Девиантное поведение: диагностика, профилактика, коррекция « … Исследуя современное общество все больше задаешься вопросом: нормально ли оно?» Эрих Фромм.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Налоги в экономической системе общества Представление дисциплины.
Advertisements

СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
Коррекция поведенческих отклонений дошкольников для студентов направления подготовки Педагогическое образование, профиль: «Дошкольное образование»
«Профессионально- этические основы социальной работы» Представление дисциплины.
ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ. Программа профессиональной переподготовки «Психология управления» призвана ознакомить слушателей с теоретическими и прикладными.
Цель исследования Цель исследования: выявить и научно обосновать психолого- педагогические средства предупреждения и преодоления отклонений в поведении.
Методология педагогики и ее уровни.. Понятие методология педагогической науки. Термин методология в научной лексике используется в нескольких смыслах:
Активизация самостоятельной работы студентов при изучении специациальных и факультативных дисциплин. Исполнитель: Щербаков И.А. Научный руководитель: д.п.н.
Организация личностно- ориентированного тренинга с учащимися с девиантным поведением для студентов направления подготовки Педагогическое образование.
Цель исследования Цель исследования: выявить и научно обосновать психолого- педагогические средства предупреждения и преодоления отклонений в поведении.
ОСНОВНОЙ КУРС ВАЛЕОЛОГИИ. ЛЕКЦИЯ 1 ВАЛЕОЛОГИЯ-НАУКА ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОМ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВАЛЕОЛОГИИ. ОСНОВНЫЕ.
Культурное пространство Сибирского региона Направление «Регионоведение России» профиль подготовки «Сибирский регион в России и мире» Квалификация.
Актуальность темы связана с современным этапом развития социально-политической системы РБ, процессом трансформации белорусского общества, влиянием политической.
Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения. Составитель: Хорошева О.В. факультет СКиФ 1 курс.
«Управление конфликтами» Вводный курс вперё д. О преподавателе Гацуц Марина Алексеевна Преподаватель колледжа Экономики Управления и Права ДГТУ вперё.
Инновационный менеджмент Представление дисциплины.
Тема 3. Методология политической науки Институт международных отношений и социальных технологий Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ.
Профилактика и коррекция отклоняющегося поведения дошкольников для студентов направления подготовки Педагогическое образование (для всех профилей)
Термин «социология» наука об обществе (лат. societa, общество + гр. logos, слово, учение, понятие). Автор термина "Социология" - Огюст Конт. Социология.
Транксрипт:

Девиантное поведение: диагностика, профилактика, коррекция « … Исследуя современное общество все больше задаешься вопросом: нормально ли оно?» Эрих Фромм Эрих Фромм

Общие сведения по дисциплине « Девиантное поведение: диагностика, профилактика, коррекция» читается для специальности «Социальная работа» читается для специальности «Социальная работа» Важность изучения дисциплины заключается в необходимости формирования у будущих специалистов по социальной работе системы знаний о сущности, основных видах девиантного поведения, его детерминантах, основных направлениях его профилактики и коррекции, что позволит подготовить их к последующей индивидуальной работе с лицами девиантного поведения в контексте профессиональной деятельности заключается в необходимости формирования у будущих специалистов по социальной работе системы знаний о сущности, основных видах девиантного поведения, его детерминантах, основных направлениях его профилактики и коррекции, что позволит подготовить их к последующей индивидуальной работе с лицами девиантного поведения в контексте профессиональной деятельности Сфера профессионального использования: Данный систематизированный материал посвященный проблемам генезиса и детерминации девиантного поведения, является необходимым не только для студентов, но и практических социальных работников, социальных педагогов, а также социальных психологов. Данный систематизированный материал посвященный проблемам генезиса и детерминации девиантного поведения, является необходимым не только для студентов, но и практических социальных работников, социальных педагогов, а также социальных психологов.

Краткое описание дисциплины: «Девиантное поведение: диагностика, профилактика, коррекция» является одной из общепрофессиональных дисциплин основной образовательной программы подготовки специалиста по специальности Социальная работа. В рамках изучения данной дисциплины освещаются основные подходы к исследованию детерминации девиантного поведения, важнейшие формы и направления профилактики социальных отклонений, основные принципы их диагностики и коррекции. При освещении сущности девиантного поведения как социального феномена, автором показываются проблемные вопросы в его концептуализации, выявляются его тенденции и особенности современных социокультурных условиях.

Цели и задачи дисциплины Цели: Цели: формировании у студентов системы знаний : формировании у студентов системы знаний : о сущности девиантного поведения как социального феномена; о сущности девиантного поведения как социального феномена; базовых теоретико-методологических подходах к исследованию причин формирования девиантной тратегии поведения; базовых теоретико-методологических подходах к исследованию причин формирования девиантной тратегии поведения; основных технологиях предупреждения роста асоциальных форм девиантного поведения. основных технологиях предупреждения роста асоциальных форм девиантного поведения. Задачи: формирование системы знаний об исторических периодах, закономерностях, этанах исследования девиантного поведения как социального феномена; изучение классических теоретико- методологических подходов к объяснению причин девиантного поведения; рассмотрение сущности социальных норм и ценностей как основных регуляторов социального поведения личности; овладение методами диагностики девиантного поведения личности; изучение основных методов и форм психокоррекционной работы с лицами девиантного поведения в контексте социальной работы.

Место курса «Девиантное поведение: диагностика, профилактика, коррекция» среди смежных дисциплин Данный курс дает необходимые знания для успешного освоения целого ряда как общепрофессиональных («Теория социальной работы», «Технология социальной работы»), так и специальных («Семьеведение», «Технология социальной работы с семьей») и других дисциплин. Данный курс дает необходимые знания для успешного освоения целого ряда как общепрофессиональных («Теория социальной работы», «Технология социальной работы»), так и специальных («Семьеведение», «Технология социальной работы с семьей») и других дисциплин. Для эффективного освоения тем дисциплины необходимо предворительное изучение дисциплин: «Культурология», «Социология», «Педагогика», «Психология», «История социальной работы» Для эффективного освоения тем дисциплины необходимо предворительное изучение дисциплин: «Культурология», «Социология», «Педагогика», «Психология», «История социальной работы»

Начальные знания, умения: Студент должен знать: основные философские концепции зарубежных и отечественных ученых истории и современности; основные философские концепции зарубежных и отечественных ученых истории и современности; классические и современные теории в структуре социологических парадигм; классические и современные теории в структуре социологических парадигм; основные этапы развития социальной работы в мире; основные технологии социальной работы; основные этапы развития социальной работы в мире; основные технологии социальной работы; иметь представлении о методах эмпирического социологического исследования. иметь представлении о методах эмпирического социологического исследования. Студент должен уметь: ориентироваться в специфике специальности «Социальная работа»; анализировать, обобщать, сравнивать, дифференцировать получаемый материал.

Итоговые знания и умения: Студент должен знать: о сущности девиантного поведения как социального феномены; о сущности девиантного поведения как социального феномены; теоретико-методологические подходы к изучению причин девиантного поведения; теоретико-методологические подходы к изучению причин девиантного поведения; сущность понятий «соуиальная нормы», «ценности» и «девиантное поведение»; сущность понятий «соуиальная нормы», «ценности» и «девиантное поведение»; историю изучения девиантного поведения как социальной проблемы. историю изучения девиантного поведения как социальной проблемы. Студент должен уметь: применять основные диагностические методы исследования девиантного поведения; ориентироваться в направлениях превенций и интервенций девиантного поведения; методах психокоррекционной работы с личностью девиантного поведения

Сдержание лекционного курса Тема 1. Девиантное поведение: сущность и основные подходы к изучению. Тема 1. Девиантное поведение: сущность и основные подходы к изучению. Тема 2. Превенции и интервенции девиантного поведения Тема 2. Превенции и интервенции девиантного поведения

