Словообразование. Выпишите из текста слова, образованные: 1) суффиксальным способом, 2) приставочным способом, 3) сложением. Легкий снежок, выпавший поутру,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме: Корень слова
Advertisements

Цели и задачи *Найти ответы на вопросы: Слова, каких частей речи образуются бессуффиксным способом? От каких частей речи образуются слова с помощью этого.
урок русского языка 25 февраля. Классная работа.
Раздел «Морфемика».. Русский кормит. Жил - был дед. Посадил дед репку. Выросла репка большая -большая. Пошёл дед тянуть репку, тянет - потянет вытянуть.
Правописание НЕ с глаголами. Как часто вы делаете ошибки на правила, которые вам хорошо знакомы! И если их постоянно повторять, грамотность далеко не.
Повторение. Состав слова и словообразование. Орфография.
Части речи к урокам русского языка в 1 классе Презентация выполнена учителем начальных классов ГБОУ школы Санкт - Петербурга.
Морфемный и словообразовательный разбор слова. ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Выполнила : студентка 2 курса группы С
Учитель русского языка и литературы Н. М. Рыжкова МОУ – СОШ 14.
Тема урока: Категория состояния как часть речи Презентация к уроку русского языка в 7 классе. Подготовила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 4.
Слово делится на части. Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей!
Игровое занятие 2 В рамках кружка «Занимательная грамматика» 5 класс.
БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ ГЛАГОЛОВ. ПОРЯДОК СЛОВ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ Урок 4.
Как образуются слова в русском языке. Способы словообразования 1ПРИСТАВОЧНЫЙ. 2.СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 3.ПРИСТАВОЧНО- СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 4СЛОЖЕНИЕ БЕЗ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ.
Урок русского языка в 5 классе по теме СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Раздел Словообразование.
Учитель: Канаева Гуля Маратовна Стаж работы – 18 лет. Категория первая.
В добрый час!. Четвёртый лишний А) ему, себе, его, о ней Б) кто(то), какой(нибудь), (кое)что, кто.
Шрифт Размер шрифта Курсив Жирный Подчеркнутый Цвет шрифта.
Урок русского языка 2 класс Учитель: Киданова М.Н.
Тема: «Состав слова. Словообразование»(повторение)6-класс. Открытый урок русского языка
Транксрипт:

словообразование

Выпишите из текста слова, образованные: 1) суффиксальным способом, 2) приставочным способом, 3) сложением. Легкий снежок, выпавший поутру, вскоре сгребли с тротуаров, но он остался на крышах, веточках, на прошлогодней траве. Пришел кот, понюхал снег, чихнул и попятился. Прилетела стайка воробьев. Они попрыгали, склевали что-то, шумно ссорясь, и улетели всей стаей. По переходу важно проследовал породистый пес, которого вела серьезная девочка.

1. Путешественник по морям. 2. Запас бензина. 3. Помещение для совместного проживания людей. 4. Человек, занимающийся пчеловодством. 5. Аппарат, передвигающийся по Луне.

И Г Р А Заполните таблицу словами

У К.И. Чуковского есть замечательная книга – «От двух до пяти». В ней собраны увлекательные рассказы и истории о речи маленьких детей. Познакомьтесь с некоторыми из них, но не только ради любопытства, а со словообразовательной целью: заодно укажите ошибки в образовании производных слов, запишите правильный вариант. Во всех ли случаях легко выполнить это? – Ты же пил чай. – Да не пил я. Я только пивнул капельку. – Стрелка на часах ходнула разок. – Ой, как больнуло живот! – Я только немножко откуснул от пирожка.

– Пойдем в этот лес заблуждаться. Да что ты от меня все ухаживаешь? – Червячное яблоко. – Пугательные сказки. – Сверкастенький камушек. – Какой песок песучий! – Зубовный врач. – Смотри, какая жукашечка ползет!

Мальчик услышал, как некая купальщица сказала на пляже: – Я просто с ума сошла. Купаюсь четвертый раз. И спросил у матери часа через два: – Куда она ушла, сумасошлатая? Четырехлетняя Майя: – Лес заблудительный, однойнельзяходительный. Деревенской девочке сказали, что мы собираемся в лес. Она спросила: – Всколькером?

Определите, каким способом образованы слова в каждом столбике: а) Гладкий – гладь, глубокий – глубь, глухой – глушь, тихий – тишь, немощный – немощь, рваный – рвань, сухой – сушь, синий – синь, зеленый – зелень, высокий – высь; б) подвозить – подвоз, перевозить – перевоз, уходить – уход, пробегать – пробег, откормить – откорм, зажимать – зажим, переносить – перенос, поливать – полив, вскрикнуть – вскрик, загореть – загар, ударить – удар;

Определите, каким способом образованы слова в каждом столбике: в) Вешать – перевешать; думать – вздумать; нести – вынести; прясть – допрясть; смеяться – засмеяться; собирать – насобирать; ехать – объехать; тащить – оттащить; скакать – поскакать; расти – подрасти; ходить – приходить; бить – разбить; писать – описать; жечь – сжечь; плыть – уплыть. г) Противно – препротивно; любезно – прелюбезно; глупо – преглупо.

д) Отдел – подотдел; группа – подгруппа; станция – подстанция; разделение – подразделение; заголовок – подзаголовок; вкус – привкус; история – предыстория; дед – прадед; бабушка – прабабушка. е) Интересный – неинтересный; грустный – прегрустный; несчастный – разнесчастный; демократический – антидемократический («анти» обозначает против).

