Педагогический совет МОУ СОШ 38 города Костромы Тема: «Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие эффективности образовательного процесса» Цель:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СТИЛИпедагогического общения общения Климов ВГ, учитель физики МОУ «Тихманьгская СОШ» Каргопольского района Архангельской области 2007 г.
Advertisements

Статья по теме: Педсовет: "Педагогическое взаимодействие-важнейшее условие эффективности образовательного процесса"
МКОУ «ООШ с. Полевое» 2011 год Педагогический совет «Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие эффективности образовательного процесса»
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
C:\Users\БукаБяка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\W3CC6LBQ\MCj [1].wmf
Работа по устранению негативных ДРО Ильинова Н.А. - педагог-психолог МКУ «Информационно-методический отдел»
Психологическая поддержка в семье Аспекты воспитания детей Педагог – психолог МОУ СОШ 1 города Можайска Московской области Смирнов Юрий Афанасьевич.
Кандидат психологических наук, педагог-психолог «МОУ СОШ 8» г.Ярославль Башкин Михаил Валерьевич ( Направления работы педагога-психолога.
Психология как учебный предмет общеобразовательной школы. Презентация Психология как учебный предмет общеобразовательной школы. Презентация Забелина Екатерина.
Тема: Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка».
ПЕДСОВЕТ: «Организация ситуации успеха на уроке».
Активные методы обучения на уроках биологии и природоведения. Русская гимназия г. Валга Авраменко О.В г.
Классное ученическое собрание- одна из форм привлечения учащихся к самоуправлению Классное ученическое собрание- одна из форм привлечения учащихся к самоуправлению.
Родительское собрание «Наши трудные дети». Трудный ребёнок … Что за этими словами, какой он?
«От инновации – к школе сотрудничества и взаимодействия»
РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В СТАНОВЛЕНИИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ КАЖДОГО УЧЕНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ЦЕЛЬ: ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ.
У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению - степенью.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ НА УРОКЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА Январь 2009 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.
« Мы можем стать умнее тремя путями : -путем опыта- это самый горький путь, -путем подражания – это самый легкий путь, -путем размышления – это самый.
Психологическая поддержка ребенка при переходе в пятый класс Родительское собрание.
Транксрипт:

Педагогический совет МОУ СОШ 38 города Костромы Тема: «Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие эффективности образовательного процесса» Цель: способствовать формированию у членов Педагогического Коллектива представления о педагогическом взаимодействии как важнейшем условии эффективности образовательного процесса

СТИЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ – СОТРУДНИЧЕСТВО При этом стиле педагог ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого для решения общих дел. Основная особенность – взаимоприятие и взаимоориентация. Для педагогов придерживающихся этого стиля характерны активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Им свойственны глубокое понимание школьника, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности.

СТИЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ – ПОДАВЛЕНИЕ При данном стиле педагог единолично решает все вопросы касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого ученика. Исходя из собственных установок, он определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. Данный стиль реализуется с помощью тактики диктата и опеки. Противодействие школьников властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций. Педагоги, придерживающиеся этого стиля, не позволяют учащимся проявлять самостоятельность и инициативу. Они, как правило, не понимают учащихся, не адекватны в их оценках, основанных лишь на показателях их успеваемости. Педагог акцентирует внимание на негативных поступках школьников, при этом не принимает во внимание мотивы этих поступков.

СТИЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ – ИНДИФФЕРЕНТНОСТЬ Стиль характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Педагоги, придерживающиеся этого стиля, формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Данный стиль предполагает тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и учащихся. Следствием подобной тактики является отсутствие контроля за деятельностью школьников и динамикой развития их личности. Успеваемость и дисциплина в классах таких педагогов, как правило, неудовлетворительна.

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ И УЧЕНИКОМ ЭФФЕКТИВНЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ – КТО ОН?

Учитывайте различия между типами интеллектуального функционирования Эффективный преподаватель знает, что каждый ученик приходит в класс, уже владея различной информацией, имея разные навыки. Каждый обладает своим собственным стилем учебы и собственной смышленостью. Выделяют семь видов интеллекта, свойственных всем людям и различающихся качественно у каждого человека. Это значит, что, хотя мы все обладаем каждым из этих семи видов интеллекта, приведенных ниже, какой-то определенный вид обычно сильнее выражен и полнее развит, нежели остальные.

