Здоровьеформирующие технологии в образовательном процессе школы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Advertisements

Психолого-педагогическое сопровождение как образовательная технология.
Системный подход к организации оздоровительной работы Здоровьесберегающая педагогика – это готовность и способность школы обеспечить высокий уровень образовательной.
Уроки психологии Медико-психолого- педагогическое сопровождение Здоровьесберегающие технологии Логопедия Школьная программа «Здоровье» Духовно-нравственное.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ муниципального образовательного учреждения Березовской средней общеобразовательной школы 1.
« Психолого-педагогическая поддержка личностно-ориентированного обучения и воспитания». Проблема школы:
«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов». Всемирная организация.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Актуальные компетентности в деятельности классного руководителя в условиях реализации современной модели образования Петренко И.В. Руководитель ГМО классных.
Здоровьесбережение в образовательной деятельности Педагогический совет г. Зам. директора по НМР – Рябова О.Н.
Психологические аспекты содержания Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Автор: доцент кафедры педагогических инноваций КОИРО к. б.н. Козловская.
«Система медико- психолого- педагогического сопровождение учащихся»
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
Роль психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в свете современных образовательных реформ Овсова Т.Н. Директор МБОУ «ООШ 5» МБОУ.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Воспитательная система - это целостный социально- педагогический комплекс, возникающий в процессе интеграции основных компонентов воспитания.
Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
Транксрипт:

Здоровьеформирующие технологии в образовательном процессе школы

Педагогическая помощь ученику в поиске его уникального жизненного предназначения – задача школы 21 века Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также является одной из характеристик национальной безопасности.

Введение новых образовательных стандартов второго поколения для начальной школы. Любые изменения в образовательной политике государства в школе, связаны с очень серьезными здоровьезатратами как учащихся, так и педагогического коллектива. 40% педагогов по данным НИИ ИСРОО не готовы к реализации Программы (отсутствуют программы переходного периода на новые стандарты второго поколения, подготовка кадров на низком уровне, не адаптирована критериальная база на уровне ОУ, нет серьезных изменений в содержании образования, новых учебников и многие учителя не владеют методиками объективного контроля, идеологией управления учебным процессом, не умеют работать на конечный результат, часть учителей психологически не готова к новым переменам).

Системные изменения в школьной модели оздоровления Нормативно- правовая база Проекты Повышение квалификации Диагностическая и критериальная системы Модель укрепления и развития здоровья школьника Здоровье- сбережение Здоровье- формирование Отдельная система Дидактическая единица в образовательных программах Стандартизированные критерии и измерители Не стандартизированн ые критерии и измерители Учитель-родитель-ученик Саморегуляция самовосстановление

Здоровьеформирующее образование характеризуется процессуальными и ресурсными изменениями. Процессуальные изменения затрагивают все, что связано с организацией образовательного здоровьесберегающего процесса Здоровьеформирующее образование Обучение культуре здоровья Профилактическая деятельность образовательных учреждений Здоровьеформирующие технологии в деятельности образоватедьных учреждений Результат здоровьеформирующего образования: Целостная гармоническая личность с высоким уровнем духовно-нравственной, физической,интелллектуальной культуры, конкуррентноспособная и легко адаптирующаяся к изменениям в социокультурной среде

Здоровье развивающие технологии Здоровье формирующие технологии Позиция учителя активная Позиция ученика активная Позиция учителя пассивная Позиция ученика активная Здоровье сберегающие технологии Позиция учителя активная Позиция ученика пассивная Различение позиций учителя и ученика при реализации различных технологий здоровья

