Проблемы разработки проектов перспективного развития образовательного учреждения семинар Поспелова Т.А.- старший преподаватель кафедры педагогических инноваций.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методические рекомендации по разработке проектов перспективного развития образовательного учреждения Поспелова Т.А.- старший преподаватель кафедры педагогических.
Advertisements

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей 1 учреждение лицей 1 городского округа город Мантурово Годовой план работы на 2011 – 2012 учебный год.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Модель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения образовательных стандартов второго поколения Семинар 8.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Программа развития школы на период 2008 – 2013 годы Цель создания программы: определить общую стратегию и создать условия для эффективного развития школы.
Методические рекомендации для разработки проекта «Школа будущего» Криволапова Н.А., первый проректор – проректор по науке и инновационной деятельности.
Программа «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ВВЕДЕНИЮ ФГОС НОО»
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов 1391 «Школьной.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Государственное общеобразовательное учреждение «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка»
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Концепция программы развития МБОУ «ОСОШ 1». Творческая группа по разработке программы развития школы. Корчагина Л.С. Брызгалова С.В. Крутько С.А. Бояршинова.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРИОРИТЕТНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ» КОНКУРС ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, АКТИВНО ВНЕДРЯЮЩИХ ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ Муниципального.
О задачах деятельности муниципальных и школьных рабочих групп на учебный год. Дозморова Е.В.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ муниципального образовательного учреждения Березовской средней общеобразовательной школы 1.
Региональный проект «Комплексно-тематическое планирование в дошкольном образовательном учреждении по программе «Детство» Муниципальное бюджетное дошкольное.
Транксрипт:

Проблемы разработки проектов перспективного развития образовательного учреждения семинар Поспелова Т.А.- старший преподаватель кафедры педагогических инноваций ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования».

1.Наличие движения, развития, изменения. 2.Актуальность, объективность и обоснованность. 3.Целостность, последовательность и связность. 4.Наличие эффективного механизма реализации проекта. 5.Проработанность ресурсного обеспечения проекта. Признаки проекта перспективного развития для общеобразовательного учреждения:

Программа развития ОУ - это важнейший стратегический документ школы, переходящей (перешедшей) в инновационный режим жизнедеятельности и принявшей за основу программно- целевую идеологию развития. Программа может рассматриваться как особая разновидность общешкольного плана работы. Проект перспективного развития ОУ – наиболее важная ключевая часть данной программы. Проект должен соответствовать государственной политике в области образования – разрабатываться по одному ключевому направлению НОИ «Наша Новая школа». Если таких направлений несколько, то проектов тоже может быть два-три. Программа развития ОУ отличается от проекта перспективного развития ОУ объемом, степенью конкретности, сроками реализации. Отличие проекта от программы развития:

Последовательность действий при разработке проектов перспективного развития ОУ. 1.Создание творческой команды разработчиков проекта перспективного развития. 2. Анализ перспективных характеристик, значимых для разрабатываемого проекта перспективного развития образовательного учреждения (в соответствии с национальной образовательной инициативой «Наша Новая школа»). 3. Сбор информации и анализ ситуации по выбранной для проектирования теме в образовательном учреждении.

Последовательность действий при разработке проектов перспективного развития ОУ. 4. Описание актуальности преобразований по данной теме для данного учреждения. 5. Формулирование проблемы, на решение которой будет направлен проект. 6. Постановка цели проекта (образ конечного результата, продукта). 7. Определение и формулирование направлений деятельности по раз решению проблемы (достижению цели).

Последовательность действий при разработке проектов перспективного развития ОУ. 8.Постановка задачи по каждому направлению. 9. Выбор критериев, по которым будет определяться, достигнута ли цель, решены ли задачи. 10. Создание концепции преобразований (актуальность, цели, задачи, представления о конечном продукте, результате, критерии оценки реализации цели и задач…). 11. Формирование банка (перечня) информации о необходимых мероприятиях и действиях по решению задач.