Вербальный/Лингвистический: такой ученик использует письменный и устный язык, чтобы думать и учиться. Он способен легко запоминать факты, хорошо управляется с письменными текстами, получает удовольствие от чтения и написания собственных рассказов. У него великолепное чувство юмора и ему нравится, когда его вызывают на разговор. Он один из первых в классе понимает абстрактные понятия. Логический/Математический: способ мышления такого ученика индуктивен, он способен понимать абстрактные символы – такие, как числа и геометрические фигуры. Он в состоянии понимать взаимоотношения и может проводить взаимосвязи между отрывками информации. Этот ученик, выучив какой-то новый отрывок, может связать выученное только что с тем, что он уже знал раньше, - для представления затем новой идеи или для иллюстрации своей точки зрения. Это также ученик, который в очень логичной форме отстаивает свое поведение или мнение. Он обладает способностью анализировать и решать задачи - следовательно, склонностью к математике, он любит поэкспериментировать и может с легкостью придумать компьютерную программу.

Визуальный/Пространственный: у такого ученика очень хорошо развита способность визуализировать объекты в различных перспективах и под разными углами. Хотя такой ученик нуждается в зрительных ощущениях, он также обладает способностью формировать мысленные образы и картины. Он очень артистичен и любит писать красками, рисовать и ваять. У него хорошее воображение и он получает удовольствие, например, от таких игр, как шахматы. Музыкальный/Ритмический: такой ученик распознает тональные структуры и звуки окружающей среды и учится с помощью рифмы, ритма и повторов. Этот ученик любит петь, танцевать и знает все слова новейших песен.

Интерперсональный: этот ученик работает в контакте со всей группой. Он искусен в общении - и вербальном, и невербальном, очень проницателен и чувствителен к настроениям и чувствам других людей. Он очень хорошо учится и может работать и со всем коллективом вместе, и один на один с каждым. Его очень часто выбирают подтягивать отстающих из-за его преподавательских навыков. Он может помочь друзьям серьезным и глубоким советом – поэтому многие часто хотят пообщаться с ним. Интраперсональный: такому ученику нравится анализировать внутренние аспекты самого себя. Он учится с помощью рефлексии и метапознания. Он осознает свое внутреннее Я и имеет склонность хорошо работать в одиночку. Ученик этого типа может достичь такого духовного уровня, что Вы будете только мечтать о том, чтобы другие ученики ему подражали. Телесный/Кинетический: этот ученик познает через физическое движение, через движения своего тела. Он учится делая. Наши тела знают такие вещи, которые неизвестны и недоступны нашему разуму никаким другим образом. Это наши тела знают как кататься на велосипеде, роликовой доске, печатать и ровно припарковать машину. Такой ученик получает удовольствие от ролевых игр, изобретений и участия в спортивных развлечениях.

Мария - музыкальный/ритмический интеллект Оксана - интерперсональный интеллект Наталья - вербально/лингвистический интеллект Анна - логический/математический интеллект ОТВЕТ НА ЗАДАНИЕ

Учитывайте различия в семейном происхождении Необходимо объективно оценивать семью и происхождение каждого ученика, чтобы определить влияние этих факторов на его способность и возможность учиться. Например, должен ли ученик заботиться дома о своих младших братьях и сестрах? Есть ли у родителей ученика какие-либо завышенные требования к будущему своего ребенка? Полная ли это семья или, быть может, кто-то из семьи хронически болен? Работают ли родители? Проводит ли ребенок больше времени с няней, чем с родителями? Знание этого поможет учителю при работе с учениками и сделает его чувствительнее к их нуждам. С пониманием надо относиться к тому, что какие-то родители не в состоянии заниматься со своими детьми потому, что сами имеют неполное образование.

Учитывайте потребности учеников - чтобы дифференцировать помощь Ученики в разной степени нуждаются в помощи учителя. Наша цель – это научить наших учеников быть независимыми. Чем больше мы для них делаем, тем меньше они учатся делать для себя сами.

Отдавайте себе отчет в различиях учебного опыта у учеников Эффективный преподаватель знает, что каждый ученик приходит в класс со своей учебной историей. Например, некоторые ученики обладают великолепным умением учиться или писать, из-за того, что их предыдущий учитель придавал особое значение преподаванию этих навыков. По различным причинам некоторые ученики могут начать год с очень небольшим запасом навыков. Это может случиться, например, из-за того, что предыдущий преподаватель подолгу отсутствовал, и с классом работали несколько разных учителей. Некоторые ученики пропустили что-то из-за продолжительной болезни или переезда и перехода в другую школу. Подобные ситуации могут стать причиной неполноценной учебы, хотя не имеют никакого отношения к общей неспособности учиться. Такому ученику не хватает какого-то знания или навыка, которому учили в предыдущих классах. Принятие во внимание различий в учебном опыте учеников дает учителю возможность составлять для них более эффективные программы.

Отдавайте себе отчет в эффекте, какой имеют ожидания преподавателя на действия ученика Ожидания, которые учитель возлагает на учеников, определяют во многом то, как хорошо они смогут учиться, поскольку ученики стремятся соответствовать тому, что мы от них ждем.

Воспитайте у ученика самоуважение Если учитель чувствителен к нуждам учеников, он тем самым говорит им: «Я верю в вас, и вы должны верить в себя». Такое отношение настраивает ученика на положительное восприятие своего «Я», на восприятие себя как способного, умного, заслуживающего внимание человека. Поддерживая различные ожидания, учитель должен ободрять каждого ученика, чтобы он гордился своими достижениями, не сравнивая их с достижениями других. Каждый ученик может преуспеть, дело учителя найти такой путь, который поможет ребенку учиться.

Ищите тайные возможности ученика В каждом из нас есть скрытые возможности, только нужно их найти.

Учителя и родители в роли партнеров Преподаватели в своей работе должны относиться к родителям своих учеников как партнерам. Говоря с родителями об индивидуальных проблемах их ребенка, очень важно, чтобы Вы убедили их, что Вы хотите работать вместе с ними над решением этой проблемы. Родители очень расстраиваются, когда чувствуют, что учитель «спихивает» проблему в их руки.

Представляйте материал разнообразными способами Чтобы быть уверенным в том, что представляемый Вами материал будет понят и усвоен, очень важно преподносить его разнообразными путями, постоянно помня о том, что ученики часто забывают то, что слышат, обычно помнят то, что видят, и почти всегда понимают то, что делают. Дети наиболее эффективно учатся, когда они активно вовлечены в учебный процесс. Это верно для всех учеников, вне зависимости от их возраста.

Эффективные преподаватели обучают как знаниям, так и навыкам Существует старое изречение: «Дайте голодному рыбу, и вы накормите его на целый день. Научите его эту рыбу ловить, и вы накормите его на всю жизнь». Трудно переоценить, насколько важно помогать ученикам приобретать навыки, необходимые им, чтобы учиться – неважно чему конкретно. Приобретение основных навыков облегчает запоминание информации и повышает общий уровень учебы.

Эффективный преподаватель – это положительный эталон поведения Необходимо помнить о том огромном воздействии, какое имеет учитель на развитие личности своего ученика - как через свое преподавание, так и через свои действия. Дети обладают огромной интуицией и очень часто могут читать поведение своего учителя и его мотивы. Они знают, являются ли качества учителя подлинной, неотъемлемой частью его личности, или же преподаватель хочет только произвести впечатление на своих учеников. Больше того, дети учатся на примере и, действительно, если Вы внимательно посмотрите на своих учеников, то Вы увидите в их поведении как в зеркале многие из своих положительных, а часто и отрицательных личных качеств. Когда учитель ведет себя неподобающе, он может разрушить те уроки, которые он сам же пытается дать своим ученикам. Преподаватель должен формировать характер своих учеников согласно тем ценностям, которые он считает самыми важными.

Эффективный преподаватель гордится своей работой Учителя должны признавать то, что они могут делать хорошо. Ваша ученица неожиданно схватывает понятие, которое прежде ей было тяжело понять. Другой ученик благодарит Вас за помощь. Вы встречаете своих бывших учеников, выросших в зрелых, удачливых взрослых. Все это – примеры случаев, которые сами в себе заключают награду, и которыми учителя могут гордиться, как своими достижениями. Чтобы гордиться собой и своей работой, - загляните в себя и определите свои силы, в первую очередь, как личности, и, затем, как преподавателя.

Эффективный преподаватель чувствителен к нуждам своих учеников Учителя должны быть в состоянии относиться к своим ученикам как к личностям, первейшая цель учителя – выявить уникальный потенциал каждого ученика. Мы должны обучать ученика способом, который позволяет ему лучше учиться, из этого недвусмысленно вытекает требование индивидуализированного преподавания. «Не подходит любой метод любому ребенку…, поэтому мы должны планировать наше преподавание и растить каждого из наших учеников согласно его личному характеру».

Эффективный преподаватель использует множество методов преподавания Методы, которые вы используете, взаимодействуя с Вашими учениками, имеют прямое влияние на процесс обучения. Чем больше взаимодействия существует как между самими учениками, так и между Вами и классом, тем больше они будут учиться. Чтобы поддержать энтузиазм класса и стимулировать Ваших учеников, важно использование всего разнообразия методов преподавания в течение учебного периода.

Преподаватели должны постоянно учиться Если мы хотим вдохновлять наших учеников, то мы сами должны постоянно учиться. Ученые показывают важность того, чтобы учителя были постоянно открыты для новых знаний, приводя аналогию с наполняющейся чашей. Они говорят, что чаша может быть наполнена половником, или же ее можно поднести прямо к источнику, который постоянно обновляется. Когда Вы используете половник, то стакан может быть до краев полон, но связь с источником прерывается. Когда стакан стоит рядом с потоком воды, то стакан постоянно наполняется, без какого-либо ущерба для потока. Если мы ограничиваем себя своими собственными ресурсами, то мы очень быстро «опустошимся» или «выгорим». Если же мы постоянно учимся у других, то и мы сами, и наши ученики извлекаем выгоду из этого.

Преподаватели должны уметь рисковать Для того чтобы научиться новым методам преподавания и, таким образом, создать позитивный опыт обучения для учеников, учитель должен уметь идти на риск. Понимание того, что ошибки – это важная часть обучения любому навыку, поможет учителю принимать свои ошибки не как провалы, а как возможности роста. Когда учитель все-таки совершаете ошибку, а это случается со всяким, важно помнить, что это провалился не учитель, а тот метод, который он использовал.

Найдите наставника, с которым и у которого учиться Многие учителя страдают от синдрома «закрытых дверей». Привыкнув работать в одиночку в классе и имея очень мало времени для взаимодействия на профессиональном уровне с другими учителями, преподаватели чувствуют себя одинокими и изолированными. Они очень редко пользуются возможностью понаблюдать, как работает другой преподаватель, и также не находят времени, чтобы завязать с коллегами серьезный разговор о работе. Такая изоляция приводит к «застреванию» на удобной практике. Чтобы избежать подобного, важно найти другого преподавателя, с которым можно было бы учиться, и с которым можно было бы делиться идеями. «Творческий преподаватель создается преподавателем из соседнего класса» это значит, что учителям необходимо делиться друг с другом своими идеями, опытом. Работа вместе с коллегами предоставляет преподавателю возможности совместного обсуждения идей, разрешения проблем и изучения стилей преподавания. Работа вместе с другими учителями ведет к профессиональному росту новыми и прекрасными путями.

Немного юмора… (законы Мерфи для учителей) 1.Чем меньше у Вас времени для ксерокопирования, тем хуже работает ксерокс. 2.Неприятность случится именно тогда, когда у Вас в классе посетители или за Вами наблюдают. 3.Общешкольное мероприятие выпадет именно на тот вечер, когда у Вас будет назначена встреча, которой Вы добивались полгода. 4.Успехи учеников обычно приписывают их упорным занятиям. Если дети стали учиться хуже, обвинят учителя. 5.Ученик, с которым Вы не уживаетесь, окажется впоследствии влиятельной в обществе персоной.

Проект решения педагогического совета Одобрить работу педагогического коллектива по повышению качества обучения учащихся по итогам 1 полугодия учебного года Объявить благодарность классным руководителям 2 а класса Климовой Н.В, 3 б класса Корневой Е.Е., 5 б класса Гордевич Л.Г., 7 а класса Серегиной Т.Н., 8 а класса Левентовой Т.А. за работу по повышению качества знаний учащихся, процента успеваемости, 4 а класса Проскуряковой Л.В. за рост степени обученности учащихся Учителям–предметникам физико-математического цикла обратить внимание на низкую степень обученности и процент качества знаний по предметам – алгебре, геометрии, физике Методическому объединению учителей физико-математического цикла проанализировать результаты учебной деятельности по математике, физике и наметить действенные меры по повышению успеваемости учащихся по данным предметам Учителям школы использовать в своей работе дифференцированный подход, обратить внимание на учащихся, имеющих одну - две тройки, одну – две четверки по итогам 1 полугодия учебного года Рекомендовать учителям школы использовать в своей работе условия эффективного взаимодействия между учителем и учеником и придерживаться в своей работе стиля взаимодействия – сотрудничество, как наиболее приемлемого при личностно-ориентированном подходе Педагогам-психологам подготовить и провести тренинг эффективного общения и взаимодействия учителей школы в феврале 2008 года