ДИЗАРТРИЯ (лат.) (дис нарушение признака или функции, артрон сочленение) ДИЗАРТРИЯ нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата Речевые нарушения Дизартрии Артикуляторные.
Advertisements

Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП Лихопуд Ирина Владимировна, учитель-дефектолог ГБОУ Центр диагностики и консультирования Краснодарского.
Подкорковая, или экстрапирамидная, дизартрия развивается в результате различных поражений подкорковых ядер головного мозга, а также нервных волокон, осуществляющих.
Кружок «Говорунчик» Речевые нарушения у детей дошкольного возраста и их коррекция Подготовила учитель-логопед Ленцова М.В.
Т тььььььььььььььь Двигательный дыхательный (центр Брока) голосовой Чувствительный артикуляционный (зона Вернике) Анатомо- физиологическая составляющая.
Тема презентации: ДИЗАРТРИЯ. СОДЕРЖАНИЕ 1.Определение дизартрия 2.Формы дизартрии 3.Причины возникновения дизартрии 4.Особенность дизартрии 5.Лечение.
Выполнила: Рашкинене Наталья Владимировна. Цель: изучить нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами.
ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ. Логопедия это специальная педагогическая наука об изучении, исправлении и предупреждении речевых нарушений. В переводе с греческого.
Изучением особенностей формирования речи детей с общим недоразвитием речи занимались такие ученые как В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Е.М. Мастюкова, Т.А.Ткаченко,
Нарушение интеллекта – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. Ведущий симптом.
Нарушения речи Нарушения речи -- собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного типа 26 «Хрусталик» ДИЗАРТРИЯ Морма Марина Витальевна учитель – логопед.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Министерство образования Калининградской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального.
Классификация речевых нарушений. Содержание Выход Классификация речевых нарушений Виды речевых нарушений в клинико-педагогической классификации Нарушение.
Ржевская Светлана Ивановна Взаимосвязь логопеда специальной (коррекционной) школы VIII вида и семьи.
Задержка психического развития – понятие, которое говорит о замедленном темпе психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание,
В помощь родителям.. Агнозия - нарушение различных видов восприятия, возникающее при различных поражениях мозга. Различают зрительные, слуховые, тактильные.
Особенности логопедической работы при нарушениях опорно- двигательного аппарата.
«Трудности при овладении чтением учащимися и пути их преодоления» Семинар-практикум для родителей.
Коррекционно- логопедическая работа по формированию звукопроизношения у детей с дизартрией Учитель - логопед МДОУ 38 «Журавленок» Бабанина Н.В. Новокуйбышевск,
Транксрипт:

ДИЗАРТРИЯ (лат.) (дис нарушение признака или функции, артрон сочленение) ДИЗАРТРИЯ нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата

Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы: в легких случаях - отдельные искажения звуков, «смазанная речь»; в более тяжелых - искажения, замены и пропуски звуков, нарушение темпа, выразительности, модуляции, в целом произношение становится невнятным; при тяжелых поражениях центральной нервной системы речь становится невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц (анартрия).

Причины дизартрии У взрослых: очаговые поражения мозга при нарушениях кровообращени я, опухолях головного мозга; инфекционные болезни нервной системы; черепно- мозговые травмы. У детей: перинатальная патология; легкая асфиксия; родовая травма; поражение нервной системы при гемолитической болезни; пороки развития нервной системы; наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем.

Распространенность дизартрии При ДЦП в 60-85% случаев; У детей без выраженных двигательных расстройств – стертая дизартрия – % случаев (связана с частотой перинатальной патологии); В клинике осложненной олигофрении (частота не определена); У взрослых при очаговых нарушениях мозга (точных данных нет).

Патогенез дизартрии Патогенез дизартрии определяется органическим поражением центральной и периферической нервной системы под влиянием различных неблагоприятных внешних (экзогенных) факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения.

Особенности дизартрии у детей смешанный характер с сочетанием различных клинических синдромов, что связано с диффузностью поражения мозговых структур сочетание дизартрии с ЗРР, ЗПР, моторной алалией, заиканием сложная дезинтеграция речевого развития в целом, так как неблагоприятное воздействие оказывается на развивающийся мозг

Психолингвистические аспекты дизартрии нарушается реализация двигательной программы за счет несформированности операций внешнего оформления высказывания: голосовых, темпо-ритмических, артикуляционно-фонетических и просодических нарушений; нарушения языковых операций на уровне процессов, связанных с выбором нужного слова (недостаточная упроченность кинестезий); недостаточность формирования общей схемы высказывания (трудности в выделении существенный и торможении побочных связей); недостаточная сформированность симультанных пространственных синтезов, что затрудняет формирование сложных логико-грамматических отношений. Это проявляется в затруднениях формирования высказывания и его декодирования.

Классификация дизартрии На основе уровня локализации поражения двигательного аппарата речи (О.В. Правдина) На основе синдромологического подхода (И.И. Панченко) По степени нарушения речи

Классификация на основе уровня локализации поражения двигательного аппарата речи Бульбарная дизартрия Псевдобульбарная дизартрия Экстрапирамидная (или подкорковая) дизартрия Мозжечковая дизартрия Корковая дизартрия

Классификация по степени нарушения речи Стертая дизартрия Дизартрия Анартрия

Симптоматика дизартрии Симптомы дизартрии Речевые симптомы Неречевые симптомы I. Синдром нарушения артикуляционной моторики II. Синдром нарушения речевого дыхания III синдром нарушения голоса и мелодико-интонационные расстройства 1.Нарушение общей моторики, тонкой моторики рук, мимики 2. Нарушение познавательных функций 3. Особенности эмоционально- волевой сферы

Синдром нарушения артикуляционной моторики Нарушение тонуса речевых мышц (гипотония, гипертония, дистония); Ограничение подвижности артикуляционного аппарата вследствие парезов и параличей; Наличие насильственных движений (гиперкинезы, тремор, синкинезии); Дискоординантные расстройства; Нарушения реципрокной иннервации; Нарушение проприоцептивной афферентной импульсации; Диспраксия (кинетическая и кинестетическая); Сохранность врожденных автоматизмов (позотонических рефлексов и рефлексов орального автоматизма).

Синдром нарушения речевого дыхания Ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи; Активный выдох укорочен и происходит обычно через нос, несмотря на постоянно полуоткрытый рот; Рассогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох; Тенденция говорить на вдохе;

Синдром нарушения голоса и мелодико-интонационные расстройства недостаточная сила голоса (голос слабый, тихий, иссякающий в процессе речи); нарушения тембра голоса (глухой, назализованный, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый; может быть гортанным, форсированным, напряженным, прерывистым и т. д.); слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона).

Таким образом: -основные симптомы дизартрии нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи определяются характером и степенью выраженности проявлений артикуляционных, дыхательных и голосовых расстройств; -при дизартрии нарушается низший фонологический уровень языка.

Обследование детей с дизартрией Обследование строится: на общем системном подходе, с учетом специфики речевых и неречевых нарушений, общего психоневрологического состояния ребенка, возраста ребенка.

Ранняя диагностика дизартрии : наличие псевдобульбарного синдрома (слабость крика или его отсутствие (афония), нарушения сосания, глотания, отсутствие или слабость некоторых врожденных безусловных рефлексов), асимметрия лица, подтекание молока из одного угла рта, отвисание нижней губы, что препятствует захвату соски или соска,

Ранняя диагностика дизартрии: недостаточная интонационная выразительность крика, голосовых реакций, сохранность врожденных безусловных рефлексов, речевые симптомы: стойкие дефекты произношения, недостаточность произвольных артикуляционных движений, голосовых реакций, неправильное положение языка в полости рта, его насильственные движения, нарушения голосообразования и речевого дыхания, задержанное развитие речи.

Диагностика стертой дизартрии Основные критерии диагностики: наличие слабо выраженных, но специфических артикуляционных нарушений (ограничение объема наиболее тонких и дифференцированных артикуляционных движений, в частности недостаточность загибания кончика языка вверх, асимметричное положение вытянутого вперед языка, его тремор и беспокойство в этом положении, изменения конфигурации); наличие синкинезий (движение нижней челюсти при движении языка вверх, движений пальцев рук при движениях языка);

Диагностика стертой дизартрии замедленный темп артикуляционных движений; трудность удержания артикуляционной позы; трудность в переключении артикуляционных движений; стойкость нарушений звукопроизношения и трудность автоматизации поставленных звуков; наличие просодических нарушений.

Функциональные пробы Проба 1. Ребенка просят открыть рот, высунуть язык вперед и удерживать его неподвижно по средней линии и одновременно следить глазами за перемещающимся в боковых направлениях предметом. Проба является положительной и свидетельствует о дизартрии, если в момент движений глаз отмечается некоторое отклонение языка в эту же сторону.

Функциональные пробы Проба 2. Ребенка просят выполнять артикуляционные движения языком, положив при этом руки на его шею. При наиболее тонких дифференцированных движениях языка ощущается напряжение шейной мускулатуры, а иногда и видимое движение с закидыванием головы, что свидетельствует о дизартрии.

Логопедическое заключение составляется совместно врачом и логопедом Псевдобульбарная дизартрия. Фонетический дефект. Псевдобульбарная дизартрия. Фонетико- фонематическое недоразвитие. У школьника могут быть варианты: Псевдобульбарная дизартрия. Фонетико- фонематическое недоразвитие. Артикуляторно-акустическая дисграфия. Псевдобульбарная дизартрия. Общее недоразвитие речи (III уровень). (по Л.С. Волковой)