Тема 1. Девиантное поведение: сущность и основные подходы к изучению. Понятие «девиантное поведение» довольно давно является предметом изучения исследователей социально-гуманитарного цикла. Оно получило широкое теоретическое осмысление в западных и отечественных социологических, психологических, юридических, педагогических концепциях с позиций междисциплинарного подхода. Однако до настоящего времени нет единой точки зрения в отношении употребления понятия «девиантное поведение». Анализ определений предложенных отечественными и зарубежными авторами, показывает, что под девиантным поведением понимается достаточно широкий спектр отклонений в индивидуальном и групповом поведении, а подход к его изучению детерминируется научными интересами автора. В наиболее широком смысле девиантное поведение определяет любые поведенческие отклонения от установившихся в обществе социальных норм, начиная от самых незначительных и заканчивая уголовно наказуемыми. Причины девиантного поведения принято рассматривать с точки зрения базовых подходов сформировавшихся в социологической и других гуманитарных науках. В зависимости от определения источника отклонений, группы теорий можно разделить на биологические, психологические, социологические (социальный позитивизм, структурный функционализм, социальный интеракционизм), культурологические, политические (теория конфликта). Девиантное поведение неразрывно связано с понятием социальной нормы. Социальная норма представляет собой своеобразный предел, меру допустимого поведения, некое среднее значение наиболее распространенных явлений и видов поведения. Важной проблемой является трудность практического различения нормы и отклонения. Понятие «девиантное поведение» довольно давно является предметом изучения исследователей социально-гуманитарного цикла. Оно получило широкое теоретическое осмысление в западных и отечественных социологических, психологических, юридических, педагогических концепциях с позиций междисциплинарного подхода. Однако до настоящего времени нет единой точки зрения в отношении употребления понятия «девиантное поведение». Анализ определений предложенных отечественными и зарубежными авторами, показывает, что под девиантным поведением понимается достаточно широкий спектр отклонений в индивидуальном и групповом поведении, а подход к его изучению детерминируется научными интересами автора. В наиболее широком смысле девиантное поведение определяет любые поведенческие отклонения от установившихся в обществе социальных норм, начиная от самых незначительных и заканчивая уголовно наказуемыми. Причины девиантного поведения принято рассматривать с точки зрения базовых подходов сформировавшихся в социологической и других гуманитарных науках. В зависимости от определения источника отклонений, группы теорий можно разделить на биологические, психологические, социологические (социальный позитивизм, структурный функционализм, социальный интеракционизм), культурологические, политические (теория конфликта). Девиантное поведение неразрывно связано с понятием социальной нормы. Социальная норма представляет собой своеобразный предел, меру допустимого поведения, некое среднее значение наиболее распространенных явлений и видов поведения. Важной проблемой является трудность практического различения нормы и отклонения.

Тема 2. Превенции и интервенции девиантного поведения В социальной работе с лицами девиантного поведения приоритетными направлениями являются превенции, связанные с профилактикой и предупреждением факторов, способствующих формированию девиантной стратегии поведения, затрагивающие различные аспекты макро и микро среды (психологические, социально-экономические, культурные, правовые), которые при определенном стечении обстоятельств, могут рассматриваться как рискологические. А так же интервенции, связанные с активным вмешательством в личностное пространство девианта, с целью стимулирования позитивных изменений в поведении. Для этого применяются различные формы и методы психологической коррекции. Составляется индивидуальная программа социальной коррекции. Важное значение имеет диагностика девиантного поведения, интегрирующая в себе комплекс количественных и качественных методов. Сущность диагностики заключается в установлении определенного отклонения от нормативного функционирования объекта, его состояния и прогноза последующего развития.Целью социальной диагностики является определение критериев отклоняющегося поведения, анализ фактического и нормативного состояния поведения клиента, выявление причин и факторов формирования девиантного поведения, необходимых для разработки программы индивидуальной помощи клиенту (адаптации, реабилитации, коррекции, ресоциализации). В социальной работе с лицами девиантного поведения приоритетными направлениями являются превенции, связанные с профилактикой и предупреждением факторов, способствующих формированию девиантной стратегии поведения, затрагивающие различные аспекты макро и микро среды (психологические, социально-экономические, культурные, правовые), которые при определенном стечении обстоятельств, могут рассматриваться как рискологические. А так же интервенции, связанные с активным вмешательством в личностное пространство девианта, с целью стимулирования позитивных изменений в поведении. Для этого применяются различные формы и методы психологической коррекции. Составляется индивидуальная программа социальной коррекции. Важное значение имеет диагностика девиантного поведения, интегрирующая в себе комплекс количественных и качественных методов. Сущность диагностики заключается в установлении определенного отклонения от нормативного функционирования объекта, его состояния и прогноза последующего развития.Целью социальной диагностики является определение критериев отклоняющегося поведения, анализ фактического и нормативного состояния поведения клиента, выявление причин и факторов формирования девиантного поведения, необходимых для разработки программы индивидуальной помощи клиенту (адаптации, реабилитации, коррекции, ресоциализации).