Последовательность действий при разработке проектов перспективного развития ОУ. 12. Экспертиза (ревизия) готовности (не готовности) образовательной системы к реализации цели и задач проекта (к необходимым мероприятиям). 13. Ранжирование предполагаемых действий на первоочередные и перспективные по результатам ревизии. Определение оптимальной последовательности действий во времени. 14.Выбор формы описания последовательности действий и подготовка бланка (плана-сетки, сетевого графика и т.п.) для заполнения.

Последовательность действий при разработке проектов перспективного развития ОУ. 15. Перенесение хронологической последовательности действий в форму плана (плана- сетки, сетевого графика и т.п.) 16.Назначение ответственных лиц за направления и отдельные мероприятия, внесение данных в таблицу (план). 17. Составление перечня необходимых ресурсов для осуществления запланированных действий и внесение его в программный документ. 18. Формирование и описание в проекте механизма слежения за его реализацией и мониторингового пакета (методики, процедуры, периодичность).

Последовательность действий при разработке проектов перспективного развития ОУ. 19. Систематизация материалов, сведение их в единый документ – проект перспективного развития. 20. Внутренняя и внешняя экспертиза соответствия цели (решается ли проблема).

Постановка проблемы "Что требуется изменить, чтобы школа в будущем могла работать лучше, чем в настоящем?"

Описание ситуации, постановка проблемы Что не удовлетворяет в результатах на выходе школы? Какие факторы ограничивают возможность достижения более высоких результатов? Что нужно изменить в содержании и технологиях учебно-воспитательного процесса, его организации, кадровом потенциале, материально-технической базе и других условиях, чтобы снять имеющиеся ограничения?

Проект перспективного развития: «Сетевое методическое объединение учителей математики». Постановка проблемы: в условиях формирования модели новой школы происходит обновление содержания математического образования и требований к математической подготовке выпускников основной и средней школы; в связи с этим в практике работы учителей математики возникла проблема освоения нового содержания и методов формирования системы математических знаний, соответствующих новому образовательному стандарту. Цель проекта: создание дистанционного методического объединения учителей математики, обеспечивающего сетевое профессиональное общение педагогов.

Проект перспективного развития: «Современные космические технологии в образовании». Постановка проблемы: космическая деятельность и особенно эффективное использование ее результатов отнесены Президентом и Правительством РФ к числу приоритетных направлений развития. В образовании необходимо повышение качества образовательного процесса за счет возможности получения объективной информации об окружающей природной среде и ее изменениях посредством космических технологий. Цель проекта: разработать и апробировать учебно- методические материалы по использованию РКД в изучении предметов естественнонаучного цикла.

Анализ ситуации 1: Каждый день школьную библиотеку посещают 5070 детей с 1 по 11 класс. И что дети видят в школьной библиотеке? Затрепанные книги 6080 годов и старые журналы. У читателей (учителей и учащихся) сегодня нет возможности, придя в школьную библиотеку, посмотреть электронный каталог, сделать ксерокопию, поработать в Интернете, отсканировать иллюстрацию, воспользоваться электронной почтой. Сформулируйте проблему.

Анализ ситуации 2: В школе традиционно действует классно-урочная система. Недостаточно разработаны организационно- методические основы применения современных образовательных технологий. В соответствии с образовательной инициативой «Наша новая школа» школа должна соответствовать целям опережающего развития, где школьники вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия. В основе новых ФГОС среднего (полного) общего образования второго поколения положен системно- деятельностный подход, который должен обеспечивать: проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Сформулируйте проблему.

Анализ ситуации 3: В гимназии углубленно изучается ряд предметов гуманитарного цикла, хорошо продумана система предметных кружков. Преподавание ведется на высоком уровне сложности. Большой объем домашних заданий. С каждым годом растет количество детей с хроническими заболеваниями. Удельный вес здоровых детей составляет 15-20% от общего количества обучающихся.Вступают в силу новые ФГОС, которые определяют такую составляющую, как здоровье школьников в качестве важнейшего результата образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. Сформулируйте проблему.

Анализ ситуации 4: В школе за последние 3 года увеличилось число современных компьютеров. Но применяются они только для изучения информатики в рамках учебного предмета. Учителя-предметники используют компьютерную технику только для открытых уроков. В соответствии с образовательной инициативой «Наша новая школа» современная школа должна обладать современной инфраструктурой, оборудована медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями. Сформулируйте проблему.

