Типы речи Описание. Повествование. Рассуждение. Выполнила Жогина И.В. Учитель МОУ СОШ 16.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Типы речи. Основные типы речи – повествование, описание, рассуждение. В повествовании обычно говорится о действиях и событиях (что было сначала, потом,
Advertisements

Типы речи урок развития речи 5 класс Автор: Вислова Ольга Борисовна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 3 г. Донецк Ростовская область.
Урок развития речи в 5 классе.. Образовательные цели урока: дать общее понятие о смысловых типах текстов, обучить приёмам разграничения описания, рассуждения.
Автор: Учитель русского языка и литературы БОУ «Лицей» г. Калачинска Омской области Эртман Наталья Сергеевна Презентация к уроку русского языка «Тип речи»
Сочинение- рассуждение на дискуссионную тему. ОПИСАНИЕ РАССУЖДЕНИЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ ТИПЫ РЕЧИ Тип текста, в котором описываются события в определённой хронологической.
Презентация по русскому языку учителярусского яыка и литературы МБОУ Греково-Степановской СОШ Лубяной Надежды Алексеевны.
Типы речи Повествование Описание Рассуждение Повествование Композиция: Экспозиция; Завязка; Развитие действия; Кульминация; Развязка.
Типы текстов. Рассуждение. Урок подготовки к сочинению- рассуждению.
Как научить ребенка писать сочинения. Наумова Светлана Петровна, учитель начальных классов, МБОУ Якшур-Бодьинская гимназия
Повествование. Описание. Рассуждение. 5 класс. Повествование – это рассказ о чём- либо, сообщение о каком-либо событии в определённой хронологической.
Рассуждение Тип текста. До самого вечера барыня была не духе, ни с кем не разговаривала, не играла в карты, и ночь дурно провела. Вздумала, что одеколон.
Типы речи. Повествование.. Что произошло? - повествование Какой? (какие?) - описание Почему? - рассуждение.
«Жизнь людей не проста, и если мы хотим изучать жизнь,- а язык есть кусочек жизни людей,- то это не может быть просто и схематично… Важно не то, чтобы.
Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему. Презентация урока развития речи в 6 классе. Составила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 92 Цапкина.
Сочинение – порождение текста, письменное выражение собственных мыслей, чувств, суждений. Сочинение – порождение текста, письменное выражение собственных.
Работа над диалогом на логопедических занятиях в 5 классе. Учитель-логопед Макарова Н.В.
Найдите 3 лишнее: Научный Разговорный художественный.
Текст – это два или несколько предложений, которые связаны по смыслу общей темой. Текст Повествование Описание Рассуждение.
Тема: Обучение написанию сочинения-рассуждения «Надо учиться, чтобы быть….»
Сочинение-рассуждение Методические рекомендации по написанию сочинения-рассуждения.
Транксрипт:

Типы речи Описание. Повествование. Рассуждение. Выполнила Жогина И.В. Учитель МОУ СОШ 16

Текст 1 Облака, Облака – Кучерявые бока, Облака кудрявые, Целые, Дырявые, Лёгкие, Воздушные, Ветерку послушные. (С. Михалков) Облака, Облака – Кучерявые бока, Облака кудрявые, Целые, Дырявые, Лёгкие, Воздушные, Ветерку послушные. (С. Михалков) Какие облака? (Описываем их признаки) К тексту достаточно одной фотографии (признаки облаков можно представить сразу по стихам С. Михалкова.)

Текст 2 Облака, облака. Пышные, белые, Расскажите, облака, Из чего вас сделали? Может, вас, облака, Делали из молока? Может быть, из мела? Может быть, из ваты, Может быть, из белой Из бумаги мятой? Никогда, никогда, Отвечали облака, - Никогда не делали Нас из молока, Никогда из мела, Никогда из ваты, Никогда из белой из бумаги мятой. Мы – дождевые, Мы – снеговые. Если летом мы плывём – мы собой грозу несём, Если мы плывём зимою, Мы пургу несём с собою. Вот какие мы! ( И. Мазнин ) Почему облака пышные, белые? (Рассуждаем=доказываем.) К тексту невозможно дать фотографии (рисунки), так как здесь выясняются причины и следствия белизны и пышности облаков.