Контрольные мероприятия В конце изучения данной дисциплины студенты должны будут сдать зачет

Глоссарий Девиантное поведение - поведение, отклоняющееся от правовых, нравственных норм и являющееся результатом асоциального развития личности, воздействия на нее негативных социальных ситуаций, совпадения, наложения негативных социальных факторов на «слабые места» личности. Девиантное поведение можно разделить на деструктивное, асоциальное (аморальное) и делинквентное (преступное). Девиантное поведение - поведение, отклоняющееся от правовых, нравственных норм и являющееся результатом асоциального развития личности, воздействия на нее негативных социальных ситуаций, совпадения, наложения негативных социальных факторов на «слабые места» личности. Девиантное поведение можно разделить на деструктивное, асоциальное (аморальное) и делинквентное (преступное). Норма социальная - исторически сложившийся в конкретном обществе предел, мера, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения людей, социальных групп, организаций. Можно, в частности выделить: культурные, нравственные, социальные, эстетические, юридические, технические нормы. Норма социальная - исторически сложившийся в конкретном обществе предел, мера, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения людей, социальных групп, организаций. Можно, в частности выделить: культурные, нравственные, социальные, эстетические, юридические, технические нормы. Санкция социальная - система оперативных средств социального контроля, социальных последствий и эффектов действия или поведения, направленная на обеспечение надлежащего исполнения предписаний, связанных с социальной ролью и нормой. Санкции: формальные, неформальные, позитивные, негативные. Санкция социальная - система оперативных средств социального контроля, социальных последствий и эффектов действия или поведения, направленная на обеспечение надлежащего исполнения предписаний, связанных с социальной ролью и нормой. Санкции: формальные, неформальные, позитивные, негативные. Субкультура - система смыслов, ценностей, средств выражения, стилей жизни, групповых норм, образцов и стереотипов поведения, создаваемых социальной группой, занимающей подчиненную социально-структкрную позицию и возникающую в качестве реакции на доминирующую в обществе систему ценностей. Субкультура - система смыслов, ценностей, средств выражения, стилей жизни, групповых норм, образцов и стереотипов поведения, создаваемых социальной группой, занимающей подчиненную социально-структкрную позицию и возникающую в качестве реакции на доминирующую в обществе систему ценностей. Аномия - Состояние индивида, социальной группы или общества в целом. При котором ослаблено или приостановлено действие ценностно-нормативных регуляторов поведения, что приводит к росту асоциальных форм девиантного поведения Аномия - Состояние индивида, социальной группы или общества в целом. При котором ослаблено или приостановлено действие ценностно-нормативных регуляторов поведения, что приводит к росту асоциальных форм девиантного поведения

Список литературы Основная Аванесов, Г.А. Криминология и социальная профилактика. – М.: Академия, – 526 с. Аванесов, Г.А. Криминология и социальная профилактика. – М.: Академия, – 526 с. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии. – М.: Социальное здоровье России, – 198 с. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии. – М.: Социальное здоровье России, – 198 с. Гилинский, Я.И. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учебное пособие. – СПб.: Петрополис, – 412 с. Гилинский, Я.И. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учебное пособие. – СПб.: Петрополис, – 412 с. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: учебное пособие для ВУЗов. – М.: ТЦ Сфера, – 160 с. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: учебное пособие для ВУЗов. – М.: ТЦ Сфера, – 160 с. Коэн, А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения // Социология сегодня. – М.: Мысль, – С Коэн, А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения // Социология сегодня. – М.: Мысль, – С Мертон, Р. Социальная теория и социальная структура [Текст] / Р. Мертон. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, – 873, [7] с. Мертон, Р. Социальная теория и социальная структура [Текст] / Р. Мертон. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, – 873, [7] с. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда: Метод социологии. – М.: Наука, – 572 с. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда: Метод социологии. – М.: Наука, – 572 с. Дюркгейм, Э. Самоубийство: Социологический этюд Пер. с фран. Ильинского А.Н. – СПб.: Союз, – 494с. Дюркгейм, Э. Самоубийство: Социологический этюд Пер. с фран. Ильинского А.Н. – СПб.: Союз, – 494с. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество. Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонов: пер. с англ. – М.: Политиздат, – 543 с. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество. Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонов: пер. с англ. – М.: Политиздат, – 543 с. Дополнительная Дополнительная Дятченко, Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. – Белгород: Центр социальных технологий, – 344 с. Дятченко, Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. – Белгород: Центр социальных технологий, – 344 с. Зудин, В.Ф. Социальная профилактика преступности. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та – 271 Зудин, В.Ф. Социальная профилактика преступности. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та – 271 Парсонс, Т. О структуре социального действия. – М.: Академический Проект, – 880 с. Парсонс, Т. О структуре социального действия. – М.: Академический Проект, – 880 с. Смелзер, Н. Социология: пер. с англ. – М.: Феникс, – 688 с. Смелзер, Н. Социология: пер. с англ. – М.: Феникс, – 688 с.