пп Здоровьесберегающие технологииЗдоровьеформирующие технологии 1ЗУНыСЛИПы 2Пассивная позицияАктивная позиция 3Использование готовых маршрутов здоровья и условий здоровьесберегающий среды Формирование собственных стратегий оздоровительных маршрутов, изменение условий окружающей среды по вектору здоровьеформирования. 4Использует знания по готовым алгоритмам в разных жизненных ситуациях Осознанно формирует стратегию поведения в разных жизненных ситуациях 5Используют механизмы саморегуляции и самовосстановления общего характера, без учета своих индивидуальных особенностей развития интеллектуальной, социальной, физической и нравственных сфер. Использует знания механизмов саморегуляции и самовосстановления на основе глубокого знания своих индивидуальных особенностей развития интеллектуальной, социальной, физической и нравственных сфер. 6Формирует свою систему ценностей, с учетом ценностей здоровья. Формируется приоритетность ценностей здоровья, над остальными жизненными ценностями Сравнительные характеристики здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий

Программа наблюдений на учебном занятии «Здоровьеформирующие технологии на уроке» 1. Здоровьеформирующая составляющая используемой учителем педагогической технологии на учебном занятии; 2. Планирование или сценирование занятия используется учителем; 3. (Сценарный уровень): на уроке учитель, реагируя на сбои учеников, импровизационно «включает» содержание образования, оказавшееся недостающим для освоения запланированной единицы содержания образования (гибкое досценирование в возникшей образовательной ситуации дидактической позиции - содержания образования); 4. На основе возможностей каждого учителем на уроке создается индивидуальная образовательная траектория; 5. Учитель через содержание учебного материала формирует осознанную стратегию поведения учащихся по вопросам здоровья в разных жизненных ситуациях; 6. Конструирование учебной задачи в логике деятельности ученика; 7. (Сценарный уровень): учитель вовлекает учащихся на уроке в корректировку, до уточнения или смены цели, учебной задачи при изменении ситуации; 8. На уроке учителем фиксируется наличие или отсутствие избыточных затрат времени и усилий учащихся и учителя в образовательном процессе (перегрузка, переутомление); 9. На уроке учителем фиксируется наличие или отсутствие физического и психологического комфорта, положительной мотивации деятельности, позитивного самоощущения учащихся, учителей.

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся представляет собой сложную проблему, решение которой зависит не только от: состояния самих обучающихся; объема и структуры учебного материала; применяемых технологий обучения; но также от: соблюдения периодичности в организации циклов деятельности; устранения имеющихся точек сбоя; пополнения запасов энергии обучающихся; усиления их учебных возможностей, и т.д.

Здоровьеформирующее образование – это педагогический процесс, направленный на формирование и развитие у субъектов позитивной, устойчивой ориентации на сохранение здоровья, как необходимого условия жизнеспособности.

В образовательной практике – это может проявляться в формировании у субъектов педагогического процесса: способности к позитивному саморазвитию в различных жизненных обстоятельствах, уверенности в себе, развитию чувства компетентности и собственной ценности; мотивации укрепления здоровья, посредством установки на ценность собственного здоровья; приобретения знаний о своем здоровье; овладения способами, охраняющими и умножающими здоровье; умения применять формы накопления здоровья к особенностям своего организма; культуры здоровья, направленной на ответственное отношение как к своему, так и здоровью окружающих, на стремление сохранить и приумножить свой природный потенциал, гармонизацию личности, готовность поддержать свое душевное равновесие и окружающих, способность воспринимать и создавать прекрасное.

К основным принципам здоровьеформирующего образования относится: Системность. Здоровье является целостным многомерным понятием. На состояние здоровья оказывают влияние биологические, психологические и социальные факторы. Формирование концепций здоровья должно быть на основе взаимообусловленного сочетания медико-биологического знания и ориентации человека как субъекта деятельности. Превентивность. Задача педагогической науки – создать превентивную педагогику, которая смогла бы предупреждать возможности педагогических отклонений и находить средства их устранения. Сущность принципа превентивности состоит в изучении причин, факторов, закономерностей отклоняющегося поведения детей и молодежи; применении методов его предупреждения и коррекции; формировании установок здорового образа жизни.

Сферность (междисциплинарность). Понятие «здоровье» сферно, междисциплинарно. Оно стало активно рассматриваться в исследованиях по самым разным научным направлениям. Это стало возможным и благодаря тому, что термин оказался «своим» и для житейского, и для научного знания, как академической, так и прикладной форме. Сущность принципа сферности (междисциплинарности) состоит в том, что здоровье рассматривается как сложный многомерный феномен, имеющий гетерогенную структуру, сочетающий в себе качественно различные компонента и отражающий фундаментальные аспекты человеческого бытия. Поэтапное формирование здорового образа жизни: усвоение знаний о здоровом образе жизни, профилактике заболеваний. На основании знания окружающей реальности у субъекта формируются определенные позиции (тревога; ужас; волнение; сомнение; интерес; воодушевление; радость; уверенность; наслаждение; покой и другие), которые представляют собой эмоциональные предрасположения к формированию мотивации здорового образа жизни. формирование мотивации здорового образа жизни: мотивационная установка; желание; убеждение; привычка; интерес; направленность личности. самоопределение личности, то есть осознанный выбор здорового образа жизни; осознание себя субъектом данной деятельности. Критерием осознанного выбора здорового образа жизни является ориентация личности на развитие знаний, умений, навыков по укреплению собственного здоровья, формированию культуры здоровья. Здоровый нищий счастливее больного короля (А.Шопенгауэр).

Социокультурная направленность личности. Показателями социокультурной направленности личности являются: конкретизация жизненных целей; самоидентификация; коммуникативные умения инавыки; отношение к культурным нормам; самосохранительное поведение, которое играет важную роль в формировании позитивного отношения индивида к здоровому образу жизни. Под принципом социокультурной направленности личности можно понимать процесс формирования системы мотивов, ориентирующих человека на созидательную деятельность, здоровый образ жизни, признание себя субъектом собственного развития. Еще Д. Лэббок писал, что здоровье гораздо более зависит от наших привычек и питания, чем от врачебного искусства.

Здоровьесберегающая образовательная среда образовательного учреждения. К основным показателям здоровьесберегающей среды образовательного учреждения можно отнести: гуманистическая направленность эмоциональ- поведенческого пространства; учет индивидуально-возрастных особенностей обучаемых; всемерное развитие творческой личности; организация лечебно-профилактических и информационно- просветительских мероприятий; содействие самореализации самоутверждению субъектов образовательного процесса; соблюдение санитарно-гигиенических норм; коррекция нарушений соматического здоровья, включающая использование комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от образовательного процесса; оздоровительная система физического воспитания; разработка и реализация дополнительных образовательных программ по формированию культуры здоровья, сохранению и укреплению здоровья обучающихся, профилактике вредных привычек.

Готовность педагога к здоровьеформирующей деятельности. Умение педагога подойти к обучающемуся (воспитаннику), найти пути к продуктивному взаимодействию с ним, внушить ему, что негативизм к собственному здоровью ничто иное, как игра с судьбой, сегодня является одной из важнейших задач педагогической деятельности. Педагог должен уметь: донести до обучающегося суть ценности здорового образа жизни; сформировать у обучающегося мотивы сохранения и укрепления своего здоровья; создать такие условия обучения и воспитания, при которых каждый обучающийся может стать субъектом своей здоровьеформирующей деятельности; создать ситуацию успеха в овладении обучающимися навыками накопления собственного здоровья. У В.А.Сухомлинского есть следующие слова: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости воспитанников зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

К основным технологиям здоровьеформирующего образования можно отнести следующие: Разработка и реализация межведомственной целостной медико-психолого-педагогической программы формирования здоровья обучающихся на региональном, муниципальном уровнях и на уровне отдельных образовательных учреждений. Реализация целостной программы должна начинаться с конкретизация понятия «здоровья» как ценности образовательного (воспитательного) процесса с учетом специфики региона, муниципального образования, конкретного образовательного учреждения. Организация валеологического образования, то есть непрерывного процесса усвоения ценностей и понятий, направленных на формирование навыков, умений и отношений, необходимых для осознания и оценки собственного здоровья, взаимосвязи между ним и валеологической культурой, здоровым образом жизни.