Анализ ситуации 5: В поселке городского типа проживает 30 – детей-инвалидов в возрасте 9-18 лет. На территории поселка расположено две средних общеобразовательных школы, развита система дополнительного образования. Все детские учреждения расположены в центре поселка, что является хорошим условием для сотрудничества. Летом не все дети с ограниченными возможностями здоровья могут найти себе занятия по интересам, тем более бесплатно. Большинство из них, в силу своего заболевания, не могут вести полноценную жизнь и, зачастую, ограничения определяются не только физическими недостатками. Незначительное количество детей-инвалидов посещают учебные заведения дополнительного образования, кружки и секции. Многие испытывают проблемы в общении со сверстниками, не могут проявить свои способности, свою индивидуальность. В национальной инициативе «Наша новая школа» сказано, что новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Сформулируйте проблему.

Анализ ситуации 6: Существуют проблемы нынешней массовой школы: нивелируется индивидуальность детей, "безличный " подход к учащимся; сохраняется чисто формальная, "ЗУНовская" ориентация образования, отсутствует выраженная направленность на развитие ребенка; слабая практическая и деятельностная направленность образовательного процесса. Ориентация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на развитие системы поддержки талантливых детей. Сформулируйте проблему.

Проблема: С одной стороны - школьная библиотека – самый доступный источник для ребенка в получении информации. С другой стороны – библиотека в традиционном виде не может реализовать все возрастающие информационные потребности учащихся и педагогов. Тема проекта перспективного развития: «Школьный медиацентр». Цель проекта: создание на базе школьной библиотеки медиацентра для информационного обеспечения образовательного процесса с помощью средств новых информационных технологий.

Проблема: Между необходимостью проектирования личностно- ориентированной образовательной среды с одной стороны и недостаточной разработанностью организационно-методических основ применения современных технологии преобразования образовательной среды (например, таких, как метод проекта), с другой стороны. Тема проекта перспективного развития: «Проектная деятельность как средство организации образовательной среды». Цель проекта: теоретическое обоснование, практическая разработка и апробация модели организации образовательной среды через проектную деятельность.

Проблема: Дифференциация системы школьного образования, усложнение программ, наряду с углубленным изучением ряда предметов, являются, с одной стороны, прогрессивными потребностями современного общества, а с другой – факторами риска для здоровья обучающихся. Тема проекта перспективного развития: «Внедрение здоровьесберегающих технологий». Цель проекта: формирование физически здоровой личности.

Проблема: Между требованиями к выпускнику современно школы, которому предстоит жить в мире, где умение использовать информационные и коммуникационные технологии будет во многом определять его жизненный успех и неэффективному применению ИКТ в образовательном процессе. Тема проекта перспективного развития: «Информатизация образовательного пространства школы». Цель проекта: создание условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий в работе педагогов.

Проблема: С одной стороны необходима социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, с другой стороны - летом не все дети с ограниченными возможностями здоровья могут найти себе занятия по интересам, тем более бесплатно. Тема проекта перспективного развития: «Организация летнего отдыха детей с ограниченными возможностями здоровья». Цель проекта: создание системы творческой реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в летний период через организацию оздоровительных отрядов пришкольного лагеря.

Проблема: Противоречие между государственной политикой в плане системы развития с одаренными детьми и проблемами массовой школы, ориентированной на «усредненного» ученика. Тема проекта перспективного развития: «Развитие интеллектуальной одаренности школьников» Цель проекта: Создание системы работы по психолого-педагогическому сопровождению интеллектуально одаренных детей.

1.Прочитайте критерии и индикаторы, предложенные для экспертизы проектов перспективного развития. 2. Составьте в группе перечень рисков, связанных с технологией разработки проекта. 3. Предложите одну из трудностей другой группе для поиска вариантов решения. Оценка рисков в разработке проекта перспективного развития

Методические рекомендации по разработке проектов перспективного развития образовательного учреждения Поспелова Т.А.- старший преподаватель кафедры педагогических инноваций ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования».

