Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад 5 «Чебурашка» (санаторный с тубинтоксикацией)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Опыт работы педагога-психолога МКДОУ «Белозерский детский сад 1» Жанабековой Гульнары Мокашевны.
Advertisements

МОЕ УЧАСТИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СОВЕТАХ. Коррекция и развитие Я провожу индивидуальную и подгрупповую коррекционно-развивающую работу с детьми. Подгрупповые.
Краткая информация идеи проекта В Калининградской области около 10 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ 3 г. ДУБНЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 182 общеразвивающего вида Педагог-психолог Шуменко Татьяна Валентиновна.
Социально – педагогическая работа с детьми девиантного поведения в школе. Человек есть не что иное, как ряд его поступков. Г. Гегель Г. Гегель. Человек.
Сохранение и укрепление психического здоровья детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Основные направления в работе:
«Формирование качеств будущих школьников у детей неготовых к обучению в школе» Педагог-психолог Надежда Владимировна Резникова «Формирование качеств будущих.
Педагогический совет Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Участие педагога- психолога в комплексном сопровождении развития ребенка с социально- личностными проблемами.
Комплексный подход в работе педагога – психолога по профилактике деструктивной агрессии в МБДОУ.
Анализ психолого – педагогической литературы: Понятие адаптации - Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьев, Д.А. Андреева, Б.Г. Рубин, Ю.С. Колесников. В педагогической.
Коррекционно- развивающая работа педагога-психолога ДОУ активизация познавательной деятельности; повышение уровня умственного развития детей; формирование.
Особенности и условия развития общения детей со сверстниками в старшем дошкольном возрасте. Выполнила: Кудрина И. Ф. Руководитель: Володина И. В.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД 23 «РОМАШКА» СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РА ЙОНА МОДЕЛЬ.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад 424 г.Челябинска Реализуемые программы: «Развитие» Л.А. Венгера;
Автор: Воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ «Аленький цветочек» г.Ноябрьск Закирова Ляюзя Мавлимовна.
«Формирование экологической культуры через проектно – исследовательскую деятельность» Воспитатель: Рыбыдайло Нина Александровна Конкурс Радуга презентаций.
Системный подход в работе с учащимися, склонными к девиантному поведению.
Психолого-педагогическое сопровождение тревожного ребёнка.
Транксрипт:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад 5 «Чебурашка» (санаторный с тубинтоксикацией)

Развитие эмоций у детей дошкольного возраста Из опыта работы педагога-психолога МДОУ ЦРР – д/с 5 «Чебурашка» Цобехия Анны Юрьевны

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Наша задача помочь маленькому человеку познать и испытать разные чувства и эмоции.

ЭМОЦИЯ как процесс - деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире;

Эмоция оценивает действительность и доводит свою оценку до сведения организма на языке переживаний. Эмоции плохо поддаются волевой регулировке, их трудно вызвать по своему желанию.

Актуальность заключается в необходимости изучения развития психики ребенка, в частности эмоциональной сферы дошкольника с целью эффективного осуществления работы по развитию эмоций через комплекс коррекционно-развивающих занятий с детьми и родителями, а также в повседневной деятельности и в процессе экологических мероприятий.

Причины отклонений : эмоционального развития детей : 1.объективный рост внешних факторов, способных стать причиной нарушения эмоционального развития; 2.родовые и послеродовые травмы; 3. неблагоприятная психологическая обстановка в семье; 4. чрезмерная занятость родителей. Система проведения специально организованных занятий, повседневной деятельности является эффективным способом развития и коррекции эмоциональной сферы дошкольников.

Научная база А. Фрейд: «Быстрее всего развивается то, что больше всего нравится матери, и что ею оживленнее всего приветствуется». Собственно эмоциональное развитие ребенка осуществляется под прямым «давлением» эмоциональности матери. Л.С.Выготский: «Влияние среды меняется в процессе развития ребенка, определяясь его переживаниями». Ввел понятие «ключевое переживание» - комплекс осознаваемых и неосознаваемых ребенком отношений с важными элементами окружающей среды. «Многоуровневость эмоций - основная из фундаментальных закономерностей их проявления и развития». Д.Б.Эльконин: «эмоционально-положительный фон вокруг ребенка - фактор благополучного психического и физического развития».