Разработка научно-методического сопровождения модульной системы обучения. Модульное обучение позволяет каждому обучающемуся достигать запланированных результатов за счет: организации обучения индивидуально, парами и в малых группах; индивидуального темпа продвижения и саморегуляции учебных результатов; изменения формы общения обучающего и обучающегося; оценки по конечному результату, безоценочного контроля внутри учебного модуля, что снимает напряжение, неуверенность, страх перед оценкой. Модульная технология оказывает позитивное влияние и на педагога (преподавателя, воспитателя), позволяя преодолеть неудовлетворенность своим трудом, снять психологическую усталость. Организация медико-психолого-педагогического мониторинга здоровья обучающихся, педагогов и создание на его основе компьютерной базы данных. На основании результатов мониторинга цели и задачи построения здоровьеформирующего образования должны быть разделены на общие, стратегические и частные.

Индивидуально-дифференцированный подход педагогов к обучающимся, который предполагает: наличие в образовательном учреждении различных вариантов образовательных (учебных) программ, учебников, учебно- методических комплектов и дидактических материалов, позволяющих на едином базовом содержании знаний варьировать и тем самым индивидуализировать процесс обучения и воспитания; постоянный систематический анализ и оценку способов разработки обучающимися программного материала (не только их эффективность, но и соответствие психофизиологическим особенностям обучающихся, оценка их влияния на интеллектуальное и личностное развитие с учетом эмоционально- волевых и интеллектуальных усилий); использование разнообразных форм занятий, современных методов и технологий обучения и воспитания; переход в условиях образовательного учреждения к многобальной системе оценивания; особые требования к профессиональной подготовке и личности педагога.

Определение индивидуального двигательного режима обучающихся. Отсутствие индивидуального подхода к обучению и воспитанию обучающихся на уроках физической культуры и во внеклассных формах спортивно-массовой работы, «втискавание» всех обучающихся в рамки единых требований без учета предела физических возможностей наносят колоссальный ущерб развитию личности обучающихся, дисгармонируют её. У некоторых ребят на фоне неудач формируются защитные реакции протеста или избегания занятий спортом.

Организация спортивно-оздоровительных коллективных творческих дел. Эффективность коммунарской методики не нужно доказывать. Ее позитивная роль в процессе воспитания и развития личности давно получила мировое признание. В основу спортивно-оздоровительных коллективных творческих дел прежде всего должны бть положены традиции народной педагогики. Забота о здоровье ребенка и его нормальном физическом развитии, воспитание выносливости, ловкости, сноровки – все это всегда было предметом неустанной заботы народа. Физическое воспитание детей и молодежи находило свое выражение в детских играх, национальных видах борьбы, спортивных соревнованиях. Народ имел определенное представление о функциях человеческого организма, об экзогенных и эндокринных факторах физического развития. Было понимание того, что чистых воздух – важнейший элемент здоровья: «Лучше дышать свежим воздухом, чем пить лекарство». Народ понимал, что залог здоровья – физическое воспитание. Многие народные афоризмы рассматриваю здоровье, как величайшее богатство, как неповторимое благо для человека.

К организационно-педагогическим условиям здоровьеформирующего образования относится: Уточнение понятия «здоровье», создание образа здорового человека. Здоровьеформирование – это поэтапный процесс присвоения образцов. Создание здоровьеформирующего образовательного пространства должно стать основной целью образовательного учреждения любого типа и вида.

Стимулирование мотивации субъектов педагогического процесса на саморазвитие культуры здоровья: развитие способностей самопознания, самонаблюдения, самоуправления, самосовершенствования и самореализации, здоровье творческой активности; личностно-ролевое участие обучающихся в организации образовательного процесса, мероприятиях оздоровительного характера; формирование потребностей здорового образа жизни, стрессоустойчивых установок. Обеспечение санитарно-гигиенических условий образовательного (воспитательного) процесса, которые включают требования к зданию, естественному и искусственному освещению, воздушно-тепловому режиму, оборудованию помещений, организации питания, помещениям пищеблока, режиму жизнедеятельности, дневной и недельной учебной нагрузке, двигательному режиму обучающихся и их гигиеническому обучению, оборудованию и организации учебных занятий в компьютерных классах.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательном (воспитательном) процессе: предупреждение возникновения проблем развития; помощь в решении актуальных задач обучения, социализации (учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, взаимоотношениями со сверстниками, педагогами и родителями) и т.п. Несомненно, что на разных ступенях образования задачи психолого- педагогического сопровождения обучения и воспитания различны. В дошкольном образовании – это может быть ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе. Для начальной школы –определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности младших школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, самостоятельности и самоорганизации, творческих способностей. Основная школа – это адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смслового самоопределения и саморазвития подростков, помощь в решении проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения и наркозависимости. В старшей школе – помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциональных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы старшеклассников, способности к целеполаганию, развитие псиосоциальной компетентности.