30 ноября 2010 года «в течение 2011 года для каждой школы … создать проект школы будущего – видение того, как может развиваться школа». Послание Федеральному Собранию

наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности; соблюдение этапов (алгоритма) проектирования; понимание способов реализации проекта; достаточность ресурсов для реализации проекта. Условия для проектирования

Наша новая школа 1. Возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни. Обновленное содержание образования. Новое поколение образовательных стандартов. 2. Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности. 3. Система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения новым поколением учителей. 4. Новые принципы работы школ, порядок их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. Находиться в школе должно быть комфортно. 5. К каждому ученику – индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения.

1.Полное наименование проекта (название проекта). 2.Краткая аннотация проекта. Цели, задачи проекта. 3. Описание (характеристика) объекта проектирования (модель нововведения). 4. Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей (введения данной модели). 5. Рабочий план реализации проекта. 6. Конкретные результаты. 7. Механизм оценки результатов. 8. Перспективы дальнейшего развития проекта. 9. Приложения. Структура проекта

точно и лаконично не более 9 слов расшифровка дается строкой ниже 1. Полное наименование проекта

Проект перспективного развития : «Развитие интеллектуальной одаренности школьников» (от «Малышкиной школы» до научного лицейского общества)

Проект перспективного развития : «Современные космические технологии в образовании»

2. Краткая аннотация проекта не более 1 страницы Кто выполняет проект? (информация о заявителе). Почему нужен проект? (информация о проблеме). Аудитория проекта? (описывается, кому служит данный проект и принципы подбора этих людей, групп, объектов). Каковы цели и задачи проекта? Каким образом осуществляется реализация проекта? (информация о методах (способах решения задач) и ресурсах). Какова продолжительность проекта? (информация о сроках реализации проекта).

2. Краткая аннотация проекта Задачи формулируются глаголами: ОРГАНИЗОВАТЬ, ПОДГОТОВИТЬ, ИЗУЧИТЬ, ОБЕСПЕЧИТЬ, ПРЕДОСТАВИТЬ. Требования к задачам: Должны быть конкретными; Подлежать исчислению; Определять целевые группы и место их пребывания; Указывать время выполнения.

3.1. Описание ситуации (проблематики ) Выбор проблемы или проблем для проекта. Определить реальный срок для реализации, ресурсы, расходы. Дополнительные материалы для доказательства насущности проблемы. Проблема должна быть реалистичная, внутренняя. Описание ситуации завершается чётким формулированием проблемы. 3. Описание объекта проектирования (модель нововведения).

3.2. Приведение основных понятий и терминов. 3. Описание объекта проектирования (модель нововведения).

Проект перспективного развития : «Развитие интеллектуальной одаренности школьников» «…Мы придерживаемся взглядов авторского коллектива «Рабочей концепции одарённости» в составе: Богоявленской Д.Б., Шадрикова В.Д., Брушлинского А.В., Дружинина В.П., и др., разработанной в рамках Федеральной программы «Одарённые дети» в 1998 году по заказу Министерства общего и профессионального образования РФ и в своей работе исходим из того, что каждый ребенок способный, в каждом ребенке есть «искра» творчества, нужно только вовремя такого ребенка увидеть и поддержать. Существуют разные критерии, по которым происходит дифференциация видов одаренности. Согласно «Рабочей концепции одаренности», мы используем критерий «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики». По данному критерию выделяют такие виды как: практическая, познавательная (интеллектуальная), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная» Приведение основных понятий и терминов.

3.3. Актуальность проекта. Что может улучшить данный проект? Чему он будет способствовать? С какими важными инициативами соотносится? 3. Описание объекта проектирования (модель нововведения).

Проект перспективного развития : «Сетевое методическое объединение учителей русского языка и литературы образовательных учреждений Костромской области» Государственный и социальный заказы, региональная политика в области образования ориентируют педагога на достижение современного качества, инновационного характера образования, получение нового образовательного результата – ключевых типов компетенций учащихся (личностных, предметных, метапредметных). Современный арсенал форм, методов и технологий формирования у учителей русского языка и литературы профессиональных качеств, позволяющих достичь данных целей, недостаточен. Актуальной задачей специалистов КОИРО при этом становится апробация новой институциональной формы профессионализации педагогов, оперативной соорганизации носителей методического ресурса – сетевого методического объединения учителей русского языка и литературы Актуальность проекта.

