ПСИХОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Семинар классных руководителей Тема: «Педагогическое общение как особый вид творчества»
Advertisements

Личность преподавателя в ВУЗе. С точки зрения содержательных характеристик - преимущественная ориентация преподавателя либо на процесс обучения, либо.
Педагогические способности
«Эмоциональная культура педагогического общения» Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Гондалева А. М.
1.Педагогическое общение 2.Цель педагогического общения 3.Функции педагогического общения 4.Ценность педагогического общения 5.Ведущий принцип педагогического.
Формирование устойчивой мотивации достижения успеха.
Коммуникативная компетентность – важная профессиональная ценность современного педагога.
« Учитель по определению человек, понимающий проблемы детей». А. Адлер.
О готовности педагогов к реализации принципов педагогики понимания «… святая наука – услышать друг друга…» « счастье – это когда тебя понимают…»
Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
г.. Мастерство – это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть прекрасным.
Учитель ныне одна из самых распространённых общественных профессий, возникшая как вследствие необходимости воспитания и обучения следующих поколений (
Образовательная среда как фактор развития личностной эффективности.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО.. План лекции. 1.Педагогическое мастерство и педагогические способности. 2.Компоненты педагогического мастерства.
Автор: Онучина Анастасия Владимировна, преподаватель кафедры педагогики и психологии.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Сущность профессионально – педагогической деятельности Педагогическая деятельность представляет собой особый.
Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 1 «Светлячок» разработана в соответствии с Федеральным.
Принципы толерантного воспитания МБОУ Сукпакская СОШ имени Б.И. Араптана Классный руководитель 6 «в» кл. Сандак Людмила Александровна.
Педагогический совет «Педагогическое общение – путь к совершенствованию профессиональной компетентности учителя» Выполнила: педагог-психолог ГБОУ Борский.
Транксрипт:

ПСИХОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ I.Личность учителя как условие эффективного обучения. II.Эффективность педагогической деятельности. I.Личность учителя как условие эффективного обучения. II.Эффективность педагогической деятельности.

ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ 1.Учитель как личность. Типы педагогических центраций личности учителя. 2.Индивидуальный стиль педагогической деятельности. 3.Я – концепция учителя как регулятор педагогической деятельности и общения.

ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ 1.Учитель как личность. Типы педагогических центраций личности учителя. 2.Индивидуальный стиль педагогической деятельности. 3.Я – концепция учителя как регулятор педагогической деятельности и общения. Личностная центрация – смысловая иерархия интересов участников педагогической системы, регулирующая действия и поступки учителя.

ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ 1.Учитель как личность. Типы педагогических центраций личности учителя. 2.Индивидуальный стиль педагогической деятельности. 3.Я – концепция учителя как регулятор педагогической деятельности и общения. Личностная центрация – смысловая иерархия интересов участников педагогической системы, регулирующая действия и поступки учителя. Характеризуется: Педагогической направленностью Заинтересованностью Своеобразной избирательной психологической обращенностью учителя к участникам педагогической системы и служение им.

Типы центраций учителя: 1.«Эгоистическая центрация» 2.«бюрократическая центрация» 3.«конформная центрация» 4.«авторитетная центрация» 5.«познавательная центрация» 6.«гуманистическая центрация».

ПРИЗНАКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Индивидуальный стиль проявляется: В темпераменте; В характере реакции на педагогические ситуации, в выборе методов обучения; В подборе средств воспитания; В стиле педагогического общения; В реагировании на действия и поступки детей, в манере поведения, в предпочтении тех или иных видов поощрения или наказания; В применении средств психолого-педагогического воздействия на детей. Индивидуальный стиль проявляется: В темпераменте; В характере реакции на педагогические ситуации, в выборе методов обучения; В подборе средств воспитания; В стиле педагогического общения; В реагировании на действия и поступки детей, в манере поведения, в предпочтении тех или иных видов поощрения или наказания; В применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.

Содержательные и динамические характеристики индивидуальных стилей деятельности. Содержательные характеристики Динамические характеристики Ориентация учителя на процесс обучения, результат обучения, или одновременно на процесс и результат гибкость – традиционность реакций в ситуациях Адекватность-неадекватность планирования учебно- воспитательного процесса Импульсивность – осторожность в своих действиях Оперативность-консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности Устойчивость – неустойчивость по отношению к изменяющейся ситуации Рефлексивность - интуитивностьСтабильное «+» - неустойчивое эмоциональное отношение к учащимся Наличие – отсутствие личностной тревожности; В неблагоприятной ситуации направленность рефлексии на себя – на обстоятельства – на других

Индивидуальные стили педагогической деятельности 1.Эмоционально – импровизационный. 2.Эмоционально – методический. 3.Рассуждающе – импровизационный. 4.Рассуждающе – методический.

Индивидуальные стили педагогической деятельности 1.Эмоционально – импровизационный. 2.Эмоционально – методический. 3.Рассуждающе – импровизационный. 4.Рассуждающе – методический. Фрустрационная толерантность – эмоциональная устойчивость к стрессу, способность противостоять различным педагогическим трудностям, сохраняя психологическую адаптацию.

