Российская академия наук, Ассоциация инженерного образования России, Томский политехнический университет ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ: ИНТЕГРАЦИЯ АКАДЕМИЧЕСКИХ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кадровый потенциал науки как фактор инновационного развития Крайнего Севера Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры ЯНГИ Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры.
Advertisements

Возможность адаптации зарубежного опыта в области инновационной деятельности ВУЗа зам. проректора по науке и инновациям Кузьмина С.Н.
2 декабря 2009, г. Санкт-Петербург «Вузы транспорта – основа инновационного развития отрасли» Президент Ассоциации вузов транспорта РФ, ректор Московского.
Инновационные университеты Томска. Томск – общепризнанный университетский центр России. В его 6 университетах получают высшее образование свыше 80 тысяч.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Финансовый университет Абрамова М.А.. «Успех ждет тех, кто создает изменения» /Р.Ф.Брунер/ Наш девиз: «Мы ценим прошлое, но, основываясь на достигнутом,
Роль представителей работодателей в организации подготовки кадров по программам опережающего обучения Гл.специалист НФПК Лыков М.М.
Магистерская программа ФИНАНСОВАЯ ЭКОНОМИКА ИНВЕСТИЦИОННО - СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ( НАПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКА )
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
ПРОГРАММА СРЕДНЕСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТГАМЭУП НА ПЕРИОД
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
ПРИНЦИПЫ ВНУТРИКОЛЛЕДЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ СМК Тубер И.И., директор ЮУрГТК, к.п.н., заслуженный учитель РФ.
Подготовка инновационных кадров в НГГУ для дошкольных учреждений к.психол.наук, доцент, член-корреспондент Балтийской педагогической академии, декан факультета.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
Облецова В.Н. Филиал ФГБОУ ВПО «Московский государственный открытый университет имени В.С. Черномырдина » в г. Смоленске г. Смоленск, Россия.
Выполнила студентка 2 курса технологического факультета Потапова Надежда.
ПЕРВЫЙ ВОРОНЕЖСКИЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФОРУМ Партнерство регионов - конкурентоспособность России Титов В.Т., ректор, председатель Совета ректоров, д.филол.н.,
Никитаева А.Ю. Проектное обучение в университете : задачи, особенности, модели управления.
15 декабря 2009, г. Москва «Вузы транспорта – основа инновационного развития отрасли» Президент Ассоциации вузов транспорта РФ, ректор Московского государственного.
Инновационная структура университетского комплекса.
Транксрипт:

Российская академия наук, Ассоциация инженерного образования России, Томский политехнический университет ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ: ИНТЕГРАЦИЯ АКАДЕМИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ Месяц Г.А., Похолков Ю.П., Чучалин А.И., Агранович Б.Л., Чудинов В.Н. 2003

В течение последнего времени университеты практически всех стран мира находятся в состоянии стресса и поиска адекватного ответа на вызовы наступившего века, основными из которых можно назвать: В течение последнего времени университеты практически всех стран мира находятся в состоянии стресса и поиска адекватного ответа на вызовы наступившего века, основными из которых можно назвать: сокращение финансирования образования со стороны государства; сокращение финансирования образования со стороны государства; повышение требований потребителей к качеству образовательных услуг и результатам научных исследований; повышение требований потребителей к качеству образовательных услуг и результатам научных исследований; непрерывное образование и стремительный рост количества обучаемых разного возраста; непрерывное образование и стремительный рост количества обучаемых разного возраста; жесткая конкуренция на региональном, национальном и мировом рынке образовательных услуг, конкуренция традиционных способов с иными формами освоения знаний; жесткая конкуренция на региональном, национальном и мировом рынке образовательных услуг, конкуренция традиционных способов с иными формами освоения знаний; низкая производительность педагогического труда и учебной деятельности студентов; низкая производительность педагогического труда и учебной деятельности студентов; потеря университетами бывшей стабильности, особенно в области содержания и технологии образования. потеря университетами бывшей стабильности, особенно в области содержания и технологии образования. Социально - экономические условия России еще более усиливают и обостряют эти вызовы. Социально - экономические условия России еще более усиливают и обостряют эти вызовы.

Рассмотрим масштабы сокращения государственного финансирования образования за последнее десятилетие: Россия: удельный вес финансирования образования в ВВП сократился в три раза и составляет 0,4% от ВВП ( Отчет Европейского банка реконструкции и развития, Лондон,1998 ). Расходы на образование снизились за этот период и в других странах мира : Франция от 5,7% до 3,7% от ВВП Германия от 6,1% до 4,3% от ВВП Англия от 5,2% до 4,1% от ВВП США от 5,2% до 4,7% от ВВП

Качество образования в области техники и технологии определяется сегодня потребителем способностью специалиста комплексно сочетать исследовательскую, проектную и предпринимательскую деятельность, ориентированную на создание высокоэффективных производящих структур, стимулирующих рост и развитие различных сфер деятельности. Сложность подготовки такого профессионала связана с необходимостью соединить глубокое освоение фундаментальных знаний с изучением инженерного дела и овладением инженерным творчеством, а также предпринимательским искусством.

Повышение требований потребителей к качеству образовательных услуг и результатам научных исследований связано с фундаментализацией образования, формированием культуры инновационного мышления, специальной подготовкой по трансферу технологий и др.

Расширение и углубление междисциплинарных знаний, обеспечивающих инновационную деятельность в проблемных ситуациях наука проектирование предпринимательство Формирование методологической культуры профессиональной деятельности познавательной деятельности коммуникативной деятельности аксиологической деятельности Обеспечение синтеза естественно-научного и гуманитарного знания, переход к комплексным критериям продуктивности эффективности качества Расширение научного базиса социально-профессиональной деятельности методологизация генерализация моделирование ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Многокритериальной постановки и решения инновационных задач ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ИННОВАЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ научной деятельности проектной деятельности предпринимательской деятельности научной деятельности проектной деятельности предпринимательской деятельности Нелинейного мышления научной деятельности проектной деятельности предпринимательской деятельности Устойчивых навыков владения информационной технологией

Усвоение знаний и формирование методов системного проектирования, программирования роста и развития Усвоение знаний и формирование методов менеджмента, маркетинга и предпринимательской деятельности Овладение иностранными языками на уровне, обеспечивающем профессиональную деятельность в иноязычной среде Формирование научных основ и методов трансфера технологий СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПО ТРАНСФЕРУ ТЕХНОЛОГИЙ

В условиях рыночной экономики кардинально изменяется окружающая внешняя среда, что ставит перед университетом задачи не только научиться адекватно отвечать на рассмотренные выше вызовы, но и искать инновационные стратегические решения по становлению и развитию университета как системы предпринимательского типа, по изменениям в методах и организации менеджмента, содержании и технологиях образования, взаимоотношениях с промышленностью, отраслевыми и академическими НИИ.

Россия, имея за собой более чем 300-летнюю историю науки и инженерного образования и такую же промышленную родословную, накопила огромный интеллектуальный потенциал, который остается сегодня главным её богатством. По согласованным оценкам отечественных (Российская инженерная Академия, Ассоциация инженерного образования России, Лига независимых ученых России) и зарубежных (Всемирный банк реконструкции и развития) экспертов существующая в России интеллектуальная собственность в 10 раз превосходит по стоимости российские основные фонды. В вузах и научных организациях при них, академических и отраслевых НИИ на сегодня накоплено свыше 40 тыс. высоких технологий, наукоемких разработок и законченных проектов на научно-техническую продукцию.

Задача заключается в интеграции этого интеллектуального богатства и введении его в хозяйственный оборот. Как показывает отечественный и зарубежный опыт, для решения поставленной задачи одной исследовательской или образовательной деятельности недостаточно. Сверхзадача эффективного использования этого интеллектуального богатства может быть решена за счет интеграции университетских, академических и отраслевых исследовательских структур в систему предпринимательского типа – инновационный университет.