Социально-психологическая поддержка здоровья педагога в процессе его профессиональной деятельности. Развитие обучающихся непосредственно зависит от здоровья педагога. Вместе с тем, анализ результатов специальных исследований показывает, что увеличивается рост заболеваемости педагогов; возрастает травматизм; снижается уровень финансирования санаторно-курортного лечения педагогов; сокращается средний биологический возраст педагогов, что связано с высоким нервно- эмоциональным напряжением, сопровождающим их труд. Психолого-педагогическое сопровождение информационно-коммуникативных технологий в образовании. Контакт человека с компьютером носит комплексный и многоплановый характер. В последнее время медицина столкнулась с новыми терминами: «компьютерный зрительный синдром»; «синдром компьютерного стресса», «компьютерная зависимость». Поэтому сегодня приоритетная проблема переосмысления национальной программы информатизации образования с переходом от акцентуации с экстенсивных показателей компьютеризации на акцентуацию гармоничной и, что самое главное, здоровой личности.

Разработка и реализация комплексной программы здоровьеформирующего образования, включающей, во- первых, внедрение системы мер связанных с улучшением организации питания, педагогически целесообразной занятости свободного времени обучающихся, организации здорового досуга и отдыха, лечебно-профилактических мероприятий, психологической помощи и поддержки всем субъектам образовательного процесса; во-вторых, внедрение комплекса дополнительных образовательно- просветительских программ, направленных на формирование культуры здоровья у субъектов образовательного процесса; в-третьих, повышение уровня психолого-педагогического мастерства педагогов, использование современных технологий в пропаганде здорового образа жизни, возможностей для этого учебных дисциплин и курсов.

Идеальный образ человека, соответствующий новому содержанию социально-культурного символа «Здоровье», ориентирован на приоритет национальных российских интересов при должном уважении к ценностям других цивилизаций. Такой человек готов сочетать в повседневной жизнедеятельности в разумных пределах личные интересы с интересами государства, общества и других людей; способен правильно выбирать жизненные цели, избегая крайностей коллективизма и индивидуализма. Он проявляет осознанную, устойчивую и разумную терпимость к другим людям и их ценностям и способность к конструктивной адаптации в изменяющихся социокультурных условиях, готовность активно влиять на эти условия для достижения как общественного прогресса, так и личного успеха. Для него характерно разумное сочетание законопослушности и готовности к изменению общественного устройства для наиболее полного достижения интересов всего народа и отдельной личности без применения насилия в любых формах.

Предлагают понятие «здоровый образ жизни» рассматривать как целостную характеристику жизнедеятельности человека, для которого смысл жизни определяется социально-культурным содержанием символа «Здоровье». Во всех остальных случаях здоровый образ жизни не является целостной характеристикой жизнедеятельности человека, и поэтому можно говорить лишь о проявлении его отдельных качеств (сторон). Основным условием здорового образа жизни является наличие у человека позитивной Я-концепции, интегрирующим элементом которой и является внутренняя картина здоровья.

Основные этапы внедрения системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни школьников в процессе освоения ООП (основных общеобразовательных программ) : 1) целеполагание 2) целеосуществление 4) целеобогащение 3) целеутверждение Процесс управления качеством здоровьеформирующего образования представляет собой систему повторяющихся этапов (I- IV) с повышением качества знаний, мотивации и здоровья школьников после успешного завершения каждого цикла управления.