В твой словарик! Давно прижились в русском языке заимствованные приставки: вице- (в значении «заместитель, второе лицо». Запомните: эта приставка всегда пишется через дефис!); контр- (в значении «против», пишется она всегда слитно – хоть и обозначает «против», но подчиняется основному закону правописания наших приставок! Исключение: контр-адмирал; экс- (т.е. «бывший»; пишется, как и вице-, через дефис – не обрусели пока эти приставки!). Догадайтесь: какая часть речи использует их для словообразования? Кто не догадался, спишите следующие примеры и сделайте вывод.

(Контр)атака, (экс)чемпион, (вице)президент, (экс)президент, (контр)удар, (контр)революция, (вице)премьер, (экс)премьер, (контр)разведчик, (экс)губернатор, (экс)мэр, (вице)губернатор, (вице)мэр. Спишите, раскрывая скобки:

Докажите, что все приведенные слова образованы суффиксальным способом: Мячик, роскошничать, родненький, обличение, облачко, облачный, находчивый, композиционный, комплектовать, громадина, пасечник, мякоть, приколка, женушка, жесткость, гриппозный, врачевать, птичий, пунктуационный, луковица.

Продолжите ряд глаголов, образованных приставочно-суффиксальным способом. Для этого используйте приставки на-, за-, из-/ис-, до-, про- и суффикс -ся. Гулять – на-гулять-ся, пить, смотреть... Читать – за-читать-ся, слушать, глядеть... Писать – ис-писать-ся, кричать, носить... Звонить – до-звонить-ся, звать, стучать... Голодать – проголодать-ся, спать, брать... Какое значение приобретают глаголы в каждом ряду?

Укажите предложение, в котором встречается приставочный способ образования слов. 1. Кот несся за петухом на трех лапах, а четвертой, передней лапой бил его по спине. 2. От петуха летели лишь пыль и пух. 3. Внутри него от каждого удара что-то бухало и гудело, будто кот бил по резиновому мячу. 4. После этого петух долго лежал в припадке, закатив глаза, и тихо стонал. 5. Его облили холодной водой, и он отошел.

Вы уже знаете, что такое толковый словарь. Но, оказывается, некоторые лингвисты-озорники специально составляют словари бестолковые. Это шуточные, юмористические словари, где общеизвестным словам дается необычное, совершенно неожиданное толкование, основанное чаще всего на звуковом сходстве омонимичных морфем или их частей. Познакомьтесь с фрагментом одного из них.

БЕЗДАРЬ – человек, которому ничего не подарили на день рождения. БЕСПЕЧНОСТЬ (техн.) – отсутствие в квартире печки; центральное отопление. БОЛТОВНЯ – гайка. ВЕСЕЛЬЧАК – гребец. ВЫЖИМКИ – плавки. ГОНЧАЯ – чаепитие. ДЕРЮГА (руг.) – зубной врач. ЗАКЛАДКА (школьн.) – ябеда, доносчица. ЗЕМЛЯК – червяк. ИЗВЕРГ – действующий вулкан. РАДИСТ (филос.) – оптимист, человек, который всему рад. РЕЧКА (канцелярск.) – краткое выступление, ср. спичка. СТРИЖ – парикмахер.

Попробуйте сами истолковать следующие слова для бестолкового словаря: Свистопляска – Поп-звезда – Солист – Самогон – Пломбир – Свистопляска – Привратник – Судок – Отпугивать – Шумовка – Леденец – Корица-

Распределите слова на группы в соответствии с ролью буквосочетания рас – приставки или корня. Расовый, расчистка, рассыпчатый, растить, расправа, растолкать, растаять, растение, растерзать, рассчитать, расти, растянуть, растительный, расторопный, растранжирить, растрата, расходовать, расческа, расхищать, распорядиться, расправить, растяжение.

Тест. Найдите слова с приставкой у-. 1. Умолять. 2. Умалишенный. 3. Умеренный. 4. Уникальный. 5. Уныние. 6. Урожайность.

Укажите слова без суффикса -ист. 1. Лучистый. 2. Ветвистый. 3. Чистый. 4. Мглистый. 5. Искристый. 6. Завистливый.

Какая словообразовательная пара – ошибочная? 1. Француз – французский. 2. Нож – ножичек. 3. Новый – обновить. 4. Прямой – напрямик. 5. Стержень – стерженек. 6. Течь – истечь. Восстановите словообразовательную цепочку.

Укажите слова с приставкой про - 1. Просьба. 2. Профессионал. 3. Протезирование. 4. Проталина. 5. Прохладительный. 6. Просторный.

В каких словах выделяется суффикс -няк? 1. Особняк. 2. Бедняк. 3. Сквозняк. 4. Горняк. 5. Сорняк. 6. Синяк.

Лингвистическое вычитание: определите значение разности ^ Образец: жутковатый – жуткий = -оват- (чуть-чуть). заборчик – забор =... крольчиха – кролик =... мнительный – мнить =... прехорошенький – хорошенький =... бескрайний – край =... квартирант – квартира =... одобрительность – одобрительный =... заголосить – голосить =... мыльница – мыло =... ресничка – ресница =... болезненный – болезнь =...

Найдите второе слагаемое, определите его значение. Н апример, уравнение зуб + х = зубчатый решаем так: ^ -чат- (имеющий что-то, наделенный) = зубчатый. бокс + х = боксер; болото + х = болотище; резать + х = резчик; Владимир + х = владимирец; генерал + х = генеральша; коричневый + х = коричневатый; бледный + х = бледнеть; игра + х = игрун; тащить + х = оттащить; переключать + х = переключатель.

Найдите в каждой строчке четвертое лишнее. а) Подлить, подкрутить, подмерзнуть, подмести. Б) Зеленеть, гореть, светлеть, смелеть. В) Заполыхать, забурлить, затянуть (гайку), зареветь. Г) Пересаживать, перегорать, переглядываться, переселяться.