Отчет о работе Федеральной экспериментальной площадки МБОУ ДОД Центр детского творчества Ворошиловского р-на города Ростова-на-Дону Доклад Иванченко Валентины.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Advertisements

Программа развития школы на период 2008 – 2013 годы Цель создания программы: определить общую стратегию и создать условия для эффективного развития школы.
Педагогические В учебном году в педагогический Кадры состав школы входи 33 педработника, Методическое объединение учителей предметов гуманитарного.
МОУ Юго- Камская средняя общеобразовательная школа Пермского района Проект модернизации основной школы «Школа развития и становления личности» 2011 год.
Проект муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 3 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Ядрина « Внедрение.
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
Приказ Министерства образования и науки РФ от «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского» г. Ростова-на-Дону Инновационный образовательный.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
«Развитие физических и интеллектуальных способностей дошкольника с использованием инновационных программ» Архипова Елена Алексеевна, руководитель ГДОУ.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. неполное использование возможностей учреждений дополнительного образования детей для выявления и дальнейшего развития детской одарённости;
ПРОГРАММА МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВВЕДЕННОГО В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КОМПЛЕКСНОГО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
«Мониторинг качества дополнительного образования детей» «Мониторинг качества дополнительного образования детей» Разработано заместителем директора Ункуновой.
«Создание в лицее условий для реализации основной образовательной программы в рамках введения ФГОС»
Школа – лаборатория условиях полного дня Это образовательное учреждение, позволяющее наиболее полно объединить учебную и внеучебную сферы деятельности.
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Смоленский промышленно-экономический колледж» Министерство образования.
Готовность педагога к инновационной деятельности как фактор его профессионального развития.
« Проектирование программ духовно – нравственного развития для основной школы в соответствии с задачами ФГОС основного общего образования» ПРОЕКТ опытно-
Психолого-педагогическое сопровождение как образовательная технология.
Транксрипт:

Отчет о работе Федеральной экспериментальной площадки МБОУ ДОД Центр детского творчества Ворошиловского р-на города Ростова-на-Дону Доклад Иванченко Валентины Николаевны к.п.н., доцента кафедры методики воспитательной работы ГОУ ДПО «Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» г. Москва, 24 мая 2012 года

Тема ФЭП: «ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ В МБОУ ДОД ЦДТ ВОРОШИЛОВСКОГОРАЙОНА ГОРОДА РОСТОВА- НА- ДОНУ» Научный руководитель: Горский Владимир Акимович, д.п.н., проф. зав. отделом неформального образования ИСМО РАО Ответственный исполнитель: Иванченко Валентина Николаевна, доцент кафедры методики воспитательной работы ГОУ ДПО «Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», к.п.н. Локальный координатор: Хацкевич Надежда Федоровна, Заслуженный учитель Российской Федерации, Почетный работник общего и профессионального образования РФ

Заслуженный учитель РФ Заслуженный учитель РФ Почетный работник общего образования РФ Почетный работник общего образования РФ Директор МБОУ ДОД «Центр детского творчества» ХАЦКЕВИЧ Надежда Федоровна

Педагогический коллектив педагога дополнительного образования «Заслуженный учитель РФ» - 2 «Заслуженная артистка России» -1 «Отличник народного просвещения» - 1 «Отличник физической культуры и спорта» - 1 «Почетный работник общего образования РФ» - 1 «Почетная грамота Министерства образования и науки РФ» - 13 «Почетный работник Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ» - 2 «Мастер спорта СССР» - 2 «Заслуженный работник Всероссийского музыкального общества» - 5 Медаль «За вклад в развитие образования» - 1 Участник энциклопедии «Одаренные дети – будущее России» - 1 Кандидаты педагогических наук – 2 Аспиранты - 4 Высшая квалификационная категория - 30 Высшая квалификационная категория - 30 Первая квалификационная категория - 30 Первая квалификационная категория - 30 Вторая квалификационная категория - 44 Вторая квалификационная категория - 44

государственная заинтересованность в модернизации отечественного образования путем введения дополнительного образования детей в рамки общеобразовательной школы, направленного на парадигмальную переориентацию школы, на развитие творческого потенциала как обучающихся, так и педагогических работников; реальное состояние педагогической практики в общеобразовательной школе, характеризующейся наличием дидактоцентрической модели образования, не гарантирующей развитие индивидуального маршрута каждого обучающегося; отсутствие педагогической теории развития творческого потенциала обучающихся в условиях интеграции общего и дополнительного образования детей; качественное обновление деятельности педагогического корпуса общеобразовательной школы и системы дополнительного образования детей, направленное на освоение способов стимулирования самопознания, самореализации, самоопределения обучающихся путем развития их творческого потенциала

теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс условий, эффективно влияющий на развитие творческого потенциала обучающегося

процесс развития творческого потенциала обучающихся МОУ ДОД ЦДТ Ворошиловского района в условиях интеграции общего и дополнительного образования детей Предмет исследования: комплекс условий, обеспечивающих развитие творческого потенциала обучающихся в МОУ ДОД ЦДТ Ворошиловского района в условиях интеграции общего и дополнительного образования детей

