Оценочная и рефлексивная деятельность учащихся в старших классах Волкова Любовь Альбертовна-к.п.н., доцент кафедры педагогических инноваций 18 АПРЕЛЯ 2013.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МБОУ «Воронинская СОШ» Томского района Трупп Светлана Владимировна МБОУ «Воронинская СОШ» Томского района Трупп Светлана Владимировна.
Advertisements

Выступление на педагогическом совете МОУ СОШ г. Доклад подготовила Ерофеева Г.В. Выступление на педагогическом совете МОУ СОШ
Доклад подготовила Смирнова Л.В. Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА , г.Ижевск, ул. К.Маркса, 427, тел Криницына.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
© Фокина Лидия Петровна Презентацию подготовила Лаврова Ирина Александровна заместитель директора по УВР и учитель начальных классов ГБОУ школы 595.
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
Критериальный подход в системе оценивания учащихся Учитель МБОУ «СОШ 1» Бараковская Т.И.
Особенности системы результатов при реализации ФГОС.
В образовательном стандарте второго поколения во главу угла ставится личность ребенка, его умение учиться. Принципиальное его отличие заключается в том,
Психологические особенности подросткового возраста.
Деловая игра : «Стандарты второго поколения». ДЕВИЗ ПЕДСОВЕТА: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому.
Опыт обучения математике в группах сменного состава. ГБОУ СОШ 554 Учителя математики Максимчик Е. Н. Жичина Е. А. Мещерина М. Е.
Система оценки достижений планируемых результатов освоения ООП Образовательная система «Школа 2100»
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
Метапредметные результаты по ФГОС. Образование общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах.
Педагогическая мастерская Машуков Александр Васильевич, помощник ректора.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Т РЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников.
Транксрипт:

Оценочная и рефлексивная деятельность учащихся в старших классах Волкова Любовь Альбертовна-к.п.н., доцент кафедры педагогических инноваций 18 АПРЕЛЯ 2013 КОСТРОМА Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Костромской областной институт развития образования» ФЦПР О

Основные вопросы темы 1. Чем похожи, отличаются и соотносятся понятия «отметка» и «оценка», «самооценка» ? 2. Чем оценивание ученика по новым ФГОС будет отличаться от прежних (традиционных)подходов? А именно: Что оценивать (какой результат)? Как оценивать(технологии) ? Чем оценивать инструментарий)? Вопросы, которые учителя задают чаще всего по оцениванию КАК ОЦЕНИВАТЬ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ЦЕЛЕЙ – СФОРМИРОВАННОСТЬ ДЕЙСТВИЙ, А НЕ ПРОСТО НАЛИЧИЕ ЗНАНИЯ? КАК ОЦЕНИВАТЬ НЕ ТОЛЬКО ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ? КАК ПО-НОВОМУ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОТМЕТКИ, УРОВНИ ДОСТИЖЕНИЙ? КАК ФИКСИРОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫУЧАЩИХСЯ? КАК СОХРАНИТЬ МОТИВАЦИЮ УЧАЩИХСЯ НА ОБУЧЕНИЕ ПРИ ПОМОЩИ ОЦЕНИВАНИЯ?

1. Чем похожи, отличаются соотносятся понятия «отметка» и «оценка», «самооценка» ? Оценка – деятельности качественная характеристика результата деятельности Отметка – это количественная характеристика результата Самооценка – это качественная характеристика результата своей деятельности Рефлексия - (от лат. reflexio – обращение назад, отражение) – самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и течения собственной деятельности, внутреннего понимания жизни субъектом. Оценка 4..Отметка баллы, проценты, доли и т.д. 2.Идентификации (также точно), реализованная цель, сопоставление с задуманным и т.д. 3.Безоценочное суждение 1.Я перестаю понимать о чём мне говорят, если говорят слишком громко и быстро. 2.Результат работы соответствует цели 3.Это было мнение Маши. Кто согласен? 4.Коля тебе за работу – 5 баллов (всё правильно, выполнил самостоятельно, несмотря на то, что задача была сложная). 5. Я правильно ответила на вопросы 1 и 2, но не уверена в ответе на 3-й вопрос и я хочу спросить… Самооценка Оценка учимся понимания чего-л, достижений и т.д. 1.Рефлексия «Взгляд на себя, на свою деятельность (своей группы) со стороны»

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами (моделирование одежды, получение и запись химической реакции и др.) метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно- исследовательской, проектной и социальной деятельности; личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

Какие результаты предлагает оценивать новый ФГОС на предметном уровне? Предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования устанавливаются на базовом, интегрированном, и профильном уровнях, ориентированных на приоритетное решение соответствующих комплексов задач. Предметные результаты на базовом уровне должны быть ориентированы на освоение обучающимися систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету, и решение задач освоения основ базовых наук, поддержки избранного обучающимися направления образования, обеспечения академической мобильности. Предметные результаты на интегрированном уровне должны быть ориентированы на освоение обучающимися в рамках интегрированных курсов ключевых теорий, идей, понятий, фактов и способов действий совокупности предметов, относящихся к единой предметной области и обеспечивающих реализацию мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач общего образования, формирование общей культуры обучающихся на основе освоения ими относящихся к отдельным областям знаний. Предметные результаты на профильном уровне должны быть ориентированы на более глубокое, чем это предусматривается базовым уровнем, освоение обучающимися систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету, и решение задач освоения основ базовых наук, подготовки к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности. Предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать возможность успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.

Общее отличие подходов к оцениванию школьников ФГОС 1 поколения Результаты достигались через: предоставление информации учителем, практическое закрепление информации, повторение воспроизведение отметка Знания, умения, навыки ФГОС 2-го поколения Результаты образования достигаются через: системно- деятельностное образование ( другие технологии ) целью является не предметный, а личностный результат формируются УУД оценка и самооценка Универсальные учебные действия (в т.ч. проектно- исследовательские умения)

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОТМЕТКИ, УРОВНИ ДОСТИЖЕНИЙ? РЕАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ:. ФГОС – система оценки Предложение ФГОС -2 За точку отсчета принимается необходимый и реально достигаемый опорный уровень. Оценка ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. (поощрение успеха… индивидуальная траектория) Требует переосмысления оценок 5-балльной шкалы. В частности, достижение опорного уровня - безусловный успех ребёнка, исполнение им требований Стандарта. ТРАДИЦИЯ: Пятибалльная система Точка отсчёта - «идеальный образец» («пятерка»), от которого «методом вычитания», фиксацией допущенных ошибок и недочётов, формируется оценка учеников. Все ученики делятся на стандартные категории «отличников», «двоечников»… Реально достигаемый уровень Опорный уровень Превыше ние + Реплика с образовательного сайта «Баллов у нас четыре (5,4,3,2), допустимых – три, а положительных – два (5 и 4). Вынуждены оговариваться»

Сложение или вычитание баллов отметки? ФГОС 1 Принцип вычитания Например: решение учеником учебной задачи сравнивается с неким образцом «идеального решения», ищутся ошибки несовпадение с образцом, чтобы понизить отметку («не ставить же всем пятерки!»). Подобный подход ориентирует на поиск неудачи, отрицательно сказывается на мотивации ученика, его личностной самооценке. ФГОС 2 Принцип сложения (накопительная оценка) предлагается переосмыслить шкалу по принципу «прибавления» и «уровневого подхода» – решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловных успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться.

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). Новые формы и методы оценки достижений Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п. Задания. задачи, проекты, деятельность в ситуации и др. метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий). Задания. задачи, проекты, деятельность в ситуации и др. диагностика результатов личностного развития. оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Диагностическая работа, результаты наблюдения, анкеты и т.д. контрольная работа теперь дополняется: целенаправленным наблюдением (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам), самооценкой ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности), результатами учебных проектов, результатами разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников. 1.Фиксировать цель оценочной деятельности ( что выясняем?) 2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.(на какую характеристику результата ориентируемся, чем замеряем, в каком виде будет представлена оценка?) 3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки ( что оценивается, а что нет, в условиях чего?)

Инструментарий для оценки достижений Критерии Работы учащихся (продукт) Деятельность учащихся(процесс) Статистические данные (частота, количество) Результаты тестирования Методы Правильность Разумность обоснований Уровень сложности выполненного задания ( в том числе предметно или мета предметно) Степень самостоятельности Универсальность действий и др. Источники информации Наблюдение Оценивание процесса выполнения Открытый ответ Выбор и аргументация ответа Выполнение проектного, исследовательского задания Анкетирование Тестирование Откуда брать информ ацию? Показатели, по которым оценивается работа учащегося Инструмент выявления результата

Выставление отметок Примерные критерии отметки Три. Безошибочное выполнение задания, способ был известен, уровень сложности средний. Четыре. Уровень сложности выше среднего или высокий, но допущены незначительные ошибки, (если значительные, то три). Способен использовать не сложные способы из других областей знаний, но не ниже класса обучения. Пять. Учащийся самостоятельно выполняет задания проблемного характера, способ неизвестен, привлекает знания и способы из других предметных областей. Уровень сложности задания высокий. Он способен сам создать продукт Задание которое выполняется совместно с учителем, при его прямой помощи или подсказке - снижает балл, или отметка не выставляется, а просто накапливается + балл добавляется за привлечение способов выполнения работы и знаний из другой области или (и) внеучрочной самостоятельной работы По теме (урока, блока уроков, по разделу) выставляется отметка не среднеарифметическая, а накопительная по последнему освоенному уровню сложности и достижениям учащихся В журнал идут отметки контрольных работ и итоговые по освоению темы ( нужен инструментарий кроме журнала учителя (промежуточные отметки)

Что именно оценивает школьник во время обучения? 1. Достигнута ли цель? (на сколько % достигнута, на каком уровне достижения) 2. Степень самостоятельности выполнения (группового, индивидуального )задания 3. Было очень трудно, трудно, скорее трудно, чем легко, легко 4. Задание было интересным, в меру интересным, не интересным 5. Знаю, где можно использовать результат, не знаю где можно использовать результат, догадываюсь, но не уверен 6. Степень своего вклада в разрешение проблемы по условной шкале (например, 10-ти бальной) 7. Продвижение в отношении предыдущего понимания 8. Осознание причин успехов и неудач (безоценочные суждения)) 9. Другое

КАК РАЗВИВАТЬ САМООЦЕНКУ ШКОЛЬНИКОВ? ФГОС - Метапредметные (регулятивные) результаты ученика: умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы решения; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха; Система оценки «…предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся»; среди методов – «самоанализ и самооценка». ТРАДИЦИЯ: Учитель «ставит отметки», ученики «получают отметки»; Учитель указывает на ошибки и на необходимость их исправления

Принципы обучения школьников самооцениванию 1.Если оценка учителя предшествует оценке ученика, то учащийся принимает её не критично. Обучение разумному самооцениванию нужно начинать с самооценки школьника. 2.Оценка не должна носить обобщающий характер, школьнику сразу предлагается оценивать различные аспекты своих усилий. 3.Самооценка школьника должна соотноситься с оценкой взрослого лишь там, где есть объективные критерии самооценки, равно обязательные и для учителя, и для ученика. 4.Там, где оценивается качество, не имеющего однозначных образцов, каждый человек имеет право на собственное мнение, и задача учителя - знакомить детей с мнениями друг друга, уважая любое, ничьё не оспаривая и не навязывая ни своего мнения, ни мнения большинства. Обучение школьников разработке критериев качества результата Карта требований

7 Правил технологии оценивания «Школы 2100» 1.Оцениваем ЧТО? 2. Оценивает КТО? 3. Сколько должно быть отметок ? 4.Оценка фиксируется ГДЕ? 5.Оценка выставляется КОГДА? 6.КАК оценивать ? 7. ИТОГОВЫЕ? Все действия! Но отметка только за выполненное задание Ученик + Учитель в диалоге Одна задача – одна отметка В таблицах образовательных результатов и в портфеле достижений школьника Текущие - по желанию, тематические – обязательны (+ право пересдачи) По критериям уровней успешности (с переводом в любой тип отметок) Предметные – по таблице результатов, а итоговая – по всем накопленным результатам портфеля достижений и диагностик

Накопительная оценка учащегося Оценка-это такой способ фиксации результата, который может быть переведён в отметку по любой бальной шкале

Кто здесь главный? Официальный классный журнал, не отменяется, но итоговая теперь будет определяться не только на основе годовых предметных отметок в журнале, но и на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных), накопленных в портфеле достижений ученика А также Листы достижений учащихся Электронные дневники Справки по результатам внутришкольного контроля Дневники учащихся и др. Дневник, электронная таблица или другое для фиксации промежуточного результата обучения учащегося

Опыт регионов в применении моделей оценки достижений учащихся

Педагогу необходимо научиться сводить все оценки учащегося в одну комплексную оценку

Модель системы оценки планируемых результатов освоения учебных программ и её основные компоненты

Составление лепесткового графика для фиксации достижений учащегося

Спасибо за внимание!