Я – концепция – это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности. Позитивная Я – концепция: 1.Стремление к максимальной гибкости; 2.Способность к эмпатии, чувствительность к потребностям учащихся; 3.Умение придать личностную окраску преподаванию; 4.Установка на создание позитивных подкреплений для самовосприятия учащихся; 5.Владение стилем легкого, неформального, теплого общения с учащимися; 6.Эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность. Негативная Я – концепция: 1.Чувство незащищенности; 2.Неуверенность, тревожность; 3.Авторитарный стиль общения; 4.Жесткость, властность для самоутверждения. Я – концепция – это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности. Позитивная Я – концепция: 1.Стремление к максимальной гибкости; 2.Способность к эмпатии, чувствительность к потребностям учащихся; 3.Умение придать личностную окраску преподаванию; 4.Установка на создание позитивных подкреплений для самовосприятия учащихся; 5.Владение стилем легкого, неформального, теплого общения с учащимися; 6.Эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность. Негативная Я – концепция: 1.Чувство незащищенности; 2.Неуверенность, тревожность; 3.Авторитарный стиль общения; 4.Жесткость, властность для самоутверждения.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.Педагогические способности. 2.Педагогическое взаимодействие. 3.Педагогическое общение и стили руководства. Показатели эффективности деятельности учителя Уровень развития педагогических способностей; Качество приобретаемых в учебно – воспитательном процессе знаний, умений, навыков и уровень развития учащихся как результат деятельности педагога; Степень оригинальности педагогической деятельности.

Педагогические способности – специальные способности; определяются как индивидуально – типологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению педагогической деятельностью и её успешному выполнению. Классификация (В.А. Крутецкий, Ф.Н. Гоноболин): 1.Дидактические 2.Речевые 3.Академические 4.Перцептивные 5.Организаторские 6.Авторитарные 7.Коммуникативные 8.Педагогическое воображение (или прогностические способности) 9.Способность к распределению внимания

Классификация (Н.А. Аминов): Основой дифференциации выступает успешность Индивидуальная конкурентноспособная (ресурсная) (социальная) 1. Терминальные способности - индивидуально – психологические особенности человека; 2. Инструментальные способности – способы (психологические ресурсы), с помощью которых человек достигает успеха в реализации самого себя. a)Общие (перцептивные) способности; b)Специальные способности: -Эмоциональные -Волевые -Мнемические, аттенционные (способности внимания) -Имажинативные (представления)

Классификация (Н.В. Кузьмина): Уровни способностей Перцептивно – Проективные: рефлексивные: - гностические способности -чувство объекта - проектировочные -Чувство меры или такта - конструктивные -Чувство причастности - коммуникативные - организаторские Для А.К. Марковой оценка эффективности труда учителя – оценка его компетентности. Профессиональная компетентность предполагает сформированность педагогической деятельности, педагогического общения и личности педагога.

Позиции педагогического взаимодействия: 1.Позиция моносубъектной педагогики 2.Гуманистическое педагогическое взаимодействие (личностное) Позиции педагогического взаимодействия: 1.Позиция моносубъектной педагогики 2.Гуманистическое педагогическое взаимодействие (личностное)

Позиции педагогического взаимодействия: 1.Позиция моносубъектной педагогики – учитель как руководитель, ученик как подчиненный; авторитет власти. 2.Гуманистическое педагогическое взаимодействие (личностное) – взаимодействие взрослого и ребёнка, «с ребёнком – к ценностям общества». Принципы организации гуманистического взаимодействия: Принцип диалогизации взаимодействия – ведущий принцип; позиция сотрудничества. Позиции педагогического взаимодействия: 1.Позиция моносубъектной педагогики – учитель как руководитель, ученик как подчиненный; авторитет власти. 2.Гуманистическое педагогическое взаимодействие (личностное) – взаимодействие взрослого и ребёнка, «с ребёнком – к ценностям общества». Принципы организации гуманистического взаимодействия: Принцип диалогизации взаимодействия – ведущий принцип; позиция сотрудничества.

Позиции педагогического взаимодействия: 1.Позиция моносубъектной педагогики – учитель как руководитель, ученик как подчиненный; авторитет власти. 2.Гуманистическое педагогическое взаимодействие (личностное) – взаимодействие взрослого и ребёнка, «с ребёнком – к ценностям общества». Принципы организации гуманистического взаимодействия: Принцип диалогизации взаимодействия – ведущий принцип; позиция сотрудничества. Принцип проблематизации Позиции педагогического взаимодействия: 1.Позиция моносубъектной педагогики – учитель как руководитель, ученик как подчиненный; авторитет власти. 2.Гуманистическое педагогическое взаимодействие (личностное) – взаимодействие взрослого и ребёнка, «с ребёнком – к ценностям общества». Принципы организации гуманистического взаимодействия: Принцип диалогизации взаимодействия – ведущий принцип; позиция сотрудничества. Принцип проблематизации