О существовании таких тенденций в мире свидетельствует появление еще в 1998 году монографии Б.Кларка «Интерпренерский университет. Пути трансформации…». В книге приведен анализ изменений, происходящих в ведущих, известных университетах мира, таких как Warwick University (Англия), Twente University (Голландия), University of Strafhclyde (Шотландия), Chalmers University of technology (Швеция), University of Jolasun (Финляндия).

Ряд ведущих российских и зарубежных университетов формируют концепции «исследовательских университетов», «академических университетов», « инновационных университетов» и активно работают над соответствующим преобразованием своих университетов. В России это Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Санкт-Петербургский государственный технический университет, Южно-российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт), Новосибирский государственный технический университет, Томский государственный университет, Томский политехнический университет.

Анализ деятельности Томского политехнического университета в 2002 г. и оценка выполнения Комплексной программы развития указывают на ограничение перспектив достижения поставленных стратегических целей в заявленный временной период вследствие недостаточно адекватного реагирования университета на меняющиеся вызовы внешней среды В университете в марте 2003 года прошла научно- методическая конференция, посвященная проблемам трансформации технического университета в «академический инновационный университет», на которой группой авторов (Агранович Б.Л., Вайсбурд Д.И., Месяц Г.А., Власов В.А., Похолков Ю.П., Пушных В.А., Чубик П.С., Чудинов В.Н., Чучалин А.И.) была представлена концепция такой трансформации на примере Томского политехнического университета.

Основными принципами трансформации Томского политехнического университета в «академический инновационный университет» являются: 1.Развитие инновационного образования с применением междисциплинарных, проблемно- и проектно-ориентированных технологий обучения. 2.Опережающая подготовка элитных специалистов на основе интеграции академического образования и научных исследований в наиболее перспективных областях знаний. 3.Расширение академической базы университета, стимулирование развития фундаментальных исследований и инновационной деятельности.

4.Формирование инновационной корпоративной культуры университета и внутренней конкурентной среды. 5.Совершенствование структуры и управления университетом на основе гибкого сочетания самоуправления и административного менеджмента. 6.Диверсификация источников финансирования университета и активный «фандрайзинг» (поиск и привлечение денежных средств). 7.Развитие инфраструктуры взаимодействия университета с внешней средой. Рассмотрим несколько детальнее возможные направления реализации указанных принципов.

мировых информационных ресурсов и баз знаний, «бенчмаркинга» с ориентацией на лучшие отечественные и зарубежные аналоги образовательных программ; мировых информационных ресурсов и баз знаний, «бенчмаркинга» с ориентацией на лучшие отечественные и зарубежные аналоги образовательных программ; международной аккредитации образовательных программ, позволяющих обеспечить их конкурентоспособность на мировом рынке; международной аккредитации образовательных программ, позволяющих обеспечить их конкурентоспособность на мировом рынке; предпринимательских идей в содержании курсов; предпринимательских идей в содержании курсов; проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению естественных и технических наук; проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению естественных и технических наук; активных методов «контекстного обучения» и «обучения на основе опыта»; активных методов «контекстного обучения» и «обучения на основе опыта»; методов «case studies», основанных на практике; методов «case studies», основанных на практике; проектно-организованных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических инженерных задач. проектно-организованных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических инженерных задач. Развитие инновационного образования предполагает целенаправленное формирование определенных знаний, умений и методологической культуры, а также комплексную подготовку специалистов к инновационной инженерной деятельности за счет использования :

многоступенчатом конкурсном отборе способных студентов; многоступенчатом конкурсном отборе способных студентов; усилении роли фундаментального, в первую очередь физико-математического, образования; усилении роли фундаментального, в первую очередь физико-математического, образования; максимальной интеграции университета, институтов Российской академии наук, других научных и производственных организаций в учебном процессе; максимальной интеграции университета, институтов Российской академии наук, других научных и производственных организаций в учебном процессе; методах обучения работе в команде с формированием групп, включающих будущих исследователей, разработчиков, экономистов и менеджеров; методах обучения работе в команде с формированием групп, включающих будущих исследователей, разработчиков, экономистов и менеджеров; мотивации всех участников процесса : студентов, преподавателей, научных организаций и работодателей; мотивации всех участников процесса : студентов, преподавателей, научных организаций и работодателей; создании условий для перехода от учебно- образовательного к научно-образовательному процессу подготовки специалистов. создании условий для перехода от учебно- образовательного к научно-образовательному процессу подготовки специалистов. Подготовка элитных специалистов строится на :

организационного оформления взаимодействия университета и институтов Российской академии наук, отраслевых НИИ; организационного оформления взаимодействия университета и институтов Российской академии наук, отраслевых НИИ; объединения их научно-технической базы и финансовых ресурсов с целью выполнения совместных проектов через создание учебно-научных центров по приоритетным направлениям развития науки и техники; объединения их научно-технической базы и финансовых ресурсов с целью выполнения совместных проектов через создание учебно-научных центров по приоритетным направлениям развития науки и техники; создания совместных международных лабораторий и участия в международных программах; создания совместных международных лабораторий и участия в международных программах; устойчивого системного взаимодействия по проведению совместных интеграционных фундаментальных научных исследований; устойчивого системного взаимодействия по проведению совместных интеграционных фундаментальных научных исследований; разработки комплексной программы подготовки элитных специалистов для Российской академии наук и ведущих отраслей промышленности; разработки комплексной программы подготовки элитных специалистов для Российской академии наук и ведущих отраслей промышленности; развития инновационной инфраструктуры университета, привлечения эффективных менеджеров к управлению подразделениями вуза (учебно-научными центрами) и создания системы их подготовки и переподготовки. развития инновационной инфраструктуры университета, привлечения эффективных менеджеров к управлению подразделениями вуза (учебно-научными центрами) и создания системы их подготовки и переподготовки. Расширение академической базы университета, стимулирование развития фундаментальных исследований и инновационной деятельности планируется реализовать на основе :

развитие корпоративной культуры в направлении координаты «конкуренция»; развитие корпоративной культуры в направлении координаты «конкуренция»; поддержка достаточного уровня культуры типа «иерархия»; поддержка достаточного уровня культуры типа «иерархия»; усиление в корпоративной культуре ряда структурных подразделений университета составляющей «адхократия», а также создание дочерних компаний с корпоративной культурой преимущественно данного типа. усиление в корпоративной культуре ряда структурных подразделений университета составляющей «адхократия», а также создание дочерних компаний с корпоративной культурой преимущественно данного типа. Формирование инновационной корпоративной культуры университета и внутренней конкурентной среды предполагает :

четко сформулировать миссию университета, разделяемую большинством руководителей и сотрудников, готовых ее реализовать; четко сформулировать миссию университета, разделяемую большинством руководителей и сотрудников, готовых ее реализовать; усилить роль общественных институтов в управлении университетом; усилить роль общественных институтов в управлении университетом; повысить эффективность стратегического планирования; повысить эффективность стратегического планирования; сформировать организационную структуру университета, адекватную требованиям внешней среды; сформировать организационную структуру университета, адекватную требованиям внешней среды; развивать маркетинговые исследования по основным направлениям деятельности университета; развивать маркетинговые исследования по основным направлениям деятельности университета; активизировать непрерывные процессы самоанализа, самооценки и самoаттестации университета; активизировать непрерывные процессы самоанализа, самооценки и самoаттестации университета; гармонизировать всю систему управления университетом с принципами всеобщего управления качеством ( «Total quality management, TQM» ) и требованиями международного стандарта ISO ; гармонизировать всю систему управления университетом с принципами всеобщего управления качеством ( «Total quality management, TQM» ) и требованиями международного стандарта ISO ; повысить профессионализм университетских менеджеров. повысить профессионализм университетских менеджеров. Для совершенствования внутренней структуры и управления университетом на основе сочетания самоуправления и административного менеджмента необходимо :

выполнения научно - технических разработок (НИР, ОКР, и т.д.); выполнения научно - технических разработок (НИР, ОКР, и т.д.); создания и реализации инновационной технологической продукции (опытное и мелкосерийное производство); создания и реализации инновационной технологической продукции (опытное и мелкосерийное производство); реализации образовательных услуг и инновационных образовательных технологий; реализации образовательных услуг и инновационных образовательных технологий; выполнения крупных, в том числе международных, проектов; выполнения крупных, в том числе международных, проектов; расширения консалтинговых услуг; расширения консалтинговых услуг; аренды не используемых помещений университета; аренды не используемых помещений университета; даров спонсоров и меценатов; даров спонсоров и меценатов; пожертвований выпускников университета; пожертвований выпускников университета; социально-культурного сервиса. социально-культурного сервиса. Диверсификация источников финансирования университета предполагает более активный поиск и привлечение денежных средств за счет :

значительной активизации деятельности Совета попечителей университета; значительной активизации деятельности Совета попечителей университета; активного вовлечения в деятельность университета Ассоциации выпускников и ее филиалов; активного вовлечения в деятельность университета Ассоциации выпускников и ее филиалов; расширения взаимодействия и создания совместных структур с институтами Российской академии наук; расширения взаимодействия и создания совместных структур с институтами Российской академии наук; активного привлечения существующих малых Hi-Tech предприятий к внедрению инновационных разработок университета и создания новых «венчурных» компаний; активного привлечения существующих малых Hi-Tech предприятий к внедрению инновационных разработок университета и создания новых «венчурных» компаний; развития совместной деятельности с крупными промышленными предприятиями и комплексами; развития совместной деятельности с крупными промышленными предприятиями и комплексами; Развитие инфраструктуры взаимодействия университета с внешней средой требует:

расширения взаимодействия с довузовскими образовательными учреждениями, создания образовательных комплексов; расширения взаимодействия с довузовскими образовательными учреждениями, создания образовательных комплексов; углубления кооперации с российскими и зарубежными университетами и научными организациями, создания совместных, эффективно действующих структур; углубления кооперации с российскими и зарубежными университетами и научными организациями, создания совместных, эффективно действующих структур; расширения сети филиалов и представительств университета в России и за рубежом; расширения сети филиалов и представительств университета в России и за рубежом; активного взаимодействия с различными российскими и зарубежными ассоциациями, фондами и общественными организациями; активного взаимодействия с различными российскими и зарубежными ассоциациями, фондами и общественными организациями; эффективной непрерывной работы с министерствами и ведомствами; эффективной непрерывной работы с министерствами и ведомствами; развития отношений с законодательной и исполнительной властью на всех уровнях. развития отношений с законодательной и исполнительной властью на всех уровнях.

Перестройка деятельности университета на инновационный путь развития потребует адекватной организационной структуры управления университетом.

СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО ИННОВАЦИОННОГО УНИВЕРСИТЕТА Представители Ассоциации выпускников университета Члены попечительского Совета университета Представители трудового коллектива университета Члены Ученого Совета университета К О Н Ф Е Р Е Н Ц И Я А С С А М Б Л Е Я ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ П Р Е З И Д Е Н Т АССОЦИАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ УЧЕНЫЙ СОВЕТ П е р в ы й По учебной работе По научной работе По международному сотрудничеству По административно- хозяйственной работе По экономикеПо внеучебной работе и социальным вопросам По информатизацииПо режиму ПРОРЕКТОРЫ И ДЕПАРТАМЕНТЫ Р Е К Т О Р Отдел стратегичес- кого планирования Отдел между- народных программ и фондов Служба маркетинга Служба сопровож- дения карьеры выпускников П О Д Р А З Д Е Л Е Н И Я У Н И В Е Р С И Т Е Т А АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА Р Е К Т О Р А Т

Структура управления инновационного университета включает систему самоуправления, высшими представительными органами которого являются Ассамблея университета и университетская конференция, и административного управления, которое реализуется высшими должностными лицами университета – ректором, проректорами и др. В инновационном университете формируются два контура управления - стратегического управления, возглавляемого Президентом университета и реализуемого службами администрации Президента университета (отдел стратегического управления, служба маркетинга, аудиторская служба и т.д.) и исполнительной власти, возглавляемой ректором и реализуемой традиционными и вновь создаваемыми службами университета (управление персоналом, программно-целевыми отделами и т.д.).

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ !