Об опыте правового, организационного обеспечения и проблемах реализации муниципально-частного партнерства в области обращения с отходами производства и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Создание системы переработки и утилизации ТБО в Закамско - Прикамском регионе РТ на основе концессионного соглашения Инфраструктурный проект.
Advertisements

Полигон твердых бытовых отходов и первичной сортировки в Богородском районе, д. Лазарево, Нижегородской области «МАГ-2» ООО «ОРБ Нижний» 1.
Долгосрочная целевая Программа «Обращение с отходами потребления на территории Пермского края на годы» Законодательным Собранием Пермского края.
2011 год Концепция развития системы санитарной очистки Московского региона от отходов производства и потребления ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
«Решение проблем обращения с отходами через государственно-частное партнёрство» Суетинов Владимир Павлович, директор ООО «ОПКТБ «ЭКОИНЖ»
2011 год Концепция развития санитарной очистки Московского региона от отходов производства и потребления.
Заместитель министра строительного комплекса и жилищно-коммунального Московской области Витушева Т.С. Стратегия развития Московской области в сфере обращения.
Система управления отходами производства и потребления на территории Кировской области. Проблемы и пути решения Департамент экологии и природопользования.
Оптимизация системы сбора и переработки твердых бытовых отходов.
Оптимизация системы сбора и переработки твердых бытовых отходов.
Группа компаний «Мехуборка». занимает лидирующие позиции в сфере менеджмента отходов на территории Российской Федерации Информация о холдинге.
СОЗДАНИЕ МУСОРОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Министерство экологии и природопользования Московской области.
Основные требования к содержанию инвестиционных программ организаций коммунального комплекса Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской.
Семинар-совещание и выставка «Оборудование и технологии для сбора, переработки и утилизации отходов» марта 2010 Обращение с отходами производства.
Комитет природных ресурсов и экологии Волгоградской области Докладчик: Председатель комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области П.В.Вергун.
Логистика товарных потоков региона Организации Черноморского Экономического Сотрудничества.
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО: ЗА ИЛИ ПРОТИВ? Москва 2014.
Создание окружного центра (завода) по утилизации изношенных автомобильных шин и резинотехнических отходов «Эколайн» в Сургутском районе Ханты-Мансийский.
Проект по созданию мусороперерабатывающего завода в городе Караганды и городах спутниках.
«РЕКОНСТРУКЦИЯ СООРУЖЕНИЙ ОЧИСТКИ СТОЧНЫХ ВОД» МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ВОДОКАНАЛ" ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Чайковский муниципальный район.
Транксрипт:

Об опыте правового, организационного обеспечения и проблемах реализации муниципально-частного партнерства в области обращения с отходами производства и потребления в городе Набережные Челны Республики Татарстан А.А. Насыбуллин

Основные цели и задачи муниципально- частного партнерства Предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Снижение бюджетных расходов. Привлечение частных инвестиций. Повышение качества муниципальных услуг. Прозрачная тарифная политика. Уважаемые депутаты, коллеги!

Нормативная база, регулирующая обращение твердых бытовых отходов в г. Набережные Челны участие субъектов предпринимательства в оказании данного вида услуг 1. Решение Городского Совета МО г.Набережные Челны от 9 июня 2006 г. N 13/9 «О положении об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории города Набережные Челны» 2. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от г. 7-ФЗ 3. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от года 89-ФЗ. 4.Постановление Кабинета Министров РТ от об утверждении «Концепции обращения с отходами производства и потребления в РТ на период годов» 5.Федеральный закон «О концесионных соглашениях» от г. 115-ФЗ

Нормативная база, регулирующая обращение твердых бытовых отходов в г. Набережные Челны участие субъектов предпринимательства в оказании данного вида услуг 6. Законом РТ от г. 13-ЗРТ «Об утверждении Программы социально- экономического развития Республики Татарстан на годы». 7.Закон РТ от г «Об инвестиционной деятельности в РТ». 8.Закон РТ от ЗРТ «О государственно-частном партнерстве в Республике Татарстан». 9.Программой развития и размещения производственных сил РТ на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года, утв. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от г. 763 «Об утверждении Программы развития и размещения производственных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года»