Позиции педагогического взаимодействия: 1.Позиция моносубъектной педагогики – учитель как руководитель, ученик как подчиненный; авторитет власти. 2.Гуманистическое педагогическое взаимодействие (личностное) – взаимодействие взрослого и ребёнка, «с ребёнком – к ценностям общества». Принципы организации гуманистического взаимодействия: Принцип диалогизации взаимодействия – ведущий принцип; позиция сотрудничества. Принцип проблематизации Принцип индивидуализации Позиции педагогического взаимодействия: 1.Позиция моносубъектной педагогики – учитель как руководитель, ученик как подчиненный; авторитет власти. 2.Гуманистическое педагогическое взаимодействие (личностное) – взаимодействие взрослого и ребёнка, «с ребёнком – к ценностям общества». Принципы организации гуманистического взаимодействия: Принцип диалогизации взаимодействия – ведущий принцип; позиция сотрудничества. Принцип проблематизации Принцип индивидуализации

Позиции педагогического взаимодействия: 1.Позиция моносубъектной педагогики – учитель как руководитель, ученик как подчиненный; авторитет власти. 2.Гуманистическое педагогическое взаимодействие (личностное) – взаимодействие взрослого и ребёнка, «с ребёнком – к ценностям общества». Принципы организации гуманистического взаимодействия: Принцип диалогизации взаимодействия – ведущий принцип; позиция сотрудничества. Принцип проблематизации Принцип индивидуализации Принцип персонификации - требует адекватного выражения чувств и переживаний. Позиции педагогического взаимодействия: 1.Позиция моносубъектной педагогики – учитель как руководитель, ученик как подчиненный; авторитет власти. 2.Гуманистическое педагогическое взаимодействие (личностное) – взаимодействие взрослого и ребёнка, «с ребёнком – к ценностям общества». Принципы организации гуманистического взаимодействия: Принцип диалогизации взаимодействия – ведущий принцип; позиция сотрудничества. Принцип проблематизации Принцип индивидуализации Принцип персонификации - требует адекватного выражения чувств и переживаний.

Педагогическое общение -вторая сторона педагогического взаимодействия. Общение – это взаимодействие двух или нескольких людей при котором происходит обмен информацией и влияние одной личности на другую. Педагогическое общение -вторая сторона педагогического взаимодействия. Общение – это взаимодействие двух или нескольких людей при котором происходит обмен информацией и влияние одной личности на другую.

Педагогическое общение -вторая сторона педагогического взаимодействия. Общение – это взаимодействие двух или нескольких людей при котором происходит обмен информацией и влияние одной личности на другую. Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата, психологическую оптимизацию обучения и развитие личности учащегося. Педагогическое общение -вторая сторона педагогического взаимодействия. Общение – это взаимодействие двух или нескольких людей при котором происходит обмен информацией и влияние одной личности на другую. Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата, психологическую оптимизацию обучения и развитие личности учащегося.

Педагогическое общение -вторая сторона педагогического взаимодействия. Общение – это взаимодействие двух или нескольких людей при котором происходит обмен информацией и влияние одной личности на другую. Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата, психологическую оптимизацию обучения и развитие личности учащегося. Специфика – выполняет обучающую и воспитывающую функции. Основа – стиль руководства: Авторитарный Демократический Либерально – попустительский Педагогическое общение -вторая сторона педагогического взаимодействия. Общение – это взаимодействие двух или нескольких людей при котором происходит обмен информацией и влияние одной личности на другую. Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата, психологическую оптимизацию обучения и развитие личности учащегося. Специфика – выполняет обучающую и воспитывающую функции. Основа – стиль руководства: Авторитарный Демократический Либерально – попустительский

СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ (В.А. Канн-Калик) 1.Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. 2.Общение на основе дружеского расположения (педагог – наставник). 3.Общение – дистанция, которое прослеживается во взаимоотношениях в обучении и в воспитании. 4.Общение – устранение, являющееся негативной формой общения, вскрывающее педагогическую несостоятельность. 5.Общение – заигрывание, характерное для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. 1.Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. 2.Общение на основе дружеского расположения (педагог – наставник). 3.Общение – дистанция, которое прослеживается во взаимоотношениях в обучении и в воспитании. 4.Общение – устранение, являющееся негативной формой общения, вскрывающее педагогическую несостоятельность. 5.Общение – заигрывание, характерное для молодых преподавателей, стремящихся к популярности.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ Интерес к людям и работе с ними; наличие потребности и умения общения, общительность. Способность эмоциональной эмпатии и понимания людей. Гибкость, оперативно – творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения. Умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении. Умение управлять собой. Умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий. Хорошие вербальные способности. Способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применение различных приёмов воздействия). Интерес к людям и работе с ними; наличие потребности и умения общения, общительность. Способность эмоциональной эмпатии и понимания людей. Гибкость, оперативно – творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения. Умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении. Умение управлять собой. Умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий. Хорошие вербальные способности. Способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применение различных приёмов воздействия).