный опыт взаимодействия с детьми, использующими СО; Широко используются технологии дистанционного обучения. Этот подход был создан в ходе работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и затем адаптирован к ситуации СО/экстернов; Локальные акты школы по СО были подготовлены в сотрудничестве с МОО «За права семьи», которая является ведущим независимым экспертом в области юридических аспектов СО в России – уникальный пример пакета локальных актов, полностью отвечающих нормам закона (действовавшего) и отражающих специфику СО; Установлено постоянное сотрудничество с МОО «За права семьи» с целью созидания в школе атмосферы, дружественной по отношению к семье, в рамках социального партнерства. Школа готова делиться своим уникальным опытом с коллегами на региональном, национальном и международном уровнях.

Связаться с нами: Президент Центра Алексей Комов: Генеральный директор Центра Павел Парфентьев: Россия, , Москва, Лазоревый пр., 2-68 СемейнаяПолитика.РФ FamilyPolicy.ru 2012