Текущая ситуация Текущая ситуация В Закамско- Прикамском регионе ежегодно образуется более 290 тыс.тонн ТБО (в том числе более 190 тыс.тонн от населения). Отбор вторичных ресурсов в г. Набережные Челны составляет 15% от объема создаваемых ТБО. Лицензированные полигоны ТБО, расположенные в г. Набережные Челны, Нижнекамске, Елабуге, Заинске, Менделеевске, Мензелинске будут полностью заполнены мусором в ближайшие 2-3 года.

Твердые Бытовые Отходы Вторичное сырье Отходы от населения города Отходы предприятий города Предприятия перевозчики отходов производства и потребления Вторичное сырье Планируемая схема движения отходов производства и потребления в г. Набережные Челны. Твердые Бытовые ОтходыПромышленные отходы Предприятия по сбору вторичного сырья Реконструкция цеха сортировки и брикетирования ТБО в «Завод по переработке и использованию ТБО» для извлечения вторсырья, получения синтетического биотоплива, тепла, электроэнергии и т.д. Предприятия по переработке вторичного сырья Готовая продукция Радиационный контроль отходов (прием лома черных и цветных металлов) Не утилизируемые фракции промышленных отходов Извлечение вторичного сырья Извлечение органических отходов Захоронение на объектах размещения не утилизируемых промышленных отходов* Предприятия перевозчики отходов Потребитель Обезвреживание Использование на собственном предприятии Остаток инертных материалов после сортировки Рекультивация карьеров Пищевые отходы Животново дческий комплекс получение синтетического биотоплива Шлам (в зависимости от класса опасности)

Эффективная система управления отходами в Прикамском регионе может быть создана при разработке единой идеологии в системе сбора, утилизации, обезвреживания, транспортировки, хранения, захоронения отходов, и контроля за этими операциями на всех уровнях власти. Город Набережные Челны подошел ближе к решению проблемы по стратегии в отношении обращения с отходами производства и потребления, по сокращению и закрытию полигонов, чем другие города Татарстана и Поволжского региона России. На протяжении последних десяти лет администрацией города, совместно с заинтересованными службами, ведется работа по созданию системы, направленной на уменьшение загрязнения отходами окружающей среды. Одной из направлений – это максимальное извлечение из отходов вторичного сырья и использование его в производстве. При существующей в городе системе сбора ТБО, где 90% жилья имеют мусоропроводы, возможность сортировать не более 45% отходов, поэтому для увеличения количества повторно используемых отходов формируется система извлечения вторичного сырья на всех этапах образования отходов.

Пункты приема вторичного сырья от населения На первом этапе происходит выкуп у населения вторичных ресурсов (макулатура, стекло, пластик, текстиль, цветной металл, алюминиевые банки, аккумуляторные батареи и другие) на пунктах приема вторичных ресурсов. Таких пунктов на сегодня работает – 55. Вторым этапом мы назвали внедренную на каждом предприятии сортировку отходов по отдельным контейнерам для бумаги, пластика, стекла, дерева отходов, металла, резинотехнических изделий и т д.

О компании ГК Мехуборка ГК Мехуборка ООО «ЭкоПодряд» ООО «ЭкоПодряд» Компания занимает лидирующие позиции в сфере обращения с отходами на территории РФ г.Санкт-Петербург, Ленинградской обл., Москве и Московской обл., Владимирской и Нижегородской обл., респ.Татарстан (Казань, Набережные Челны) и Башкортостан (Уфа)

Сфера деятельности Мехуборка Мехуборка ООО «ЭкоПодряд» ООО «ЭкоПодряд» Сбор и транспортировка отходов Сбор и транспортировка отходов Эксплуатация мусоросортировочных комплексов и полигонов Эксплуатация мусоросортировочных комплексов и полигонов Производство специализированных автомобилей и оборудования для сбора и транспортировки отходов Производство специализированных автомобилей и оборудования для сбора и транспортировки отходов

Компанией ООО «ЭкоПодряд» в городе Набережные Челны проводится работа по усовершенствованию сферы обращения с отходами, внедрению новой технологической системы сбора и транспортировки ТБО и КГМ (крупно габаритного мусора) от жилого фонда на территории обслуживания ООО «Управляющей компании «Электротехников» и УК «Челныстройремонт». Технологическая система включает в себя организацию селективного сбора непосредственно в местах их образования: установка новых пластиковых евроконтейнеров на колесах объемом 360 литров для сбора ТБО в централизованных мусорокамерах многоэтажных жилых домов, оборудование специализированных площадок с мобильными контейнерными павильонами ограниченного доступа (только для персонала Управляющей компании), отвечающие требованиям международных стандартов, оборудование специализированных контейнерных площадок для сбора крупногабаритного мусора (КГМ). Так же технологическая система включает в себя обновление автопарка специализированной техникой, осуществляющей транспортировку отходов, оснащенную мультилифтами. ООО «ЭкоПодряд» обслуживает более человек Прикамского региона. Общее количество установленных контейнеров составляет 993 шт., на общую стоимость более 9 млн. руб.

Компанией ООО «ЭкоПодряд» приобретено и успешно функционируют 27 единиц спецавтотранспорта, таких как Isuzu, Mitsubishi, FORD с системами мультилифт на общую стоимость более 73 млн. рублей. Среднемесячный оборот предприятия составляет 9 млн. рублей. Вышеуказанные мероприятия позволили значительно повысить извлечение вторичных ресурсов из ТБО, уменьшить объемы захоронения отходов на действующем полигоне ТБО. Например, из 900 тонн собранных от микрорайона отходов в месяц чистого вторичного сырья выходит 40 тонн, остальные поступают на дальнейшую сортировку в Цех сортировки и брикетирования.

Третим этапом является цех по сортировке и брикетированию ТБО, расположенный на «Стройбазе», где производится взвешивание, приемка, сортировка, прессование, временное складирование вторсырья и отгрузка не утильной фракции ТБО. Строительство цеха начато в 1998 году, который 19 февраля 2002 г. в пусконаладочном режиме был введен в эксплуатацию.

Производительность завода 130 тыс. тонн в год, 400 тонн/сутки, 40 тонн/ час. Общая площадь завода 4,8 га. Площадь производственного корпуса 1620 м 2. Извлечение вторичного сырья в 2011 году составило - 15%.

18 мая 2012 года подписано Соглашение 475 между Кабинетом Министров РТ, Советом Муниципальных образований РТ и ООО «БФ- ЭКО» о реализации проекта. Объем инвестиций составляет 16 млрд. рублей. Предметом Соглашения является реализация Инвестиционного проекта по созданию комплексной системы обращения с отходами Республики Татарстан

Реализация проекта является социально значимой для Республики Татарстан, так как способствует развитию экономики Республики Татарстан, сокращению негативного воздействия на окружающую среду, комплексному решению проблем связанных с обращение отходов производства и потребления, оптимизации тарифов населения, создание новых рабочих мест, применению новых энерго- и ресурсосберегающих технологий в сфере обращения с отходами.

В Прикамском регионе на сегодняшний день реализуются 2 проекта: 1. Инфраструктурный проект, который включает в себя строительство 7 мусороперегрузочных станций и межмуниципального полигона ТБО. 2. Проект «Эко-ЭТА Набережные Челны» предусматривающий поставку, разработку и внедрение современного производства по переработке, сортировке и утилизации ТБО с последующим получением биотоплива.

В целях снижения негативного влияния на окружающую среду и внедрения новых, эффективных систем по сбору, переработки и обезвреживания отходов в части Прикамского региона (г. Набережные Челны, Нижнекамск, Заинск, Елабуга, Мензелинск, Менделеевск) разработана инвестиционная программа «Закамье», которая предусматривает строительство семи мусороперегрузочных станций с линиями ручной сортировки и площадками переработки крупногабаритных отходов и мусороперерабатывющий комплекс механической сепарации тонн/год (МСК), а также межмуниципальный полигон ТБО, мощностью не менее т/год.

Преимущества концессионных соглашений по сравнению с другими способами реализации инфраструктурных проектов

Правительство РТ объявляет конкурс на право заключения Концессионного соглашения на проектирование, строительство и эксплуатацию 7(семи) мусороперегрузочных станций(МПС), мусоросортировочного комплекса тонн/год (МСК), межмуниципального полигона для утилизации ТБО, рекультивационного грунта и временного хранения брикетов, мощностью не менее т/год, находящихся в р-не с.Тогаево Тукаевского р-на. Срок действия концессионного соглашения – не менее 40 лет. По условиям Концессионного соглашения Концессионер освобождается от уплаты налога на имущество. В случае выигрыша Концессионер (инвестор) берет на себя обязательства по проектированию, согласованию комплекса, строительству и эксплуатации МПС, МСК, и полигона ТБО. В Концессионном соглашении прописывается формула расчета тарифа на весь срок действия концессионного соглашения. Концессионное соглашение

Реализация инфраструктурного проекта по переработке и утилизации ТБО в Закамско- Прикамском регионе. Создание межмуниципального полигона для утилизации ТБО с сетью мусороперегрузочных станций (МПС) и мусороперерабатывающих комплексов (МПК) для нужд г. Заинска, Нижнекамска, Набережных Челнов, Елабуги, Менделеевска, Мензелинска, Тукаевского района. Население – более 900 тыс. человек. Объем образования ТБО – более 290 тыс. тонн в год.

Реализация инфраструктурного проекта по переработке и утилизации ТБО в Закамско- Прикамском регионе. Применение схемы «несколько МПС, МПК и межмуниципальный полигон ТБО» значительно дешевле, чем схема «один муниципальный район – один полигон» и не вызывает значительного увеличения тарифа на утилизацию ТБО. Данная схема не предусматривает выведения из земельного оборота большого количества земли. Кроме того, организация экологического мониторинга со стороны контролирующих органов значительно упрощается.

Логистическая схема расположения объектов и движение потоков отходов.

Земельный участок для создания полигона ТБО В качестве основного объекта для размещения отходов и временного хранения продуктов переработки предлагается использовать межмуниципальный полигон в р-не с. Тогаево (Тукаевский р-н). Полученные в результате переработки материалы (рекультивационный грунт, шлак, сырьевые брикеты) по степени влияния на окружающую среду относятся к 5 классу опасности (практически неопасные). Рекультивационные грунты будут также использоваться при консервации (рекультивации) действующих свалок и карьеров.

Технология строительства полигона ТБО Основным элементом конструкции основания карты полигона является защитный противофильтрационный экран на основе геосинтетики. Геомебрана толщиной 1,5-2 мм укладывается строго поперек откосов, сваривается с обеспечением герметичности и обеспечивает полную непроницаемость до 80 лет. Дренаж для отвода фильтрата – песчано- гравийная смесь, выполняет роль поверхностного фильтра. Толщина слоя больше 30 см. Основание карты формируется с уклоном не менее 0,2 см на 1 м. Через сформированную систему лотков для сбора фильтрат поступает в отстойник, расположенный вне поля полигона. На карте предусмотрено строительство сети вентиляционных скважин, через которые происходит удаление, сбор образующегося биогаза. При пассивной (аэробной) дегазации он окисляется до углекислого газа и удаляется в атмосферу.

Технология рекультивации полигона ТБО Технология эксплуатации полигона ТБО предполагает создание карт площадью по 5 га (срок эксплуатации – 5 лет) с последующей их рекультивацией по мере заполнения. Состав работ по рекультивации включает в себя: - планировка поверхности участка рекультивации; - устройство системы дегазации; - устройство системы сбора фильтрата; - формирование окончательного (рекультивационного) покрытия на поверхности карты полигона ТБО с применением геосинтетических материалов; - подготовка почвы, внесение удобрений и высадка растений.

Спецтехника полигона ТБО Небрикетируемые отходы, поступающие на карту ТБО после разгрузки, Небрикетируемые отходы, поступающие на карту ТБО после разгрузки, распределяются по карте бульдозером и уплотняются специализированным катком TANA GX 450 (уплотнение 6-7 раз). Уплотнение осуществляется 2-4 кратным проходом спецтехники по одному месту. Плотность ТБО после прохода катка составляет до 1т/куб.метр ( кг/куб.метр при образовании ТБО в жилом секторе). При достижении двухметрового уплотненного слоя ТБО проводится промежуточная изоляция инертным слоем высотой не менее 0,25 м (пересыпка). Летом в пожароопасный период осуществляется увлажнение ТБО.

Структура и назначение объектов комплекса Инфраструктура системы раздельного сбора отходов Инфраструктура системы раздельного сбора отходов и предварительной сортировки в местах образования. Компании-перевозчики совместно с управляющими компаниями внедряют систему раздельного сбора отходов и т.н. предварительной сортировки отходов в местах образования(жилой сектор, коммерческие, промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Это даёт уменьшение кол-ва отходов до 15 % ( тонн. ) за счёт фракции вторсырья

Структура и назначение объектов комплекса Мусороперегрузочные станции Сеть из 4-х районных мусороперегрузочных станций (МПС) с линиями ручной пре-сортировки и площадками переработки крупногабаритных отходов. На МПС осуществляется предварительное разделение потоков отходов по их морфологии на ТБО, КГМ а также первичная переработка (измельчение, сепарация, компактирование) для последующей транспортировки на мусороперерабатывающие комплексы

Структура и назначение объектов комплекса Мусороперерабатывающий комплекс В рамках проекта предполагается строительство двух мусороперерабатывающих комплексов (МПК) механической сепарации Оставшаяся часть отходов поступает на мусороперерабатывающий завод механической сепарации и измельчения. На автоматизированной линии осуществляется отделение влажной естественной органической фракции 40% ( тонн/год,- пищевые, грязь, мелкая фракция синт.органики),т.н. фракции синтетической органики 40% тонн/год, т/год «пыльной» фракции.

Экономические принципы формирования финансовых потоков проекта. Доходы от эксплуатации предприятия должны обеспечивать: Покрытие текущих затрат. Ежегодное рефинансирование привлеченного капитала с учетом уровня инфляции и минимального уровня доходности. Вознаграждение за управление Объектом. Доходы от продажи продукции будут формироваться рыночным путем. Доходы от утилизации ТБО будут формироваться за счет тарифа на утилизацию, согласуемого каждый год на основе данных по инфляции. Формула расчёта тарифа ТТБО = ((ЭРТБО*(1 + РЕТБО ) - ДР + ВИ)/ОБ где ЭРТБО - совокупные эксплуатационные расходы, РЕТБО- индекс рентабельности 15%, ДР-доходы от реализации, ВИ- сумма возврата инвестиций, ОБ-годовой объем переработки ТБО (200 тыс. тонн)

Расчет тарифа на утилизацию ТБО на первый год эксплуатации объекта Сравнение динамики роста тарифа при сохранении действующего подхода к утилизации ТБО и при реализации на основе концессионного соглашения. Допущения: объем инвестициий – 1,6 млрд рублей; – –Срок окупаемости проекта – 7 лет; – –Стоимость привлечения денежных средств -10% годовых; – –Эксплуатационные расходы – 130 млн рублей; – –Рентабельность – 15%; – –Доходы от реализации вторичного сырья – 150 млн рублей; – –Объем переработки – 200 тыс.тонн/год – –Тариф= (130*(1+0,15)+(1 600/7*(1+0,10))-150)/200=1,25 т.р./тонна