Новизна По степени новизны опыт является поисково-творческим, т. к. при разработке авторских занятий, консультаций и различных мероприятий мною применяются новые сочетания известных методов и приёмов, по-новому рассматривается степень их воздействия на создание интереса к развитию эмоциональной сферы детей у родителей, педагогов ДОУ и у детей в процессе специально организованных занятий как с детьми, так и совместно с родителями и воспитателями, а также в повседневной деятельности.

Изначально работа по развитию эмоций проводилась в процессе ознакомления детей с окружающим миром по авторской программе «Экологическое воспитание дошкольников». Данный опыт обобщен и был представлен на областном смотре-конкурсе г.г. по экологическому воспитанию подрастающего поколения в детских дошкольных учреждениях по девизом «Детский сад – устойчивое развитие»

Гипотеза развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста будет более успешным при следующих условиях: Если с раннего возраста дети совместно с родителями будут обучаться способам выражения эмоций и приемам саморегуляции; Если в работе будут активно использоваться разнообразные формы и методы развития эмоциональной сферы в процессе воспитания и обучения, а также в повседневной деятельности; Если в процессе развития эмоций будут задействованы все участники воспитательно-образовательного процесса.

Исходя из данной гипотезы и актуальности проблемы, пришла к решению о проведении углубленной работы по развитию эмоций у детей в детском саду. В результате этого была создана коррекционно- развивающая программа по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «Мир эмоций» и адаптирована программа по профилактике агрессивного поведения у детей раннего возраста.

Используемые программы и методики: I. Адаптированная программа по профилактике агрессии у детей раннего возраста (занятия проводятся совместно с родителями). Цель: оптимизация детско-родительских отношений. Задачи: 1. познакомить с эмоциональными проявлениями кризиса трех лет; 2. научить видеть за негативными проявлениями стремление к самостоятельности; 3. разработать с родителями формы взаимодействия с ребенком для снижения и погашения детской агрессии; 4. способствовать развитию доброжелательных отношений к родителям, сверстникам и ко всем окружающим; 5. обучить детей социально приемлемым формам выражения эмоционального состояния. Включает следующие виды работы: Беседы с родителями; Игры с детьми и родителями; Совместное рисование; Прослушивание музыкальных произведений.

Используемые программы и методики: II. Программа коррекционно-развивающей работы по развитию эмоциональной сферы с детьми старшего дошкольного возраста «Мир эмоций» (принята на педагогическом совете ДОУ). Цели программы: Оказание помощи детям старшего дошкольного возраста в ситуациях, препятствующих их нормальному эмоциональному развитию и общению со сверстниками. Формирование позитивного отношения к собственному «Я», расширение сферы социализации дошкольников. Развитие способности к определению эмоционального состояния своего и окружающих. Задачи: 1. Обучить детей 5-7 лет элементарным приемам саморегуляции; 2. Корректировать поведение и эмоциональное состояние с помощью психогимнастических упражнений и ролевых игр; 3. Развивать мимику и пантомимику, коммуникативные навыки.

Программа включает в себя 4 основных раздела, направленных на формирование у дошкольников позитивного отношения к самому себе, своим сверстникам, овладение своими психологическими состояниями, развитие различных коммуникативных способностей. Раздел 1. «Язык общения». Развитие коммуникативных способностей. Раздел 2. «Я и мои чувства; учусь понимать себя». Умение видеть, слышать, ощущать, воспринимать и принимать себя в целом. Знакомство со своими индивидуальными особенностями, отличиями и возможностями. Раздел 3. «Я понимаю других». Умение видеть, слышать, воспринимать других. Раздел 4. «Мой внутренний мир». Овладение своими психологическими состояниями, доступными возрасту навыками когнитивного контроля, релаксации, элементами аутотренинга; умение адаптироваться к критическим ситуациям.

Основные методы обучения: Наблюдение. Свободное и тематическое рисование. Упражнения подражательно- исполнительского и творческого характера. Сочинение историй. Прослушивание музыкальных разножанровых произведений. Разрешение сюжетно-ролевых ситуаций (как быть?) Как поступить?). Релаксация под музыку. Элементы аутотренинга. Методы, возникающие непосредственно в процессе обучения.

