Скоро Петя с семьей приедет. Я Саше и Наде вязенки купила. Лень, а куда же забубенный завьюжился? А ты корову подоил? Слей молоко в столбун, да поставь.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Научная работа по русскому языку «Диалектные слова Облученнского района». Выполнили: Куликова Екатерина, Нифантова Алина, ученицы 8 класса «А» средней.
Advertisements

«Живое слово» Диалектная лексика Второй Николаевки Руководитель Лукьянова И.Н. Новосарбайская школа Самарской области.
Презентационное сопровождение к уроку русского языка по теме: «Диалектная лексика» 5 класс учебник под редакцией М. Разумовской.
Что такое устное народное творчество? Авторы проекта: ученица 4 «А» класса ученица 4 «А» класса Андриянова Катя, Андриянова Катя, ученица 3 «А» класса.
Здравствуйте, меня зовут ….. С вами я буду изучать новый для вас предмет.
Общеупотребительные и диалектные слова. Урок русского языка в 5 А классе Учитель: О.И.Мухачева МБОУ «Сигаевская средняя общеобразовательная школа»
МКОУ СОШ п. Зенгино Оричевского района Кировской области Почему нижегородцы не понимают вятчан? Работу выполнила Работу выполнила ученица 3 класса ученица.
Тема учебно-исследовательской работы: «Диалектная лексика в произведениях В.М.Шукшина и ее употребление в речи жителей села Новозыково Красногорского района»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Удомельская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» «Диалектные слова.
Ориентирование на местности. Цель урока : Определение сторон горизонта на местности.
Николай Иванович Ашмарин ( ) Тюрколог с мировым именем, основоположник чувашского научного языкознания, член-корреспондент Академии наук СССР,
Тип проекта По виду деятельности: исследовательский; по содержанию: межпредметный (русский язык, краеведение); по назначению: учебный по количеству участников:
6 класс Творческая мастерская ( построение знаний ) Н.А. Смолякова, учитель русского языка и литературы МОУ «Новосельская средняя общеобразовательная школа»,
«Может, лишь один взгляд назад мне откроет в будущее глаза…»
Конкурс «Читаем вместе в классе и семье» ИССЛЕДОВАНИЕ Тема: «Читающая семья. Связь поколений» Выполнила: Кузина Александра Алексеевна ученица 3 класса.
МОКУ СОШ п. Зенгино Оричевского района Кировской области Вятские диалекты Работу выполнила Работу выполнила ученица 5 класса ученица 5 класса Рыбина Яна.
Классный час «Моя малая родина». Карта России МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа… МАЛАЯ – потому что это маленькая.
Презентация к уроку по обществознанию (5 класс) на тему: Семейное хозяйство. 5 кл. фгос
Работа ученицы 5 класса МБОУ «Первомайская СОШ» Мамаевой Полины.
Моя семья – мое богатство. 2 Задание: «Устами младенца» – Это когда все вместе – мама, папа, бабушка, дедушка. –.Самый нежный, самый добрый, самый любимый.
Транксрипт:

Скоро Петя с семьей приедет. Я Саше и Наде вязенки купила. Лень, а куда же забубенный завьюжился? А ты корову подоил? Слей молоко в столбун, да поставь его на загнетку, а я пока пойду курушку из пуньки выгоню.

Проблемный вопрос Что такое загнетка?

1.Понаблюдать за речью жителей Калужской области. 2. Изучить дополнительную литературу о русских диалектах. 3. Попытаться ответить на вопрос: «Зачем нужно изучать говоры своего языка?»

1.Во время летних каникул прислушивалась к речи родственников, проживающих в Калужской области. 2. Собрала языковой материал (14 слов), затранскрибировала его. 3. Изучила дополнительную литературу о русских диалектах в Костромской областной научной библиотеке имени Н. К. Крупской. 4. Сравнила литературный язык с диалектами. 5. Подумала: «Зачем нужно изучать говоры своего языка?»