интеграция общего и дополнительного образования детей обеспечит эффективное развитие творческого потенциала обучающихся в МОУ ДОД ЦДТ Ворошиловского района г. Ростова - на- Дону, если: осуществлен теоретико-методологический анализ сущности творческого потенциала личности и особенности его развития у обучающихся МОУ ДОД ЦДТ Ворошиловского района г. Ростова - на- Дону в условиях интеграции общего и дополнительного образования детей; осуществлено моделирование процесса развития творческого потенциала обучающихся МОУ ДОД ЦДТ Ворошиловского района г. Ростова - на- Дону в условиях интеграции общего и дополнительного образования детей;

осуществляться дифференциация и индивидуализация образовательной работы педагога дополнительного образования и учителя по развитию творческого потенциала обучающихся; будет разработан и внедрен в МБОУ ДОД ЦДТ диагностический и методический инструментарий для проведения педагогического эксперимента

теоретическая модель развития творческого потенциала обучающихся МБОУ ДОД ЦДТ Ворошиловского района в условиях интеграции общего и дополнительного образования детей; комплекс условий, способствующий развитию творческого потенциала обучающихся в условиях интеграции общего и дополнительного образования детей; критерии развития творческого потенциала обучающегося; функциональные компоненты творческого потенциала обучающегося; определение понятия: «творческий потенциал обучающегося».

Учитель Родитель Педагог ДО РЕБЕ- НОК

Реализация теоретической модели развития ТП О в условиях интеграции Административно- педагогический и методический состав МБОУ ЦДТ Научный руководитель ФЭП Ответст венный руковод итель ФЭП Научно-методическое обеспечение содержания ФЭП Технологическое обеспечение содержания ФЭП Лаборатория«ИнновациивУДОД» Теоретическая модель развития ТП О в условиях интеграции общего и дополнительного образования Лаборатория «Проектирование пед. деятельности ПДО» Научно- исследовательская лаборатория ПДО Реализация интегративных дополнительных программ Творческие группы по проблеме развития ТП О Педагогическая мастерская « Учебно- исследовательская и проектная деятельность обучающихся»

Объединение, руководитель Беглость (норма 9) Гибкость (норма 7) Оригинальнос ть (норма 40-60) Уровень Разработаннос ть (норма 40-60) Уровень 1 «Нежность», Бабанова А.А. 8,97,736,8 Ниже сред. 54,5Ср. 2 Хореография, Белокопытова Д.А. 97,237,8 Ниже сред. 42Ср. 3 «Лира», Грищенко Л.Ф ,9Ср.35,9 Ниже сред. 4 «Мягкая игрушка», Евшина Г.М. 9,68,945Ср.48,5Ср. 5 «Радуга», Калмыков С.А. 87,536,6Ниже сред. 40Ср. Входная диагностика проводилось с помощью сокращенного варианта изобразительной (фигурной) батареи теста креативности П. Торренса, который представляет собой задание «Закончи рисунок» (10 картинок). В исследовании приняли участие 105 детей в возрасте от 5,5 до 11 лет.

6 Гимнастика, Полинская Е.С. 8,97,440,4Ср.43,6Ср. 7 «Казачок», Тюрина И.Ю. 9,6834Низ.33,5Низ. 8 «Юные техники», Филатова Н.М. 106,936,7 Ниже сред. 48,3Ср. 9 «Цветоделие» Дорохова Т.И. 9,68,347,2Ср.63Ср. Среднее9,27,740,2Ср.45,4Ср. Результаты по этим показателям распределились следующим образом: беглость – 91 чел. (88%) в пределах возрастной нормы; 14 чел. (12%) ниже нормы. гибкость – 69 чел. (66%) в пределах возрастной нормы; 36чел. (34%) ниже нормы. оригинальность – 2 чел. (1,9%) высокий уровень; 56 чел. (53,3%) средняя возрастная норма; 47 чел. (44,8%) ниже нормы. разработанность – 10 чел. (9,5%) высокий уровень; 71 чел. (68%) средняя возрастная норма; 24 чел. (22,5%) ниже нормы.

Опросник 1Опросник 2 Набранные баллыУровеньАВС 1138Высокий Высокий Высокий Высокий Высокий Выше среднего Выше среднего Выше среднего Выше среднего Выше среднего Выше среднего2437 «Оценка уровня творческого потенциала личности» (Т.В. Морозова)- входная диагностика. Методика позволяет определить уровни развития творческого потенциала ПДО. Методика Н.А.Литвинцевой «Способность к научному творчеству» позволяет определить у ПДО границы любознательности, степень сосредоточенности, зрительную память, слуховую память, амбициозность, веру в себя, стремление к независимости, к самоорганизации, и на основании наличия тех или иных качеств у ПДО определить уровень развития его творческого потенциала. Исследование проводилось анонимно. Результаты распределились следующим образом: Табл. 2

12118Выше среднего Выше среднего Чуть выше среднего Чуть выше среднего Чуть выше среднего Средний Средний Средний18412 Высокий уровень или творческо- рефлексивный уровень развития творческого потенциала – 5 чел. (26%); Выше среднего уровня или субъектно - преобразующий уровень развития творческого потенциала – 8 чел. (42%): Чуть выше среднего уровня или поисковый уровень развития творческого потенциала – 3 чел. (16%); Средний уровень или модификационный уровень развития творческого потенциала – 3 чел. (16%)

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ УРОВНЕВОЙ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ТП П Д О 26% респондентов высоким или обладают творческо-рефлексивным уровнем развития творческого потенциала. Это означает, что педагог дополнительного образования осуществляет глубокое и сознательное усвоение знаний, умений, навыков, которые становятся средствами его дальнейшего саморазвития, осуществляет конструирование и реализацию авторских дополнительных образовательных программ по выбранной образовательной направленности, прикладной методической продукции; осуществляет учебно- исследовательскую и издательскую деятельность в пределах своей компетенции. 42% респондентов обладают субъектно-преобразующим уровнем развития творческого потенциала. Это означает, что педагог дополнительного образования проявляет творческую активность в поисках инновационной образовательной информации, преобразовывает методы, средства и формы в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей, приобретает развитые гностические, аналитические, проектировочные и конструктивные умения, организует учебно- исследовательскую деятельность обучающихся, вырабатывает индивидуальный стиль педагогической деятельности.

16% респондентов поисковым уровнем развития творческого потенциала. Это означает, что педагог дополнительного образования проявляет творческую активность в поисках необходимой образовательной информации, разрабатывает вариативные разноуровневые модифицированные дополнительные образовательные и досуговые программы, применяет новые педагогические технологии, совершенствует методическую компетентность, выявляет, изучает, обобщает и распространяет личный результативный педагогический опыт и опыт своих коллег. 16% респондентов обладают средним или модификационным уровнем развития творческого потенциала. Это означает, что педагог дополнительного образования самостоятельно решает локальные творческие задачи, приобретает опыт в организации жизнедеятельности детского коллектива, разрабатывает разноуровневые модифицированные образовательные и досуговые программы системы ДОД по избранной образовательной направленности, приобретает методическую компетентность. Интерпретация содержательного аспекта уровневой динамики развития творческого потенциала педагога дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ Ворошиловского района произведена в соответствии с результатами диссертационного исследования В.Н.Иванченко « Развитие творческого потенциала педагога дополнительного образования в системе повышения квалификации».

Упрощенная интегративная модель– продуманный набор детских творческих объединений по интересам для начальной и основной школ ( кружков, секций, студий, клубов, классов и т.д.) с присущими им атрибутами. В эти объединения приглашаются по договору высокопрофессиональные специалисты МБОУ ДОД ЦДТ. Школьно- внешкольная интегративная модель – школьно-внешкольная организация системы дополнительного образования детей, своеобразная модель «Общеобразовательная школа – клуб», где под клубом подразумевается любой вид УДОД многопрофильной направленности. Инновационная интегративная модель – организация научно-исследовательских и профессионально-ориентированных учебных групп для старшеклассников на базе школ и вне их, деятельность которых основывается на сотрудничестве с детскими академиями научных исследований, школами искусств, музыкальными школами, высшими учебными заведениями ( классы репетиторства, подготовительные курсы, стажерские площадки и т. д.)

На основании теоретического анализа исследуемого явления мы определяем творческий потенциал обучающегося (ТПО), в широком смысле слова, как интегративную характеристику личности, включающую его ценностно-смысловое отношение к деятельности, самостоятельность в поступках, принимаемых решениях, выборе видов деятельности и удовлетворенность самореализацией. Это желание и умение (способность) обучающегося воспользоваться всеми имеющимися в его распоряжении возможностями образовательной среды и включиться в разнообразную деятельность, обеспечивающую выход за пределы традиционного выполнения этих деятельностей; в более узком смысле слова, творческий потенциал обучающегося - это личностные возможности обучающегося по реализации творчества, характер их проявления зависит от конкретных характеристик действительности, в которых оказывается личность, и от нее самой (ее мотивации, волевых качеств, креативности, самостоятельности, уверенности в себе и др.). Развитие же творческого потенциала обучающихся происходит как переход от потенциального к актуальному и рассматривается не только как природно- обусловленные, а прежде всего, как восполняемые ресурсы, но восполняемые или возобновляемые не автоматически, а произвольно. Исходя из вышесказанного, мы можем также предположить об определенной взаимосвязи творчества и творческого потенциала личности: творческий потенциал- это некая мера или показатель человеческого творчества, проявляющиеся во внутренней готовности личности воспринимать и преобразовывать реальную действительность. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ »

Творческие достижения: 9 творческих коллективов являются участниками всероссийских и международных конкурсов С 2008 по 2012 г.г. С 2008 по 2012 г.г. коллективы награждены: коллективы награждены: 2 премиями Президента РФ 10 ГРАН-ПРИ 10 ГРАН-ПРИ 186 дипломами лауреатов 186 дипломами лауреатов I, II, III степени I, II, III степени 23 специальными призами 23 специальными призами

Творческие достижения:

Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону