МОУ Чулковская средняя общеобразовательная школа 20 НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: «ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «УТЁС».

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Литературное чтение 4 класс Изучение творчества Михаила Юрьевича Лермонтова «Знакомство с новым литературным приёмом - приёмом контраста - в стихотворении.
Advertisements

С каждого урока я уношу новые знания. эпитет аллегория метафора олицетворе ние лирический герой иносказание Придание предметам неживой природы качеств.
Обобщение по теме «Второстепенные члены предложения»
Т.В.Филимонова. ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ занятость всех учеников сотрудничество совместный поиск сотворчество самостоятельность опережающий поиск Каждый.
Обобщение по теме «Второстепенные члены предложения»
Технология обучения анализу поэтического текста Автор - доктор филологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Новгородского института развития.
Второстепенные члены предложения.
Технология обучения анализу поэтического текста Урок литературы в 6 классе М.Ю.Лермонтов «Утёс»
Технология обучения анализу поэтического текста Урок литературы в 6 классе М.Ю.Лермонтов «Утёс»
Русский язык. Игра «Грамотей». 6 класс. УМК любой. Мамаева Муминат Абдулвагабовна учитель русского языка и литературы МБОУ «Уллубийаульская СОШ» Карабудахкентского.
Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Утёс» Подготовила Учитель начальных классов Смирнова Валентина Сергеевна Смирнова Валентина Сергеевна ГБОУ ЦО 644.
Технология обучения анализу поэтического текста Автор - С.Л.Каганович доктор филологических наук, зав.кафедрой теории и методики общего образования Новгородского.
Технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Методическая разработка (литература, 6 класс) по теме: Презентация к уроку "Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Утёс"
Мастер класс Анализ художественного произведения Составила: Баланова И.И. учитель начальных классов МБОУ СОШ 1 г.Завитинска Амурской области.
радость грусть тревога удивление Речевая разминка.
Научно-исследовательская работа. Развитие ? Цель работы – определение центра управления человеческой жизнью.
Внутритекстовый художественно-речевой сопоставительный анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утёс» Интегрированный урок русского языка и литературы в.
Современный урок литературы как средство развития творческих способностей обучающихся 1.
Юрий Петрович, отец Мария Михайловна, мать Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но.
Транксрипт:

МОУ Чулковская средняя общеобразовательная школа 20 НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: «ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «УТЁС». Выполнила ученица 9«Б» класса Топкаева Татьяна Учитель Низамова Т.А год

Л ИНГВИСТИКА ( НАУКА О РУССКОМ ЯЗЫКЕ ) пунктуация орфографияорфоэпия этимология

Э ТИМОЛОГИЯ Происхождение слов Значение слов

Утес Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне. М. Ю. Лермонтов

Тема: этимологический анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утёс» Объект исследования: язык Предмет: слова стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утёс» Цель: расширить и углубить знания по этимологии Гипотеза: основывается на знаниях, полученных в процессе исследования и заключается в предположении, что установить этимологию слов в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Утёс» возможно, если: найти сведения о происхождении слов; определить лексическое значение; проанализировать лексику.

Исследуемая область: лингвистика (язык) Методы исследования: работа с научной литературой наблюдение над языковым материалом анализ лексики диагностика языковых фактов

Т РУДЫ ПО ЭТИМОЛОГИИ : О.Н. Трубачёв «Труды по этимологии» В.В. Иванов «Труды по этимологии индоевропейских и древнепереднеазиатских языков» М. Фасмер «Этимологический словарь русского языка»

Карточка 1 Ночь Происхождение: общеславянское, индоевропейское. Исходное noktis >ночь после изменения Rt> ч перед гласным переднего ряда. Карточка 2 Туча Происхождение слова: общеславянское, производное от той же основы, что литовский tankus «густой», древнеиндейское tanakti «сгуститься, свернуться». Значение слова: Туча, буквально – «сгусток» (облаков)

Т АБЛИЦА 1 Части речи Существительные Прилагательные Глаголы Числительные Местоимения Наречия Союзы Предлоги Количество

Морщина морщить, Золотая золото, Пустыня пустой, Глубоко глубокий, Тихонько тихий, Весело весёлый, Утром утро, Одиноко один, Ночевала ночь, Играл игра.

Произведённая замена позволяет сделать вывод о том, что исконных слов в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Утёс» не оказалось в этимологических словарях, так как они являются производными от древних (первоначальных) форм.

Группы слов Общеславянские Исконно русские Старославянские Все они имеют один общий праязык – индоевропейский.

Индоевропейская языковая семья: Славянская группа (русский); Балтийская группа (латышский и литовский); Германская группа (немецкий, древнепрусский); Греческая группа (греческий); Индоевропейская группа (древнеиндийский); Древнеиранская группа (иранский). Приведённые данные позволяют судить о родстве слов.

Группы слов по значению I группа (слова с исконно русским значением) II группа (слова с изменённым значением) III группа (слова с невыясненным значением)

45% 32% 23% Диаграмма 1

Вывод: В русском языке встречаются слова o с исконным (первоначальным), o с современным (изменённым) и o с невыясненным этимологическим значением.

З АКЛЮЧЕНИЕ Подводя итоги исследовательской работы, хочу отметить, что мне удалось выяснить происхождение большинства слов стихотворения «Утёс», определить их лексическое значение, обогатить свой кругозор знаниями по лингвистике, углубить сведения по этимологии, приобрести опыт по анализу, обобщению и сравнению языковых фактов.

ПЕРСПЕКТИВА МОЕЙ РАБОТЫ. В ходе моего исследования оказалась не выяснена этимология следующих слов: великан умчалась стоит одиноко(один) задумался

В дальнейшем мне хотелось бы продолжить работу с этими словами и попытаться найти сведения, объясняющие их происхождение. Планирую провести исследование других стихотворений М. Ю. Лермонтова.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!