не более 3 страниц Каким образом достигаются намеченные цели? Как выполняются поставленные задачи? Какой опыт работы имеется в той области, в которой реализуется проект? Какое кадровое обеспечение проекта? Насколько методы достижения поставленных целей эффективны? 4. Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей

5. Рабочий план реализации проекта Этапы реализации проекта МероприятияСроки реализации

не более 1 страницы конкретная информация о результатах проекта 6. Конкретные результаты

Проект перспективного развития: «Региональный электронный банк данных талантливых школьников» Конкретный результат – региональный электронный банк данных талантливых школьников

Проект перспективного развития: «Развитие интеллектуальной одаренности школьников» Конкретный результат: Наличие эффективной модели психолого-педагогического сопровождения учащихся; Наличие банка технологий и программ для выявления и развития интеллектуально одаренных детей; Наличие программного мониторинга личностного развития одаренных детей и результатов деятельности педагогов; Использование педагогами технологий диагностики одаренности, обучения и развития интеллектуально одаренных детей ; Наличие в образовательной программе лицея индивидуальных образовательных маршрутов.

не более 1 страницы Каковы критерии оценки эффективности проекта (не более 8 предложений)? Каким образом реализация проекта повлияет на среду, территорию и т.д.? (наличие социальных эффектов от реализации проекта). Какова мотивация и удовлетворенность деятельностью участников разработки и реализации проекта? Кто оценивает результаты работы в ходе реализации проекта? (указать ФИО и должность лиц). 7. Механизм оценки результатов

Проект перспективного развития: «Развитие интеллектуальной одаренности школьников» Критерии оценки результатов Индикаторы Наличие программного мониторинга личностного развития одаренных детей и результатов деятельности педагогов Тесты для диагностирования учащихся по определению их способностей, анкеты для самоанализа педагогами своей деятельности Увеличение количества одаренных учащихся, участников и победителей конкурсов и олимпиад различных уровней, поступающих в ВУЗы Банк одаренных детей, % количества участников от общего количества лицеистов и % победителей от общего количества участников, % поступивших в ВУЗы

не более 1 страницы Как предполагается развивать деятельность в этом направлении после выполнения проекта? Каким образом предполагается сохранить и расширить достижения данного проекта? За счет каких ресурсов предполагается дальнейшее продолжение проекта? 8. Перспективы дальнейшего развития проекта

планы работы над проектом перечень ресурсов 1-2 разработки мероприятий модели (схемы, таблицы, графики, фото) 9. Приложения

Аналитическая справка по «Карте проектов перспективного развития учреждений общего образования Костромской области» на г. 1.Виды образовательных учреждений, разместивших данные: учреждения общего образования – 204;

2. Доля общеобразовательных учреждений, разработавших проекты перспективного развития. В 100% ОУ г. Волгореченска, Галича, Шарьи, Сусанинского района. Свыше 50% - в ОУ г. Буя, Костромы, Антроповского, Буйского, Вохомского, Галичского, Мантуровского, Межевского, Нейского, Островского, Парфеньевского, Поназыревского, Шарьинского районов. Менее 50 % - в ОУ г. Нерехты и Нерехтского района, Кадыйского, Кологривского, Костромского, Макарьевского, Павинского, Солигаличского, Судиславского, Чухломского районов. Не предоставлена информация ОУ г.Мантурово, Красносельского, Октябрьского, Пыщугского районов.

3. Направления образовательной инициативы «Наша новая школа», выбранные для разработки проектов перспективного развития: «Переход на новые образовательные стандарты» (38%) «Сохранение и укрепление здоровья школьников» (26%) «Развитие системы поддержки талантливых детей» (16%) «Расширение самостоятельности школ» (1%).

4. Стадия разработки проекта

5. Соотношение проекта с программой развития

6. Доля ОУ, разработавших несколько проектов перспективного развития