Общий объём инвестиций и структура доходов проекта Предполагаемый общий объём инвестиций 1,6 млрд. рублей Основными доходами, получаемыми Концессионером от эксплуатации всего комплекса объектов являются – тариф на утилизацию отходов,продажа вторичного сырья. Дополнительными доходами предполагаются доходы от приёма на переработку промышленных отходов (в том числе опасных отходов нефтегазопереработки, отходов химических, агропромышленных и лесоперерабатывыющих производств). Сроки реализации проекта – 40 лет, из них срок проектирования и строительства – 1,5 года, срок эксплуатации – 38,5 лет. Срок окупаемости проекта – 7 лет

Условия концессионного соглашения Концессионер инвестирует, строит и эксплуатирует объект в течение срока действия концессионного соглашения. Право собственности на полигон ТБО, МСК, МПС и иное имущество, созданное (приобретенное) концессионером в рамках соглашения, принадлежит концеденту. Соглашением предусматривается создание Наблюдательного совета, сформированного из представителей концедента и независимых экспертов. Концедент берет на себя обязательства: - -не проводить в течение срока действия концессионного соглашения аналогичных конкурсов в рассматриваемой зоне обслуживания, утвержденной согласно логистической схемы размещения объектов инфраструктуры сбора и утилизации ТБО; - -обеспечить закрытие существующих свалок и принять меры к недопущению их повторного возникновения в данной зоне обслуживания; - -гарантировать минимальный доход концессионерам и/или; - -обеспечить заключение на срок действия концессионного соглашения трехсторонних соглашений (концедент, концессионер, муниципалитеты) на обеспечение загрузки объекта соглашения необходимым объемом ТБО.

Экологическая значимость проекта Экологически безопасное размещение ТБО. Снижение негативного влияния свалок на окружающую среду. Улучшение санитарного состояния населенных пунктов и экологической обстановки в регионе в целом. Повышение качества жизни населения региона. Рекультивация существующих свалок и возврат земель в использование. Увеличение количества отходов, возвращаемых во вторичное использование. Увеличение «срока жизни» создаваемого полигона ТБО за счет применения современных технологий обращения с отходами.

Социальная значимость проекта Снижение заболеваемости населения за счет улучшения санитарно- эпидемиологической обстановки. Создание новых рабочих мест. Повышение уровня «экологической сознательности» населения. Улучшение облика городов при внедрении программы раздельного сбора отходов. Рост доходов областного бюджета от деятельности предприятия.

Проект «Эко-ЭТА Набережные Челны» Проект «Эко-ЭТА Набережные Челны» Между Муниципальным образованием город «Набережные Челны» и компанией «Etha Tech Limited Plc» 05 августа 2011 года заключено соглашение о сотрудничестве. На основании данного соглашения инвестор реализует проект «Эко-ЭТА Набережные Челны» предусматривающий поставку, разработку и внедрение современного производства по переработке, сортировке и утилизацииТБО на территории муниципального образования Между Муниципальным образованием город «Набережные Челны» и компанией «Etha Tech Limited Plc» 05 августа 2011 года заключено соглашение о сотрудничестве. На основании данного соглашения инвестор реализует проект «Эко-ЭТА Набережные Челны» предусматривающий поставку, разработку и внедрение современного производства по переработке, сортировке и утилизацииТБО на территории муниципального образования

Реализация данного проекта дает возможность превратить бытовые отходы в биомассу, которая является сырьем для производства биоэтанола 99,9 %- не наносящее вред природе и не выделяющее выхлопных газов топливо, используемое в двигателях внутреннего сгорания.

Для обеспечения утилизации бытовых отходов города Набережные Челны необходим один стандартный модуль, который способен перерабатывать тонн ТБО в год.

Ориентировочная сумма инвестиций в один стандартный модуль составляет 24 (Двадцать четыре) миллиона евро. Компания «Etha Tech Limited Plc» совместно со своими финансовыми партнерами готова обеспечить финансирование, строительство и эксплуатацию данного производства, в соответствии с потребностями города Набережные Челны

Благодаря данной технологии из 100% образовавшихся отходов, 6% захораниваются на полигоне ТБО

Спасибо за внимание