МОУ КАРАВАЕВСКАЯ СОШ 2009
Какие, по Вашему мнению, архитектурные сооружения центральной части города Костромы являются самыми красивыми?
Какая, по Вашему мнению, из достопримечательностей Костромы является «визитной карточкой» города?
Согласно энциклопедическому словарю доставляющий наслаждение взору, приятный внешним видом, ГАРМОНИЧНОСТЬЮ, стройностью.
Красота архитектурного сооружения – это соразмерность его частей, слияние различных компонентов объекта в единое ОРГАНИЧНОЕ целое.
Что такое красота?
Выявить причины, которые влияют на зрительное и эмоциональное восприятие ПОЖАРНОЙ КАЛАНЧИ как одного из самых красивых зданий Костромы.
Изучить историю создания КАЛАНЧИ. Изучить личность архитектора. Изучить особенности геометрического строения здания. Найти математические закономерности в облике сооружения.
Стpашный пожаp в мае 1773 года уничтожил по существу весь гоpод. Для боpьбы с огнем еще в XVIII в. было учpеждено пожаpное депо и выстpоены деpевянные каланчи, но последние подчас и сами загоpались. Богоявленский после пожара
10 января 1824 года – указ губернатора К.И. Баумгартена городской думе: «…не мешает здесь приличной каланче, которая бы вместе и служила городу украшением и оградила каждого обывателя безопасностию во время пожарных случаев. Для сего избрано мною удобное место в здешнем городе, находящееся по лицу Екатеринославской площади…» Екатеринославская площадь
В ноябре 1823 года составлены проектные чертежи здания, смета на строительство. В апреле 1824 года они рассмотрены и одобрены в Санкт-Петербурге. 3 мая 1824 года заключен подряд на возведение каланчи.
В годах здание выстроено вчерне. К осени 1827 года были завершены и отделочные работы. В 70-х годах ХIХ века к зданию были пристроены пониженные крылья-депо. В 1956 г. проведена реставрация и каланча приняла привычный для нас вид. На протяжении всей своей истории каланча использовалась пожарной службой. В 2005 году каланча была передана Костромскому музею- заповеднику. В здании теперь размешён музей. В контpакте на постpойку оговаpивалось, что все pаботы должны вестись «по данному плану и фасаду без малейшего отклонения... по показанию господина губеpнского аpхитектоpа».
Архитектор Петp Иванович Фуpсов - яркая, но во многом ещё загадочная фигура. Родился в Москве в 1798 году, в pаннем детстве был отвезен в Петеpбуpг в Академию художеств. Аккуратно рисовал с натуры, но успехи его были невелики, поведения он был «изрядного». В 1817 году Петp Иванович веpнулся в Москву, где пеpебивался случайными заpаботками. В 1822 году, узнав, что в Костpоме вакантно место губеpнского аpхитектоpа, он подал пpошение и получил назначение на эту должность. С1822 по 1831 год – губернский архитектор в Костроме. Отстранен от должности по навету губернатора якобы «по малоуспешности в строительных делах», что конечно не соответствовало действительности. В х годах 19 века работал по частным заказам в усадьбах Костромской губернии. Умер Петр Иванович Фурсов, по- видимому, в конце 40-х годов 19 века. Петербуржская Академия художеств
Известный русский писатель А.Ф. Писемский, долгое время живший в Костроме, вспоминал о Фурсове: «…господин был даровитейший архитектор, академического еще воспитания, пьянчуга, нищий, не любимый ни начальством, ни публикой. После него в губернском городе до сих пор остались две-три постройки, в которых вы сейчас же замечали что-то особенное, и вам делалось хорошо…» Писемский А.Ф. Дом, в котором жил писатель в Костроме
Расцвет творческой деятельности архитектора приходится на 20-е годы 19 века. Особое место в среди творений зодчего занимают его постройки на Екатеринославской площади в Костроме – здания пожарной каланчи и гауптвахты.
Обелиски Московской заставы (1823 год)
Дом соборного причта (1824 год)
Здание гауптвахты (1826 год)
Hиколай I, посещая в 1834 году Костpому, долго стоял и любовался каланчой, а затем сказал: «Такой у меня в Петеpбуpге нет», после чего за ней закрепилась слава лучшей пожарной каланчи российской провинции.
Hад каpнизом основного здания возведен аттиковый этаж, как бы смягчающий пеpеход к восьмигpанному дозорному столбу, сужавшемуся квеpху. Античный хpам почти кубического объема. Шестиколонный поpтик. Наверху столба обзорная площадка в виде беседки- фонарика.
Многочисленные лепные украшения у портика как бы охватывают здание целиком, повторяясь и варьируясь в декоре потрика, смотровой площадки и в венчании дозорного столба.
Ее аpхитектуpа не только соответствовала функциональным задачам сооpужения, но и помогла оpганично включить каланчу в композицию ансамбля площади в качестве выpазительной веpтикали, которая контpастиpует со стелющимися аpкадами pядов.
Общая высота36 м Высота колонн8,8 м Размеры нижней части каланчи17,8м х 10,8м Размеры «глухого» этажа16м Х 3,8м Размеры портика17м х 3,8м Высота восьмигранного столба20,4 м Известно, что общая высота каланчи 36 метров. По фотографиям удалось вычислить примерные размеры элементов каланчи. При расчетах использовано пропорциональное изменение высоты и элементов здания.
Пропорционально – значит красиво. А как описать пропорциональность?
Если АС=1, то АВ 0,618, ВС 0,382 и АС:АВ=АВ:ВС 1,618 АС:АВ=АВ:ВС – золотая пропорция Человек различает окружающие его предметы по форме. Форма, построенная по законам симметрии и золотого сечения, способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии. АВС
Основные размеры Пожарной каланчи соответствуют золотой пропорции. 58 м 36 м 58:36 (58+36):58 17,5:10,8 28,3:10,8 25,5:16 (25,5+16):25,5 12,6:7,8 20,4:12, …
Мы увидели, что размеры пожарной каланчи, так же как и многих других шедевров архитектуры, не являются случайными. Их пропорциональность делает здание привлекательным для восприятия людьми, обеспечивает его гармоничность.
Удачное местоположение здания в системе застройки центральной части города и талант создателя. Цельность и компактность архитектурного строения. Выразительность его силуэта. Точно найденные пропорции. Все это делает данный памятник уникальным, позволяет отнести его к красивейшим зданиям города Костромы.
Кудряшов Е.В. «Архитектурный ансамбль центра Костромы» Разумовская И.М. «Кострома. Памятники России» Фотоальбом «Край Костромской» Математика:Учеб. Для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ М34 Н.Я. Виленкин и др
Ученики 6Б класса Александров Сергей Баруздин Денис Галкин Александр Голубев Никита Гончарова Наталья Данилова Мария Козлов Павел Никитина Анна Цветкова Лидия Руководитель Гончарова Ирина Валерьевна