На выпускном вечере учитель нам вручил список литературы для чтения летом с таким дополнительным заданием: «Проводя летние каникулы за пределами родного посёлка, понаблюдай за речью жителей другой местности. Для исследовательской деятельности тебе потребуется: умение транскрибировать, языковой материал, магнитофон, чтобы записать живую речь, фотоаппарат, чтобы запечатлеть достопримечательности того края и людей, с кем ты будешь общаться, тетрадь и ручка. К своей работе можешь подключить и взрослых, тогда у тебя получится совместный с родителями научный проект. А это здорово! Примерный языковой материал для исследования: курица, петух, цыплёнок; утро, день, вечер, ночь; каким бывает дождь; метель, вьюга, ненастная погода; из чего состоит русская печка; что растёт в огороде…» Желаю творческих успехов!

Диалектология - это наука о территориальных разновидностях языка (диалектах). Термин диалектология происходит от греческих слов dialektos «разговор, говор» и iogos «понятие, учение». Учёные-диалектологи исследуют народную речь, выявляют её особенности на разных территориях, устанавливают диалектные группы.

Северная Северо-западная Северо-восточная (Костромская) Южная Юго-западная Юго-восточная (Калужская) Западная

Южное наречиеСеверное наречие 1. Западная группа1. Ладого-Тихвинская группа 2. Верхнеднепровская2. Вологодская 3. Верхнедеснинская3. Костромская 4. Курско-Орловская (Калужская)4. Онежская 5. Восточная (Рязанская)5. Лачская 6. Тульская6. Белозерско-бежецкая 7. Елецкая 8. Оскольская

Диалекты Литературный язык территориально приурочены внетерриториален служат разговорному языку преимущественно сельского населения язык государственности, политики, науки, искусства только устная форма письменная и устная форма норма диалекта поддерживается только традицией строго обязательные нормы, которые отражены в учебниках по русскому языку, поддерживаются словарями

Ковш [кар'эц ] Горсть [ жм'эн'] Бельё [хрун'и] Сундук [ уклатка] Щиколотка [мустарлышка]

Мост через маленькую речку [клатк'и ] Беседка [пун'ка] Отверстие в печи, куда ставят котёл [загн'этка] Глупый [забуб'оный] Стукнуть [ахав'ачит']

Уйти гулять надолго [зав'йужыца] Наседка [ курушка] Глиняный сосуд для молока [сталбун] Вязаные рукавицы [в'аз'онк'и] Вывод: Диалектные слова существуют параллельно литературным и отличаются буквенно-звуковым строем.

Я стала лучше понимать народную речь, мне теперь легче общаться с бабушкой, дедушкой и другими старожилами. Если не зафиксировать народную речь в её современном виде, она изменится. Бесследно исчезнет для науки, для будущих поколений то, что скоро станет частью истории нашего народа, его духовной и материальной культуры. Современная народная речь для будущих поколений будет тем же, чем для нас являются памятники прошлого: старинная одежда, оружие, домашняя утварь, памятники живописи и архитектуры, древние рукописи, по которым мы стремимся познать мир наших далёких предков. Почему же необходимо фиксировать то, что не вошло в литературный язык и, вероятно, никогда не войдёт в него, от чего теперь отказываются сами носители диалекта?

1.Блинова О. И. Русская диалектология. Издательство Томского университета. Томск, Булатова Л. Н. О русских народных говорах. Москва: «Просвещение», Касаткина Л. Л. Русская диалектология. Москва: «Просвещение», Колесов В. В. Русская диалектология. Москва: «Высшая школа», Под редакцией профессора Мещерского Н. А. Русская диалектология. Москва: «Высшая школа», 1972.

Сестра - Надежда Моя мама - Любовь Ивановна Мой учитель и соавтор – Лариса Анатольевна Бабушка - Антонина Георгиевна Дедушка - Алексей Иванович Отец - Пётр Алексеевич Тётя - Ирина Алексеевна Двоюродный брат - Илья ЭТО Я – Саша Солдатова