III. Пескотерапия. Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. Они ориентированы на то, чтобы помочь маленькому ребенку: - развить более позитивную Я-концепцию; - стать более ответственным в своих действиях и поступках; - выработать большую способность к самопринятию; - в большей степени полагаться на самого себя; - овладеть чувством контроля; - развить сензитивность к процессу преодоления трудностей; - развить самооценку и обрести веру в самого себя. Цель такой терапиине менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

IV. Авторская программа «Экологическое воспитание дошкольников». Среди главных задач: - привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм; - развитие эмоционального восприятия окружающего мира. Наблюдения в природе, практическая работа с объектами живой и неживой природы, экскурсии способствуют развитию у детей положительных эмоциональных реакций на окружающую действительность, формируют деятельное отношение к природе, помогают видеть красоту и совершенство во всем, что находится вокруг них. Работа по программам ведется как подгруппами, так и индивидуально.

Специфика работы по данной теме определила необходимость использования разнообразных методов исследования эмоциональной сферы детей: «ВЫЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ ДЕТЕЙ» - анкетирование воспитателей; «ВЫЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ ДЕТЕЙ» - анкетирование родителей; теоретический анализ педагогической, психологической литературы, наблюдение за процессом развития эмоциональной сферы дошкольников; Использование тестов для выявления уровня развития эмоциональной сферы; использование различных педагогических технологий по развитию у детей эмоций в игре, в повседневной деятельности, в процессе специально организованных коррекционно- развивающих занятий, а также при проведении экологических занятий.

Диагностический инструментарий Программа компьютерной обработки блока психологических тестов. «Диагностика готовности к школьному обучению» - АМАЛТЕЯ – научно- производственная фирма. Детский тест тревожности. Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Анкетный метод оценки эмоциональной и нервно- психической сферы детей. Диагностика дезадаптации ребенка в раннем возрасте. «Контурный С.А.Т. – Н». Э. Крис (авторская модификация Н.Я.Семаго). «Рисунок семьи» «Нарисуй человека, которого ты любишь больше всего». Графическая методика «Кактус». И т.д.

Работа ведется в тесном контакте с родителями и со всеми специалистами ДОУ. Повышению качества работы по развитию эмоций способствует рациональная организация развивающей среды в группах и кабинете педагога-психолога, создающая условия для совместной деятельности детей и педагогов, позволяющая варьировать формы и способы организации жизнедеятельности

Эмоциональное развитие дошкольников в МДОУ ЦРР д/с 5 «Чебурашка» г. Новошахтинска Игры и упражнения Массаж и самомассаж Экологические занятия Специалисты ДОУ Коррекционно-развивающие занятия Методические рекомендации ПедсоветыСамообразование РелаксацияОбщение со сверстниками Чтение литературных произведений Проведение экологических праздников Сочинение сказок Прослушивание музыкальных произведений Моделирование ситуаций Коррекционно-развивающие занятия Родители Родительские собрания Повседневная деятельность Консультации Стендовый материал Деловые игры Индивидуальная работа Упражнения

Мониторинг В результате коррекционно-развивающей работы у детей, прошедших курс психокоррекционных занятий, вырабатываются положительные черты характера, им становится легче общаться со сверстниками, они лучше понимают чувства, эмоции других и легче выражают свои, формируется чувство сотрудничества, самоуважения, уверенности в своих силах и в себе, повышается самооценка. Анализ уровня готовности к обучению в школе свидетельствует об эффективности используемых методов. Индивидуальная и групповая коррекционная работа позволяет сформировать функциональную готовность воспитанников к обучению в школе.

Показатели уровня тревожности в начале работы по развитию эмоций Показатели эмоциональной напряжённости в начале работы по развитию эмоций

Показатели уровня тревожности и эмоциональной напряжённости после проведённых психопрофилактических занятий.

Перспективы и возможности использования опыта. Опыт рассчитан на педагогов-психологов и воспитателей детских садов. При использовании опыта или дополнении опыта другими методами и приёмами необходимо соблюдать следующие правила: Перед проведением занятий установить тесный контакт с детьми и родителями; Использовать на занятиях методы и приёмы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и будут обеспечивать его сохранение до окончания занятия; Включать упражнения по развитию методов саморегуляции и самосознания в любые занятия в качестве физкультминуток, а также использовать в свободной деятельности детей. При использовании различных педагогических ситуаций давать возможность каждому ребенку высказать свою точку зрения и аргументировать ее.

Эмоционально-волевая сфера играет большую роль в усвоении знаний, умений и навыков, также в установлении контактов с окружающими, и в социальной адаптации детей.

Приглашаю педагогов, работающих по данной теме или заинтересованных, к сотрудничеству.