Текст 3 Драчуны Плыло по небу большое мохнатое облако. Плыло гордо, неторопливо. И встретилось с другим облаком. - Эй ты, прочь с дороги! – сердито закричало первое облако. -Это ты убирайся! – рассердилось второе. -Ах, ты так! Ну погоди же! – И первое облако толкнуло второе в бок. - Ты ещё и драться лезешь! – рассвирепело второе облако и почернело от злости. Получилось не облако, а туча. Первое тоже потемнело, нахмурилось, в тучу превратилось. Сшиблись великаны лбами, да так, что искры посыпались. Люди внизу задирали головы и говорили: - - Вот это молния! Ай да гром! Сейчас гроза будет. И верно: вслед за искрами у разозлённых толстяков из глаз слёзы полились. Что произошло с облаками? ( Повествуем, что произошло вначале, как развивались события далее, чем закончилось. ) Действия предмета(облаков) сменяют друг друга(облака встретились, почернели от злости, сшиблись лбами, засверкала молния, загремел гром, полил дождь). К тексту необходимо несколько фотографий (рисунков), не менее четырёх.

Типы речи П О Р Что произошло? Какой? Почему? Несколько рисунков- Один рисунок- Нет рисунка- фотографий; глаголы фотография; фотографии; прилагательные наречия

Повествование и его структура вступление развязка заключение кульминация завязка

Описание и его структура 1. Общее впечатление от предмета. 2. Описание деталей, частей. 3. Отношение к описываемому.

Рассуждение и его структура 1. Тезис – мысль, которую нужно доказать(по-моему, я думаю, убеждён, мне кажется). 2. Доказательства : аргументы, примеры, факты, подтверждающие правильность тезиса (во-первых, во- вторых, например, чтобы убедиться, почему же). 3. Вывод – итог рассуждения (поэтому, итак, следовательно, так как, словом, всё это, значит).

В тексте( особенно художественном) могут быть представлены различные типы речи. Правда, преобладает, как правило, один тип речи. Какие типы речи представлены в данном тексте? Какой из них преобладает? Однажды было так. Идёт дядя Фёдор по лестнице и бутерброд ест. Видит, на окне кот сидит. Большой- пребольшой, полосатый. Кот говорит дяде Фёдору: - Неправильно ты, дядя Фёдор, бутерброд ешь. Ты его колбасой кверху держишь, а его надо колбасой на язык класть. Тогда вкусно получится. Дядя Фёдор попробовал – так и вправду вкуснее. Он кота угостил и спрашивает: -А ты откуда знаешь, что меня дядей Фёдором звать? Кот отвечает: -Я в нашем доме всех знаю. Я на чердаке живу, и мне всё видно. Кто хороший, кто плохой. Только сейчас мой чердак ремонтируют, и мне жить негде. А потом и вовсе могут дверь запереть. -А кто тебя разговаривать научил? – спрашивает дядя Фёдор. - Да так, - говорит кот. - Где слово запомнишь, где два. Вот и выучился. Сейчас без языка нельзя. Пропадёшь сразу, или из тебя шапку сделают, или воротник, или просто коврик для ног. Дядя Фёдор говорит: - Пошли ко мне жить. Кот сомневается: -Мама твоя меня выгонит. - Ничего, не выгонит. Может, папа заступится. И пошли они к дяде Фёдору. Кот поел и весь день под диваном спал, как барин.

Можем ли мы представить последовательность действий героев? (Встреча дяди Фёдора с котом, приглашение жить в семье дяди Фёдора и т.д.Это повествование.) А можем ли ответить на вопрос : Каким был кот внешне? ( Большой – пребольшой, полосатый. Это описание.) А присутствует ли рассуждение? (Рассуждения кота о том, как нужно есть бутерброд, ответы на вопросы мальчика.) Итак, в данном тексте представлены три типа речи: повествование, описание и рассуждение; преобладает повествование.

Типы речи ПовествованиеРассуждениеОписание 1.Начало события 2.Продолжение события 3.Конец события 1.Тезис 2. Доказательство 3. Вывод 1.Общее впечатление от предмета 2.Описание деталей 3.Отношение к описываемому